Звезда пленительного счастья

     После окончания летней экзаменационной сессии по итогам 3-го курса  в начале июля 1969 года я отправился на полевую практику. Она проходила на университетской биостанции в Больше Березниковском районе республики Мордовия.

    Базировались мы в полевом лагере на берегу Суры напротив Ульяновского берега. Там еще с мая месяца работали наши товарищи на курс старше. Главной задачей сезона была предстоящая водная экспедиция в низовья  Суры с целью дойти до Волги. А пока мы занимались подготовкой оборудования, матчасти и потихоньку набирали и обрабатывали научный материал - кто для курсовых, а кто уже и для дипломных работ.
     Тема моей курсовой мне была объявлена  заранее и она предполагала исследование сурских притоков.

     И вот в один прекрасный день меня переправили на противоположный берег, и я направился к устью правого притока Суры речки Аргаш. До места всего-то полтора километра, а далее я неспешно пошел вдоль русла, выполняя комплекс полевых исследований.

      Не прошел я десяти километров по берегу этой речки, как вдруг из прибрежных зарослей   увидел совершенно необычное для сельской местности строение. Это был огромный пятиглавый храм с еще необвалившейся штукатуркой и сохранившимися крестами на башенках.

      Подошел. Сфотографировал. Обошел строение вокруг. И заметил, что от небольшого домика неподалеку,  ко мне направляется какой-то человек. Поздоровались. Худенький, седой старичок спросил: Вы кто? Интересуетесь?
 - Да! Вот только вижу это впервые и совсем не знаю что это такое здесь?
 А дедку  такой вопрос, как я понял, бальзам на душу.
    Понял, что поговорить он любитель а тут слушатель свежий нашелся с какой-то другой цивилизованной стороны.

  Вот что запомнилось мне из той беседы (июль 1969)
 - Эту  церковь построила графиня Р…… - назвал фамилию с польскими похожестями, но я ее не записал и не запомнил точно.
  Потом уже много позднее прочитал в исторических документах, что это была графиня Ружевская. Она и ее семья здесь же и захоронены.
  И дедок показал  разрушенный склеп, недалеко от огромного строения, где на дне провала виднелись два больших осколка плиты из полированного темно-красного мрамора.
  Эта барыня – рассказывал дед - жила здесь в нашем селе Пятино, но дом ее не сохранился.  Сожгли после революции, а что осталось из кирпичей растаскали на фундаменты и печки.   А церковь эту барыня построила по подобию храма Христа Спасителя в Москве.

Я и тогда удивился, хотя имел о том Московском храме весьма смутные представления. А позднее еще больше,  так как в 60-е годы прошлого века московского храма не существовало уже более 3-х десятков лет.  И откуда было знать про него  деревенскому старику?

  А дед мне далее рассказал, что это строение использовалось местным колхозом, как зерновой и прочий склады. А он был при этом складе сторожем много лет.
-  А сейчас вот колхоз хоть и есть, а хранить на складе нечего. А он по-прежнему при нем.  А негде нам со старухой жить. Дом в селе оставили детям. А мы здесь вот обретаемся. Хотите посмотреть церковь внутри?
  - Конечно, хочу!

Дедок быстренько сбегал к избушке и вернулся со связкой ключей. И на дальнем расстоянии и на близком подходе к строению я отметил плотные деревянные щиты на оконных проемах первого и второго ярусов и вокруг ниш барабана центральной башни.
Отомкнул он массивную входную дверь.

   В огромном помещении  чисто и сумрачно. Из центра купола свисает цепь, а на ней, как большое металлическое тележное колесо - люстра с гнездами для свечей. Указал он мне на лесенку винтовую из кованного железа, что вела на хоры (места для певчих) на втором ярусе под главами храма. Там же просматривалась площадка  ограничивающая балкон с такой же кованой решеткой.

   Дедок обратил моё внимание на фрески вокруг внутренней стены большого купола. Тогда они очень хорошо сохранились. Это была, практически, большая картина.
- Вот! Кто писал-рисовал не знаю, но это тайная вечеря, сказал он. И здесь же изображен предатель Христа Иуда Искариотский.
Великолепно смотрелись и другие фрески в междуоконных пролетах первого яруса.
Конечно, я пытался  делать какие-то снимки внутри церкви. Но, что взять с черно белой пленки простейшего фотика без вспышки. Разумеется, ничего путного не получилось.  В общем, после проявки пленок уже осенью я, на всякий случай, отпечатал и оставил в архиве общее фото того храма.

