Размышления по Исповеди Льва Толстого гл 1-3

                ПРЕДИСЛОВИЕ

    Особо в «Исповеди» Льва Толстого прельщает, что не ты один «во тьме дурак» (в этой жизни) -
    в компании со Львом Николаевичем Толстым как то намного уютнее.

    "Невольно мне представлялось, что там где-то есть кто-то,
который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30-40 лет жил,
жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь, совсем
окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она,
— как я дурак дураком стою на этой вершине, ясно понимая, что ничего в жизни
и нет, и не было, и не будет. А ему смешно..."
                (Исповедь, Гл.4, абзац 6)

   "Но есть ли или нет этот кто-нибудь, который смеется надо мной,
  мне от этого не легче. Я не мог придать никакого разумного смысла
  ни одному поступку, ни всей моей жизни"
                (Исповедь, Гл.4, абзац 7)

    Думаю подобные состояния посещали почти каждого человека...
    Не так они уж и глупы - и не так наивны...

    И тем еще дорого это произведение, что оно очень искренне и от души написано и поднимает вопросы, которые мы сами тысячу раз себе задавали…

     «Кто я?, - что я?, - зачем я?, - зачем этот Мир вообще? – и что будет дальше? – и что будет, когда ничего не будет?...» – эти вопросы не раз будоражили умы людей, если не сказать больше – ум и душу почти каждого мыслящего человека…

    Исповедь графа Толстого состоит из 16 частей или глав.
    Каждая из глав посвящена своей теме.

    Первые 3 главы посвящены совершенствованию самоё себя (где с тонким юмором описано это самосовершенствование).
Оно имеет место быть (совершенствование), но при выбрасывании из него замысла Творца, принимает довольно прискорбно-ироничный вид, так как суть выброшена…

      Совершенствование возможно в различных областях – в профессии, в спорте, в искусстве – да в чем угодно… Но если выбрасывать из этого Замысел Творца – совершенствование превращается в работу «подмастерья», вместо того, чтобы самим быть творцами…

      Я сама пишу стихи, но прекрасно понимаю, что это не я пишу стихи, а мне дали поиграться…
      Как сказал когда-то Растропович на вопрос – как он относится к своему таланту? – «Под одеждой мы все голые, - ответил Растропович, - Бог дал мне поносить талант – он может и «снять» его…».

      Так что совершенствование без Творца – это совершенствование скорее навыков, а не души, - оно всегда плоско и однобоко, но главное! не дает успокоения души при самых невероятных достижениях в самом таком «совершенствовании».

    И первые три главы Исповеди посвящены такому совершенствованию – совершенствованию «вообще» (как это бывает в молодые годы), совершенствованию в искусстве, где было модно и легко совершенствоваться, только все не знали чему (как мягко замечает Лев Толстой), и так же совершенствованию через Прогресс, который не имеет духовного вектора, поэтому развивается сразу почти одновременно во все стороны (и к хорошему, и к плохому), и курс которого Лев Толстой точнейше определил словами – «нас несет куда то…».

    После многих лет такого удивительного «совершенствования» вдруг наступает полное неприятие жизни –
«Жизнь мне опостылела» - пишет Лев Толстой в начале 4-ой главы, удивляясь при этом,
                что она опостылела ему в самый период своего расцвета :
 
    «И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то
                что считается совершенным счастьем! :
            это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет.
        У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети,
  большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось.
  Я был уважаем близкими и знакомыми,больше чем когда-нибудь прежде был    
  восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения.»
                (Исповедь, Гл. 4, абзац 5)


         "Душевное состояние это выражалось для меня так:
жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка.
Несмотря на то что я не признавал никакого «кого-то», который бы меня сотворил,
эта форма представления, что кто-то надо мной подшутил зло и глупо,
произведя меня на свет, была самая естественная мне форма представления."
                (Исповедь, гл.4, абзац 6)

  Очень бы хотелось разобраться в этом душевном состоянии, которое посещает может многих, но хотелось, чтоб не посещало...





