История культуры Мценска и Мценского района 6

Ковалева М.В., Музалева И.А. История культуры Мценска и Мценского района. -   Орел : Госуниверситет-УНПК, 2015. - 240 с.

Ниже будут размещены только части, написанные Ковалевой М.В. Сноски, таблицы и иллюстрации по техническим причинам не приводятся.

Праздничные обычаи и обряды

Годовой круг хозяйственных работ тесно переплетался с праздниками. Седьмого  января, после 40-дневного поста праздновали Рождество Христово. Накануне целый день ничего не ели до первой звезды. Дом прибирали и украшали. На ужин подавали сочиво – ячменную кашу, заправленную мёдом и конопляным маслом. Детей посылали под стол, чтобы связать ножки стола «для лада в доме».  Затем ждали колядующих с добрыми пожеланиями, которых одари-вали едой. На первый день Рождества, после утренней церковной службы (начинавшейся в 4 часа утра), в солонку, находящуюся на столе, помещали зажжённую свечу, а вся семья в молчании стояла вокруг. Считалось, что в этот момент умершие родственники приходят в дом, чтобы погреться у огня или чувствуют тепло, находясь в раю. После домашнего молебствования  все садились за стол. Весь день ходили в гости, навещали пожилых родственников. Родство признавалось до 5 – 6 колена.

С 7 по 19 января праздновали святки. Взрослые и дети ходили со звездой, прикреплённой к палке и читали стихи о рождении Христа, за что получали угощение. На улицах танцевали ряженые в масках. Молодёжь собиралась на посиделки. 14 января отмечали старый Новый год. В эту ночь из деревни изгоняли «чёрта», которого изображал молодой мужчина в вывернутой шубе. Женщины, колотя в железные предметы, изгоняли его из села.

На святках поздно вечером или ночью девушки гадали. Они ходили слушать под окна домов, чтобы по обрывкам слов узнать своё будущее. Капали воском в холодную воду, а потом смотрели, на что похожа фигурка. Бросали лапоть и по направлению его носка догадывались, в какой стороне живёт их суженый. Смелые девушки ходили гадать в баню, взяв с собой посуду с угощением на двоих и зеркало. Считалось, что в полночь душа суженого придёт в баню, и его лицо отразится в зеркале. В этот момент нужно было успеть уронить зеркало (а в некоторых случаях сдавить петуха, чтобы он закукарекал), иначе суженый мог ударить по лицу и оставить на нём отметину на всю жизнь. Иногда девушки брали для гадания блюдо, наполняли его водой, и каждая помещала в него какой-то свой предмет. Сверху блюдо покрывалось тканью. Исполнялись подблюдные песни с описанием разного рода событий, которые могли произойти с человеком в будущем. Девушка, не принимавшая участия в гадании, под каждую песню вынимала чей-нибудь предмет. Считалось, что содержание песни отражало будущее хозяина вещи.

Полагали, что с 14 по 19 января нечистая сила особенно буйствует. В эти дни парни шутили, подпирая двери и ворота, раскидывая дрова и т.д. Накануне Крещения, 18 января, соблюдали пост, под вечер пекли блины, кормили скотину перекрещённым хлебом, рисовали кресты на дверях и окнах, чтобы предотвратить проникновение нечистой силы. Считалось, что вода из снега, собранного в эту ночь, особенно со стогов, обладает чудодейственной силой. Верили, что под утро небеса раскрываются и любая молитва, произнесённая в это время, будет услышана. В день Крещения, 19 января,  происходило освящение воды, люди купались в проруби.

Масленица длилась семь дней и праздновалась обязательно за семь недель до Пасхи. Изготавливалось чучело Масленицы. Всю не-делю пекли блины и оладьи. Первый блин шёл за упокой умерших родителей, и его подавали нищим с просьбой помянуть их по именам, что нищие и делали. В первый день Масленицы дочери  на весь день отправлялись к родителям. Во вторник в гости зазывали девушек и парней, друзей детей, и угощали, после чего молодежь шла гулять. В среду родственники навещали друг друга. В четверг веселье выходило на улицу. Гуляющие с песнями и прибаутками катались на лошадях, съезжали с горок, участвовали в кулачных боях. По домам снова ходили колядующие. В пятницу зятья приглашали тёщ со всеми их домочадцами к себе. В субботу своих гостей принимала невестка. В этот же день строили снежный городок, а затем одна часть играющих защищала его, а другая стремилась захватить. Если захват осуществлялся, то городок разрушался, а его «воеводу» купали в проруби. В воскресенье по всей деревне возили чучело Масленицы, а вечером под обрядовые песни его сжигали.

По окончании праздника купались в бане. Куму дарили пол-тенце, а куме – мыло. С утра, на кладбище,  просили прощения у умерших, а вечером, после ужина, – у родных, начиная со старшего мужчины. Дети кланялись родителям в ноги. Младшие целовали старших и кланялись им. Оставшиеся от Масленицы яства отдавали в понедельник домашним животным. В первую субботу после неё пекли постные блины.
15 февраля праздновали Сретенье и освящали воду. 14 марта, в день Евдокии, дети ходили с пригорков  «кликать весну».
22 марта праздновали С;роки. Верили, что в этот день прилетают с юга 40 видов птиц. В домах пекли «жаворят» – жаворонков в полёте. В клюв им вставляли соломинки, голову обмазывали мёдом и дарили детям. Дети снова выходили на пригорки, высоко поднимали «жаворят»  и «выкликали» весну. Под вечер жаворонков съедали. С понедельника после Масленицы начинался Великий пост, который длился до пятницы шестой недели. Из еды исключалась животная пища. В вербное воскресенье (на шестой неделе поста) освящали ветви вербы – символ победы Христа над смертью. Ими хлестали детей, чтобы изгнать хвори, а затем эти ветки помещали за божницу. В Егорьев день этими веточками выгоняли скот на пастбище. Последняя неделя перед Пасхой называлась Страстной. В четверг Страстной недели прибирали и украшали избу, мылись в бане. Мужчины пересматривали инвентарь, клочок шерсти скотины клали за матицу, чтобы она не забыла дорогу домой. В субботу, после Литургии в церкви, освящались куличи, пасхи и крашеные яйца.
В ночь Пасхи верующие шли в храм до полуночи. В полночь звон колоколов отмечал наступление воскресения Христа. Служба продолжалась до 2 часов ночи. Затем верующие отправлялись домой, где накрывался праздничный стол. Члены семьи поздравляли друг друга, а также знакомых и незнакомых людей на улице с воскресением Христа. Пасхальной едой делились с неимущими. Дети бились крашеными яичками, катали их с горки. В этот же день приносили угощение и на могилы умерших.

После Пасхи  наступала Фомина неделя. Первый день на Фо-миной неделе назывался  Красной горкой. Снова красили яйца, а дети катали их с горки.  День считался особенно удачным для сватовства и венчания. Молодежь играла в горелки, лапту, качалась на качелях. В хороводных песнях призывалась весна, высказывалось пожелание хорошего урожая, воспроизводился трудовой процесс.
Во вторник, Радуницу, был родительский день. В церквах проходили службы по усопшим, а на могилы приносили крашеные яйца. На этой неделе в некоторых сёлах совершали обряд опахивания, чтобы уберечь скотину от падежа. В нём участвовали одни женщины.
7 апреля, на Благовещенье, сжигали солому, на которой спали зимой, прыгали через костры для очищения. Молодёжь с тюфяками, набитыми новой соломой, переходила спать в холодные клети (не-отапливаемую половину избы).
6 мая, на Егория, скотину выгоняли на пастбище. Пастуху да-рили хлеб, соль, яйца. Скотину кормили  с руки хлебом с солью и вы-гоняли со двора веткой освящённой вербы, стараясь, чтобы она пере-ступила через обереги – поясок и кнутовище. По росе, выпавшей в этот день, катались для здоровья. Девушки выносили на росу белить холсты. В городе проходила ярмарка. Девятого декабря отмечался осенний Егорий – день окончания сельскохозяйственных работ.
Седьмая неделя после Пасхи – семицкая. В четверг, семик, праздновали встречу лета. Дома и улицы украшались ветками берёзы.   Накануне девушки ходили в лес «заламывать» берёзу, то есть связывали ветви с травой, плели венки и водили вокруг деревьев хороводы. Если они хотели остаться подругами на всю жизнь, то целовались че-рез венок и менялись нательными крестами – «кумились». В субботу с венками, цветами и едой ходили на кладбище поминать усопших.
В восьмое воскресенье после Пасхи отмечали Троицу. В храме во время службы верующие стояли с цветами и зелёными ветками. Дома украшали молодыми берёзками, а пол посыпали травой. В этот день снова шли в леса и луга,  плели венки и водили хороводы вокруг берёзок, которые украшали лентами. К вечеру берёзки срубались и бросались в реку. Девушки гадали, запуская венки в воду: ровно плы-вёт – быть спокойной жизни, кружится – с трудностями, на месте стоит – ничего не изменится, утонет – к несчастью. Понедельник после Троицы назывался Духов день. Крестьяне считали, что на этой неделе русалки выходят из воды и качаются на ветвях, заманивая прохожих.
Седьмого июля, в день летнего солнцеповорота, праздновали Ивана Купалу.  В этот день купание в водоёмах поутру считалось целебным. Люди обливали друг друга водой. Также ходили париться в баню вениками из лекарственных трав. На Иванов день начинали косить траву, вязали веники, украшали зеленью коров. Знахари приступали к сбору лекарственных трав.
Ночью разжигались костры. Молодёжь, надев венки и опоясавшись ими, прыгала через костры и пела песни. Матери жгли ру-башки больных детей. Старики разговаривали. Особо смелые ходили в лес искать цветок папоротника, который якобы поможет его владельцу сделаться богатым и мудрым. Крестьяне верили, что в эту ночь свершаются чудеса, буйствует нечистая сила. Поутру женщины брали скатерть и собирали в неё росу, которую отжимали в кувшин, пребывая в уверенности, что умывание этой влагой поможет им стать здоровыми и красивыми.
С 22 июня по 11 июля  длился Петровский пост. 12 июля  праздновался день святых Петра и Павла. В ночь  на 12 июля вы-ходили на пригорки «караулить солнце», жгли костры, пели, плясали, шутили друг над другом. Солнце встречали радостными криками и песнями. Походы в гости, хороводы, катание на качелях, кумление между девушками продолжались до позднего вечера.

