Доктор Сачков романтик
Университеты
Детство Николая прошло на Золотой Горе, в трудные военные годы. Мальчишка стремился к знаниям, поэтому, окончив семь классов, поступил в Благовещенское речное училище. Но скоро понял, что не ту профессию выбрал.
Друг Юрий, сын известного в городе врача Бориса Смирнова, отправлялся поступать в Иркутский университет. А Коля к тому времени решил, что хочет быть врачом. Он и не знает, как в го-лову пришла такая идея – рвануть с другом в большой город. Родители были не богаты, поэтому выдали на дорогу 300 целковых. По сравнению с Юриной тысячей это была мизерная сумма, и друг потом часто спрашивал: «Коль, ну как ты решился-то с такими деньгами в Иркутск ехать? Но Николай поставил цель и поступил в медицинский институт.
Студенты-медики жили в двухэтажном бараке, отапливаемом печкой, зимой устанавливали дежурство – в комнатах надо было поддерживать тепло. На практику Николай приезжал в Зею, где жили родители. Вспоминает, как ассистировал хирургу Смирнову:
– Во время операции Борис Евгеньевич был быстр, имел хорошую реакцию, словом, мастер своего дела, и того же требовал от персонала. Мог сорваться, накричать, но тут же отходил и начинал шутить. Тогда я понял, что хирургом не стану в силу своего характера.
Николай уже проходил ординатуру, а его друг Юрка так и не закончил университет. Отец, Борис Евгеньевич, уже и не ждал, что когда-то его сын станет дипломированным специалистом. Но однажды получил письмо от Николая Сачкова, в котором тот первым сообщил ему, что Юрий наконец-то защитил диплом. Парень с юмором описал, как Юрка прибежал в общежитие сияющий, скинул верхнюю одежду и выхватил из кармана заветный документ. Старший Смирнов потом ответил Николаю, и это письмо он до сих пор хранит в своем архиве.
Он победил
Пятнадцать лет Николай Александрович работал главным врачом Облученского района в Еврейской автономной области. По субботам вел прием больных, ведь по специальности он терапевт, а поэтому никак не хотел терять практические навыки.
Однажды по телефону вызвали к больной. Пожилая женщина задыхалась, лежа на кушетке в ординаторской. «Бронхиальная астма», - решил врач и вколол пациентке адреналин. Но симптомы не устранялись. Бороться за чужую жизнь пришлось до самого рассвета: уколы, новые препараты и мысль, бьющая в виски: «Только бы не ошибиться». И вот женщина задышала глубоко и ровно. Он победил!
А сколько было мальчишек, засовывавших в нос бусины и другие предметы.
– Иногда приходилось действовать элементарно: через колено, вниз головой, хлоп по спине, и вот она, монетка, - вспоминает Николай Александрович, но тут же спохватывается и продолжает, - но об этом говорить не надо.
Судьба
О личной жизни врач рассказывать не любит. Ну, не сложилась она и всё тут. Судьба, значит, такая. Но иногда она подкидывала приятные сюрпризы. Идет как-то третьекурсник Сачков по институтскому коридору, а навстречу ему декан:
– Вы, - говорит, - товарищ, в своих кирзовых сапогах и «хэбэшных» штанах и на студента-то не похожи.
Первый раз в жизни Николай почувствовал себя неловко, ведь он сам зарабатывал деньги на обучение, работая по ночам. Обиженный и униженный, обронил о своей горечи в письме к родителям. А те выслали ему 300 рублей, отложенные на покупку поросенка. Тогда-то он чуть приоделся. А немного погодя купил облигацию трехпроцентного государственного займа и с удивлением обнаружил, что выиграл целых пять тысяч рублей. Это была баснословная большая сумма. Николай вернул долг родителям, сшил себе хороший костюм, купил туфли и другую одежду.
– С той поры вошел в азарт, – смеется сейчас Николай Александрович, - не могу не принимать участия в каких-нибудь розыгрышах. Но к этому дню проиграл уже, наверное, миллион, а так больше ничего и не выиграл.
Быть человеком
Приехав в 1982 году в Зею, Николай Александрович устроился в центральную районную больницу терапевтом. Многие помнят его, шагающего от дома к дому на своем участке с неизменным чемоданчиком и в белоснежном халате, выглядывающем из-под пальто. Он никогда не курил, пил только вино, и то в меру.
– Я противник спиртного и табака, – такова позиция Николая Сачкова, - я за здоровый образ жизни и за отказ от вредных привычек.
И он вправе говорить об этом с позиции врача и с позиции человека, который следит за своим здоровьем. Он с удовольствием читал когда-то лекции в домах культуры, школах, на предприятиях о вреде курения и злоупотребления алкоголем. И сам до сих пор не пренебрегает зарядкой: приседания, сгибание и разгибание позвоночника – это ежедневные упражнения. Еще одно увлечение – шахматы, даже ребятишек в дворовом клубе этому обучал, никогда не пропускал общегородских турниров, хоть и не становился чемпионом. Говорит, что эта игра ум в порядок приводит.
За всю свою сознательную жизнь Николай Александрович написал более 600 материалов, которые опубликованы в различных газетах. Любит осень и грибную пору. И обязательно рассказывает о «тихой» охоте в своих зарисовках, которые отправляет в газету.
Несмотря на спокойный характер, умеет отстаивать свою позицию. Несколько лет назад Сачков был избран в президиум горрайсовета ветеранов. И как-то понял, что надоело ему слушать и читать в газетах и журналах о том, как плоха жизнь. Он решил отыскать в ней положительные моменты, о чем и написал в редакцию газеты «Ветеран». За эту оптимистическую публикацию Николая Александровича «попросили» из президиума. Вот так и пострадал он из-за своих политических убеждений.
А на вопрос о том, какова его жизненная позиция, Николай Александрович ответил:
– Однажды зашел я в кабинет больших чиновников, а они там разговаривают друг с другом матом. Я дослушал их диалог, спросил что надо и вышел. Спасовал! А должен был сделать замечание, чтобы им было стыдно вести себя так при женщинах, детях, стариках. Поэтому придерживаюсь мнения, что надо быть человеком в любой ситуации, хоть это иногда бывает и трудно.
Марина Тишкова
Свидетельство о публикации №218031900156