               ГЛАВА 1 – «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОЁ СЕБЯ» 


   Потому этот труд дорог мне, что он очень искренне написан и потому что мы сами задавали себе тысячу раз эти или подобные вопросы, как и многие из живущих на Земле…

     «Кто я?, - что я?, - зачем я?, - зачем этот Мир вообще? – и что будет дальше? – и что будет, когда ничего не будет?...» – эти вопросы не раз будоражили умы людей, если не сказать больше – ум почти каждого думающего человека…

    Исповедь графа Толстого состоит из 16 частей.

    Первая из них посвящена совершенствованию самоё себя и что из этого получается, если выбросить душу… Позволю себе предвосхитить события и процитировать некоторые строки из 5-ой части Исповеди, где Лев Николаевич негодует на духовные начала Вселенной…

    Не знаю почему Толстого так раздражали некоторые объяснения нашего существования, как например в 12 и 13 абзацах 5 части Исповеди –  и эти объяснения он считал неприемлимыми –  такие как :

       «Все человечество живет и развивается на основании духовных начал, идеалов, руководящих его. 
        Эти идеалы выражаются в религиях, в науках,искусствах, формах государственности.   
        Идеалы эти все становятся выше и выше, и человечество идет к высшему благу. 
       Я - часть человечества и  потому призвание мое состоит в том, чтобы содействовать сознанию 
       и осуществлению идеалов человечества». 
       (Л.Толстой «Исповедь», часть 5, 12-13 абзацы)

               
     Единственное в чем я присоединюсь к возмущению Льва Николаевича Толстого, так это в том, что человечество не «живет и развивается на основании духовных начал», что было бы так желательно… - т.е писавшие эти фразы, что мол «Все человечество живет и развивается на основании духовных начал» выдавали желаемое за действительное…

    Из игнорирования человечеством этих духовных начал (см. жизнь вокруг себя) вовсе не следует плохость самих духовных начал –  если ученики плохи, то из этого не следует, что и математика порочна в своем начале – так же и с духовными учениями….

    Да, было бы очень желательно, чтобы «Все человечество жило и развивалось на основании духовных начал» - и Бог этого хотел – читай Библию и Тору.., но человечество не сильно жаждет жить по этим началам, так как это требует внутреннего совершенствования – и не только такого, которым занимался Лев Толстой в молодости – вернее не столько такого (наращивать мышцы, тренировать волю, тренировать ум свой) – а внутреннее совершенствование проходит через душу – надо именно желать всей своей душой стать лучше, а не размысливать умом насколько это выгодно или насколько это оценится в обществе.

     Нет ничего плохого или смешного в том, чтобы тренировать свое тело, душу и ум – это никак не возбраняется при условии, что и душа как бы «не дремлет» и не опускается ниже всего выше-перечисленного… Ну Лев Николаевич немного осмеял это своё юнешеское «совершенствование», тогда как оно не смешно, а скорее недо-законченно (почему то главный элемент выброшен – душа…) – и он пишет о нем так :

      «Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя – то, что, кроме животных инстинктов, двигало моею жизнью, – единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование. Но в чем было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать. Я старался совершенствовать себя умственно – я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенствовать свою волю – составлял себе правила, которым старался следовать; совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению. И все это я считал совершенствованием.» («Исповедь, конец 1-ой части

       Но душа не рассматривалась потому, что в 1838 году учащимися Гимназии Льва Николаевича Толстого было сделано «открытие», что Бога нет… :

«Открытие состояло в том, что бога нет и что все, чему нас учат, одни 
   выдумки (это было в 1838 году). Помню, как старшие братья 
   заинтересовались этою новостью, позвали и меня на совет. Мы все, помню,
   очень оживились и приняли это известие как что-то очень занимательное и
   весьма возможное.» (Исповедь – начало 1-ой части).

       Ну при таком перекособоченном «совершенствовании» рано или поздно должны были проявиться пробелы такого «совершенствования» (с выброшенной душой…). Позволю себе привести здесь свой любимый свой же стих «Отряд» о Душе и её отсутствии :

           "Отряд не заметил потери бойца!                // строчка из «Гренады»
             А это и было началом конца..."                // кто-то дописал 2-ую строчку
             Боец тот по имени "Ум и Душа",               // а я уж весь стих написала
             Что бросили в спешке, ускорив свой шаг...

