Четвёртая промышленная революция возможности и угр

  Большинство экспертов-экономистов сходятся во мнении, что в настоящее время мир вплотную приблизился к четвёртой промышленной революции. Её ключевой особенностью будет крупномасштабная автоматизация и роботизация производства и частично - сферы услуг, гораздо шире, чем в 2000-х годах, что приведёт к значительному росту производительности труда. Кроме того, будет широко внедряться использование т.н. "больших данных" и их анализ, объединение в сеть бытовой электроники (т.н. "Интернет вещей") и технологии дополненной реальности. Но действительно ли это будет революция, а не закономерное развитие, обусловленное прогрессом в области информационных технологий?
Пока что мы можем наблюдать работу информационных систем типа "цифровая фабрика", характеризующихся сетевым обменом сведениями между проектными и производственными подразделениями предприятия и почти полным отказом от "бумажной" стадии, а также информационным обеспечением всего жизненного цикла продукции, на крупнейших авиационных фирмах. К примеру, двигателестроительные компании Rolls Royce и General Electric, собирают данные о состоянии проданных моторов в режиме реального времени. В случае неполадок их чинят дистанционно либо отправляют специалиста. Подобные системы только начинают проникать в сферу технического обслуживания автомобилей. По мнению экспертов, добиться роста производительности путём внедрения "цифровых фабрик" можно будет, только если эту технологию освоят не только промышленные гиганты, но и средние и малые предприятия. Увы, до сих пор сведений об окупаемости и экономической эффективности таких систем очень мало, поскольку фирмы пока только экспериментируют с ними. По личному опыту скажу, что, несмотря на громкие заявления о "безбумажном производстве", дублирование электронной документации бумажной никуда не исчезло. По-видимому, бюрократы с недоверием воспринимают "электронные подписи" и другие подобные инновации. Повысить безопасность цифрового подписания и ответственность персонала, а также придать "нематериальным" документам юридическую значимость могло бы использование биометрических данных (скажем, отпечатков пальцев) в качестве удостоверения личности подписывающего, что на данный момент распространено весьма ограниченно лишь в охранных системах.

  Что касается роботизации, слухи о её распространении в таких сферах, как юриспруденция, медицина (робот-ассистент Да Винчи, которых в российских больницах сейчас 25 штук), общепит (в одном из китайских ресторанов роботы разносят посетителям заказанные блюда) и даже образование (робот-учитель в корейской начальной школе), вызвали вполне предсказуемые опасения грядущих массовых сокращений среди работников этих отраслей. По наиболее пессимистичным оценкам, увольнения могут достигать 70%. Невостребованность рабочих заставит большинство из них переквалифицироваться в другую сферу, а на получение образования уйдет много времени. Современный мир развивается настолько стремительно, что знания становятся неактуальными довольно скоро. А если добавить к этому тот печальный факт, что большинство работодателей предпочитают принимать соискателей молодого возраста и отказывать тем, кому за 40, то за бортом четвёртой промышленной революции окажутся многие. Пока ещё не выработано достойного решения такой проблемы, а экономисты, собирающиеся на Всемирном экономическом форуме в Давосе, только советуют "правительствам стран обратить на это внимание". С моей точки зрения, возможный рецепт - постепенное замещение людей машинами в тех областях, где это оправдано, например, в металлургической и добывающей промышленности и прочих опасных и вредных для человека. Для устранения проблемы массовой безработицы можно законодательно ввести обязательное переобучение и трудоустройство тех работников, чьи рабочие места заняли вычислительные машины, например, в качестве обслуживающего персонала для этих же машин, разумеется, за счёт работодателя (возможно, с частичным государственным субсидированием). От этого выиграет и руководитель предприятия, получив назад своего же сотрудника, знающего все особенности фирмы и к тому же теперь более квалифицированного, и сам работник. Этот способ не снимает полностью проблему массовой безработицы в случае повальной автоматизации (и далеко не все работодатели добровольно захотят им воспользоваться), но, вероятно, поможет сгладить её проявления.

  Конечно, с точки зрения фирмы, поручить работу роботам выгоднее: их быстродействие и многозадачность гораздо выше, чем у людей, они неутомимы и могут выполнять свои функции круглосуточно. С другой стороны, у машин и программного обеспечения (ПО) также случаются сбои (и даже чаще, чем заболевания у людей), отсюда - дополнительные затраты на ремонт, обновление ПО и обслуживание. В будущем, безусловно, цена приобретения автоматизированных систем снизится, но пока она очень высока. Обратившись к сфере медицины, можно заметить, что здесь роботам доверяют лишь вспомогательные функции; стоимость их очень высока как для больниц, так и для пациентов, поэтому иметь такого высокотехнологичного помощника позволяют себе только государственные клиники. Цена операции достигает 400000 руб., из-за чего оплату её чаще всего берёт на себя государство.