Свадебный обряд

Рождение новой семьи начиналось с того, что в  дом невесты засылали сватью. Если ответ был благоприятным, происходила первая встреча семьи жениха с родителями невесты, на которой обговаривалось приданое. Жениху при этом полагалось молчать. В приданое невесты входил достаточный запас одежды, поскольку первые три года в новой семье обновок ей не шили. Также родители были обязаны дать ей запас еды на год, овечку и курицу. Новая родня могла выторговать лошадь, тёлку, земельный надел. Договорившись о приданом, приступали к смотринам. Невеста должна была разыскать иголку, брошенную на пол свекровью, поднести свекру квасу. Если новой родне она нравились, семьи молились перед образами, после чего отец передавал руку дочери свату. Заканчивался обряд сватовства рукобитием. Все садились за стол «пропивать» девушку. На столе стояли холодец, огурцы, капуста, мясо, лепёшки. В конце пиршества подавали кашу. Сваты выпивали чарку вина. Перед молодыми тоже стояли чарки, полные вина, но они к ним не притрагивались.

Невесту тщательно оберегали от «сглаза». Она носила платок, скрывавший лоб до самых бровей. Раз в неделю приезжал жених с подарками. Его встречи с невестой были недолгими и проходили при свидетелях. По вечерам у просватанной девушки собирались подруги, чтобы помочь ей с рукоделием. Подругам также принадлежало право посетить дом жениха, чтобы обмерить ворот и сшить ему к свадьбе рубашку.
Через две недели после сватовства родители невесты шли с угощеньем смотреть дом, в который должна была перейти их дочь. Новые родственники стремились выглядеть как можно лучше. Всё заканчивалось общим застольем.
Накануне венчания в доме невесты проходил девичник, на который собирались подруги невесты. Дружка с женихом и поддружьем привозили каравай, коллективно испечённый женщинами села в доме жениха. Невесту усаживали за стол, на который ставили каравай, ук-рашенный ёлкой. По обе стороны от неё располагались близкая под-руга и младший брат. Приехавших дружку и поддружье перевязывали вышитыми полотенцами. Начинался шуточный торг за вход, за место рядом с невестой. Подруга «продавала» ёлку, а младший брат – косу сестры. Весь обряд сопровождался песнями.

Утро дня свадьбы также начиналось с выкупа постели невесты и её перевоза в дом жениха. В это время подруги со свахой помогали невесте собраться к венцу. Венчальный наряд состоял из рубахи, сарафана или понёвы, занавески и фаты. Коса расплеталась наполовину.
Собранная к венцу дочь становилась коленями на брошенную на пол овчиной вверх шубу и просила благословления у родителей и крёстных. Отец крестил её три раза и благословлял вместе с матерью. В доме начинали собирать столы.
Свадебный поезд включал нечётное число подвод. Лошадям заплетали гривы, упряжь украшали лентами, под дуги вешали колокольчики. В повозки стлали цветные попоны. За право въехать на двор невесты дружка должен был откупаться. Впереди шли жених с дружкой, сзади сваха с поддружьем, затем родственники по возрасту, начиная с самых старших.  Сваха «выкупала» продуктами право же-ниху занять место рядом с невестой. Гостей угощали. Молодые не притрагивались к еде и питью. После этого невеста прощалась с родными и выходила из дома. Мать разметала перед ней дорогу.
После венчания в церкви, на котором родители обеих сторон не присутствовали, сваха заплетала волосы молодой жены в две косы и надевала женский головной убор. По дороге к подворью жениха дружка должен был «откупаться» от односельчан, перекрывавших дорогу. На входе в дом молодых осыпали хмелём и зерном. Отец и мать встречали их хлебом – солью. Молодые становились на брошен-ную шубу и кланялись им.
На свадебном пиру подавали три обеда. Дружка с помощью поддружья развлекали гостей. Молодым, их родителям и каждому гостю пелась отдельная величальная песня. После первого обеда, на котором невеста сидела закрытая фатой, совершался обряд покрывания костей свекрови. Собрав ложки в миску и накрыв их лепёшкой, свекровь ставила миску себе на голову, а мать невесты покрывала миску рушником. Свекровь обходила вокруг стола под особую песню. Обряд означал, что невестка с сыном обязаны кормить её в старости и, когда придёт время  – похоронить. Второй обед, вечерний, был богаче первого. На нём снова величали гостей. В конце молодая должна была одарить подарками сначала дружку, а затем родню мужа. Во время одаривания молодые стояли на месте, а поднос с двумя наполненными рюмками и караваем носили подневестница с подженишником. Тот, кому предназначался подарок, брал его выпивал вино и говорил, что оно горькое. Молодые в ответ целовались. Тогда в ответ отдавался подарок для молодых.

На следующее утро молодых будили, колотя в железные предметы, чтобы обезопасить супругов  от нечистой силы. Разбивали миску, чтобы их жизнь не разбилась. Дружка с поддружьем и другими гостями ходили по дворам, разыскивая молодую ярочку. Молодая выходила, наряженная в одежды с преобладанием красного цвета. Кто-то из гостей мазал ей лицо сажей, и молодые вынуждены были идти по воду, а гости всячески мешали им её принести. Когда молодые возвращались, то все умывались и дружно садились за стол. После этого свадьба выходила на улицу и веселилась, стараясь производить побольше шума. Вечером родители прощались с дочерью. Отныне она могла к ним приходить только в престольные праздники и на Пасху.
На следующей неделе родители проведывали дочь, а она с мужем начинала обходить всех гостей, бывших на свадьбе, после чего молодые приходили к тёще «за прялкой». На этом обряде свадебные гуляния завершались.

Похоронный обряд

Похоронному обряд наблюдался в самом Мценске и деревнях Волково и Подъяковлево. Он отражает примерно одинаковые представления о необходимом в этом случае поведении, строго направ-ленном на оказание помощи душе умершего. Хочется отметить ряд местных особенностей этого обряда, который постепенно уходит в прошлое с отмиранием старой крестьянской культуры.

Первые две ночи родственники или пришедшие помогать люди бодрствуют у тела умершего – «сидят с душой», которая, по их представлениям, бродит по дому, испытывая тоску от своего нового положения. Чтобы, увидев себя в непривычном виде, душа не испугалась, в доме завешиваются зеркала и убираются все предметы, в которых можно увидеть своё отражение. В солонке, наполненной солью или пшеном, держат постоянно зажжённую свечу. В д. Волково верят, что в эти дни родственников может посетить Вещун – птица, прилетающая в темноте. О её присутствии человек догадывается по звуку хлопающих крыльев и ощущению удушья. Крик человека способен спугнуть Вещуна, который сразу исчезает. Вещун может предсказать события будущего. В д. Подъяковлево вещуном называется вещий сон.  В этот период и исполняется записанный в д. Волково текст, который автору приходилось слышать и от других исполнителей. Его поют женщины:
Летят голуби, летят белые,
Мы не голуби, мы не былые.
Мы летим и спешим к тому месту,
Где душа с телом расстанутся.
Тебе, тело, во сыру землю.
Тебе, душа, к престолу Господню.
Аминь. Аминь.
В этом месте женщины встают, кланяются, крестятся и прибав-ляют: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, спаси и помилуй нас!» Спев один раз, они принимаются петь всё сначала, пока не устанут. Отдохнув, они снова заводят «Летят голуби». Текст преследует цель помочь душе умершего отделиться от тела.