             К великим свершеньям!, без всякой души!
             Что в быстрых победах всегда хороши...
             А ум и душа замедляют наш шаг! -
             Нет!, - даже не ум!, - а скорее душа...

            Что спросит, склонясь над победой твоей -
            "А чем заплатил? - не продал ли друзей?
            И близких своих?, - или свой идеал?
            В борьбе за победу ты их не отдал?"

            Отряд что-то буркнул в досаде на Душу,
            Что бабские бредни не гоже им слушать!
            Победа! - вот цель до конца наших дней!
            С Душой не успеешь по жизни за ней!

            "А ты не спеши.., - отвечает Душа, -
            В своих рассужденьях про скорость и шаг...
            - Кривою дорогой ведь дольше идти?,
            Хоть ты ускоряешь свой шаг на пути..

            Кривая дорога не очень быстрей
            Но все устремляются к счастью по ней!
            А чем она лучше прямого пути?,
            Что вместе с Душою ты можешь пройти?"

            Но быстро отряд удалялся вперёд.. -
            Кто в гонке к победам и Душу поймет?
            Кому это надо? - да бабские бредни! -
            Что бросил отряд по дороге намедни...

            Душа посмотрела отряду во след..,
            Что раньше с душой был, а теперь уже - нет... »


       Вот так «совершенствовал» себя 10 лет Лев Николаевич Толстой по принципу
 
            «К великим свершеньям!, без всякой души!
             Что в быстрых победах всегда хороши...
             А ум и душа замедляют наш шаг! -
             Нет!, - даже не ум!, - а скорее душа...»

       Ну душа была выброшена видимо вследствие незабвенного «окрытия» 1838 года, что Бога нет. (см. начало Исповеди).
      
       Далее (в конце 1-ой части Исповеди) говорилось и неком нравственном совершенствовании, которое не сильно понятно в чем заключалось, но при выбросе из него души, быстро сводилось к желанию превосходства над другими людьми, о чем прекрасно с иронией и очень глубоким смыслом пишет сам граф Толстой : 

       «Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование, но скоро
        оно подменялось совершенствованием вообще, т.е. желанием быть лучше не
        перед самим собою или перед богом, а желанием быть лучше перед другими
        людьми. И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми
        подменилось желанием быть сильнее других людей, т. е. славнее, важнее,
        богаче других.»

     На этом заканчивается 1-ая часть Исповеди и юношеское неокрепшее, но очень искреннее совершенствование Льва Николаевича Толстого…

 

      
                ГЛАВА 2-ая – ПИСАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

      Вторая часть начнается с очень глубоких и в чем то трагичных слов «я был один, совершенно один, когда искал хорошего» - в Восточных Школах духовного развития очень ценятся гуру – «проводники во тьме ночной» - учителя духовных искренних начал… И насколько наверно сиротливо ощущает себя человек на пути духовного познания или просто на пути познания жизни, когда не только гуру, но и со-товарища по исканию этого «хорошего» нет, да и даже о самой малости на душе нельзя высказаться, не то, что о сокровенном…
               
                стих мой, но о том же самом

                «Путь одиночества в ночи    // в ночи жизни
                Не сладкий путь…
                И только свет твоей свечи   // свет души путника
                Не даст свернуть…

                Крутой подъем и низкий спуск –
                Души обрыв…
                Все проходили мы не раз,
                В себе всё скрыв…                //не выставляя на люди

                Бывает день – бывает час,
                Когда один
                Ты оставался и не раз         //с каждым такое наверное бывало
                Во тьме пути…»

    Но человек не должен оставаться один!, что к сожаленью в век конформизма и не редкость…

        В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак прекрасно описывает и корни конформизма и трагедию неповторимой человеческой души :

                («Доктор Живаго», часть 13, гл. 13)
    «И все же одну перемену я отметила, и она встревожила меня, - говорит Лара доктору Живаго о своем бывшем муже, -   ТОЧНО ЧТО-ТО ОТВЛЕЧЕННОЕ ВОШЛО В ЭТОТ ОБЛИК И ОБЕСЦВЕТИЛО ЕГО (облик её бывшего мужа).    ЖИВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО СТАЛО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ, ПРИНЦИПОМ, ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИДЕИ.» - как точно передано обесцвечивание конформизмом и обезличивание людей во имя идеи – «живое человеческое лицо стало принципом» - как точно сказано!               

