Два брата и ведьма-мать. Новгородская сказка

Жили два брата раздельно. Старший жил с матерью и был богат, а у младшего большое семейство обнищало настолько, что нечем детей кормить. Старший брат выпускал своих боровов пастись, они заходили во двор к младшему и там проводили все дни.

Думает младший, как ему обмануть брата, поживиться свининкой. Сделал он длинное шило, заколол борова, спустил всю кровь, чтобы и следа не осталось, да под телегу тушку спрятал. Вечером богатый брат не досчитался скотинки, пошел к младшему. Видит – лежит его боров мертвый под телегой.
- Какая беда приключилась. Залез под твою повозку и издох. Я вырою яму, а ты помоги мне его закопать.
- Подожди, братец. Мы уже до последней нужды дошли. Снесу-ка я твоего борова к хозяйке, пусть хоть детей накормит.
- Неужто ты будешь мертвечиной питаться?
- А ты только чужим не говори, стыдно.

Пришел старший домой, рассказывает, а мать ему говорит:
- Что-то дело нечисто. Не обманул ли нас твой братец? Дай-ка я проверю.
- Как же ты, матушка, проверять будешь?
- А вот как. Посадите меня в сундук. Завтра же вас сватья в гости ждут. Отнеси этот сундук в дом к братцу, попроси посторожить добро, мол, мы все уходим в гости, боимся лихих людей. А уж я-то разведаю.
- Да как бы вы, матушка, не задохнулись.
- Не задохнусь, а все выведаю.
Сделали, как мать научила. Принял младший брат ларь, поставил в угол, а сам с семьей сел обедать. Детишки щи хлебают да нахваливают. Потом один из них и говорит:
- Ты бы, батька, еще одного борова у дядьки заколол. Вкусно уж очень.
Не выдержала старуха, завздыхала:
- Такой-сякой, обманщик.

Рассердился бедняк. Стал в сундуке дырки проворачивать, а жене приказал чугунок воды греть.
Понимает старуха, что беда ей пришла, взмолилась:
- Не губи, сынка. Молчать буду.
- Не верю я тебе. Уж коль на такую каверзу пошла, обязательно расскажешь.
Стал он кипятком старуху поливать, пока не умерла. А потом законопатил дырки и брата поджидает. А брат несет ларь, а сам беду чует. Разговаривает с матушкой, а та не отвечает. Открыли дома, а матушка мертвая. Послал он жену в дом родственника. Прибежала невестка и торопит зятя, мол, беда у нас, матушка как пришла от гостей, так с сердцем плохо. Тебя зовет благословить.
Прибежали споро.
- Не дождалась матушка. Беда. Не успел благословение получить.
- Уморили матушку в гостях! Сказывайте, отравили, небось.
- Не шуми, не шуми, братец. Вот тебе мешок муки. Говори всем, что матушка скончалась от больного сердца. Ты бы лучше помог мне покойницу в амбар снести. Уж больно при жизни она нашему богатству радовалась, пусть хоть напоследок рядом полежит.
 На том и порешили, отнесли покойницу в амбар, а младший с мешком муки домой отправился.
 Но не спится бедняку ночью. Все думы одолевают, как бы еще обмануть братца.
«А ведь амбар-то отворенным оставили», - подумал он. Разбудил жену и пошли. Вынесли всю муку, масла, яйца, солонину. А матушку поставили в угол, вложили ей в руку совок, в зубы воткнули мешок, перепачкали всю мукой и пошли спать.
 Наутро прибегает испуганный брат.
- Мать-то наша все добро мое перетаскала на тот свет. Захожу, а она меня не стесняется, знай, мешок нагребает! Не выдержал я, как дал в лоб. Пойдем, перенесем покойницу на погреб.

Перенесли они умершую мать на погреб. Хозяин все приговаривает: «Полежи-ка теперь тут. Тут брать нечего».

Спят все ночью, только меньшому братцу не спится. Думает, как поживиться мясцом. Пошел он во двор к старшему, зарезал одну коровенку, посадил на нее матушку, и нож в ее руку вложил. Остальных коров на улицу выгнал. Утром просыпается сноха. Видит, коровы по улице гуляют. Будит она мужа: «Пойди, посмотри, не матушка ли коров выгнала?»
А во дворе его уж поджидает мертвая мать на зарезанной корове.
- Что же ты, старая, все хозяйство надумала на тот свет спровадить? Подожди ужо, пошлю я за батюшкой, пусть правит, что нужно и повезем хоронить, пока совсем не разорила.

Пошел он к братцу, просит за священником съездить, сулит его мясом от зарезанной коровы одарить. Бедняк и поехал. Приехал к священнику и говорит ему, чтобы ехал панихиду служить. Только пусть на своей кобыле едет. Священнику не хотелось ехать на своей кобыле, у нее жеребеночек был, да делать нечего. Приехал, вошел в дом, сделал все честь по чести. А как обратно ехать - нет нигде жеребеночка. Просит он мужика выпустить из хлева да вслед пустить. А сам вперед поехал. Видит, что такое, бежит жеребенок, а на спине его покойница с палкой сидит. А это мужик привязал ее веревками, да в руку палку вложил.
«Ну, - думает священник, - беда. Видно, плохо отслужил».
И пуще припустился. А жеребенок за мамкой шустрит. Едет батюшка мимо речки.
«Ну, - думает, - пущу-ка я кобылку вплавь. Жеребенок за ней поплывет, авось покойница и утонет». А сам домой пешком пошел.
Братья следом ехали, заметили, что пасутся на травке кобылка с жеребенком, а на жеребенке матушка привязана. Отвязали они ее и повезли на погост. Меньшой опять за священником отправился, просит отпевание провести. А батюшка боится:
- Видать ведьма матушка ваша. Вон как за мной на жеребенке скакала. Не пойду.
- Не бойтесь, мы теперь ее из гроба не выпустим.

Собрал священник весь причет. Отслужили, отпели, схоронили старуху. А батюшка приказал еще валуном могилу накрыть, чтобы покойница не безобразничала.

Вернулись братья в свои дома. С тех пор меньшой стал намного богаче старшего брата.


Рецензии
Кошмар какой-то. А где "мораль сей сказки такова"? Как это старший, такой тупой-тупой, разбогател, а младший - негодяй из негодяев, оставался бедным?!
Или можно рассуждать и наоборт: младшего нужда довела до такой степени, что он родную мать не пожалел.
В общем, воспитательный момент присутствует. Хошь напрямую, хошь от противного.

Наталия Шайн-Ткаченко   22.03.2018 11:44     Заявить о нарушении
Не, ну с богатством все понятно - детей нет, это раз, мамашку к себе со всем добром забрал - это два. Вообще высокие отношения в семье. Больше всех жеребенка жалко.

Елена Гвозденко   22.03.2018 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.