Записки странницы. Чехия-Германия-Австрия

Предисловие.
Конечно, после моего возвращения из странствий всем моим родным и знакомым любопытно: а как оно там, за границей? А я и сказать-то толком ничего не могла: так меня накрыло впечатлениями) Мне кажется, я вернулась оттуда немного другой, что ли… Однако мой монолог не будет наполнен «ахами» и «охами») На то я и реалистка)

Часть первая.

Всего за сутки я покаталась почти на всех видах транспорта: автобус - поезд – метро – аэроэкспресс – самолет – автомобиль – теплоход)

В трехзвездочном отеле, расположенном напротив Национального музея и в двух шагах от памятника Святому Вацлаву, меня встретил пожилой метрдотель во фраке, белых перчатках и цилиндре. Легко подхватил чемодан и саквояж, проводил до номера и не стал задерживаться в дверях, ожидая чаевых. Номер оказался большим, в старинном стиле. Выбивались из композиции только туалет и ванная (раздельные!), блистая современной отделкой. Даже не открывая багажа, я отправилась на свою первую экскурсию.

Это была экскурсия на кораблике по вечерней Праге, вкупе со шведским столом – ужином. Надо отдать должное: гиды в Праге – что надо! Пока не стемнело, увидела с вод Влтавы многие достопримечательности: и Пражский град, и Карлов мост, и танцующий дом «Джинджер и Фред», и Национальный театр, и Вышеград и т.д.

С интересом смотрела и на русских туристов, большинству из которых хотелось сытно поесть и попить чешского пивка. А вот мой желудок взбунтовался сразу. С самого начала не понравилось многое и моему языку: ни «печено вепрево колено», ни переваренный, но недосоленный и чрезмерно пропитанный жиром рис с мексиканской смесью, ни карп, зажаренный до состояния дорожного покрытия, ни странного вида и вкуса хваленые чехами кнедлики, ни термоядерные маринованные сардельки… Поэтому налегала, в основном, на свежие овощи и зелень.
По поводу рульки, или колена, могу сказать, что подобный вкус однажды я испытала, когда ела мясо дикого кабана мужского пола. Мужские гормоны не улучшают вкус мяса – это точно!) Карпа я заказывала и в другой раз в другом месте – однако та же зубодробительная жесткость.
Попробовала и темного Велкопоповицкого Козла (уже за отдельный счет), пожелав сравнить с продукцией, реализуемой в российских магазинах. Надо сказать, вкус имеет ощутимую разницу: чехи однозначно знают толк в пивоварении и не портят продукт спиртом.

Сама экскурсия была великолепна! Гид увлеченно рассказывала об истории всех объектов, которые попадались на глаза, развернуто и интересно отвечала на вопросы. В прекрасном расположении духа я вернулась пешком по вечернему городу в отель, легла в постель с удобнейшим матрацем и быстро уснула. Мне снились строем Либуше, указывающая на берег порожистой Влтавы, и смелый Пржемысл Отакар Второй, и Карл Великий, и несчастный мыслитель Ян Гус, и святой Вацлав на коне. Было 23 часа с копейками по пражскому времени. А на родине была уже глубокая ночь…

Часть вторая.

Сначала - в целом...) Послушав чешскую речь "вживую", я пришла к выводу, что языки западных славян (чехов, поляков и иже с ними) не так благозвучны, как язык восточных. Слишком большое стечение в слове согласных звуков, большое количество закрытых слогов, усеченные окончания прилагательных, оставшиеся от праславянского языка, высокая частотность шипящих не делают речь мелодичной и красивой. В данном случае я не кулик, который хвалит свое болото) Просто по роду своей специальности могу оценивать объективно и почти научно) В списке лично моих "языковых" предпочтений на первом месте находится русский язык, затем "в порядке убывания" - итальянский, испанский, французский, английский...

