Капкир

 

    Одил-дода сидел на самом почетном месте, на топчане, застеленном мягкими, цветными одеялами-курпача. Перед ним был накрыт низенький столик-хонтахта, разнообразию блюд на котором мог бы позавидовать сам эмир бухарский, стоял красивый чайник с его любимым кук-чаем, периодически наведывались невестки, заботливо спрашивая: "Чоиз борми, дода?" , уносили его чайник и приносили другой с горячим чаем.

    Праздник, по поводу рождения его правнука был в самом разгаре,  двор был украшен лентами и шарами в изобилии. Шары периодически лопались с громким хлопком, находившиеся рядом испуганно вздрагивали, окружающие весело посмеивались над ними, музыканты- целый оркестр эстрадной музыки - гремели на всю махаллю, периодически сменяясь с традиционными карнаем-сурнаем. Ногара издавала такую изощренную дробь, что, казалось, музыкант хотел довести до самой Альфа Центавра благую весть о рождении нового человека.

    "Ну, зачем все это... Сплошное расточительство!"- недовольно хмурился Одил-дода, проживший скромную жизнь на зарплату повара в заводской столовой. Профессия у него была наследственная, его отец, Кобил был поваром в седьмом поколении и очень гордился этим. Оставив молодую жену и двухмесячного Одила, ушел на фронт, бить фашистов.

     В те времена рождение ребенка отмечали более чем скромно, но в их семье было одно важное событие, которое запоминалось на всю жизнь - в день рождения мальчика его отцу от деда переходил  Капкир, который вручался как скипетр царю и являлся символом того, что отныне главным кормильцем в семье является отец ребенка.

     Капкир был в специальном кожаном чехле с ремнями. Ремни к чехлу приделал Кобил, когда уходил на фронт и вернувшись в сорок пятом живым-невредимый, показывал пробитый чехол и вмятину на Капкире, утверждая, что Капкир спас ему жизнь, защитив от осколков.

     В день, когда у его сына родился первенец, он вручил ему Капкир с напутствием беречь его как зеницу ока.

     В заводскую столовую Одил не носил Капкир, используя его по назначению только тогда, когда его приглашали приготовить плов на семейных торжествах. В советское время это были небольшие мероприятия. Зато в нынешнее время развилась целая индустрия плова, повсюду появились "Центры плова", в одном из которых успешно проработал Ровшан, сын Одила.

     Сегодня, в день рождения внука, Ровшан передаст Капкир Жасуру, своему сыну, отцу ребенка. Вместе с Капкиром Жасур возьмет на себя обязанности главного кормильца в семье...

     А праздник тем временем загремел с новой силой - родственники невестки привезли целый грузовик подарков для новорожденного. Разглядывая, проносимые мимо него многочисленные дары,  и, одновременно, пробуя плов, приготовленный только что Жасуром, Одил-дода с удовлетворением подумал: "Хорошо живем! Капкир не подводит! Да и Жасур молодец! Плов у него получился на славу!"


Рецензии