Возвращение

(отрывок из новеллы "Душа моя в тебе или прощальный поклон Пагаини")

С концертом Паганини Марианна посетила Италию, Австрию, Бельгию, Францию. И вот теперь Англия. Старая добрая Англия! Сколько интересного и познавательного Марианна узнала о ней. Она ощущала себя счастливой от того, что смогла увидеть родину Уильяма Шекспира, лорда Байрона, Чарлза Дарвина, защитника бедных и оскорбленных Робина Гуда и многих других замечательных и известных людей. Не было для нее новым и название Альберт – Холл. Она много читала об этом концертном зале. Но когда Марианна вошла в него сердце ее ойкнуло. Девушку внезапно охватило ощущение, что ранее она здесь уже была. «Все тоже богатое убранство зала, прекрасное освещение, акустика» - оглядываясь по сторонам, невольно подумала Марианна. – «Но я здесь впервые» – продолжала размышлять девушка». «А я был…, - отразилось эхом где-то в подсознании. – Ничего не бойся и играй, мы с тобой».

Марианна встрепенулась, посмотрела в зал и увидела зрителей с настороженными недоверчивыми взглядами. Много лет тому назад в Лондоне уже выступал «чудо ребенок». Но то был Вольфганг Амадей Моцарт. Он уже в 4 года прекрасно играл на клавесине и сочинил первый концерт для клавесина с оркестром! В этом зале также выступал и знаменитый виртуоз Джозеф Рид. И вот теперь «чудо – девушка», как ее окрестили печатные издания Великобритании.

Конечно, многие слышали про переселение душ, и, возможно, даже верят в существование реинкарнации, но в реальной в жизни таких людей никто не видел. Когда узнали о Марианне, то интерес к девушке с каждым ее выступлением увеличивался. Недоверие и настороженность, как волны о берег, разбивались о звуки великолепной божественной музыки, которую мог извлекать из скрипки только Паганини. Никто не знал, как он играл, но все чувствовали, что с Марианной играет именно он – Николло Паганини.

Марианна спокойно прошла мимо оркестра и встала рядом с «кафедрой» дирижера.

Девушка уже перестала удивляться скептическому настроению зрителей до выступления. Она даже обрадовалась, что на концерте присутствовал сам глава английской церкви архиепископ Джеймс Вильямс. Она посмотрела в зал, поклонилась, сверила строй скрипки с первой скрипкой большого Лондонского симфонического оркестра и начала играть. Зрители, которые ранее видели исполнение Джозефа Рида, заметили похожие черты и у Марианны и улыбнулись. Но уже с первых аккордов зал замер и, затаив дыхание, полностью погрузился в музыку необыкновенно красивого и торжественного концерта, который стал квинтэссенцией всей жизни самого Паганини и великим творением Всевышнего.

В седьмом колокольном концерте во всей красе показаны совершенство скрипки, ее таинственной души, гармония звуков и колоколов.

В первой части произведения основную партию играет большой колокол. Он как бы призывает к началу творческой жизни и служению Богу. Когда зрители услышали звон церковных колоколов создалось впечатление, что их души содрогнулись от неизведанности и ожидания будущего. Средние и малые колокола аккомпанировали, хотя поначалу создавалось впечатление, что именно они играют основную партию. Это было новое в музыке. Ранее басы никогда не доминировали в аллегро.
Позже, когда создадут Тубу, обладающую самым низким регистром, для нее будут написаны сольные концерты и этот духовой инструмент займет достойное место в оркестре. А до того Маэстро сочинит вариации для скрипичной струны «соль». Игра на ней будет создавать впечатление, что скрипка нежным завораживающим баритоном с легкими оттенками баса как бы разговаривает с музыкантом и делится мыслями и впечатлением с теми, кто ее слушает.

В адажио гармоничное звучание малых и средних оркестровых колоколов перекликается с мягкостью тембра и многообразием звуковых оттенков скрипки. Трезвон колоколов их «красный» звон, звучание колокольчиков и челесты завораживает. Их медное звучание приобретает чарующую душу хрустальный оттенок.

Рондо заключало концерт колокольным перезвоном: звучание большого, среднего и малого колоколов гармонично перекликалось со звуками скрипичных аккордов, начало которых исполнялось смычком, а заканчивалось экспрессивным пиццикато. 

Слушая седьмой колокольный концерт, создавалось впечатление, что он был также посвящен и душе «вдовы Паганини», с которой композитор прожил всю свою короткую жизнь, и которая ни на шаг не отступала от великого Маэстро.

Заключительные аккорды прозвучали так торжественно и так мощно, что зрителей почувствовали внутреннее облегчение, как будто они очистились от мирской суеты и дневных забот.

Марианна поблагодарила оркестр и поклонилась публике. В зале воцарилась «гробовая тишина». Все посмотрели на архиепископа. Глава Вестминстерского собора медленно встал, улыбнулся и сказав: «Это божественно! Это неописуемо божественно! Паганини превзошел сам себя!» –начал медленно аплодировать… Его аплодисменты тут же подхватил зал. Бурный восторг зрителей долго не утихал. Оркестр, который поначалу снисходительно относился к скрипачке, аплодировал стоя…

Слава не заставила себя долго ждать. Марианна вернулась на родину знаменитой. И только Григорий Абрамович продолжал сомневаться во всем происходящем…


Рецензии