Любовь в тайге

                2.
       Лёха Сохатый – сейчас тебя тайга на зуб пробовать будет!

Несколько дней ушло на перетаскивание груза на избушку. Серёга уходил к устью речки вечером, рыбачил, ночевал в шалаше, а утром, нагрузившись, шёл обратно.
Днём он сделал коптильню для рыбы, сложил в поленницу дрова, переделал множество неотложной  работы. В одну ночь выпал первый снег, который к обеду растаял.
- Нужно идти к этому Лёхе Сохатому, пора выставлять капканы, пусть покажет, как и где – думал Серёга. Решил идти завтра с утра, но вечером к нему пожаловал   тот сам.
Лёха был совсем не таким, как он его себе представлял. Вместо огромного богатыря он увидел щуплого, невысокого  мужичка.
- Что так смотришь на меня, наверное, думал раз Сохатый так уж и на лося похож.
- Да нет – смутился Сергей, - а почему такое прозвище?
-  Меня так в первую зиму прозвали. Продукты у меня кончились, в общем, ложись и помирай, ружья ещё не было. И вот я решил с топором сохатого загнать.
Встал на лыжи и по следу пошёл. Хорошо в ту зиму снегу было метра в три. Сохатый как бульдозер прёт, грудью снег  разгребает, а я по его следу  как по дороге бегу.
Остановиться он, пар из ноздрей как от паровоза, я тоже отдыхаю, потом снова бежим. Привыкли друг к другу. Я уже его рукой по спине погладил. В одном месте увяз он в низине, только голова из снега торчит.
Вот по лбу его топором и врезал. Так благодаря ему и выжил, после меня все стали Сохатым звать.
- А меня Сергеем называй или Серёгой, прозвища пока не имею.
- Будет со временем, здесь ведь в тайге как - имя или прозвище должно характеристикой человеку быть, отражать его суть. Ну, показывай свои хоромы.
Избушка Сохатому понравилась
- Ладно, смастерил, не вериться, что до неё ни одной не ладил. Где то же учился?
- По телевизору однажды смотрел от нечего делать, как домик на даче из кругляка рубят. Запомнил, вот и пригодилось.
- Откуда знал, что дверь с южной стороны делается, я вот только через две зимы понял, что неправильно распланировал?
- Не знал я, просто интуиция. Вот что на пригорке нужно избушку ставить догадался, снег таять начнёт, или ливень, так вода быстрее скатиться.
- Верно, но кое- что подладить придётся. Вот вижу, мха ты пожалел, поленился, как следует пазы забить – в морозы тепло выходить из дыр будет, пока  снегом мох не завалило, набери про запас и проконопать стену. Печку железную, где раздобыл?
- Антоха показал на Песчаной сгоревшую избушку, вот с неё и притащил.
- Чтоб твоя не сгорела зимой, обложи печку камнями, а трубу разделкой от потолка отгороди, от камней тепло будет в избушке держаться. А что это ты в избушке картошку, лук и другие продукты держишь?
- Вот собираюсь на лабаз переложить.
- Не правильно. Срочно делай холодильник в ручье. Картошка, лук в целлофановых мешках в воде храниться лучше, чем в холодильнике. Туда же и копчёную  рыбу свою переложи, чтобы не высохла в камень, а солёная - не пропала. Только яму в ручье глубже копай и плитняком выложи, чтобы медведь не учуял.
Не приходил ещё проверять тебя?  У каждого мишки свой участок, не поладишь со своим – начнёт тебе пакости делать. Он за порядком на своей территории следит что надо. Чужаков выгоняет, беспредельшину не допускает, при первой встрече словами ему скажи, что жить с ним в мире хочешь.
- Смеёшься надо мной? Разве зверь слова человеческие разумеет?
- Ишь ты, - «разумеет». Ещё как разумеет, ты вот про Серафима Саровского читал? Тот медведей с рук кормил, не потому что приручил их, а потому как говорил с ними. Или вот ещё один старец, недавно читал о нём, отец Сергий, который себе руку оттяпал топором.
Слушай, а ведь тебя тоже Серёгой зовут, и отшельником ты жить будешь,  - однако будут тебя отцом Сергием кликать. Ну что Сергий попьём чайку?