    «ГЛАВНОЙ БЕДОЙ, КОРНЕМ БУДУЩЕГО ЗЛА БЫЛА УТРАТА ВЕРЫ В ЦЕНУ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ.  (вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями.»                («Доктор Живаго», часть 13, гл.14)

         Но путь конформизма – «будь как все!» вовсе не спасает от душевного одиночества, а лишь камуфлирует его, надевая маску  и загоняя глубоко внутрь, чем проблема только усугубляется… Уподобление толпе не осчастливливает душу со всей её уникальностью и неповторимостью… Вот об этом душевном одиночестве и непонимании и пишет Лев Толстой в своей Исповеди,  а я лишь дополнила это стихами :
                Бывает день – бывает час,
                Когда один
                Ты оставался и не раз               
                Во тьме пути…                - и такое состояние бывало почти с каждым…
               

    Вот именно это состояние описывается в начале 2-ой части Исповеди – и это состояние проходили наверное многие – и может не один раз… Состояние «одиночества в толпе – когда каждый сам в себе…» - и никому не расскажешь и не покажешь, потому что каждый человек – «это целая Вселенная» - миниатюра Вселенной в своем неповторимом индивидуальном исполнении (именная неповторимая голлограмма Вселенной, помноженная на душу человека). И бывает, что самые сокровенные, самые главные мысли и чувства своего существования человек должен держать в себе, потому что в Мире конформизма нет места Индивидуальным Вселенным… - зачастую нельзя открыться, не опасаясь насмешек или издевательств, коим подвергался и Лев Толстой :

    «Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные
      мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение
      и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и 
      поощряли.» (Исповедь, часть 2, абзац 1)
               
                «Я шел в ночи совсем один,                стих мой
                Как дикий пес,
                Хвост опустив, совсем без сил
                Удел свой нес…

                И не расскажешь никому –
                И не поймут…                (а сейчас и не стремятся к пониманию)
                И так в толпе, совсем одни,    //в толпе, но не найденные близким чел
                Порой живут…. »                (многие люди живут)

    Человек в принципе не должен быть один – рядом с каждым должен быть кто-то, кто подставит плечо в нужную минуту, но в Мире конформиза, куда катится наша современность, сочувствию (искренному сочувствию), как и глубинному пониманию другого человека места нет – не тот сейчас у всех менталитет! (ну каждый сам за себя, себя возможно и любя, а иногда и себя не любя…). Это довольно печальная картина, иносказательно показанная в фильме Тарковского «Жертвоприношение» -  о том (хотя по сюжету это прямо не говорится), что люди забыли жертвовать собой – от этого «по жизни» сбой… - что-то застопорилось в четко отлаженном механизме жизни – произошел сбой – забыли люди жертвовать собой…

       Ну а далее во 2-ой части Исповеди Льва Толстого (которую знатоки считают лучшим произведением Л.Н,Толстого) показана ПОСРЕДСТВЕННАЯ писательская среда, куда он попал после службы в армии и по которой почему то Лев Николаевич стал судить почти о всех писателях и поэтах, как о людях ничтожных, пустозвонных и самолюбивых – таких возможно предостаточно в любой сфере деятельности, не только в писательской. При этом очень точно и с тонкой иронией критикуя эту среду, он почему то совершенно забывет о Гете и Шекспире, Пушкине и Гейне, о прекрасных картинах и мировых (или даже рядовых) шедеврах, поднимающих душу над действительностью наших материальных проблем и сложных схем…

«Я – художник, поэт – писал, учил, сам не зная чему» (писал далее Толстой)

«Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помещение,
 женщины, общество, у меня была слава. Стало быть, то, чему я учил, было
очень хорошо. (/*как тонко подмечена вывернутость взглядов – раз хорошо платят, стало быть и ты хорош,
                хотя хорошо платить могут и плохие дела*/ примеч. моё)»

«Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, состоял в том,
что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие
 принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы –
художники, поэты.»