   Все эти события мной быстро и прочно забылись. Жизнь шла своим чередом и мне было совсем не до исторических изысков.
   Но вот в  мае 2007 года я был приглашен в свой университет на некоторое юбилейное мероприятие. И именно в это время я находился в поселке Сосновоборск Пензенской области на родине своей супруги. Оттуда я и наметил короткий путь в Саранск. Пустынными районными дорогами на своем авто добрался до Базарного Сызгана. Далее райцентр Инза, а после нее прямой путь на Большие Березники через сурский мост у села Николаевка.

   Выехал  после Инзы на бугор у села Аргаш и заметил вдалеке то удивительное строение, что напомнило мне о моих юношеских эмоциях почти сорокалетней давности.
  Конечно, свернул с главной дороги и подъехал к строению.
По сравнению с теми временами зрелище оказалось печальное. Никаких деревянных щитов на окнах и проемах. Центральный купол с явными следами пожара. Крест на главках всего один. Вырванные решетки на оконных нишах первого яруса. Потом узнал,  их тянули тросами зачаленными за  КАМАЗы.
 
  Кое-где осыпавшиеся углы из под нарушенных перекрытий углов арочных переводов.
 Внутри уже нет ни цепи, ни огромной кованой люстры. Как нет огороженной площадки  для певчих и винтовой лестницы – все вырезали охотники за металлом. Фрески купола не просматриваются. Нижние осыпались снизу до половины   вместе со штукатуркой. На полу кучи битых кирпичей, известка и... коровий навоз. Оказывается, пастухи загоняют сюда деревенское стадо в жару в тенечек на отстой, спасая от оводов.

  Обошел строение вокруг и не нашел уже никаких следов склепа семьи Ружевских. Не осталось ничего в ближних зарослях сирени от того домика-сторожки. И лишь у одного из углов храма появилась оградка у могилы чудотворца Максимки.

  Вот такое невеселое зрелище. Но это была уже эпоха интернета и я, к своему удивлению узнал, что эта церковь (храм) была  построена матерью декабриста Ивана Анненкова. Заложена в 1823 году в память о муже, а потом достроена во искуплении грехов ее непутевого сына - декабриста.
 
  Про это все можно подробно прочитать в инете набрав имена декабриста Анненкова или его супруги Жанетты Полины Гембль, что выдержала с ним сибирскую ссылку и завершила рядом  свой жизненный путь. Полагаю, фильм Звезда пленительного счастья с Игорем Костолевским в главной роли помнится многим.
 А потому я попробую показать здесь некоторые эпизоды из жизни наших героев с некоторыми личными толкованиями.
  Есть большое число талантливых историков-описателей этого события и их тексты я буду выделять.
               
  Авторская вставка от историографов:

…Иван Анненков в свои 23 года был уже кавалергардом (то есть состоял в гвардейской тяжелой кавалерии  императорской армии), когда в Москве в модном доме «Дюманси», куда он зашел вместе со своей матерью за покупками,  встретил француженку Жанетту Полину Гембль. Она была обычной модисткой (портнихой) и продавщицей. Но именно она — скромная, изящная, хорошо воспитанная девушка, обладавшая особой красотой — пленила сердце юного офицера, хотя стать его женой стремились лучшие красавицы города..
СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
Их роман развивался не быстро. Спустя несколько месяцев торговый дом «Дюманси» приехал на ярмарку в Пензу. И неожиданно для себя молоденькая продавщица встретила там же и Анненкова. Статный красавец подошел к девушке, предложил ей прогуляться по ярмарке. Заодно и попросил совета в выборе лошади, за которой кавалергард и приехал в Пензу. Через несколько дней он признался Полине в любви и увез ее сначала в свое пензенское имение, а затем в Пятино в соседнюю Симбирскую губернию.

Краевед А.Н. Блохинцев в своей книге «Декабристы-симбиряне» приводит воспоминания Полины, записанные ею много лет спустя:
«Мы выехали вместе из Пензы 3 июля 1825 года. В одной из деревень его, где была церковь, он настаивал, чтобы мы обвенчались и уже приготовил для этого священника и двух свидетелей, но я решительно отказалась от брака без согласия его матери. В Симбирской губернии мы долее всего оставались в селе Петине. Это богатейшее имение на Суре, и тут я в первый раз ела знаменитые сурские стерляди. Барский дом в Петине был довольно старый и запущенный. Когда мы с ним стали рассматривать, что лежало в углу, то оказалось, что эта была старая серебряная посуда, и когда свесили всю эту посуду, то оказалось 60 пудов серебра (то есть 983 кг! — Авт.)».