Серёга с Сохатым сидели на чурках у небольшого костерка смаковали крепко  заваренный чай и разговаривали.
- Сейчас тебя тайга на зуб пробовать будет. Если увидит, что ты крепкий и не собираешься  сдаваться - отпустит. Здесь как на зоне – скуксился и капец тебе. Всему придётся учиться, тайга тебя будет учить. За ошибки она наказывает строже, чем в школе.
Ты всегда должен оставаться сильным. Сломаешь ногу по своей неосторожности – погибнешь, никто к тебе на помощь не придёт, замёрзнешь - и даже кости твои мыши сгрызут.  Заболеешь – пиши, пропало, тот же конец.
Со зверем один на один схватишься – победит тот, кому повезёт. А страшнее зверя в тайге человек.  Хитрый он и коварный, чтобы самому выжить может даже друга замочить и ещё жадность его не имеет предела.
Ты вот Антохе доверяешь. А я нет. Кержацкий выродок, за несколько  соболиных шкурок  удавит и не пожалеет. Он с тебя за ружье, сколько соболей берёт. Спорим не меньше четырёх, а ружью этому  цена то всего одна шкурка.
Или наш хозяин, кормилец и спаситель. Он на нашей жизни в тайге себе жизнь делает. Таких как мы у него сотни, одни от власти прячутся, других он обманом, а то и силой в рабство загнал.  Он знает, что никто нас здесь искать не будет, потому такой как Антоха нас запросто здесь похоронить сможет, а есть и похлеще  Антохи.
Так что людей опасайся больше чем тайги. Тайгу нужно понять и тогда она тебя примет. А если примет, то уже никогда не предаст.
- Выходит, что мне и тебя опасаться нужно, кончится у тебя мука – придёшь и грохнешь меня?
- Я уже три года в тайге, когда жил с людьми на зоне и в городе не задумываясь, нож в дело пускал. Ты знаешь лагерную заповедь: не верь, не бойся, не проси? Вот по ней и жил.
А потом замечать стал за собой, что мысли мои другой оборот принимать стали. Я так понимаю, что это тайга на человека действует. Да ты сам со временем поймёшь это, а сейчас мои слова  тебе ничего не скажут.
Вот, к примеру, пока я сюда не попал, жил, думая только о себе. Вся моя забота была только на себя направлена. Какое мне дело до других. Пусть сами о себе думают.
А сейчас не смогу смотреть, как предположим, даже ты в тайге по своему неумению пропадать  будешь.
Намыкался я в тайге в первую зиму, удивляюсь сейчас что смог выжить. Некому было меня натаскать, и совета спросить не у кого было.
Но  вот на вторую зиму привелось мне поговорить с двумя староверами, их здесь кержаками кличут. На солонце встретился с ними.
Народ они обособленный, но вот в беде, если случится, никого не бросят.
Мне пришлось на Камчатке бывать, так вот там, когда красная рыба на нерест идёт, медведи на речках жируют. Медведь он порядок любит, на свой участок чужака не пустит, даже метки на границе ставит, а вот здесь на реке в нерест они друг друга не трогают, понимают, что всем кушать хочется.
Так и кержаки на солонце терпят чужих, «мирских», ведь тайга, она как Бог, каждого человека принимает и разницы по первости ни в ком не хочет видеть.
Вот с ними три дня на солонце я сидел, поговорить о многом успели. Хлебом со мной  поделились, хотя в остальном своих привычек, обычаев держаться.
Так вот я от них о тайге столько узнал, что можно пособие для выживания в ней  писать.
И вот ещё что я после понял. Мне пришлось  в тайге с тунгусом встретиться. Так вот тот о тайге совсем другое думает, хотя живут и тунгусы, и староверы всю жизнь в ней.
Тунгусы тайгу принимают как Бога, духам её молятся, а староверы, кроме своего Исуса никому не поклоняются, не принимают никаких идолов. Для них тайга, они считают, Богом создана, для их жизни в тайге плодятся лоси, олени, другая живность, в реках рыба для них плавает.
А тунгусы не считают так.  Они в тайге такие же, как и все остальные обитатели, на равных правах. Чтобы добыть мясо для себя, просят духов тайги разрешить им это.
Я пока не понимаю ни тех, ни других, хотя чувствую, что тайга надо мной силу имеет. Так вот эта сила меня теперь от любого убийства себе подобного хранит.
Насчёт меня можешь быть спокоен.