  Говоря о вероятных последствиях будущей роботизации производства, нужно помнить о том, что она приведёт к увеличению разрыва между прибыльностью труда и прибыльностью капитала, между малооплачиваемым низкоквалифицированным трудом и высокооплачиваемым интеллектуальным. В итоге пропасть между владельцами капитала и рабочими станет ещё шире, чем сейчас, а спрос на низкоквалифицированных работников будет падать дальше. Ныне мы можем наблюдать стагнацию экономик и снижение доходов большей части населения в тех странах, где технологии наиболее развиты. Работники, в особенности средний класс, испытывают постоянный страх перед будущим, опасаясь невостребованности на рынке, где правят капиталисты и инноваторы. Так что в будущем олигархическим правительствам придётся обратить внимание на растущее недовольство людей несправедливостью и ростом социального неравенства...

  Стремительно меняющийся и обновляющийся мир в последнее время беспокоит в том числе и многих предпринимателей. За новинками и инновациями не поспевают даже гиганты бизнеса, привыкшие "держать руку на пульсе" - их громадные, неповоротливые производства всё чаще проигрывают в конкурентной гонке предприимчивым молодым инноваторам, подкованным в маркетинге.

  Как частный случай роботизации, можно рассмотреть активно прорабатываемую сейчас область беспилотного наземного транспорта. На данный момент заметных успехов достигли такие гиганты информационных технологий (IT), как Яндекс и Google, чей беспилотный автомобиль на испытаниях в Австралии смог проехать 1 млн км, не столкнувшись с другими участниками дорожного движения. На мой взгляд, таким системам уготовано светлое будущее, однако разработчикам пока нужно испытать свою автоматику в как можно более разнообразных условиях эксплуатации, чтобы выработать алгоритмы управления в самых нестандартных дорожных ситуациях. Кроме того, обычным водителям наверняка потребуется время, чтобы привыкнуть и научиться взаимодействовать на дороге с беспилотным автотранспортом.

  Характерной чертой четвёртой промышленной революции называют также глубокую взаимную интеграцию информационных, механических и биологических структур, иными словами - создание "человека-киборга". Ведутся масштабные исследования по нейротехнологиям (дистанционное управление протезами и компьютерами силой мысли), созданию искусственных органов (в т.ч. печать их на 3d-принтерах), вживлению многочисленных датчиков для контроля состояния организма и принятия оперативных врачебных решений (в т.ч. автоматической подачи медикаментов), а также для взаимодействия с окружающими электронными системами, например, бесконтактной оплаты покупок. Я не исключаю, что через 10-15 лет некоторые из этих новшеств (особенно протезы) будут внедрены, что существенно облегчит жизнь обывателей и позволит выбросить из употребления термин "люди с ограниченными возможностями", но с другой стороны, кибербезопасность медицинской вживляемой электроники, имеющей каналы беспроводной связи, никогда не будет абсолютной, что влечёт опасность взлома таких гаджетов. Возможно, появится новый вид преступлений против жизни и здоровья в данной области... Сейчас именно недоказанная защищённость медицинских гаджетов служит преградой к их внедрению и заключает их в рамки экспериментальных исследований.

  Каким же образом четвёртая промышленная революция повлияет на самого человека? За последние 15 лет масштабное распространение цифровых технологий коренным образом изменило повседневную жизнь людей и их ценностные представления. Согласно недавнему социологическому опросу, 2/3 жителей нашей страны воспринимают возможное внезапное отключение от Интернета как катастрофу. Внедрение социальных сетей и других способов быстрой коммуникации во многом изменило понятия межличностных отношений и частной жизни. К сожалению, упрощение электронной коммуникации привело к тому, что реальные контакты между людьми стали сокращаться, число виртуальных "друзей" у многих перевалило за 500, а качество знакомств "онлайн" упало. Серверы социальных сетей до отказа заполняются миллиардами фотографий. Создаётся ощущение, что люди стремятся запечатлеть в цифровом пространстве всю свою жизнь, оставить "виртуальный отпечаток" своей личности. Причин тому несколько. Кто-то просто привык следовать модным веяниям в обществе, для кого-то это - способ создать себе иллюзию самореализации и собственной значимости, у других - результат действия комплекса неполноценности. Свобода информации и обилие самых различных мнений привела к потере ценностной ориентировки многих индивидов, неприятию авторитетов и растерянности: кому же верить? Психологи говорят об информационной перегруженности сознания людей, что приводит к "распылению внимания", состоянию постоянного стресса и различным заболеваниям. Участились жалобы родителей на задержки в развитии детей, на их чрезмерно глубокое погружение в виртуальное пространство, на затруднения в процессе социализации. По мере дальнейшей "цифровизации" сознания произойдёт отчуждение от человека его внутреннего мира, исчезновение свободы формирования собственной личности, сегрегация людей, основанная на их идентичности. И всё же, к счастью, мышление человека цифровой эпохи изменилось по сравнению с предыдущими поколениями: мы приспособились к избыточным потокам информации, фильтруем её и формируем более полную картину окружающего мира, чем если бы получали сведения о нём из одного-двух источников. Также человек научился относиться к информации скептически, не принимать её на веру и распознавать недостоверные источники.

