Церемония Священного Света или чудо Благодатного О

Про т.н., "чудо схождения Благодатного Огня" я услышал еще лет 20 назад. Прочитал о том на православных сайтах. Что-то такого рода:

Скажу честно, отнесся равнодушно к этой новости. Я вообще не любитель искать чудес и знамений. Но и отвергать чуда не имел оснований. Потому сам в себе сказал: "Слава Богу, если это правда, что Бог и сегодня совершает такие чудеса!" Спустя какое-то время мне попалась статья, где дьякон РПЦ Андрей Кураев выложил информацию о том, что никакого чуда на самом деле не происходит, что есть просто торжественный праздничный обряд на Пасху, когда в Иерусалиме из Гроба Господня выносят Священный Свет, зажжённый от лампады, и раздают тот огонь всем присутствующим. Признаюсь, я был несколько обескуражен этой статьей. Почти все мои знакомые верующие православные не сомневались в чудо и верили в него. А тут такое заявление...

И вот недавно мне снова попадается на одном христианском форуме тема про т.н. "чудо схождения Благодатного Огня", где священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал в репортаже «Хадашот 2», как происходит «чудо благодатного огня». Отец Агоян, которому довелось трижды присутствовать в кувуклии храма при зажигании огня, честно сообщил автору репортажа Игалю Моско, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в «благодатном огне» нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель.

Данное признание привело к бурным дискуссиям, а верящие в чудо схождения Благодатного Огня просто обвинили во лжи армянского священника. И тогда я решил для себя разобраться, так что же там происходит на самом деле. Забегая наперед сразу скажу, что я себя почитаю за православного христианина и не отделяю себя от Православной Церкви. При этом свое исследование начал с позиции, что я не знаю правду. И какой бы эта правда ни была, она никак не может повлиять на мою веру. Потому что моя вера никак не связана с историей про Благодатный Огонь. Если он действительно сходит и сходит от Бога чудесным образом, то я приму это как Божью истину. А если не найду тому подтверждений, то я честно перед своей совестью признаю, что фактов чуда не обнаружил.

Итак, прочитав много статей по теме от представителей разных сторон у меня нарисовалась такая картина. Каждый год на Пасху в Иерусалиме в Храме Гроба Господня происходит торжественное праздничное служение, на котором присутствую верующих разных христианских Церквей. При этом одна часть верующих приходит в Храм с верою, чтобы молиться о чуде, чтобы Бог совершил чудо и зажег сверхъестественным образом Благодатный Огонь. Вместе с тем другая часть верующих пришла не за чудом, а для участия в благочестивом обряде, при котором из Гроба Господня выносят Священный Свет. Т.е., в один Храм люди приходят участвовать в двух разных церемониях. При этом верящие в чудо, наученный по статьям и книгам ПЦ, имеют у себя такое представление о происходящем. Они уверены, что в Гроб Господень входит исключительно лишь один представитель от Греческой Православной Церкви, а все остальные священнослужители, включая и служителя Армянской Апостольской Церкви, остаются вне Гроба. И когда молится православный патриарх, то только по его молитве Бог совершает чудо. Когда происходит чудо, то православный патриарх выносит зажженный Богом огонь и раздает его уже другим служителям. Однако представители Армянской Апостольской Церкви утверждают другое. В Гроб входят двое - православный служитель и представитель ААЦ. При этом верующие ААЦ ссылаются на документ, именуемый как "Статус-кво" (он есть в интернете), в котором прописана вся процедура проведения Праздничного Пасхального Служения, где четко прописано следующее: "Дверь тогда открывается, и Патриарх входит в Могилу (Tomb), сопровождаемый армянским Епископом."  Так прописано в официальном документе, которым обязаны руководствоваться все, участвующие в церемонии.

Далее, находясь в Гробе Господнем два служителя совершают молитву по составленным молитвенникам. И вот мне стало интересно, а есть ли в молитве греческого патриарха упоминание о прошении совершить чудо, зажечь Благодатный Огонь? Ведь если в самом Храме огромное количество православных молится о том чуде, то просто не логично было бы, чтобы о том же не просил их патриарх! Я нашел перевод этой молитвы на русский язык вот здесь:

Ничего о прошении чуда в той молитве нет.

Как же так? Официальная молитва, которую совершает патриарх Греческой ПЦ, фактически соответствует молитве армянского служителя.

И что мы имеем? Мы имеем данность, при которой в Гроб Господень входят два служителя (один от Греческой ПЦ, другой от ААЦ). Имеем прямое признание армянского служителя, что никакого чуда они ни разу не видел (а участвовал он в служении 3 раза), и огонь оба служителя зажигали от горящей лампады, которую зажигали перед их входом.

А что говорит греческий патриарх? Обвиняет ли он армянского служителя во лжи? Нет, не обвиняет. Вот фрагмент из его интервью:

«Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня - это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) - как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.д.»
http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=12170

Итак, даже непосредственный участник молитвы в Гробе Господнем ничего не говорит о чуде, но говорит о «представление (representation) - как и все священные церемонии».  Значит и армянский служитель не обманывает. На Пасху в Иерусалиме в Храме Господнем происходит просто вынос Священного Света из Гроба Господня, как символ разливающейся благодати от нашего Господа и Спасителя, а не схождение с неба Благодатного Огня.

Верующим не нужно отчаиваться от правды. Не в чудесах и знамениях суть христианской веры, а во Христе, доставляющем в сердца на Него уповающих мир и благодать.


Рецензии