В день похорон, как следует из местных представлений, душа следует в общей толпе, провожая тело на кладбище, а затем возвра-щается со всеми домой, чтобы присутствовать на поминках. Сельское кладбище может не иметь ограды, но идут на него и входят туда только по одной определённой дороге. Считается, что только движе-ние по этой дороге даёт умершим знать о приходе родственников, ко-торых они невидимо встречают во время их посещений.  Во время похорон родственники бросают в могилу мелкие деньги, «окупая место». Соль, в которой горела свеча, закапывают в землю, а пшено сыплют рядом с могилой, «чтобы птички помянули».
 На поминках для души ставят пустую тарелку, а на неё – стакан с водкой, накрытый горбушкой хлеба. Этот стакан стоит ещё девять дней. Через девять дней проходит поминовение на кладбище. У основания креста ставят стакан со спиртным или окропляют им основание. Землю посыпают разломленными сладостями. Хлеб использовать для этого обряда нельзя. После этого считается, что до сорока дней душа путешествует, прощаясь с дорогими для неё местами.

Интересно, что представляя, с одной стороны, душу отлетевшей на небо, с другой стороны, местные  пожилые жители полагают, что умерший остаётся на земле, но живёт в обособленном от живых мире. В частности, считается, что кладбище – это особый город, обитатели которого желают видеть родственников лишь по особым дням предназначенных для этого церковных праздников. Последний похороненный является сторожем ворот кладбища. Живые и умершие родственники остаются в связи с друг другом, которая проявляется в снах. В частности, умершие могут выразить протест против чрезмерного оплакивания, которое приносит им страдания. В широко распространённых рассказах по этому случаю умершие представляются стоящими в воде, вычерпывающими ведром воду, жалующимися на распухшие ноги. Они обращают укоризненные речи к родственникам. Могила рассматривается как новый дом умершего, который в потустороннем мире преображается в жилище, подобное тому, которое он имел при жизни. Широкий круг рассказов повествует о том, как в снах умершие обращаются к родственникам с просьбой помочь им в ремонте, если с могилой что-то случилось. В частности, часто встречается сюжет, в котором умерший находится в доме с протекающей крышей, что объясняется тем, что могила пострадала от дождей.

Обережные обряды и суеверия

Интересны пережитки обрядов обережной магии, которые  всё ещё встречаются как в городе, так и в некоторых окрестных деревнях. В частности, довольно распространена вера в защитную силу иголок, воткнутых в притолоку дома, которые должны спасти хозяев от вся-кого внешнего зла. Считается, что  человек, желающий хозяевам зла, не сможет переступить через порог дома или быстро почувствует себя плохо и уйдёт из него. Предполагается, что через некоторое время иголки теряют силу, и их нужно заменить новыми, а старые бросить в проточную воду.
Чтобы не переводились деньги, крестьяне, увидев полную луну, встряхивали мелочью в кармане, чтобы был слышен её звон.
Чтобы найти потерявшийся предмет, следовало привязать полотенце к ножке стола.
Нельзя забывать веник в жилой комнате, так как на нём живёт домовой, который ночью будет бродить по комнате и беспокоить хозяев. Если домовой озорничает от скуки (в доме теряются предметы, бьётся посуда и т.п.), следует завести кота. Домовые очень любят общаться с этими животными и перестают испытывать терпение хозяев. Считалось также, что кошки отгоняют нечистую силу. Если они ведут себя спокойно, значит, в доме чисто.
В д. Подъяковлево удалось записать обережные обряды в от-ношении животных. Каждый год всех домашних животных местные хозяева обливали святой водой, чтобы уберечь от сглаза. О сглазе до-гадывались, найдя на сеновале перекрученный жгутом и завязанный в узел пучок соломы или травы. Его полагалось сжечь, после чего жда-ли, кто первый войдёт в дом. Считалось, что это и есть злодей. Всякое  новое купленное животное крестьяне также окропляли святой водой. Поросёнка при этом ещё тёрли о печку, приговаривая: «Уродись в печку толщиной».

 

Повседневная жизнь крестьян первой половины ХХ в.

Дом крестьянской семьи с второй половины  XIX в. и до 1950-1960-х гг. практически не изменился. Он был представлен  деревянным срубом из круглых или четырёхгранных, не всегда ровных, но плотно подогнанных брёвен, или глиняной мазанкой. Для возведения мазанки сбивался  двойной деревянный каркас из расположенных крест-накрест реек. Между рейками засыпался строительный мусор, а сверху стена замазывалась глиной, смешанной с навозом, и белилась.  Дом покрывала четырёхскатная соломенная или железная крыша. Возле дома находилась плетёная завалинка, засыпанная землёй, или лавочка. Комната, чаще всего, была одна, с земляным или деревянным полом. Углы разгораживались занавесками.
Печь занимала центр дома или пристраивалась к одной из стен дома. За ней размещались двухэтажные деревянные нары из досок. На нарах и лежаке самой печи спали. Устье печи называлось «под». Под был достаточно высоким, чтобы в нём можно было не только готовить, но и мыться. Для этой цели разогретый под устилали соломой. (Илл.15)

 Илл.15. Печь служила не только для обогрева дома, но и для приготовления еды. Боковые стены отапливали соседние помещения. На лежанке грелись старики и играли маленькие дети. За ней находились нары для сна. 



Илл.16. Рядом с занавеской, скрывающей лежанку, видна ручка «барана», регули-рующая  подачу кислорода. Внизу, под подом, видно отверстие, закрытое жёлтой занавеской, где зимой держали  маленьких животных.

На трубе печи располагался «баран». (Илл.16)Перед топкой его открывали для свободного доступа воздуха. По мере прогорания дров баран прикрывали, но не закрывали полностью до тех пор, пока не прогорит последнее полено дров, иначе можно было угореть. Тепло от протопленной печи сохранялось сутки. В нижней части печи находилось углубление, где зимой держали маленьких поросят. Рядом привязывали телят и ягнят, которым подстилалась солома.
Чтобы начать готовить в печи, дрова складывали в глубине и зажигали. Пока они горели, в под ставили чугунки и глиняные горшки с едой. Когда печь достаточно прогревалась, то чугунки отодвигали, а на освободившееся место ставили печься хлеб. Печь во время готовки закрывалась заслонкой. После окончания готовки горшки вынимали ухватом (рогачом), а зола сгребалась кочергой. (Илл.17).

Илл.17.
Мария Кирилловна Полякова помещает чугун в устье печи с помощью рогача

В советское время в домах крестьян появилась грубка - небольшая печка, которую топили по вечерам. С одной стороны она представляла собой чугунную плиту, с другой -  дрова закладывались на колосники, расположенные в устье, снизу находилось поддувало, а воздух шёл через баран.
Еда крестьян включала в себя щи, пшённую кашу, драчёну – картофельное пюре, запечённое на сковороде. В печи пекли блины, пироги на противнях, яблоки. По весне готовились тошнотики, которые изготавливались из натёртой старой картошки, весенней зелени и муки. Сахарная свёкла, запаренная в печи, напоминала мармелад.

В подполе дома или в отдельно рядом стоящем подвале (кильдиме) в бочках, накрытых деревянным кружком, придавленным кам-нем,  хранились солёные огурцы и капуста, а  также молоко в глиняных кувшинах. Стеклянные банки вошли в широкий обиход в 1970-х гг. Репа, свёкла, капуста, морковь и лук подвешивались к потолку. Скот резали после наступления морозов. Сало солили, а мясо лежало замороженным пока можно, после чего его пересыпали солью в ка-душках. Яблоки мочили в кадушках с горчицей и мятой. Варенье не варили из-за дороговизны сахара. Ягоды сушили.


Илл.18. Сундук для хранения вещей, покрытый домотканой дорожкой.
д. Бастыево.


Илл.19. «Красный угол» с иконами в
деревенском доме.

Вещи хранились в сундуках, которые одновременно играли роль лежанки. В начале ХХ в. появилась горка – вид буфета, в открытой (или застекленной) верхней части которой стояла посуда, а внизу, в ящике с дверцами – хранились соль, хлеб и крупы.
Уже в конце XIX в. деревянные лавки в качестве постелей заменили железные кровати с пружинными сетками. На них укладывались перины, простыня, ватные стёганые одеяла и покрывало. Подушки, набитые мелкими перьями гусей и уток, состояли из наперника и наволочки, сшитых вручную. Они укладывались горкой и сверху накрывались кружевной накидкой.