   Кстати это не совсем глупые мысли, но Лев Толстой всё же высмеял писателей и поэтов, почему то судя всех по тому посредственному или поверхностному кружку, куда он попал… Можно писать потому что «не могу молчать» словами самого Льва Николаевича (и произведение кажется такое есть), а можно писать, чтоб лишь покривляться и показать, что ты умеешь писать… - это два разные писания… (как и бывают психологи и пси-олухи – нельзя всех под одну гребенку)

      Так же Лев Николаевич с его тонкой иронией высмеял, что «что художник и поэт бессознательно учит» (а сам вроде не знает чему учить) – на это возражу словами Пастернака – это не самые глупые мысли, что поэт или писатель учит интуитивно (особенно поэты - божьи люди – а стихи скорее трнслируются ими, чем пишутся – поэт – это открытый канал и нерв, через который нечто сверху идет к людям) –
      
       И как говорил Пастернак в «Докторе Живаго»:
                (Б.Пастернак «Доктор Живаго», часть 14, гл. 8)
      «В такие минуты Юрий Андреевич (поэт и врач) чувствовал,
       что ГЛАВНУЮ РАБОТУ (стихи) СОВЕРШАЕТ НЕ ОН САМ, НО ТО,
       ЧТО ВЫШЕ ЕГО, ЧТО НАХОДИТСЯ НАД НИМ И УПРАВЛЯЕТ ИМ,
       А ИМЕННО: СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ МЫСЛИ И ПОЭЗИИ»      

– так что поэты и где-то и пишут интуитивно – они открытый канал для мировой мысли и поэзии (словами Пастернака) – и почему это высмеял Лев Толстой, свалив в одну кучу посредственность и серьезных людей, непонятно…




                ГЛАВА 3 – ПРОГРЕСС

     Поскольку человек единственное из существ, которыму необходимо осмысленное существование, Лев Николаевич Толстой очень тонко описал эту подмену веры (выбросив однако  слово Бог) – ведь человеку необходимо во что-то верить – в Высшие силы, в себя, в материализм неконец – это необходимость человеческого существа – это его естество – таким его создал Бог…

    И если уходит вера в Бога, то по закону «святости места» - свято место пусто не бывает – на место ушедшей веры приходит другая – кто-то в себя верит, кто-то в материализм, кто-то в силу денег.., - да мало ли во что…

    В конце позапрошлого столетия была модна вера в Прогресс. Эта вера в Прогресс сменила у Льва Николаевича веру в поэзию и писательство, которая в свою очерель когда то сменила веру в «совершенствование»..

     Слово «Прогресс» в переводе значит «развитие», «движение вперед». Двигаться то вперед можно, только большой вопрос к чему? – к хорошему или плохому? -  what is the question… Ведь мы не говорим просто «вера» - верить можно и в черта, - мы говорим – «вера в Бога» - а Прогресс он как бы сам по себе… - «движение вперед» - но к чему?

        Не могу не привести слова из Торы (записи Синайской Проповеди) :
        «Если нет Торы — нет морали; если нет морали — нет Торы. Если нет мудрости — нет трепета [пред Творцом]; если нет трепета [пред Творцом] — нет мудрости. Если нет проникновения в суть вещей — нет знаний; если нет знаний — нет проникновения в суть вещей.» (Гл. 3, мишна 17 священного Трактата Авот (свод нравственных законов Торы (Синайской Проповеди))…

     Это очень точные и мудрые слова – т.е уважение к Творцу должно превышать уважение к наукам, им же созданным… Это понятно. Творец первичен – всё созданное им – это лишь производные…

      Мне лично, как современному человеку, тоже не очень приятны слова, что мы всё время должны трепетать перед Всевышим… Но одно дело в чем то отстаивать свою индивидуальность, где то не до конца соглашаться, что мы просто рабы или живые игрушки Бога, а совсем другое дело – отрицать Бога!

      Это всё равно как иногда спорить со своим реальным отцом или отрицать отца вовсе! Мы тоже ж иногда спорили со своими родителями – но не отрекались же от них? Это очень серьёзные вещи, которые довольно трудно понять современному нигилистично настроенному человеку.