Также исследователь отмечает неточности, которые допустила Полина. Название села — Пятина (ныне — Пятино), а не Петино, и находилось оно не на самой Суре, а на ее притоке — на речке Большой Аргаш.
Сколько времени будущий декабрист находился в Пятине и куда отправился потом, неизвестно. Но вскоре по приезде в Москву (2 ноября 1825 года) Анненков уехал в свой полк, в Петербург.


Примечание авт.:
 1. Купить коня в Пензе. А вспомните повесть Лескова «Очарованный странник». Так вот там как раз говориться о ежегодной конной ярмарке в Пензе, куда татары и калмыки пригоняли табуны лошадей из заволжских степей. И это был первоклассный товар! А конская ярмарка была против Пензы на правом берегу Суры на месте нынешней Селиксы.

 2. Повез он Полину поначалу в свое пензенское сельцо, где хотел обвенчаться, но она воспротивилась
венчанию– нет благословления твоей матушки.  Ну и ладно! До Пятино всего 200 верст и маманя туда в родовое поместье на лето вот-вот и обязательно приедет. И там все у нас свершиться.
  Приехали. А маманя из Москвы так и не выбралась, а потому молодые,  горячие и влюбленные ребята прожили-пролюбились поллета на чудесной природе. Да так, что в апреле 1826 года у Полины родилась дочь Александра. А потом разъехались – она в Москву, а он, проводив ее до места отправился в свой полк в Санкт- Петербург.

    А строительство храма в Пятино – родовом поместье Анненковых началось в 1823 году. Каким-то образом помещица узнала о проекте кафедрального собора в Симбирске, что исполнил архитектор-академик Иван Коринфский. Она выкупила этот проект и начала возведение храма в память о своем муже Александре Анненкове, что скончался еще в 1803 году, оставив своей вдове несколько имений и огромное наследство.

   Где брался на строительство качественный кирпич – неизвестно. Но вот возы с яйцами шли на стройку непрерывно. На их белке замешивали известковый раствор, что и через 200 лет сохранил свою каменную твердость и до сих пор вполне надежно  скрепляет стены храма.

   После декабря 1825 года матушка определила строящийся храм, еще и  как покаяние по своему непутевому сыну.
   Потом после всех известных декабрьских событий Иван Анненков был сослан на каторжные работы в Сибирь. Полина отправилась за ним, где через короткое время по разрешению государя-императора стала его законной супругой.

   Положение о сосланных предполагало встречу супругов два раза в неделю. И вот так они провели поначалу 16 лет каторги в Нерчинске, а потом  более мягкое существование в Тобольске до 1856 года, когда было объявлено высочайшее повеление о полной амнистии участникам декабрьского восстания.

   Надо отметить, что за 41 год сибирской ссылки (плюс первая дочь из Пятино) Полина рожала 18 раз(!). Но только шестеро их детей остались в живых.
   А потом была жизнь в Нижнем Новгороде целых 20 лет. Но сразу по приезде туда, Иван Анненков посетил Пятино где, в сущности за бесценок продал заложенное матушкой свое родовое имение графине Ружевской.

   Далее он там уже никогда не появлялся. Но вот известный романист Александр Дюма (старший), что на основе его жизненных приключений  написал роман «Учитель фехтования», посетил и Нижний и Пятино.

   Похоронены супруги Анненковы в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

   И в завершение. Известный жуткий и кровавый отморозок во времена гражданской войны, казачий атаман Борис Анненков, потомственный дворянин был потомком из того же рода Анненковых, как и декабрист Иван Александрович Анненков.
   Во время боевых действий в Сибири погубил жестоко многие тысячи и военных и гражданских – членов их семей.
  Ушел со своими отморозками в Китай, но потом был выдан ЧК и расстрелян в 1927 году.
   Вот такие повороты бывают в истории.

   На фото: тот храм в июле 1969 года и через 38 лет.


Рецензии
Спасибо! С удовольствием и интересом прочла Ваш рассказ. Какие удивительные сюжеты нам порой подбрасывает жизнь!

Ирина Геналиева   06.12.2023 22:17     Заявить о нарушении
Да уж! Был в тех местах 5 лет назад. Точно в последний раз!

Владимир Островитянин   06.12.2023 23:27   Заявить о нарушении
Если выберете время, то зайдите на мою страничку. Там есть что-то!

Владимир Островитянин   09.12.2023 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.