Полы устилали дорожками, которые ткали на кроснах. (Илл.18)
В красном углу дома висели иконы с лампадой. Иконы были живописные, но бедные люди заменяли их печатными открытками. Они хранились в простом деревянном или резном медном окладе с  стеклом, украшались бумажными цветами. За иконой лежали ценные вещи и деньги. Красный угол украшался вышитым полотенцем - рушником. (Илл.19)

Свои участки земли крестьяне пахали сохой на лошади. Использовалась в земледелии и борона – решётка с зубцами. В домашнем хозяйстве хлеб убирали серпами. Молотили с помощью машины-молотилки или цепами. Вымолоченное зерно веяли на току, подбрасывая в воздух лопатами, чтобы ветер уносил мелкий мусор. Женщины не сеяли, не пахали и не косили, не дотрагивались до упряжи. Они жали хлеб, вязали снопы, сгребали граблями сено, подавали его вилами и утрамбовывали. В советское время, если скот находился на дальних пастбищах, то доярки жили рядом с ним, или их туда возили.
Из домашней скотины крестьяне держали коров, овец, баранов, свиней, кур, уток, гусей. Баранов дважды в год стригли. Из их шерсти вязали варежки, свитера, носки и безрукавки.
Крестьяне дальних деревень отправлялись на рынок группой с вечера и приходили в Мценск в 5 часов утра; время до открытия рынка проводили на вокзале. Иногда они ездили в город на телеге, запряжённой двумя быками. На обратном пути, даже в 1930-е гг., они могли подвергнуться нападению разбойников, которые ждали их в районе лагеря «Юбилейный». В послевоенные годы зерно на посев крестьяне д. Подъяковлево  носили из города Мценска на себе, хотя идти им предстояло 30 км.
В период правления И.В. Сталина крестьяне не имели паспортов. В страду они работали без выходных. Чтобы им был засчитан год, нужно было отработать его без пропусков.  Чтобы поехать куда-нибудь, требовалось взять справку. В конце 1970-х гг. крестьяне стали получать 10-дневный отпуск зимой.
 
 Летняя одежда крестьянина состояла из рубашки, штанов и сапог или ботинок. Женщины носили кофты и юбки. Замужние женщины скрывали волосы платком, хотя позже допускалось, чтобы спереди были видны волосы над лбом. Зимняя одежда крестьян состояла из ватника, ушанки, ватных штанов и валенок. Женщины носили плюшевые полушубки и пуховые платки.



Изобразительное искусство и промыслы Мценского края


Описывать памятники искусства на территории Мценского края тяжело как из-за их массовой гибели в разные периоды истории, так и из-за плохой сохранности, отсутствия традиции бережного отношения к наследию своего края. В средние века позиция Мценска как пограничной крепости, жившей в постоянном напряжении и опасности, не способствовала накоплению культурных ценностей, которые гибли в результате набегов и пожаров. Второй опасный период возник в начале ХХ в., когда неграмотные крестьяне громили помещичьи усадьбы, видя в находящемся там имуществе объект ненависти, а не культуры. Массовая гибель ожидала церкви в 1930-е гг. С ними были уничтожены настенные росписи, старинные иконы и утварь. В период Великой Отечественной войны продолжилась гибель памятников архитектуры. Жители, надеясь сохранить имущество, закапывали в землю самые дорогие вещи, в том числе рушники и старинные народные костюмы, где многие погибли в результате воздействия гнили и сырости. Уничтожение церквей не закончилось и после войны. Последний опасный период  для культурных памятников наступил в конце ХХ – начале XXI вв. В этот период были разрушены часовни на Харлампиевском кладбище. В старинных особняках, занятых под магазины, произвольно пробивалась двери и окна, менялась планировка. Попытаемся рассмотреть с художественной точки зрения то, что осталось.
Фотографии многих памятников искусства были предоставлены жителями города и района с условием, что их настоящие владельцы и местонахождение разыскиваться не будут. В поиске их большую помощь оказали студенты ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК».

Иконопись

На настоящий момент удалось выявить две старинные иконы высокого художественного уровня, выполненные местными мастерами в XIX в., без следов более позднего подновления. Обе они являются собственностью частных владельцев. Обе иконы носят следы знакомства местных мастеров с живописью в стиле классицизм, которую они, вероятно, видели на стенах местных церквей.
Первая икона принадлежит потомкам одной из местных купеческих семей. Она изображает Христа, прижавшего правую руку к сердцу. В левой, судорожно сжатой руке он держит крест. Лицо Христа имеет правильные черты: прямой нос, выразительные глаза, красиво очерченный рот. Длинные волосы локонами ложатся на плечи. Лицо выражает мучительную скорбь, которая передаётся с помощью сдвинутых бровей, выражения глаз и поджатых губ. Взгляд направлен за пределы иконы, вправо и вниз. Христос одет в плащ с остатками голубой краски. Стремление реалистически передать объём фигуры, отразить чувства, переживаемые Христом, выдают знакомство художника с достижениями светской живописи того периода. (Илл.20)
 
Вторая икона хранится в Мценском районе. Она изображает Богоматерь с младенцем. (Илл.21) Живопись покрывает только те части доски иконы, которые видны из-под оклада.

Илл.20. Икона с изображением Христа

Илл.21. Икона с изображением
Богоматери с младенцем.

Собственно, всё изображение составляют лишь головы священных персонажей. Богоматерь представлена в виде смуглой молодой женщины с продолговатым лицом, прямым носом, маленьким ртом, выразительными глазами и густыми бровями. На её голову на-брошено покрывало. С большой художественной силой мастер пере-даёт через взгляд больших, тёмных, блестящих глаз, смотрящих вправо, выражение сострадательной доброты на лице Богоматери. Лицо младенца Христа, обрамлённое тёмными кудрявыми волосами, менее выразительно. Икона также показывает знакомство мастера с светской и религиозной живописью XIX в., тяготевшей к классицизму.

Художественные работы по металлу

В одной из семей г. Мценска хранится икона, являющаяся пре-красным образцом работы местных мастеров по металлу. (Илл.22(а,б)). В центре неё находится изображение младенца Христа, написанное по металлу, что позволило мастеру сделать объемными складки его белой, достигающей колен рубашки, венец вокруг кудрявой головы, траву под ногами и звёздообразный узор заднего плана. Прямоугольное изображение окружено ромбовидной рамкой с припаянными лучами. Основанием ромба, в свою очередь, служит прямоугольная плоскость, покрытая голубой краской, по четырём углам которой были припаяны раскрашенные розы. Следы сохранившихся красок отличаются нежностью и гармоничностью в подборе оттенков. Оклад иконы представляет собой раму из меди с полосатой окантовкой по краю. По четырём углам припаяны выполненные в технике объёмной чеканки грозди винограда и напоминающие общим очертанием яблоко узоры.
В бедных семьях жители города не могли позволить себе металлический оклад. В этом случае местные мастера выполняли имитацию металлического оклада из тончайшей фольги, с большим искусством придавая объём и прорабатывая разными способами поверхность деталей. (Илл.23)


С большой вероятностью работой мценских мастеров является хранящийся в одной из семей Мценского района медный крест. (Илл.24)


Илл.22. (а) Икона с изображением младенца Христа Илл.22. (б) Икона с изображением младенца Христа (центральная часть)

Илл.23. Икона с окладом из объёмной фольги, украшенная бумажными розами.

Илл.24. Распятие


На местное происхождение могут указывать пропорции фигуры распятого Христа, подобные которым встречаются на некоторых деревянных распятиях, хранящихся в церквях и домах жителей города и района. Христос изображён как худой мужчина с бородой и тонкими длинными ногами с большими ступнями. Руки его коротки по отно-шению к телу и заканчиваются крупными ладонями. Не смотря на нарушение пропорций, фигура оказывает на зрителя сильное художественное воздействие общим выражением скорби. Раскинутые руки, пробитые гвоздями с крупными шляпками, словно заключают смотрящего на Христа человека, в невидимые объятия. В верхней части креста изображены два слетающих с неба трубящих ангела.  Их трубы упираются в нимб Христа, под ногами которого видны череп и кости Адама, как символ бренности земного.
Образцы художественной ковки XIX в. представлены решётками церквей. С более тонкой и сложной работой до недавнего времени  можно было познакомиться в виде прекрасных надгробных часовен на Харлампьевском кладбище. К сожалению, две из трёх часовен в начале 2000-х гг.  были разрушены и, по-видимому, сданы в металлолом. К сожалению, уже на этот момент они были лишены наверший. Одна из разрушенных часовен представляла собой небольшое помещение с четырёхгранной чешуйчатой крышей и арочными проёмами с четырёх сторон. Сверху по краю арки были украшены крупным зернистым узором. Проёмы заполняли узоры, помещённые в три колонки с закруглёнными навершиями. Рисунок узоров представлял собой завитки, вплетённые в ромбообразные фигуры.  Высота часовни составляла половину среднего человеческого роста. Вторая, сохранившаяся часовня, представляет собой четырёхугольное помещение с высокой, сужающейся кверху крышей, имитирующей черепицу. По углам его расположены узорные колонки. Боковые проёмы стрельча-тые. Поверхность заполнена растительным узором. Часовня выше человеческого роста. Изображений третьей часовни, по-видимому, не сохранилось.
Вышивка

Самые старые образцы вышивок сохранились на рушниках – полотенцах, которые использовались в дни праздников и для украшения угла с иконами. Рушники дарили на память. Ценность старинных узоров состоит в том, что их часто копировали с более старых полотенец, в результате чего до наших дней дошли древние узоры, исполненные глубокого смысла. Старая вышивка Мценского края выполнялась в чёрно-красных тонах. В начале ХХ в. чёрный цвет стали замещать серым. В 1920-1950-х гг. появилась цветная вышивка.