  Активное проникновение Интернета во все сферы жизни открыло доселе неведомые возможности: для властей и правоохранительных органов - контроля общества, предупреждения и раскрытия преступлений, а для нарушителей закона - сокрытия своих деяний и совершения прежних злодейств новыми способами. С приходом нитей Всемирной паутины в каждый дом обыватели и организации столкнулись с хакерскими атаками, кибермошенничеством и распространением экстремистских идей. Для пропаганды любого рода открылось непаханое поле и дало щедрые, радикально настроенные всходы. В последнее время мы всё чаще слышим о гибридных войнах, кибертерроризме и т.п. Можно с уверенностью сказать, что такие конфликты со временем станут происходить чаще, чем классические боевые столкновения, и будут нести гораздо большую опасность. Ведь, парализуя отдельные элементы информационного поля противника, можно отсечь его линии снабжения, лишить зрения беспилотную авиацию, посеять хаос среди мирного населения и, причём, сделать это мгновенно. За примерами далеко ходить не надо: технологии "гибридных войн" были опробованы в недавнем прошлом в череде т.н. "революций арабской весны" на Ближнем Востоке, когда ведущиеся третьей страной скрытно, через Сеть, пропаганда экстремистских идей и сфабрикованных обвинений и формирование вооружённых группировок (в т.ч. снабжение их оружием) привели к уничтожению законных правительств государств, разгулу бандитизма, практически полному параличу экономики и миллионным потокам беженцев, содержащим в себе, ко всему прочему, замаскированных террористов. Подобного мир ещё не знал, и службы безопасности многих стран в спешном порядке принялись за разработку мер противодействия таким вещам. Закономерно ужесточилось законодательство в области информационной безопасности, усилился контроль за общественной и частной жизнью граждан. Возвращаясь к рассуждениям, приведённым в предыдущем абзаце, осмелюсь предположить, что в гибридных конфликтах вражеской пропаганде будет не так-то просто воздействовать на окрепшие скептические умы людей "цифрового поколения", поэтому тех, кто попадётся на её удочку, будет со временем всё меньше и меньше.

  Заслуживает внимания тот факт, что всё больше IT-фирм вливается в стан разработчиков ПО дополненной и виртуальной реальности, в основном для образования и развлечений. Поразительно, что за каких-нибудь 4 года VR из дорогого и низкокачественного эксперимента превратилась в доступное каждому средство расширить свой кругозор и прочувствовать глубже недоступные в реальности области жизни, получить новые впечатления безопасным способом. Я считаю виртуальную реальность действительно полезным и перспективным направлением, особенно для образования, где, например, она может применяться при проведении сложных виртуальных экспериментов и лабораторных работ при минимуме финансовых затрат наряду с традиционными методами обучения. Так что дело стоит лишь за разработчиками соответствующего ПО, которым эта сфера сулит неплохие прибыли.

  В заключение вернусь к вопросу, поставленному в начале рассуждений: действительно ли четвёртая промышленная революция будет именно революцией, а не постепенным развитием экономики? Моё мнение таково: учитывая то, как часто появляются новшества, как мало среди них конкурентоспособных и по-настоящему полезных, и какой долгий путь внедрения они проходят, можно сказать, что революции не будет. Инновации будут совершенствоваться, становиться надёжнее и привлекательнее для потребителя и промышленности и постепенно входить в повседневную жизнь. Пока мы только-только вступили на этот путь, но с исторической точки зрения его можно будет назвать четвёртой промышленной революцией...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.