       Не могу здесь не привести свой стих об Исповеди Льва Толстого не ради любования надеюсь, а ради сути… :

                Вчера я Исповедь прочла            
                О том, как жил Толстой -
                Как в апогее понял он,           // в расцвете жизни
                Что у него застой...                // в жизни застой

                Что больше некуда спешить
                Хоть всё и хорошо                // вроде как
                Что час расцвета уж прошел -
                А час тоски пришел...   

                Не греют слава и семья             //признание самого Толстого
                И даже денег звон
                И то, что он во тьме "дурак"
                Внезапно понял он...

                Как будто кто-то подшутил,
                И даже свысока
                Смеется издали над ним,
                Глядя на "дурака"...                // признание из Исповеди, часть IV "Невольно мне представилось, что есть кто-то...

                А "дураку" так тяжело,
                Что трудно рассказать,
                И он как будто всем назло
                Встает с утра опять...

                Живет по схеме - как должно'         // знак апострофа показывает ударение
                Как вроде все живут
                Но улыбаться тяжело -
                И крылья не растут...                // от переизбытка якобы людского счастия...

                Дракон его как будто ждет
                В колодце без окон
                А он, за кустик удержась,
                "Мед лижет языком..."                // цитата из Исповеди - часть IV

                Но кустик скоро упадет                //наши современные представления о Мире...
                А вместе с ним и жизнь...
                Но что то шепчет изнутри -
                "Покрепче мол держись!"

                И вроде хочет он спросить :
                "За что держаться мне?, -
                За куст?, что мышка уж грызет,
                Как в детства страшном сне..."

                И в пик отчаянья к нему
                Приходит зов души,
                Что надо даже не умом,
                А сердцем больше жить...           // часть ХII, с 1-го абзаца

                И он внимает глубине
                И верности души
                И хочет у нее спросить
                Как дальше ему жить?

                И ищет Бога он душой,
                Как дети в темноте
                Свой ищут угол небольшой -
                И не найдут нигде...

                Но шаг за шагом к вере шел
                И Бога он искал,
                Чтоб в мире праздном и чужом
                Иметь свой идеал

                И вроде Бога и нашел,
                Как смысл Бытия,
                Но только Бог не объяснил
                От "А" всё и до "я"...          //часть ХV, конец 3 абзаца "И мне, полагавшему истину в единении любви,
                невольно бросилось в глаза то, что само вероучение разрушает то,                что оно должно произвести...

                И он задумался опять,
                Что "смысл" в жизни есть?        // Лев Николаевич Толстой задумался...
                И что "добро", и что есть "зло"?
                И долг, и (...), и честь...
               
                И почему Бог не един?              //и вероисповедований много и их нетерпимости друг к другу немало...
                И всё не просто так?
                И смысл опять не объясним,
                А он опять "дурак"...

                Не он дурак, а Мир не прост -
                Сумбурен и не прям -
                И Бог порой в делах не чист       //в Пятикнижье не раз Авраама подбивал лгать…
                А в чем то и упрям...                //не говоря уж о сжигании людей - спор Авраама  с Господом
                о грешниках и праведниках

                Но Бог – Творец…
                Свой идеал возможно ищет Он  // как создать житие на Земле
                В душе не только и людей
                Есть свой Армагеддон...             // возможен и такой поворот событий

                И надо вместе нам искать,
                И выход сей найти,                // людям, и не только людям...
                Хоть может в жизни и не раз
                Поспорим на пути...                // пути поисков и познания истины...