Один из самых древних узоров в русской вышивке сохранился благодаря копированию на свадебном рушнике, предназначенном не-весте. Его выполнила Мария Георгиевна Гончарова (д. Подбелевец). Узор имеет обережный характер. В центре мы видим стилизованную фигуру богини Макоши (Берегини) с двумя конями. Фигура богини с поднятыми руками на наших глазах словно превращается в дерево. Именно в виде дерева она станет присутствовать на более поздних узорах. Кони в древности олицетворяли два других древних божества – Рожаниц, покровительниц рода, определявших судьбу человека. Рожаниц могло быть две, а могло быть и четыре. (Ил.25)

Илл.25.
Гончарова Мария Георгиевна. 
д. Подбелевец

Илл.26.
Кирикова
Прасковья
Дмитриевна.
Свадебный рушник

В нашем случае кони, скорее всего, уже потеряли смысл в качестве древнего религиозного символа. За ними осталась лишь функция обережных животных. Рожаницы присутствуют в виде четырёх женских фигур.
Сложную смысловую структуру несёт свадебный рушник с ярусным рисунком. (Илл.26) В верхнем ярусе, который обозначает Небо, изображены четыре стилизованные распластанные женские фигуры в позах рожающих женщин – это богини Рожаницы. По крайней мере две фигуры соединены с перевёрнутыми фигурками, напоминающими оленей, которые изображены в следующем ярусе наряду с танцующими растительными фигурами, напоминающими женщин. На территории нашей страны известны древние петроглифы, изображающие фигурки рожающих женщин, между ног которых помещены фигурки маленьких оленей. Для вышивальщицы, копи-рующей древний узор, связь оленьцов и распластанных женских фигур не очевидна, поэтому лишь две из них остаются связанными между собой. Что касается танцующих фигур, то исследователи фольклора определяют их как низших божеств – берегинь. В третьем ярусе находятся восьмилепестковые цветы, словно перечёркнутые крест-накрест. Эти фигуры олицетворяют движение небесного светила – солнца или луны. Ниже мы видим пары птиц, охраняющих родовые деревья. Вазон, уходящий в землю, означает предков. По направлению веток и их количеству раньше можно было узнать всё о родне жениха и невесты. Однако для вышивальщицы этого узора картинка уже утратила свой смысл, поэтому она больше заботилась о сохранении симметрии. Самый нижний ярус  - это подземный мир. Что же мастерица поместила в него? Мы видим извивающиеся травы, которые ждут своего часа, чтобы ожить и выйти на поверхность. Копируя и компонуя древние узоры, вышивальщица воссоздала, хоть и не вполне осознанно, образ языческого представления об устройстве мира.
На некоторых рушниках мы можем встретить гигантский цветок, растущий в вазоне. Это дерево жизни, или так называемое райское дерево. (Илл.27,28)

Растительные мотивы в мценских рушниках представлены виноградом, дубовыми листьями, лилией, розами, хмелём.
 
 Илл.27. Бирюкова Елена Андреевна. Мценск.
Илл.28.Гончарова Мария Георгиевна.  д. Подбелевец


Виноград - символ богатства и плодородия, который вышивали на семейных рушниках. На свадьбах в наших краях пели:
Виноград в саду цветёт,
А ягодка поспевает, поспевает.
Виноград – свет-Николай,
А ягодка, ягодка – свет-Марьюшка.
Им и люди, им и люди позавидовали:
Что хорошая, пригожая
Марьюшка  родилась.
Дай им  бог совет и любовь.
Во совете, во любови
Хорошо было пожить.

Несчастливое семейное житьё сравнивалось в песнях с недозрелым виноградом.  Зелёный виноград в ещё одной песне бросает через забор к парню Маша, желая привлечь его внимание и выйти за-муж.
 Дубовые ветки олицетворяли мужскую силу и украшали мужские рушники. Дуб в русском фольклоре выступает как мировое дерево, соединяющее землю и небо, как первое посаженное Богом на земле растение, как символ стойкости, который не позволил Иуде повеситься на своих ветвях.
 
 Лилии являлись символом девической непорочности. Розы в местном песенном фольклоре считались символом красоты и любви. Недаром одна из самых красивых песен нашего края, в которой девушка расхваливает достоинства милого ей парня, имеет припев:
Ой, роза, ты, роза моя,
В саду роза бело-розовая.   (Илл.29)

Хмель присутствует на свадебных рушниках, выступая как растение, которое связывает людей друг с другом.
Недаром в народной песне парень, мечтающий привести сосед-скую девушку женой в свой дом, поёт:



Илл.29. Растительные мотивы в вышивке
Мценского края


А) Минаева Анна.
Д. Золотарёво. Рушник с изображением дубовой
ветви


Б) Александра Фёдоровна Коняева.
Рушник с изображением лилий

В) Кирикова Прасковья Дмитриевна.
Рушник с изображением роз


Д) Рушник с изображением звёзд.
Д. Башкатово.


Хмель ты мой, хмелюшка,
Хмелиное пёрышко,
Перевейся, хмелюшка,
На мою сторонушку.
На моей на сторонушке
Житье-бытьё вольное
Раздолье широкое.
 
Из зооаморфных мотивов на мценских рушниках встречаются изображения петухов, павлинов и соловьёв. Петух, прогонявший ночную тьму, служил оберегом от злых сил. Соловья изображали на рушнике молодого человека или девушки, чтобы они могли найти себе пару. Пара павлинов изображалась на свадебном рушнике. С павой (павлином) сравнивается в орловских песнях девушка-невеста.   Пара павлинов на белом погребальном рушнике олицетворяла бессмертие. На нём «отдыхала» душа в период 40 дней после смерти. В поминальные дни он выкладывался, чтобы души умерших могли по нему войти в дом.
В начале ХХ в. в узоры рушников проникли бытовые мотивы. На свадебном рушнике мы видим изображение пирующей парочки в окружении благожелательных символов – пар птиц и васильков, восьмилепестковых цветов. Рушник, принадлежавший молодому парню, содержит скрытое пожелание найти свою суженую. Его украшает девичий хоровод с единственным парнем и надпись: «Восемь девок – один я, куда девки – туда я». (Илл.30) Красно-чёрная вышивка сменяется красно-серой, а потом становится цветной. Мелкий крестик, которым, как правило, вышивали мастерицы XIX – 1930-х гг. ХХ в., сменяется гладью.
 
Илл. 30. Гончарова Мария Георгиевна.
Мужской рушник с изображением хоровода

Мценское кружево

Искусство кружевоплетения стало известно на Руси в XVII в. Из царских палат и монастырских мастерских оно постепенно проникло в дворянские усадьбы, а затем  – в дома горожан и в крестьянские избы. Постепенно в разных уголках России возникли центры кружевного производства. Одним из них является древнейший город Орловского края –  Мценск.
Кружевоплетение возникло в Мценском уезде в XVIII в. Его начало связано с именем помещицы А.А.Протасовой, устроившей крупнейшую в России мануфактуру, где одновременно работало до 1200 работниц. Продукция мануфактуры поставлялась к царскому двору, вывозилась в Англию и Турцию. Лучшие мастерицы получали жалованье от министерства двора. Хозяйка мануфактуры не допускала ни минуты простоя: даже во время переездов плетеи должны были продолжать работу в фурах.  Мануфактура изготавливала кружева наподобие французских кружев «валансьен» с плотным плетением рисунка  и «малин», тонкие, прозрачные кружева с цветами.
Когда во второй половине XIX в. протасовская фабрика закрылась, мастерицы превратили кружевоплетение в доходный промысел своих семей. При этом они отказались от иностранных образцов, заменив их местными рисунками. Один из видных экономистов XIX в., изучавший состояние кружевной промышленности России, писал о мценских мастерицах: «Почти все семьи в городе, где кружевная ра-бота была заведена, жили за счет своего рукоделия. Поэтому женщины, девушки и девочки-кружевницы были заняты плетением весь круглый год.

