Перегорел

                Памяти   Задорного посвящается
П Е Р Е Г О Р Е Л      
  Третью ночь  Сергей,  с переменным успехом, грыз гранит науки.  Сессия казалась  такой  далёкой, далёкой. Но она вдруг нежданно – нагадано  явилась и завтра,  уже первый экзамен. Чертовски  хотелось спать.
- Это, Вот так каждый раз, зевая,  подумал Сергей. А  завтра сдам,  и сон как рукой снимет. Отоспаться бы перед следующим экзаменом так, чтобы... да, так нет.     Сергей в очередной раз крепко заварил чай. Кофе ему почему – то не помогал. Ещё больше завтра от него спать хотелось. Заварил чай, пару раз хлебнул почти чёрного напитка и углубился в чтение учебника. Но, соображалось плохо.   И  чего только в этих учебниках не напишут, вертелось в одурманенной голове Сергея. А, ты сиди ночами и зубри. В сон после крепкого чая всё равно тянуло и Сергей, на всякий случай, поставил будильник
   Но звонка будильника Сергей не услышал. Разбудила его сестра.
- Серёга, вставай. У него экзамен, а он дрыхнет как сурок какой. Знаешь,  сколько завтра времени?
Сергея, как молнией пронзило.
- Неужели опоздал? – промелькнуло у него в голове.
   Двадцати минут ему хватило,  чтобы умыться, одеться, схватить зачётку и ринуться к двери.
- А завтракать – вдогонку ему крикнула сестра.
- Потом – хлопая дверью - крикнул Сергей.
  У одной из аудиторий толпилась толпа студентов. Среди них Сергей успел увидеть  Синицына из своей группы.
- Вы туда? - спросил, подбегая к ним, запыхавшийся Сергей
- Нет, мы уже. Болеем.
- Синицына уже – мельком  пронеслось в голове Сергея.
- Ну, тогда я зайду? – спросил Сергей.
- Чеши – сказал один из студентов.
- Можно? – просил Сергей, приоткрывая дверь.
- Да.  Заходите, заходите – в ответ на его " можно" ответил, сидевший за небольшим столиком, преподаватель – Что – то я вас не помню…
- И я вас тоже, что – то не очень помню – подумал Сергей.
- На лекции чаще ходить надо, молодой человек, глядя пристально на Сергея, промычал себе под нос преподаватель – ну, ладно берите билет.
Билетов оставалось всего три и, особого выбора не было. Сергей зажмурил глаза и взял ближайший к нему билет.
- Читайте, что у Вас там? – уткнувшись в ведомость –  спросил преподаватель.
- Билет номер один. Древняя Русь, Рюрик.  Двадцатый съезд КПСС. Результаты Горбачёвской перестройки - прочитал Сергей.
- Лёгкий билет Вам достался. Идите, готовьтесь – пристально вглядываясь через очень выпуклые  очки в Сергея, сказал преподаватель.
Сергей сел на свободное за вторым столом место и углубился в ознакомление содержание билета
- Что за чушь? И причём тут Рерих, двадцатый съезд…. Ах, Рюрик. Ну, это уже куда ни шло. А съезд, перестройка… Ладно это потом.  Рюрик, понятно. Приглашённый со своими братьями управлять славянами то - ли швед, то - ли немец.  Это же нам ещё в школе говорили. 
Серей так углубился в изучение вопроса, что не услышал, как преподаватель позвал его отвечать на билет.
- Молодой человек. Вы меня слышите? Это я к Вам обращаюсь – повторил свой вопрос преподаватель.
- Ко мне? –  Спросил Сергей.
- Ну, если нас только двое осталось,  то к кому же ещё я могу обращаться как не к  Вам. Вы готовы отвечать?
- Готов - тихим голосом прогнусавил Сергей и  направился к преподавателю.
- Перед смертью не надышишься. Всё равно придётся пересдавать.  И к чему были эти бессонные ночи – Промелькнуло в голове у Сергея, пока он медленно и безнадёжно продвигался к месту своего провала. Попалось совсем не то, что он учил. Да и сам вопрос какой – то странный. Вроде бы такого им и не читали на лекциях. Хорошо ещё, что сам интересовался историей древней Руси. История была хобби Сергея. Он, даже порой жалел, что не на тот факультет поступил.
