Сострадание Социальная или межличностная ценность?

О смысле сострадания

Как известно, сострадание – это социально приемлемое качество, т.к. чуткость и непосредственность к окружающим людям, умение разделить их трудности существенно укрепляют общественные отношения.

Хотя сострадание приветствуют очень многие, но на деле далеко не все склонны его проявлять, других оно просто оскорбляет, а пользуются им зачастую те, кто умеет играть на жалости. Поэтому, напрашивается вопрос: а в чём, собственно, настоящая ценность этого процесса?

Прежде всего, нужно учитывать, что популярное определение этого качества сугубо поверхностное; к тому же, оно рассматривается с позиции культурных представлений коллективистов, к которым относится только косвенно. Поэтому очень важно определить подлинную структуру данной ценности.

Сострадание могут рассматривать, как психический процесс, или как ценность. В данном эссе предлагаю исследовать это понятие, как ценность личности, с позиции аксиологической психологии.


Сформулируем определение понятия

Сострадание – это одно из проявлений общечеловеческой ценности любовь. Актуально в культуре реформаторов, трудящихся и других мирных личностей.

На основе соотношения психических процессов личности установим определение данной ценности:

Сострадание – это ценность личности, основанная на контроле личного осознания своей личности в отрицательном проявлении посредством личного осознания своей социальной роли в положительном проявлении.

Только достаточно сильная личность, которой знакомы боль потерь и ярость, которая способна владеть собой в силу высоких чувств сострадания и разума, может понять настоящие чувства другого реформатора и заслужить взаимности. Другими словами, реформаторы познают любовь посредством страданий.


Значение сострадания, как идеала трудящихся

Итак, русскому менталитету сострадание присуще, как основа личных (межличностных) отношений. Последние тысячу лет оно приветствовалось, как социальная ценность – в рамках православной культуры. Но при каких условиях личная ценность может стать социальной? Только если «человек человеку друг, товарищ и брат». Да, воплощать в жизнь социалистические идеи в разрыве с православной культурой было грубой и нелепой ошибкой.

Не тот поистине сильный, кто из прихоти готов преступить чужие законы, а тот, кто способен выдержать в себе такую боль, которая любого другого лишает самообладания. Достойно пережитые трудности делают личность не только более сильной и внутренне развитой, они способствуют взаимопониманию совсем не похожих друг на друга, креативных личностей. Коллективистам трудно осознать, что одна из наиболее популярных в их культуре ценностей – это модель сплочения независимых реформаторов. Она, конечно, яркая, но для коллективистов более уместна межличностная ценность привязанность, или социальный идеал смирение.

Если этот идеал работает, как общественная ценность, то его субъект сам должен находить людей, нуждающихся в его поддержке и помощи. И не только: взаимопонимание нужно для совместных, общественно полезных проектов, сдержанность и душевная выносливость – рычаг обновления, или оптимизации социального устройства.


Упомянутые ценности рассматривались в статьях:

1. Шарбатов Э. А. Перечень основных ценностей в аксиопсихологии / Э.А. Шарбатов // Проблеми сучасної педагогічної освіти. – Ялта, 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 1. – С. 113-119.

2. Шарбатов Э. А. Ценности личности педагогов / Э.А. Шарбатов // По результатам XXIX международной научно-практической конференции «Достижения и проблемы современной науки» 2 часть. – Санкт-Петербург, 2018г. – Научный журнал «Globus» – С. 24-31.


Рецензии
Здравствуйте, Эльдар!
Как хорошо Вы всё объяснили. Всё по полочкам разложили. Я много думала на эту тему.

Тютчев писал: "И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать". Это СО-ЧУВСТВИЕ конечно же не жалость, а именно СОСТРАДАНИЕ, способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Наверное, не каждый встречный, а тот, чьи мысли и чувства имеют для нас значение.

Поэт Владимир Измайлов писал: "Человеку не надо жалости и щедрот, подносимых на блюде. Люди, будьте горды, пожалуйста... помогая - не унижайте, получая - не унижайтесь... Лишь бы вам к прописной залежалости не сводить этой истины боль - человеку не надо жалости. Человеку нужна любовь!"

А в Евангелии Спаситель призывает оказывать помощь всякому, кто в ней нуждается, и не отворачиваться от тех, кто хочет занять (попросить денег в долг).

... Ну, с деньгами всё понятно. Если кто-то просит в долг - надо достать кошелёк и отдать часть своей зарплаты. Я так и делала (в разумных пределах). И не ждала, что эти деньги когда-нибудь вернутся, просто отдавала как пожертвование. А если я подозревала, что просят не на хлеб, а на самогон, то говорила, что денег у меня нет, но могу дать продукты...

Проблема в том, что под лукавым обличием сострадания, сочувствия, участия чаще всего скрывается та самая жалость, которая не является настоящей, христианской любовью. А ещё - нежелание замечать собственные проблемы.

Другая проблема в том, что оказывая помощь, мы можем нанести ущерб себе, или своим близким, или даже тому, кто просит о помощи, а на самом деле пытается манипулировать нами, вызывая чувство вины и ту самую жалость, которая не является проявлением любви и милосердия...

Ведь чаще всего от нас ждут не сострадания и милосердия, а материальной помощи.

Ну, и о каком личностном, духовном росте может идти речь, если я, например, даю деньги (или продукты, одежду, обувь) только для того, чтобы отвязаться?..

Об одной своей попытке помочь талантливой женщине, члену Союза писателей, которая из-за пристрастия к спиртному потеряла всё, в том числе сына и трёхкомнатную квартиру в центре Москвы, но бросить пить так и не смогла я написала стихотворение:
http://www.proza.ru/2018/02/27/1024

Раиса Бобрешова   14.09.2018 09:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.