В пригородной Стрелецкой слободе, где также плели кружево, занятие это служило только добавочным к сельским работам… Вы-считав все праздники и обязательные прогульные дни, оказалось, что мастерицы из мещанок работали приблизительно до 260 дней в году, между тем как на долю деревенских плетей приходилось не более 182 дней в году. В 1888 году в Мценском уезде находилось 4994 кружев-ницы. Из этого числа 186 мастериц принадлежало к сельскому сословию… Единственным центром сбыта кружев в данной местности являлся  г. Мценск».
 
 Исследователь кустарных промыслов А.С. Тарачков в книге «Торговля и главные её предметы в городе Мценске» (1868), собиравший материалы для своей работы во вт. пол. XIX в., сообщал: «Мценские кружева, подобно елецким, распространяются по всей России, хотя, к сожалению, в столичных магазинах Москвы и С.- Петербурга, также в Одессе, Тифлисе, Таганроге, Харькове и других значительных городах эти кружева не сохраняют справедливо им принадлежащего названия мценских, но продаются нередко за иностранные.
В бытность мою в Мценске я имел случай видеть превосходные кружева мценских рукодельниц не только сов¬ременной работы, но и такие, которые были сделаны бо¬лее чем за 150 лет назад».

Общая цена всей производимой за год в городе и уезде продукции, а это было около полутора миллионов    аршин,   или   почти один миллион сто тысяч метров кружев,  в промежуток с 1880 по 1912 г. достигала до 300 тысяч рублей. При этом заработная плата мастерицы составляла 23 - 25 копеек в день. Львиная доля прибыли оседала в карманах перекупщиков. С коробейниками и торговками «амчанское кружево» проникало на Кавказ, в Крым и на Украину.

4 сентября 1899 г. княгиней Анной Дмитриевной  Тенишевой    в   Мценске была открыта школа кружевниц, которая просуществовала до 1917 года. Анна Дмитриевна была передовой женщиной. Она слушала лекции в Копенгагенском университете, состояла в переписке с Ф. Ницше, перевела и опубликовала отрывки из его сочинений. Княгиня много сделала для Мценска и Мценского уезда. Она поддерживала народные школы и больницы для неимущих.
В школе кружевниц княгини А.Д. Тенишевой учили не только плетению, но и грамоте, а также основам рисунка. В неё принимали девочек 8-12 лет. При школе работал интернат для постоянно проживающих при ней учениц. Поскольку школа разрасталась, Анна  Дмитриевна через губернатора А. Н. Трубникова обратилась с ходатайством о государственной поддержке её начинания. С 1900 г. министерство землеустроения ежегодно выделяло школе 500 рублей. Ещё часть расходов взяла на себя Мценская городская дума. Школа Тенишевой считалась одной из лучших в стране. Её постоянной заказчицей была великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Однако, как вспоминала местная жительницаМ.Н. Татаринова: «Как школу Тенишевой окончит иная такая дочь, так тут же и забывала про всё то обучение, а начинает плести, как раньше прабабки наши плели, да её мать родная, или тётки, или бабка тож».  (Илл.31)
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже мценское кружево завоевало серебряную медаль, а на выставке в Глазго – почётный диплом. Оно неоднократно участвовало в выставках на территории Рос-сии. Образцы кружева закупал Санкт-Петербургский музей кустарного искусства.
Основными узорами мценского кружева были «денежки» (сетчатые или плотные маленькие квадраты или ромбики), «барабанчики» (сдвоенные денежки), «круги» (большие ромбы), «рогулечки» (маленькие уголки), «речушка» (зигзаг), «мушка», «паучок», «паучок раскинул лапки», «семечко», «павлинка», «решёточка».
 
Илл. 31. Образцы старинного мценского кружева конца XIX - начала ХХ в.

Мценское численное кружево было характерно прежде всего для крестьянской среды, хотя носить его могли и представители более высоких слоёв. Узор изготавливался по счёту нитей, без предва-рительного рисунка. Он представлял собой косые решётки. Парные и многопарные кружева выполнялись по рисунку (сколку), прикреп-лённому булавками к подушке-валику. 
Закат кружевного промысла начался вскоре после революции. Княгиня А.Д. Тенишева эмигрировала в Париж, её школа закрылась. В 1920-х гг. во Мценске существовала артель им. Клары Цеткин, в которой изготавливались кружева и вышивки. Она была распущена в рамках борьбы с кустарным производством. По домам проводились обыски с целью изъятия коклюшек. За занятие кружевоплетением женщины могли даже угодить в тюрьму. В старинный ручной промысел постепенно заглох.
Возрождение мценского кружевоплетения на коклюшках связано с именем Нины Гавриловны Савенковой (р. 1959), которая приехала в наш город в 1984 г., после окончания художественного факультета ОГПИ, и стала работать в детской художественной школе.  В 1991 г. были выделены средства для создания во Мценске «Школы кружевниц», которая  с успехом функционирует и поныне. При школе имеется собственный музей старинных кружев. Работы мценских кружевниц не раз экспонировались на выставках в Москве, Сочи, Калининграде, Курске, а также за рубежом – в Германии, Франции, и других местах.  Высокую оценку получил проект Н. Г. Савенковой «Тургеневская девушка вчера, сегодня, завтра», который был признан проектом общенационального значения в области культуры и искусства. Она  также является одним из авторов проекта «В тиши тургеневских аллей», получившего поддержку  Детского Фонда ЮНИСЭФ при ООН.  Её работы находятся в музеях Орла, Мценска, в частных коллекциях Германии, Франции, Америки. За деятельность по возрождению народного промысла Н.Г.Савенкова награждена Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», почетными грамотами и дипломами Администрации Орловской области. В
1995 г. ей было присвоено почётное звание Народный мастер России, а в 2011 г. — заслуженный работник куль¬туры РФ.
 
Н. Г. Савенкова воспитала целый ряд талантливых последовательниц. Одной из них является Анна Алексеевна Шалыгина
 
Анна Шалыгина родилась в 1960 г. в Мценске. В 1982 г.  она окончила Орловский государственный педагогический институт по специальности учитель математики и физики. После института, отработав 3 года в Ливенском районе Орловской области, вернулась в родной город. Работала в разных местах: воспитателем в детском саду, методи-стом на Станции юных техников. В конце 1991 г. Анна Алексеевна прочла объявление о наборе в группу кружевоплетения на коклюшках. Так как с детства увлекалась рукоделием, то записалась на обучение к Нине Гавриловне Савенковой, а затем была приглашена преподавателем в школу кружевниц.
В «Школе кружевниц» создан музей истории кружевоплетения. Много времени Анна Алексеевна уделяет созданию копий старинного кружева, чтобы пополнить его коллекции. В частности ею создана копия старинной шали из коллекции семьи Ивановой Ксении Флеготовны.
 
Ее работа «Вечерний звон» участвовала в выставке «Кружево. Авторские работы конкурса кружевоплетения «Серебряная коклюшка 2010», проходившей с 26 февраля по 30 марта 2010 г. в Юго-западной башне Вологодского кремля. В рамках проведения 8 и 9 Курской Коренской ярмарки работы мценских кружевниц были отмечены в номинации «За возрождение национальных традиций  Курского края и всей России». Анна Алексеевна принимала участие в выставке Мценского кружева «Кружев иней серебристый» в г. Сарове Нижегородской области в 2006. В 2009-2011 гг. – в открытом фестивале «Кружевная тропинка» в г. Радужный Владимирской области.  Также ее работы неоднократно выставлялись в Москве, Орле, Мценске и др. Ее творческие работы с удовольствием приобретают не только жители нашей страны, но и гости из Германии, США и других стран.
Анна Алексеевна сумела заразить своим энтузиазмом много-численных учениц, многие из которых стали победительницами областных, всероссийских и международных конкурсов. Многие из них связали свою жизнь с прикладным и народным искусством. В 2003 г. труд А. А. Шалыгиной был отмечен  нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации за заслуги в области образования». С 2006 г. она является постоянной участницей конкурса кружевниц «Серебряная коклюшка» и Всероссийского семи-нара кружевниц в г. Вологде. Её работы нашли себе достойное место в частных коллекциях в России, Германии, США и других стран. В 2007 г.  А. А. Шалыгина получила почётное звание Народный мастер России. С 2010 г. она является членом OIDFA — Международной организации коклюшечного и игольного кружева.
 
Одной из лучших учениц Н. Г. Савенковой является Екатерина Александровна Борисова, (р. 1975 г.)  внучка основателя Мценского краеведческого музея  Г.Ф. Соловьёва.   Она окончила художественно - графический факультет Орловского государственного университета, после чего поступила в аспирантуру и около года проработала в Мценской детской художественной школе. В поисках материала для диссертации, посвящённой кружевоплетению, Екатерина поехала в Елец, на родину одной из знаменитейших школ этого искусства. Там она познакомилась с директором фирмы «Елецкие кружева» Юрием Сосовым, который предложил ей не только интересную и перспективную работу, но и жильё.