        Это очень серьёзный вопрос о мере трепета перед Богом (я – раб, я – Бог  - извечное колебание между двумя крайностями) – и его не правомочно поднимать в такой маленькой статье, тем более в ее части, посвященной прогрессу – «развитию вообще…». Развитие вообще подразумевает развитие во все стороны (и к хорошему, и к плохому), что мы в современном обществе и наблюдаем… - как ни успешно и не скоро развитие мировой медицины – болезни все равно его опережают… Как ни велики заслуги мировой науки – они одновременно ставятся на служение вооружению и способствуют убиению человечества…

         Развитие жизни «вообще» подразумевает развитие во все стороны – и к хорошему и к плохому одновременно – поэтому развитие человечества и цивилизации дают одновременно и блага и страшные последствия этого развития… И если Мир стоит на пороге третьей Мировой войны, то она и будет по сути нашим Апокалипсисом, сделанным уже только руками самого человека…

         Так что развитие «вообще», без внутреннего духовного вектора, довольно чревато.., и уж никак не является спасением жизни или её осмыслением… К чему Лев Николаевич Толстой в конце 3-ей главы и приходит и в начале 3-ей главы пишет :

           «Жизнь в Европе и сближение мое с передовыми и учеными   
     европейскими людьми утвердило меня еще больше в той вере 
     совершенствования вообще, которой я жил, потому что ту же
     самую веру я нашел и у них. Вера эта приняла во мне ту
     обычную форму, которую она имеет у большинства
     образованных людей нашего времени.

     Вера эта выражалась словом «ПРОГРЕСС».
     [вера в Бога заменилась верой в прогресс – свято место пусто не бывает… прим. мое]

           Тогда мне казалось, что этим словом выражается что-то. Я не понимал еще   
        того, что, мучимый, как всякий живой человек, вопросами, как мне лучше
        жить, я, отвечая: жить сообразно с Прогрессом, – говорю совершенно то же,
        что скажет человек, несомый в лодке по волнам и по ветру, на главный и
        единственный для него вопрос: «Куда держаться?» – если он, не отвечая на
        вопрос, скажет: «Нас несет куда-то».
                (Исповедь Льва Николаевича Толстого, начало 3-ей Главы).

         Какие точные замечательные слова! – «Нас несет куда то» - как точно определено направление современного Прогресса – «нас несет куда-то…» - ну если направление «развития» лишено духовного начала и направления – т.е его несет во все стороны одновременно – то это и есть «куда-то»… - а как еще точнее описать направление во все стороны сразу?

      И не менее точно выражены попытки внутреннего духовного прозрения – буквально за словами «нас несет куда-то» (точнейшее направление современного прогресса), в начале 3 главы Лев Николаевич замечает:

    «Только изредка не разум, а чувство возмущалось против этого общего в наше время суеверия, которым люди заслоняют от себя свое непонимание жизни.» (Исповедь Льва Толстого, начало 3-ей Главы)
(я всегда говорила, чо Душа умнее – она мудрее – она помнит всё, что было «до», «после» и что будет вообще… - Душа вне времени и пространства, как и Господь Бог)
 
     Как точно сказано! – «не разум, но чувство!» восставало против слепой веры в прогресс – т.е против развития одновременно во все стороны сразу – и к хорошему, и к плохому…  «Не разум, но чувство» восставало против этого… плаванья во все стороны одновременно.., «не разум, но чувство» восставало против этого курса – «нас несет куда-то…».

    Первые звоночки не такой уж идеальности Прогресса дали о себе знать при виде казни человека в столь просвященном и цивилизовано-«прогрессивном» Париже… Боль, кольнувшая в сердце, впервые позволила Льву Николаевичу Толстому усомниться в столь благостности Прогресса :

    «Так, в бытность мою в Париже, вид смертной казни обличил мне шаткость моего суеверия прогресса.»
                (Л.Н.Толстой «Исповедь»,  начало 3-ей главы)
    
    Смерь брата не усилила веру в идеальность развития по всем направленьям сразу – т.е в веру в нынеший прогресс – «нас несет куда-то» - а так ведь может сказать и каждый человек почти про свою жизнь – «несет куда-то – только уж держись!» (наверное за кустик, подтачиваемый мышками
                (Исповедь Льва Толстого, гл. 4, восточная иносказательная басня))…

    Вот за что держится современная нынешняя цивилизация, которая конечно иногда «мед лижет языком», но как долго сможет продержаться? – what is the question…

    Думаю, что жизнь многих людей не сильно то отличается от жизни общества вообще… - в таких же стрессах, как несчастный тот в колодце – сердце разрвыается от страха и томленья, но иногда «мед лижет языком»… (несчастный из восточной басни в начале главы уже 4-ой).


Рецензии