- Странные рассуждения, возможно они  от одиночества, от оторванности людей происходят. Поживём – увидим.
Долго в тот вечер Серёга с Сохатым не могли заснуть. Хотелось наговориться, многое узнать. Лёха рассказывал как нужно и где ставить капканы на соболя.
Утром Лёха собрался к себе на избушку, Сергей пошёл с ним до водораздела, чтобы разнести часть капканов и сразу определить им место.
Они шли вдоль таёжной речушки, пересекая впадающие в неё ручьи.
- Капканы лучше всего устанавливать на местах кормёжки соболя.  Вдоль ручьёв у воды всегда держится много живности, на которую охотиться соболь. Это и рябчики, мыши, зайцы, да и ягоды много остаётся на зиму: голубицы, рябины.
Место для капкана выбирай на пригорке, или полянке, чтобы значит и самому после не потерять капкан и запах от приманки будет лучше ветерком разноситься.
Вот смотри подходящая  полянка.
Место действительно было удобное и к тому же красивое. Здесь ручей впадал в речку. Небольшая полянка на косогоре окружена мелким березняком  и оврагами.
-Вот здесь всю зиму будет держаться выводок рябчиков. В первых  они   будут кормиться  здесь, склёвывать  почки на берёзках, во вторых спрятаться им от врагов легко через овраги. Ставь здесь капкан, не ошибешься, такое место ни один соболь не пропустит.
Серёга  сбросил мешок с плеч, достал топор,  хотел срубить  молоденькую сосёнку, росшую  рядом, но Лёха остановил его.
- Постой, вот попадётся соболь в твой капкан и начнёт биться в нём, всю смолу с твоей сосёнки на свою шкурку соберёт. Всегда выбирай жердь  из сухостоины  и  устанавливай её не под смолёвыми деревьями.
Сергей  вырубил жердь из стоявшего неподалёку сухого тонкого листвяка, прибил её гвоздём  к берёзе. Так чтобы конец, где будет капкан, находился от ствола  больше чем в метр, чтобы пойманный соболь не смог дотянуться до него и вырваться из капкана.
Потом привязал капкан через вертлюжок к жерди проволокой и надёжно её закрепил.
- Ставь капкан перед приманкой так, чтобы зверёк, не перешагнул его и наступил в него передней лапой. Я по первому разу не учёл этого, соболь попадался задней лапой  и висел вниз головой, обделается весь, вот и чистишь после шкурку  от его дерьма.
Приманку конечно лучше всего из потрохов рябчика подвешивать, а если что другое подвешиваешь, то всё одно намажь жердь у приманки содержимым желудка и кишок рябчика, я иной раз зимой из лунок его помёт собираю для этой цели. Запах рябчика приманивает соболя издалека.
Закончив с установкой капкана, Сергей присел рядом с лежавшим на листьях Лёхой.
 Сквозь сбросивший с себя листья березняк, хорошо проглядывался противоположный берег речки, поросший огромными  елями и выделяющимися на их тёмном фоне зелёными кедрами.
Серое небо, обещавшее продолжение нудного дождя, давило тоскливой отрешённостью и безразличием ко всему миру.
Даже говорливый ручей, журчал уже иначе, чем в ясный день золотой осени. Исчезла в его песне весёлость и беззаботность, чувствовалась настороженность перед будущими изменениями.
- Жди сегодня ночью снега. Нутро и всё вокруг подсказывает это.  А ты зря куришь, бросать надо. Я на второй год бросил. В первых курева не напасешься, а во вторых тайга не любит курящих.
В тайге курящего человека за километр можно почуять, уж очень дым ядовитый.  А возле капканов старайся вообще не курить, не отпугивай зверя. Лиса к капкану и месту где курили, никогда не подойдёт, а сохатый, медведь курящего человека, даже если он и не курит сейчас, обойдут стороной.
Ну что прощаться будем? Я отсюда по ручью вверх пойду, на горе водораздела у меня тропа, которая к избушке приведёт. Как будет время или нужда – прибегай.
Лёха  пошёл по ручью, а Серёга дальше по речке. Он думал, что вот каким бы человек не был, а всегда в любом  пробивается,  откуда то из души, что то  доброе.


Рецензии
Какое разное отношение к тайге у тунгусов и староверов!

Василий! Спасибо! Очень интересно!

До новой встречи!

Алевтина Крепинская   16.04.2018 17:23     Заявить о нарушении