Илл.32. Екатерина Борисова (слева)  и её работа

В 2000 г. фирма «Елецкие кружева» получила первое место на конкурсе - выставке «Лучшие товары и услуги на рынках России».
 Екатерина была автором оригинального  чёрно - фиолетового платья из ручного кружева, которое произвело ошеломляющее впе-чатление на посетителей выставки. Другая её работа, голубой сарафан с верхним прозрачным кружевным платьем, украшенным крупными цветами, также был признан уникальным произведением искусства и ныне хранится в Музее народных ремёсел и промыслов г. Ельца.
Возвращению кружева в церковный обиход посвятила своё творчество Архипова Ольга Львовна (р. 1969). Свой опыт она передаёт ученицам в воскресной школе Свято-Троицкого храма города Мценска. Также она является  портным по пошиву церковных облачений. 
Ольга Львовна активно участвует в городских, областных, все-российских, международных выставках и фестивалях декоративно-прикладного искусства. В 2006 г. её работы были представлены на выставке «Золотые руки Орловщины» в Народной галерее г. Москвы, на международной выставке «Кружевная дорога в Санкт-Петербург», которая проходила в Александро-Невской лавре и Этнографическом музее Санкт-Петербурга; в 2011 г.-  в Доме приемов МИД РФ (г. Москва). С 2010 г. она - участница Всероссийского конкурса мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка»: ей присуждено 2-е место в номинации «Лучшие авторские кружевные изделия» (2010 г.), 3-е место в номинации «Предметы новогоднего декора» (2011 г.).
Авторские ра¬боты О.Л. Архиповой были представлены на кон-курсе «Лабиринт кружева» в рамках первого Международного фестиваля кружева в Вологде «VITA LACE». В 2007 году ей присвоено почётное звание Народный мастер России.
Образец многопарного кружева О.Л. Архиповой хранит¬ся в Государственном Историческом Музее. С августа 2011 года она -  член OIDFA - международной организации коклюшечного и игольного кружева.

Живопись

Развитие живописи в Мценске  ещё очень мало изучено. Практически ничего не известно о художниках, работавших в Мценске  в первой половине ХХ века. Мало освещается творчество тех, кто работает сейчас. Попытаемся восполнить пробел сведениями о мастерах,  которые уже удалось собрать.

Сергей Ильич Прокопов

Прокопов Сергей Ильич (р. 1946 г.) окончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогическо-го института (1970 г.). С 1972 г. он стал преподавателем в Мценской художественной школе. В 1991 г. мастер вступил в Союз художников России. С 1995 года Прокопов С.И. стал директором Мценской дет-ской художественной школы.
Художник, посвятивший своё творчество природе и истории России, неоднократно участвовал в различных выставках.
В 1996 г. прошла его персональная выставка в Центральном выставочном зале Орла и было присвоено звание «Заслуженный работник культуры». Затем последовали участие в выставках в Совете Федерации в рамках дней Орловской куьтуры в Москве (1997), «Православие в народном искусстве» (1998), в Центральном доме литера-торов в г. Москва, областных выставках разных лет (2005, 2007, 2008 гг.).       
С. И. Прокопов  является оформителем книг писателя-символиста И. А. Новикова «Золотые кресты», «Дыхание земли», сборника «Творчество И.А. Новикова в контексте русской литературы ХХ в.». В 2006 году художник был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Основными жанрами в творчестве С. И. Прокопова являются пейзаж, натюрморт, историческая картина. Ему присуще особое зрение, позволяющее увидеть множество оттенков в простых с виду вещах. Мценск и Мценский район в пейзажах С.И. Прокопова предстают краем, овеянным романтикой старины и вечной красоты природы. Художник уверен, что создавая каждую новую картину, он и сам ро-ждается заново. И это возрождение бесконечно, как бесконечен путь к совершенству.
Вечная неудовлетворённость гонит художника дальше и дальше, направляя его усилия к обогащению и углублению мастерства.  (Илл.33)

 Зимнее дерево. 1990.
Кижи. 2012.

Илл.33. Прокопов Сергей Ильич

Спасское – Лутовиново. 2001.


Лилия Николаевна Заболотская

Заболотская Лилия Николаевна (р.1976 г.) в 1999 г. закончила художественно – графический факультет Орловского государственного университета. С 2000 г. она работает преподавателем Мценской детской художественной школы. Лилия Николаевна – опытный педагог, ее уроки всегда интересны не только новизной материала и  ме-тодическими разработками к урокам, но и эмоциональным восприятием. В частности, ее материалы по разработке применения на уроках по композиции техники «коллаж» получили высокую оценку на открытом областном семинаре.  Ученики Заболотской постоянно становятся лауреатами и дипломантами Международных и Всероссийских конкурсов. Сама Лилия Николаевна – постоянный участник городских и областных художественных выставок.
Заболотская Лилия Николаевна  – преподаватель высшей категории, неоднократно была награждена за педагогический талант дипломами международных конкурсов, в которых она принимает участие вместе со своими учениками. Лилия Николаевна вдохновляется работами Г. Климта и В. Кандинского, ряда орловских акварелистов, восточным искусством. Излюбленными техниками художницы являются батик и акварель, которые она считает родственными. Рисует  Заболотская акриловыми красками по шифону и креп - жоржету, расписывает платки, парэо, создаёт картины.
Персонажами её картин часто являются цветы и птицы.
 Л.Н. Заболотская любит путешествовать, посещать  художественные музеи. Знакомство с самыми разными техниками изображения толкает её на рискованные эксперименты, в результате чего возникает не-повторимый синтез её собственного видения с элементами искусства, например, таких далёких от нас стран, как Китай и Япония. Картина Заболотской «Листопад», отмечена областной прессой после верни-сажа в выставочном зале «Ракурс».   Многие ее живописные работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. (Илл.34)

Тихая моя Родина
Пионы

Илл.34. Заболотская Лилия Николаевна

Майя Александровна Маковеева

Маковеева Майя Александровна (р. 1975 г.) закончила в 1998 г.  художественно-графический факультет Орловского государственного университета. Она начала свою профессиональную карьеру в качестве преподавателя основ дизайна в Межшкольном комбинате (1999 - 2004), после чего стала преподавателем Мценской детской ху-дожественной школы, где с 2011 г. по 2013 г. занимала должность за-местителя директора по учебно-воспитательной работе и исполняла обязанности методиста. В феврале 2013 г. она стала членом Союза работников культуры РФ,  была награждена грамотой Департамента Орла и Орловской области.
Майя Маковеева – автор серии больших лирических пейзажей, изображающих виды Петербурга. Благодаря мастерству художницы, улицы старинного города кажутся мерцающими и зыбкими. Очертания зданий одновременно узнаваемы и словно подёрнуты дымкой таинственности. Она же – автор ярких, брызжущих радостью жизни цветочных натюрмортов, выполненных маслом.
Пионы в стеклянной вазе
Вид на Никитскую церковь

Илл.35. Маковеева Майя Александровна
 
Последние работы художницы, посвящённые видам Мценска и церквям острова Кижи – это полная любви песня о своей стране, наполненная застывшей красотой старинных построек и церквей, тишиной и буйным цветением природы. (Илл.35) 
Майя Александровна – постоянный участник городских и областных художественных выставок, она имеет две персональные творческие выставки, проходившие в 2011 и 2012 гг. в Мценской художественной галерее, участник групповой выставки «Осень в Кижах», Всероссийской выставки «Неизвестные Кижи – глазами художников России» (Петрозаводск, 2013г.), отчётной выставки ТОХа, и выставки Союза художников посвящённой И.С.Тургеневу (2013 г.).

