Точка золотого сечения в рассказах А. П. Чехова
Пробовал дуть в пустую бутылку, но, как ни старался, получаемый трубно-призывный звук никак не походил на «жалобное гудение».
Осенило, когда среди описания новогодних ритуалов встретил «подуть в пустую бутылку», чтобы были женихи, удача и все-все-все. А ведь «Студент» был написан к святкам – вот откуда «дуло».
После этого захотелось перечитать «Студента», а с Чеховым у меня непременно «открою на любой странице, и не могу, читаю до конца».
Тут еще и впечатление от просмотренного накануне фильма о золотом сечении.
Вот и решил, перечитать некоторые произведения Антона Павловича и, заодно, проверить - работает ли на них хваленое «золотое сечение», называемое «универсальным правилом ассиметричной симметрией, отражающим структуру и порядок мироустройства», или одним словом – гармонией. [*]
Итак, точки золотого сечения (62% от начала текста) в рассказах Антона Павловича Чехова.
«Студент»: «Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух…»
Кульминация, как в библейском сюжете об отречении Петра, излагаемом Иваном Велипольским, так и в самом рассказе.
«Толстый и тонкий»: «- Нет, милый мой, поднимай выше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею».
Безусловная кульминация! Диалог толстого и тонкого перестает быть приятельским. Кстати, девичья фамилия жены тонкого Ванценбах с немецкого - «ручей клопов» (ай да, Антон Павлович!)
«Хамелеон»: «- Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой».
После этого «цвет кожи» Очумелого резко меняется.
«Унтер Пришибеев»: «Да ты, говорю, знаешь, куда за такие политические слова тебя угнать может господин мировой судья?»
Пришибеев, в объяснениях своего рукоприкладства, поднимается до политических высот.
«Смерть чиновника»: «Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю».
Генерал выказывает Червякову нескрываемое раздражение, которому, после еще нескольких попыток объясниться, не остается ничего другого, как помереть.
«Палата № 6»: «После этого Андрей Ефимович стал замечать кругом какую-то таинственность».
Окружающие начинают принимать Рагина за сумасшедшего.
«О любви»: «… он <Луганович> подходит ко мне, с красными ушами, и говорит: - Я и жена убедительно просим вас принять от нас вот этот подарок. И подал запонки, портсигар или лампу; и я за это присылал им из деревни битую птицу, масло и цветы»».
Фактически Павел Константинович становится членом семьи Лугановичей.
«Невеста»: «- Мама, выслушай меня! – проговорила Надя. … - У меня открылись глаза, я теперь все вижу. И что такое твой Андрей Андреевич? Ведь он же не умен, … он глуп! … Я жить хочу! Жить!»
Надя осознает, что не любит жениха и принимает решение изменить свою жизнь.
«Дама с собачкой»: «В декабре на праздниках он <Гуров> собрался в дорогу … и уехал в С … Ему хотелось повидаться с Анной Сергеевной и поговорить, устроить свидание, если можно».
Гуров предпринимает реальные шаги, чтобы возобновить связь с Анной Сергеевной.
«Попрыгунья»: «Он <Рябовский> отстранил ее руками и отошел, и ей показалось, что лицо его выражало отвращение и досаду… Она <Ольга Ивановна> вдруг почувствовала себя оскорбленной и сказала холодно: - Нам нужно расстаться... Сегодня я уеду».
Ольга Ивановна, наконец, поняла, что надоела Рябинскому, и решает вернуться к Дымову.
«Скрипка Ротшильда»: «- Что ты лезешь ко мне, чеснок? - крикнул Яков. - Не приставай!»
Ссора с Ротшильдом, подталкивает Бронзу переосмыслить свою жизнь.
«Человек в футляре»: «- Какие есть нехорошие, злые злые люди! – проговорил он <Беликов>, и губы у него задрожали. Мне даже жалко его стало <слова рассказчика>».
Апогей травли Беликова, доведшей его до смерти.
Вот пример совпадения точки золотого сечения с кульминацией не из А.П. Чехова - «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина: «Герман встал. – Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы, - так я ж заставлю тебя отвечать… С этим словом он вынул из кармана пистолет».
Напомню, что сцена Германа и графини заканчивается смертью последней.
Не сделаю великого открытия, что золотое сечение в полной мере «работает» на произведениях, которые условно можно назвать «сюжетными». Но сам поиск точки золотого сечения позволяет глубже раскрыть замысел великих писателей, чувство гармонии у которых, безусловно, было развито в высочайшей степени.
В этом смысле для меня яркий пример - «Человек в футляре», где понимаешь, что в нем главная авторская тема - трагедия одинокого человека, хотя и описанная в карикатурной форме.
* - золотое сечение - это когда бОльшая часть относится к меньшей, как все целое к бОльшей части. Ее округленное значение - 1,618 или 62% к 38%. Золотое сечение часто встречается в природе – расположение листиков на стебле растений, пропорции тела животных. Классический пример - человеческое тело, точка золотого сечения в котором - пуп.
Свидетельство о публикации №218031800709
вы показали, что в произведениях А.П.Чехова есть точка золотого сечения, где наиболее ярко выражена главная мысль рассказа. Не случайно о великих писателях говорят, что они одарены божественным даром. Во всём живом и неживом можно увидеть высшую красоту и гармонию, её называют божественной, одним из подтверждений этой красоты является точка золотого сечения. Всё в мире взаимосвязано.
Спасибо за кропотливый, вдохновенный труд и за удивительный рассказ!
С уважением,
Галина Кузина 09.11.2018 11:36 Заявить о нарушении
Так только плохие студентырефератыпишут, анастоящий мастер начиная произведение не только незнает какой длинныоно выйдет, но и как будут в дальнейшемразвиватся детали сюжета.
Сибирская Хиджра 26.06.2019 15:45 Заявить о нарушении
А для лучшего освоения полученной информации настоятельно Вам рекомендую:
http://www.proza.ru/2018/10/14/702
Успехов,
Санджак Марат Анатольевич 26.06.2019 17:01 Заявить о нарушении