- Ну, что, будем отвечать? -  спросил Сергея преподаватель.
- Будем – безнадёжным голосом ответил Серей.
- Так, что у Вас первым вопросом стоит? Древняя Русь. Рюрик.
-  Отлично.
Преподаватель посмотрел на Сергея и спросил:
- А, что у Вас ни каких записей нет? Понятно. Лекций видимо совсем не посещали, и сказать Вам, как я вижу, молодой человек, нечего.
- Ну, что – то скажу. Я  библиотеки посещал. Многое по интернету читал.
- А., ну если библиотеки посещали и по интернету читали, тогда я Вас слушаю.
И, глубоко вздохнув, Серей начал.
- Рюрик, как нас ещё учили в школе, это легенда. Согласно легенде, он с двумя братьями был приглашён славянами на управление и они стали  основателями государства Российского. Они были жителями Скандинавии.  Северных людей называли норманнами.  Это были германцы и шведы.  От них славяне приняли быт, культуру, военное искусство и даже своё название Русь и язык. А пригласили их управлять славянами потому, что территория славян была большая и самим справиться с управлением территории они не могли.
- Понятно – глядя в упор на Сергея, со вздохом безнадёжности, сказал преподаватель. Это, как вы правильно заметили, все ещё со школьной скамьи все знают.
- Но я с этим не согласен – ни с того ни с сего выпалил Сергей
- Вы с этим не согласны – поднимая на лоб очки и глядя в упор на Сергея, сказал преподаватель – Интересно. И с чем же это Вы конкретно не согласны? 
- Конкретно. Пожалуйста. Всё, что я Вам сейчас сказал сплошная ложь и мистификация.
- Даже так категорично?
- Да, даже так категорично.
- Смело. И Вы готовы положить на обе лопатки именитых историков?
- Готов.
- Смело, молодой человек, смело. Ну, ну. Я внимательно слушаю.
- Начну вот с чего. Мог ли славянский народ призвать людей совершенно другой культуры и не известным им языком?
- Но, величайший просветитель 19 века Карамзин, как Вам будет известно,  в своей «Истории государства Российского», её изучали даже дворяне, пишет, что основателем государства Российского был Рюрик из варягов.
- Да, это так. Но кто и кем на самом деле был Рюрик? И кто такие варяги и откуда они?  Карамзин был патриотом своего  отечества, но в то время уже была сформирована точка зрения, что Русь была образована германцами -  шведами.  И первыми князьями на Руси были шведы, т.е.  германцы. Карамзин не мог перечить царям – немцам, но, тем не менее,  намекнул, что варяги  могли прийти из земель славянских, т.е. были руссами.
- Но советские учёные соглашались, что Рюрик и его братья были из северных земель и никто никогда эту точку зрения не подверг сомнению. Как Вы это можете объяснить?
- Я бывал в Петербурге. Поскольку я увлекаюсь историей, так, просто для себя, посетил там библиотеку. Там находится Повесть временных лет. Нестор, монах пишет: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Это слова, с которыми славяне обратились к варягам. Наряд в то время означал то, что делает страну нарядной. Это армия, флот, бани, дворцы, флаги. А, это совсем уже не то, что пригласили варягов управлять ими, поскольку сами этого сделать не могли.
- Ну, допустим, что в ваших рассуждениях логика присутствует. Но Вы же не будете отрицать того, что варяги это северный народ.
- Не буду. Но, давайте разберёмся кто же всё – таки варяги, которых славяне просили нарядить вои земли? Шведами они быть не могли. Швеции тогда ещё и в помине не было. Были ли варяги скандинавами  или нет, ответ даёт повесть временных лет. «Ибо те звали себя варягами, а те другие свеи, а те урбанцы будущие шведы, а те урманы как норвеги. Т.е. совершенно разные народы. Варяги не были ни шведами, ни норманнами, ни англами. Во времена Нестора это все знали.
- Молодой человек у Вас шикарная память. Вы наизусть цитируете повесть временных лет.
- Я же Вам говорю, что история моё увлечение. Я, будучи в библиотеке, выписал всё то, что меня интересовало.
- Похвально. Так кто же они эти загадочные варяги? Мне очень интересно услышать ваше мнение.
