Паруса Ойкумены. Глава 1

ПАРУСА ОЙКУМЕНЫ: РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО,
ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО В РИМСКОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
36/58 гг. Хр.Э.

Посвящается памяти моих учителей
Ирины Сергеевны Свенцицкой и
Георгия Израилевича Годера

Глава 1.


1. Эта книга задумана как продолжение неоконченной книги Свиток и Сапог. Если книга Свиток и Сапог посвящена контекстному анализу содержания учения римских стоиков, Иисуса и (до известной степени) предшествовавших ему раввинских учителей (прежде всего Гиллеля Старшего), то в этой книге мы сосредоточимся на контекстологической исторической и философской интерпретации сочинений платоников Филона Александрийского и Плутарха, Посланий Павла и Деяний Апостолов, Тертуллиана и Климента Александрийского, Плотина и Оригена. При этом мы будем уделять большое внимание анализу социального, политического и культурного контекста религиозных и философских идей.

2. 35 лет назад я начал работу в этой области с доклада о хронологии второй части Деяний Апостолов, сделанного в частном кругу учеников Ирины Сергеевны Свенцицкой, а затем в более формальном виде на семинаре Бориса Андреевича Успенского в МГУ.  В 1984/1989 гг я учился в аспирантуре у самой Ирины Сергеевны, работая над диссертацией о провинциальных городах Малой Азии в политической системе ранней Римской Империи. Диссертацию эту я написал, но не защитил в связи с переездом в США. Когда я после двухгодичного перерыва вернулся к учебе и научной работе в Штатах (Бостонский Университет) в центре моего внимания стояли уже совсем другие темы и прежде всего история русской и немецкой философской мысли и политики в начале 20 вв. Ирина Сергеевна с пониманием отнеслась к моему повороту к истории кризиса новоевропейского сознания и продолжала помогать мне рекомендациями и советами.

3. В 1995 и 1997 гг мы с женой навещали Ирину Сергеевну и ее мужа Георгия Израилевича во время поездки в Россию. Оба они были выдающимися личностями, очень талантливыми, открытыми и отзывчивыми людьми. Георгий Израилевич много лет преподавал в школе историю, он был прототипом образа учителя в известном советском фильме “Доживем до понедельника”. Наряду с преподаванием истории Георгий Израилевич занимался созданием учебных мультфильмов по истории древнего мира и средних веков. Он преподавал и у нас на истфаке МГПИ. По моему все, кто в те годы преподавал историю в школе, знали, как прекрасно воспринимались школьниками эти увлекательные мультфильмы.

4. Уже будучи в Штатах в 1990е годы я вновь вернулся к теме хронологии и исторической достоверности Деяний Апостолов и написал на эту тему книгу, которую так и не опубликовал и которая теперь уже давно потеряна. Главной причиной того, что я отставил в сторону эту тему, была внутренняя невозможность ограничиться исторической фактологией, т.е. голой событийной канвой социального и культурного процесса, а на содержательную интерпретацию самого этого процесса у меня в то время не было ни сил, ни времени, ни, что самое главное, подходящей методологии.

5. Теперь много лет спустя такой метод у меня есть в виде контекстного анализа. Вот только не хватает уже ни сил, ни времени, чтобы своротить ту груду фактического материала, которую нужно перевернуть со всех сторон, чтобы дать полноценные описания. Поэтому то, что я предложу вниманию читателей будут неотделанные, очень далекие от совершенства начальные наброски. Но наверное это все таки лучше, чем ничего.

6. Раннее христианство нужно понимать в контексте третьего экзистенциального кризиса древней средиземноморской цивилизации, который пришелся на эпоху Поздней Республики и Ранней империи и был связан прежде всего с распадом местных общинных связей в условиях развития международного рынка (включая активную торговлю через Красное море и Индийский океан с Индией, куда массами уплывало римское серебро в обмен на хлопковые ткани и пряности и с Ханьской империей в Китае, куда из Сирийской Пальмиры по Великому Шелковому Пути через Парфию и Кушанское царство ежегодно отправлялись караваны) и становления мощного имперского государственного аппарата.

7. И рынок и государство в имперскую эпоху ориентировались на отдельного, изолированного индивида, а не на общинные религиозные и социальные установки и традиции. Рост социального неравенства, долговой зависимости и межэтнических противоречий (на которых спекулировали римские власти) сопровождался беспрецедентным отчуждением и отчаянием у “маленьких людей”, повсеместно испытывавших угнетение, унижение и несправедливость со стороны чиновников, солдат и богачей.

8. Но и сами представители римской элиты  могли в любой момент сделаться жертвами императорского произвола или пасть от руки собственных рабов, местных противников или разбойников. Вопреки распространенному представлению о Ранней империи, как о “золотом веке” античной цивилизации, повседневная жизнь в эту эпоху не отличалась ни особой стабильностью, ни безопасностью даже для верхов общества. Таким образом и римский стоицизм и раннее христианство, с их критикой имперской иерархии, социальных предрассудков, эгоизма и несправедливости, с их индивидуализмом и упором на судьбу “пропавшей драхмы”, т.е. отдельно взятой одинокой души, отвечали нуждам и запросам широких слоев населения Средиземноморья.


Рецензии