От Аполлона до Гиппократа

            
         Аполлон олимпийский бог. Гиппократ — греческий врач. Какая связь между ними? И есть ли она, вообще? 
          В истории Древнего мира особую роль играло жречество. Служители культов были важнейшими персонами – их боялись и уважали, к  мнению прислушивались...    Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов. Но главное не в этом…
        В те далекие времена именно жрецы  стояли у истоков Знания и по своему значению  были предшественниками учёных, юристов,  философов, врачей…
        Жрецы занимались не только гаданиями и предсказаниями.   Люди шли в храм за помощью и чаще всего  просили Богов вернуть им здоровье.  Не полагаясь на одни молитвы, служители культа  пробовали  и разные методы  лечения. 
        Применялись с этой целью и минеральные воды. Святилища  часто воздвигались около их выхода на поверхность.  Воды использовались для окропления, омовения и приема во внутрь.   
        Реальные способы борьбы с недугами  держались в тайне, а весь успех лечения приписывался могуществу богов, поддерживая у людей веру в них.  И длилось это не одно тысячелетие… Накапливался опыт, добывались крупицы истины. Так зарождалось искусство врачевания.
        Как божественный целитель, более других почитался златокудрый Аполлон. У него было много обязанностей, но в том числе он отвечал и за лечение людей. Защитник от зла и болезней, разрушитель болезней — такими эпитетами награждали бога служители культа, и в это верили идущие в храм люди. Так проходили столетия… 
         А потом появился  новый бог Асклепий. Согласно мифа, сын бога Аполлона и нимфы Корониды,  рожден был смертным, но за высочайшее врачебное искусство  получил бессмертие. Асклепий мог не только лечить людей, но и воскрешать из мертвых. За это прогневался на него Зевс-громовержец и поразил  молнией.  После смерти  герой Асклепий  был причислен к сонму богов и взят на Олимп.
         Не исключено, что мифу  предшествовали реальные события. И среди жрецов появился знаменитый целитель, который был впоследствии обожествлен. А, возможно, служители культа просто создали нового бога, передав ему функции врачевания. В любом случае, они его создали.
         В честь божественного Асклепия стали сооружаться храмы. Они были своеобразными лечебницами, к которым потянулись жаждущие выздоровления люди. Больше других прославилось святилище близ древнегреческого города Эпидавра, вокруг которого, в общем-то, и был выстроен древний город. Это один из центров зарождения медицины.
          Древнегреческий писатель Павсаний, живший во II в., оставил после себя труд «Описание Эллады». Это своего рода путеводитель по наиболее знаменитым местам античной Греции.           Сделанный им обзор дает возможность заглянуть вглубь веков и представить себе это древнее лечебное учреждение. В храме находилась статуя Асклепия, выполненная из слоновой кости и золота. Бог сидел на троне. Он сжимал в одной руке скипетр,  другую положил на голову змеи. Рядом лежала собака.  Примерно такое же изображение бога было на эпидаврийских монетах IV в. д. н. э. Иногда около Асклепия находились две  рептилии. Змея издревле считалась божеством,  символом обновления, а изображенная рядом с Асклепием, знаком  врачевания. Таким и осталась до наших дней.
          Как проводилось лечение в храмах Асклепия?
         Очень трудно судить о том, что происходило несколько тысячелетий назад.  Но…
         У древнегреческого поэта-комедиографа Аристофана, жившего в IV в. д. н. э., есть  произведение «Плутос», в котором он критикует  магические обряды храма и в комедийной форме сообщает подробности лечения в святилище Асклепия.               
         Сначала — приношения.  Аристофан описывает, как жаждущие исцеления шли в храм с подношениями богу.  Дары были разными и зависели от достатка людей. Соответственно было и отношение жрецов к пришедшим.
        Затем следовал «священный» сон.  Больные располагались на полу на принесенных с собой постелях или просто на охапках соломы. Жрец гасил огни и приглашал всех ко сну, а сам тем временем обходил алтари и собирал жертвоприношения. Те, кому не спалось, должны были лежать тихо, не шевелясь, до утра. Считалось, что именно в это время пришедшие в храм получали исцеление или   ответ богов на вопрос о том, как вернуть здоровье.
        Утром жрецы проводили индивидуальное «лечение» больных: выслушивали, что снилось, расспрашивали   о симптомах болезни, давали советы, лекарства.
         В храме содержались змеи. Они были частью магического обряда, считались пожирателями  болезней. Это для божественно - мистического эффекта лечения. Из змеиного яда, лечебные свойства которого хорошо были известны в древности, жрецы готовили лекарства.
         Важно отметить, что непременным требованием к каждому путнику, пришедшему в храм за исцелением, было омовение (купание).
        Сейчас на месте раскопок   в Эпидавре  можно увидеть руины храма, посвященного Асклепию. К северу от него археологами было раскопано строение, оказавшееся римскими банями, сооруженными во II в. Но что-то же здесь было и до них?
         Не исключено, что именно на этом месте  в святилище Асклепия в IV в. д. н. э. проходило лечение  минеральными водами.  Этот район  Греции богат сульфидными термами, которые  сейчас применяются для лечения на всемирно  известном курорте Метана.  Эти воды могли  использоваться и служителями культа  в IV в. д. н.э., когда лечение представляло собой смесь магии, культовых проявлений религии и истинных врачебных знаний.
           Теперь, в XXI в., отдыхающие на курорте Метана  ходят  любоваться руинами древнего Эпидавра с остатками святилища Асклепия., которое много веков назад славилось , как божественное лечебное учреждение.
          Согласно преданию, потомков Асклепия, избравших путь врачевания, стали называть Асклепиадами. Среди них были выдающиеся врачи. Отдельные имена, пробив брешь в веках, дошли до наших дней. В V-IV в. д. н. э. жил знаменитый греческий врач Гиппократ.  Согласно преданию, он был потомком бога Асклепия в 17-18 поколении. Ему принадлежит пальма первенства в выделении искусства врачевания в самостоятельное научное направление.  Тогда же появились  и зачатки бальнеотерапии.  В сочинениях Гиппократа (5—4 вв. до н. э.) упоминается о лечебных свойствах речной, солёной и морской воды.    
          Столетиями жрецы по крупицам собирали проверенные  практикой знания. И однажды, наступил срок, когда накопленный багаж  стал делиться на части, как спелый апельсин на составляющие его дольки. И искусство врачевания отделилось от других наук храма, как самостоятельная ветвь Знания. Гиппократ освободил медицину от влияния греческого храмового искусства врачевания и определил пути ее самостоятельного развития. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, и вошёл в историю как «отец медицины».      От Аполлона к Гиппократу, от слепого поклонения богам  к истинным научным знаниям – таков путь рождения медицины, как науки. Это и путь осознания лечебного действия минеральных вод. Путь зарождения бальнеотерапии. 
            


Рецензии