-  Дело в том, что история переврала под свои политические идеи всё то, что касается древней Руси и в частности варягов.
- Как это?
- Летописцы России, например. нигде не  упоминают о толмачах, т.е. переводчиках между варяжскими правителями и их подвижниками народами. Отсюда можно сделать вывод, что варяги со славянами говорили на одном языке.
- По - вашему получается, что варяги это северные славяне?
- Вот, именно.
- Но современные историки и наши, и зарубежные утверждают. Что варяги это германцы, т.е.  шведы и альтернативы этому нет.
- Есть. Лаврентьевский свод – летопись и является альтернативой. Но современные историки в неё, на мой взгляд,  просто не заглядывали, а пользовались переводами. А, чем глубже в прошлое, тем легче было изменить историю. К примеру, немецкие историки утверждают, что все славянские имена произошли от немецких имён. Шведы утверждают, что у славян имени Рюрик нет. И, что это имя,  произошло от шведского,  Эрик. А имя Святослав от Свенельда. Ответ в русских летописях. Святослав от   Славь Свет, Владимир – владеющий миром. А, Рюрик, Рарок, Рерих - так у северных славян называли старших  сыновей, и означало это имя Сокол. Сокол был священной птицей у славян и изображался пикирующей птицей на гербе древних славян ещё до возникновения Руси. Он сегодня сохранился на гербе Украины.
- Молодой человек. Вы меня так запутали. Но, мне нравятся Ваши рассуждения. Но, тем не менее,  я до конца не пойму кем же были Рюрик и его братья? В Новгороде при раскопках нашли много оружия скандинавов.
- Но это не доказывает, что Рюрик, его братья и их воины были шведами – германцами.
- У нормандцев есть доводы и посерьёзнее. Например,  путь из Варягов в Греки.
- Выражение из Варягов в Греки – летописное. Но, каких варягов? Древняя Русь – это водная цивилизация. Именно реки объединяли обширные территории от Киева до Новгорода. Скандинавские корабли по нашим рекам плавать не могли. Они были очень тяжёлыми с массивным килем и обшивкой, которая ломалась при первых же ударах о подводные камни пороги. А славяне использовали суда, так называемые, реки – море. Они были плоскодонными. И могли проходить по мелководному побережью южной Балтики и преодолевать пороги. Это ещё одно   доказательство того, что варяги были славянами. А следовательно Рюрик и его братья тоже были славянами.
- У Вас всё?
- По первому вопросу всё.
- Я думаю, молодой человек, на этом и остановимся. И, хотя Вы редко посещали лекции, а если быть точным, вообще на моих лекциях вряд ли были, я увидел в вас очень любознательного, думающего, со своим мнением студента. Я вам ставлю отлично. Давайте зачётку.
Преподаватель пишет в зачётке: « Отлично». Передаёт зачётку Сергею и ищет его в своей зачётной ведомости.
- Простите как ваша фамилия?
- Иванов. Сергей Иванов.
- Что – то я Вас в ведомости не найду…
Сергей заглядывает в ведомость…. И, задаёт  неожиданный для преподавателя вопрос:
- А, почему у Вас в ведомости написано исторический факультет?
- Как почему? А, какой по - вашему должен быть факультет?
- Физический.
- Физический…  Да, Вы молодой человек ещё и шутник большой… Постойте. Постойте. Дайте – ка свою зачётку. Физический факультет. А, зачем Вы ко мне- то на экзамен пришли? Насколько мне известно физики сдают этажом выше.
- Этажом выше? То – то я думаю: вопросы какие – то странные. При чём здесь Рюрик? Выходит,  перепутал аудиторию.
- Выходит, перепутали. Перезанимались. Перегорели.
- Наверное….
- А, знаете что…. Не знаю какие у вас успехи по физике, но я бы вас взял к себе на кафедру. То, что Вы мне сегодня поведали свои мысли о Рюрике, о варягах… Исследования в этом вопросе надо бы продолжить. На хорошую диссертацию тянут.  Переходите ко мне на кафедру….
- К Вам на кафедру?
- А, почему бы и нет. Возможно история Ваше призвание. Я, думаю, что это так и есть.
- Хорошо профессор, я подумаю. Предложение очень заманчивое.
 
                В. Конин
                01.03.2018 г.
 
 


Рецензии