Произошел забавный случай в день моего отъезда из чешской столицы. Мне не удалось в связи с разъездами посетить некоторые районы Праги. Вышеград, например, я вообще оставила на следующий раз, чтобы было, зачем возвращаться) Но прогуляться самостоятельно по Пражскому граду... такую возможность я не смогла упустить!) До него от отеля можно было дойти меньше, чем за час. Но! На пражском метро я еще ведь тоже не каталась! И на трамвае! Спустившись в метро, я увидела подземную жизнь) Торговля кипела и там. Продавец газет помогла разобраться с терминалом, продающим проездные билеты. За 24 кроны купив билет на 30 минут, подошла к молодому чеху с вопросом о зеленой ветке метро и о Пражском граде. Не понимая по-русски, он быстро перешел на международный - английский. Произошло удивительное: не имея устной речевой практики, потому что мне приходилось по роду деятельности пользоваться только письменным английским, я вдруг осознала, что понимаю его так, словно он говорит по-русски. Именно это привело меня в замешательство. А он, видя мое вытянувшееся лицо, понял по-другому и спросил в конце своего монолога: "Do you understand me?" Непроизвольно я ответила: "I understand you. Thanks you". И пошла в заданном им направлении: вниз на эскалаторе, снова вниз, налево, зашла в вагон, следила за табло, вышла на Малостранской, пересела на трамвай № 22, вышла через одну, повернула налево... и передо мной Пражский град во всем своем великолепии)
В общем, спасибо англоговорящим чехам!) Не так уж ущербна система образования в Чехии, как описывал нам один гид - выходец из славного Харькова. 18 лет требуется чеху, чтобы "доучиться" до высшего образования. 9 лет они ходят в школу и занимаются только там. Домашних заданий нет. Летом на месяц выезжают учиться "в природу", и учащихся фиг переведут в другой класс без этой учебной практики) Далее следуют 4 года интенсивной подготовки к университету, и детям, привыкшим учиться в "облегченном режиме", становится трудно. Далее - вступительный экзамен в университет и, если повезет, - счастливая студенческая жизнь.

Часть третья.

tu eri l; con me

Предисловие.
Вчера реализацию вечерних планов «громадьё» внезапно остановил непреодолимый сон. Его прервал телефонный звонок моей подруги, пожелавшей забрать свой заказ импортной продукции) Мои сонные мысли всё ещё были не здесь, поэтому за ее простым вопросом: «Ты дома?» последовал ответ: «В смысле?» А подсознание продолжало: «Разве ты не знаешь, что я не здесь, а ТАМ? Разве тебе не жалко денег за бешеный роуминг?» Придя в себя, посмеялась вместе с ней над проделками Морфея) Снилось же мне моравское и австрийское небо… Одно из явлений природы, которое действительно может потрясти.

Оно было многослойным, и каждый слой просматривался очень четко. Раньше я такого не видела. Совсем низко плыли серые облака. Казалось, что, встав на цыпочки, высокий человек сможет дотронуться до них рукой. Но облака эти не «давили» и не устрашали. Потом я догадалась о природе такого явления: мы были над уровнем моря не одну сотню метров. Чуть выше над ними парили кучевые облака. Самые обычные, какие я привыкла видеть на родине. Еще выше там и тут проскальзывали темно-серые тучки – источники кратковременных дождей. А над ними, высоко-высоко, бороздили небо самолеты, и я уже знала, что это примерно 11 – 11,5 тыс. метров над землей. Когда-то под таким же многослойным небом на моравской земле происходило описанное графом Толстым Аустерлицкое сражение. Грустно, наверное, умирать под таким небом…) С другой стороны – над тобой уже виден кусочек Рая)

Хочешь избавиться от хандры – иди к… лебедям! Много счастливых минут я получила от общения с этими забавными, добрыми и красивыми пернатыми! Пражских лебедей и уток все время кто-то кормит, и от этого они получились упитанными, лоснящимися и вальяжными. Самые смелые и опытные легко брали хлеб из моих рук, умело позировали на камеру, будучи уверенными в своей неотразимости.
Лебединые пары видны сразу: самец, подплывая к самочке, продолжительно курлычет, она коротко ему отвечает, вместе они выгибают шеи так, что получается… да-да, то самое пресловутое сердечко!)

Вы когда-нибудь видели зимой подснежники? Я раньше тоже не видела. Думала, что так бывает только в сказке. Но теперь я знаю, где их искать! Высоко-высоко, в крепости Кёнигштайн, что в Саксонии. Их там море! Даже не сказочную корзину можно набрать, а гораздо больше! Только зачем портить такую красоту?! Подснежники в крепости были, а вот снега давно уже нет. Как и в Праге, как и в Вене… Несмотря на то, что зима в этих местах была самой холодной за последние 70 лет. Кроме подснежников, глаз радовали и сиреневые крокусы, и неизвестные мне ярко-желтые цветы, похожие на степные тюльпаны.

Теперь-то я уверена, что орган подобает слушать только в подходящих для этого условиях. Не в наушниках, лежа на кровати, не в транспорте, закрыв глаза и абстрагируясь от внешнего мира. Орган следует слушать в католическом храме. В Вене в храме Святого Петра я действительно впервые УСЛЫШАЛА органную музыку. Трудно описать то, что при этом чувствовала… Это – как увидеть архитектурные и скульптурные великолепия все сразу. Не только Вены, но и самого Рима – чего уж там…)

Часть четвертая.