Ирина Олеговна Некрасова

Илл.36. Некрасова Ирина
Олеговна.
Подсолнухи.
Некрасова Ирина Олеговна (р.1969 г.) закончила в 1988 г. Орловское художественное училище, а в 2002 г. – художественно-графический факультет Курского государственного университета, художественно – графический факультет.   Некрасова И.О.  работает преподавателем во Мценской детской художественной школе с 1988 года. С февраля 2013 года является членом Союза Работников Куль-туры РФ.
 Область её интересов  очень широка. Она изготавливает украшения из глины, панно и живописные работы в разных техниках – от старинных до современных. Хорошо удаются Некрасовой как фантастические картины, навеянные славянской мифологией, так и пейзажи с натюрмортами. Одной из самых лучших работ художницы являются «Подсолнухи», осязаемый и пластичный натюрморт, полный воздуха, солнечного света и тепла. (Илл.36)

Тамара Викторовна Тихонова

Тихонова Тамара Викторовна (Р. 1976) закончила в 2003 г. художественно-графический факультет Курского государственного университета. С 2000 г. работает преподавателем во Мценской детской художественной школе с 2000 года.
Солнечное утро

Церковь в Кижах Илл.37. Тихонова Тамара Викторовна

Она награждена грамотой Департамента Орла и Орловской области.
Тончайший мастер-пейзажист, Тамара Викторовна – постоянный участник городских и областных художественных выставок.  (Илл.37) В 2012 г. в  Мценской художественной галерее прошла её персональная выставка.
В 2013 г. Т.В. Тихонова стала участницей групповой выставки «Осень в Кижах», а также Всероссийской выставки «Неизвестные Кижи – глазами художников России» в Петрозаводске. Для этого художница прошла «Летний университет» на острове Кижи, как участник проекта личностного роста. Участник общероссийской грантовой программы «Новый день» - проект «В тиши Тургеневских аллей» в 2009 год.
Многие ее живописные работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

Владимир Петрович Уваров

Владимир Петрович Уваров (1948 – 2002), уроженец д. Катушищево Мценского района. (Илл.38) В 1974 г. он окончил художествен-но-графический факультет Орловского государственного педагогического института.  С 1975 г. стал участником областных, зональных и республиканских выставок. В.П. Уваров - член Союза художников России с 1993 г.  Большую часть жизни художник преподавал в Мценской детской художественной школе.
Малиновое отражение
Черёмухи цвет

Илл.38. Владимир Петрович Уваров

Талантливый преподаватель и увлекательный рассказчик, он был не только живописцем, но и мастером чеканки. Ведущим жанром его живописи был пейзаж.
Картинам Уварова свойственны интимность, задушевность и тон-кий лиризм. В них присутствует особое ощущение тишины и умиротворения. Работы мастера хранятся в Мценском краеведческом музее, музеях Орла и частных коллекциях.

Сергей Васильевич Гринёв
Известным пейзажистом является также Сергей Васильевич Гринёв из д. Нечаевка. В его пейзажах наш край превращается в колдовской мир, наполненный солнцем, величием природы, проникнутый первозданной тайной. (Илл.40)

 
Илл.40. Пейзажи
Сергея Васильевича Гринёва
с видами родного края




Татьяна Валентиновна Самойлова
Татьяна Валентиновна Самойлова  (р. 1974)  родилась, выросла и работает в родном Мценске. Закончила Орловский государственный университет по специальности «Декоративно-прикладное искусство», а затем училась в аспирантурах ОГУ и МПГУ (Москва), после чего  защитила кандидатскую диссертацию по теории и методике преподавания резьбы по дереву. С 1996 по 2000 гг. она преподавала в школе №8 Мценска. В настоящее время Т.В. Самойлова  является преподавателем художественной графики и декоративно-прикладного искусства, а также начертательной геометрии и инженерной графики в  Мценском филиале «Госуниверситете – УНПК». Свою работу она очень любит – это тот случай, когда увлечение и профессиональная деятельность совпадают. Работы Самойловой и её студентов принимают участие в выставках родного Мценска, Орла, Москвы, где часто отмечаются дипломами. Направления её творчества различны: художественная роспись и резьба по дереву, батик, вышивка, художественная графика, художественная обработка кожи. (Илл.41)



Илл.41. Татьяна Валентиновна Самойлова: резьба по дереву и изделия кожи

Андрей Витальевич Иванов
Андрей Витальевич Иванов (р. 1959) работает в редком жанре психологического пейзажа. В таком пейзаже природа не является чем-то самостоятельным, она  – лишь средство отражения настроений художника, анализ его своих внутренних ощущений или  средство противопоставления его внутреннего состояния окружающему миру. А. В. Иванов работает в Мценском филиале «Госуниверситете – УНПК». (Илл.42)

Чужая Луна. Леса других планет. Мудрость старых листьев
(слева)
Илл.42. Андрей Витальевич Иванов


Пейзажи А.В. Иванова уводят нас в глубины тайн космоса, заставляют задуматься о смысле бытия.  Мы видим «пыльные дорожки далёких планет», погружаемся в дебри таинственных лесов, делаемся свидетелями рождения новых миров, слышим музыку небесных сфер. Работы художника хранятся в частных коллекциях России, дальнего и ближнего зарубежья.

Фёдор Нестерович Дёмин

Фёдор Нестерович Дёмин (р. 1925), уроженец д. Студимля, что возле д. Черемошны Мценского района. В семь лет, после ушиба позвоночника, он оказался прикованным к постели. В 1937 г. отец Фёдора Нестеровича был репрессирован, старший брат погиб на войне, а средний – покончил с собой, не вынеся клейма сына «врага народа». Решив переломить судьбу, будущий художник занялся само-образованием, научился играть на гармошке, а затем стал рисовать. Болезнь отступила перед такой силой воли, и он встал на ноги. В 1953 г. Дёмин закончил Елецкое художественное училище. Большая часть его жизни прошла в п. Ясная Поляна Тульской области. Несмотря на равнодушие тульских коллег и замалчивание его творчества, Дёмин пользовался уважением и поддержкой таких известных художников как П.Н. Крылов, Ю.П. Кугач, И.А. Попов, Н.А. Сысоев. Каждая картина давалась художнику с большим трудом, ведь работать ни сидя, ни стоя он не мог. По этому поводу он писал: «Физическую боль я преодолевал по примеру Николая Островского, боль душевную – по примеру Бетховена. Они создали свой собственный мир: Островский в литературе, Бетховен в музыке. Преодолевая всё, я создаю свой собственный мир в изобразительном искусстве». Хотя среди картин Дёмина есть пейзажи и натюрморты, ведущую роль в его творчестве играет реалистический портрет: «На моих полотнах – скромные простые люди, но мужественные, сильные духом. Я с любовью, трепетно изображал их». Фёдор Нестерович награждён редкой медалью «Одолевшие судьбу».
Автопортрет. 1960
Партизан

 

Илл.43. Фёдор Нестерович Дёмин. Детство моё (слева)

Дёмин приехал во Мценск, решив подарить малой родине ряд своих работ. Картинная галерея, где они должны были разместиться, виделась ему храмом торжества духа над немощью и бездуховностью. Поиском здания для галереи занялся мэр города
В. М. Александров. Им стала бывшая столовая завода «Текмаш».
20 июля 1999 г. состоялось торжественное открытие галереи.
Народные умельцы
Есть в нашем городе и районе  народные умельцы – люди творческие, увлеченные. Среди них можно назвать «зодчего» Федора Федоровича Карпухина из д. Волково, который своими руками создает уменьшенные точные копии самых красивых русских памятников древней архитектуры. В его жизни были трудное детство в многодетной семье без отца, раскулачивание, голод, работа на стройке с 17-ти лет, война, ранения, плен, побег, смерть матери, не дождавшейся его с войны.  Видимо Федор оказался талентливым, в отца, и всё в своей жизни научился создавать своими руками: выстроил дом на загляденье, сам сделал мебель, а позже  захотелось храмы «строить», резать по дереву. Довелось придумать даже свой «кубик  Карпухина». В 2002 г. о мастере Карпухине был снят фильм, который вошел в архив Министерства Культуры РФ как Летопись России.



Илл.44. Ф. Ф.  Капухин и его работы

Основная тема творчества Карпухина  –  русские православные храмы. Не угасает желание мастера создавать всё новые макеты лучших памятников православной архитектуры.
 Особое место среди его работ занимает архитектурный ансамбль «Кижи» –  жемчужина деревянного зодчества России.
Вновь и вновь воссоздаёт мастер  созданные без единого гвоздя храмы. «Возвёл» Карпухин и свой Храм Христа Спасителя, и церковь Покрова на Нерли и много других. (Илл.44)



Илл.45. Николай Михайлович Труфанов  и его работы

Самобытным и сотворившим самого себя мастером можно на-звать и Николая Михайловича Труфанова (Илл.45), который вот уже около 10-ти лет занимается лозоплетением. Его увлечение началось, когда в его руки попала книга об этом старинном русском занятии. Теплые солнечные изделия из лозы так тронули душу Николая Михайловича, что он решил научиться этому мастерству  во что бы то ни стало. Нужные книги и умелые руки стали ключом к заветной цели.  Он пропустил через свое сердце это увлечение, и оно стало делом всей его жизни.
Сначала Труфанов попробовал себя, изготавливая  подставки и вазочки, затем были корзины и настольные лампы, сегодня – целые мебельные гарнитуры и всевозможные аксессуары.
Голубев Алексей Витальевич (р. 1955), работает в Отрадинской средней школе, является руководителем кружка «Резьба по дереву». Мастер занимается резьбой с 1990 - х гг., изготавливая оригинальные вазы по собственной технологии. На занятиях кружка с учениками, наряду с резьбой по дереву, Голубев занимается ещё и рисованием.  Алексей Витальевич – участник многих выставок в районе и области. 


Рецензии