Как развивается коллективное и индивидуальное созн

Коллективное сознание формируется в процессе общения, социализации.

Например, что такое совесть? Приходилось ли вам когда-либо испытывать гордость за свой народ? За достижение, которое сделали не вы лично, а ваш соотечественник, человек вашей национальности? Или наоборот, испытывали вы когда-нибудь стыд за поступок, совершенный другим человеком, когда узнавали, что он тоже русский или казах, как и вы?

Вот эта способность чувствовать свою причастность к своему роду, народу, к человечеству – это и есть совесть, признак развитого коллективного сознания, которое формируется с самого рождения, начиная с семьи, с любви к родным и близким, к родному краю, к родной Земле… Это не только генетическая или юридическая принадлежность к определенному обществу, это чувство ОТВЕТСТВЕННОСТИ за коллективную деятельность, за мир на Земле.

В России развитие коллективного сознания всегда было на первом месте. Я не говорю, что это хорошо или плохо, но факт остается фактом. У нас очень развитое чувство коллективной ответственности, выработанное веками. Именно поэтому либеральные идеи очень плохо воспринимаются в нашей стране. На Западе общество несколько другое.

Западная цивилизация – это общество индивидуалистов. Здесь главное – это личный успех, личная свобода. Здесь человек не может (или не должен?) испытывать стыд за поступки другого человека, что бы тот ни творил. Каждый волен поступать так, как ему хочется.

Если инстинкт самосохранения в нашем обществе диктует заботиться о гармонии отношений с окружающими, с миром, то в обществе индивидуалистов он связан, прежде всего, с личным успехом и выживанием. Если понятие «вера» в российском, православном, обществе связано с соборностью, то в западном, католическом, обществе оно больше означает личные отношения с Богом.

Опять же, я не даю оценки этим особенностям, а просто констатирую факты. И в том, и в другом типе общества есть плюсы и минусы, есть как негодяи, так и прекрасные люди. Индивидуалист не обязательно действует во вред обществу, если у него развито чувство ответственности, любовь к миру, вера. Но для развития этих качеств необходимы определенные условия воспитания, примеры, нормы поведения и т.д. То есть опять мы приходим к пониманию роли коллективного сознания.

Обратная стороны излишне коллективного сознания – это подавление личности. Такое происходит, когда у членов общества не развито индивидуальное сознание, чувство личной ответственности, внутренней свободы, любви и доверия к людям. В таком обществе все начинают следить друг за другом, вместо того чтобы заниматься личным развитием.

Когда мы поймем, как взаимосвязаны между собой коллективное и индивидуальное сознание, мы сможем стать гармоничными и перестанем воевать друг с другом, доказывать что-либо друг другу.

В основе гармоничного развития лежит вера. Вера не в дедушку с бородой, не в постулаты и догмы. Вера – это состояние сознания, понимание единства мира, способность чувствовать свою неразрывную связь с ним на самых разных уровнях бытия. И оно неразрывно связано с совестью, через которую мы чувствуем, что являемся не просто отдельной, независимой частицей, а частью целого, у которого множество уровней. Мы ощущаем себя частью семьи, рода, нации, человечества, всей вселенной, в конце концов. И на этом, высшем уровне мы способны почувствовать внутреннюю свободу и связь с Творцом. Но на любом уровне мы способны влиять на развитие мира и коллективного сознания. И только от нас зависит, каким будет это влияние.

«Что посеешь, то пожнешь», - гласит народная мудрость. Внося пользу в развитие коллективного сознания, мы продвигаемся и в личном развитии, расширяем свое сознание, начинаем лучше понимать этот мир и самих себя, обретаем знания и избавляемся от страхов, чувствуем связь с Богом и обретаем смысл жизни. Это и есть высшая награда за наш добровольный, бескорыстный вклад.


Рецензии