Предисловие.
До вчерашнего дня мне казалось, что не смогу больше ничего написать о своём недавнем путешествии в Чехию – Австрию – Германию…
Душевный подъём в этот раз был недолгим, а потом – «ломка», «абстиненция»… Да такая, что упадок всяких сил стал перерастать в депрессивное состояние. Не могла больше смотреть ни фотографии, ни презентацию… Раньше такого со мной не происходило никогда: и впечатлений хватало надолго, и воспоминаниями продолжительно наслаждалась, и «абстиненция» если и была, то недолгой и терпимой. Почему так случилось теперь? Не знаю. Сентиментальной становлюсь! Первый признак старости…)
Но сны, но сны! Никуда не деться от них!..
А вчера от меня «потребовали» продолжения «записок путешественницы») Сделали даже комплимент, что читать интересно и что у меня получается, как у настоящего писателя. Спасибо на добром слове!) Но про себя я знаю всё-таки больше: любитель-эссеист и рассказчик, иногда переступающий правила литературного письма и пишущий простенько и незатейливо) Но пишущий не на потребу современности, а только то, что думает и чувствует.
В этот раз мои записки будут в большей степени фрагментарно-бытовыми. Так мне хочется!)

Там, далеко от дома, отключившись от быта и ежедневных трудовых обязанностей, я была безусловно счастлива. Каждый день, час, минуту, секунду! Была счастлива даже тогда, когда спала) Я ложилась в постель счастливой и счастливой вставала рано утром. Просыпаясь, я запрокидывала голову и смотрела на картину над кроватью, с которой неизменно на меня «смотрела» старая Прага, старая Вацлавская площадь… Намести – по-чешски. Как конфетка на языке – нАмести) И приятный холодок по щекам – от русского слова «наместИ»)

Вставать иногда приходилось и раньше. Всё зависело от того, куда я собиралась в этот день: в Карлсбад или в Вену, например.
Наверное, глядя на счастливую меня, чехи думали, что приехала восторженная русская дурочка. Спускаясь по винтовой лестнице вприпрыжку, я здоровалась со всеми на чешском и всем улыбалась)

Улыбалась и работникам «харчевни», в которой нас ожидал вкусный завтрак – шведский стол. Ассортимент блюд там поражал. Было каждое утро какое-то одно горячее блюдо, но закусок, сладостей, напитков – было валом.
Чаще всего я обходилась омлетом или вареным яйцом, свежими овощами, вкуснейшим йогуртом с зернами и ягодами и большой кружкой капучино.
А с собой в дорогу тырила колбасу и хлеб) Да, такую колбасу и ветчину только на императорский стол! А вот сардельки и сосиски дюже были похожи на российские, те, которые продают в любом провинциальном супермаркете) Попробовала однажды их ради интереса и отодвинула, не доев.

Сразу после трапезы, не поднимаясь в номер, я отправлялась «впечатляться». С закрытыми глазами сейчас я нашла бы дорогу в любую точку, где была тогда.

Но сначала – сто метров до памятника святому Вацлаву, поворот налево, через 50 метров – булочная-кондитерская, в которой за 22 кроны я ежедневно покупала свежий хлеб для «общения» с лебедями и утками) От хлеба – длинного батона – так вкусно пахло, что дорогой я откусывала его кончики. Вкусен хлеб был только в горячем виде, вечером же, если что-то от него оставалось, он становился похожим на камень, об который легко сломать зубы)

Да! Забыла ещё об одном чудесном явлении: около булочной каждое утро оглушительно громко пела какая-то птица. Поначалу я думала, что в булочной включают динамик для привлечения покупателей. А потом увидела птичку-невеличку, которая и издавала такие потрясающие звуки! Окрестив птичку «пражским соловьем», я здоровалась и с ней по-чешски каждое утро.

Далее я с удовольствием наблюдала за публикой, двигающейся мне навстречу по Вацлавской площади. Несколько групп чернокожих молодых людей; седовласые интеллигентные чехи; не отличающиеся внешней привлекательностью зрелые пражские дамы; громогласные англоязычные туристы; похожие на блох китайские туристы... В глазах рябило от такого разнообразия человеческих типажей!)

……………….Пожалуй, на сегодня хватит!)

…..Хотелось бы вот что ещё сегодня написать… Ещё там я поняла, что долго не смогу жить без России. Даже такой: с плохими дорогами, с высокими ценами и низкими зарплатами, с многочисленными психопатами и злюками, с «взяточниками, выжигами и плутами», с населением, «испорченным квартирным вопросом»…
Мне просто хотелось бы чаще бывать там, где обновляешься и душевно оздоравливаешься…


Рецензии