Киселевский магазин

Как-то принимал экзамены у студентов – заочников по административному праву. Разговариваю со студенткой:
- Вы где работаете?
- Я преподаватель начальных классов в Киселевской школе Ульчского района.
- Был я  раньше у вас. Хорошее село на берегу Амура Там я кражу и поджог магазина сельпо расследовал.
- Я знаю это происшествие. Это было, когда в стране референдум проводился. Вы тогда задержали брата моей школьной подруги. Потом народным судом он был осужден на пять лет лишения свободы.
Да, это было в 1991 году. 17 марта 1991 года в Советском Союзе обсуждался вопрос о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, то есть проводился единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум.
В понедельник, 18 марта, я должен был заступить помощником оперативного дежурного по краю. В дежурной части сообщают, что вчера в Киселевке Ульчского района при каких-то непонятных обстоятельствах сгорел магазин сельпо. Учитывая предшествовавшие политические мероприятия, нужно наиболее серьезно к этому отнестись.
В моем подчинении был дежурный следователь, которого я мог направить на место происшествия. Узнав, что уже готов вертолет для вылета следственно-оперативной группы, решил вылететь сам и на месте разобраться. Взял с собой эксперта. И позвонил в Богородское, чтобы как минимум начальник уголовного розыска района прибыл в Киселевку к нашему прилету.
Дорога довольно длительная. Пришлось  дозаправиться в Нижнетамбовском и только примерно в 12 - 00 прилетели в Киселевку. С вертолета видно пожарище на месте магазина.
Встретил местный опер Николай Зверобой. По его словам, поджог умышленный. Ему предшествовала кража из магазина.  На снегу у пожарища довольно обширные следы крови. Злодеи по дороге потеряли четыре бутылки водки и шесть – шампанского. Во всяком случае, столько нашли. По дороге – капли крови.
В селе есть небольшая гостиница. На первом этаже – пикет милиции. Я расположился в кабинете следователя. Водку и шампанское занесли в кабинет опера, где эксперт стал с них снимать отпечатки пальцев. Появился участковый. Дал команду ему и оперу срочно составить план расследования, так как они местные и обстановкой владеют лучше нас.
Вскоре на УАЗе подъехали начальник РОВД полковник и его заместитель по оперативной части Сергей Егошин, с которым мы в свое время расследовали дело по разбою у «Березки». Сейчас он в этот отдел переведен.
Эксперт доложил, что бутылки обработал, на трех из них обнаружил следы пальцев рук. Поскольку на них есть и кровь, вероятнее всего, это пальчики кого-то из злодеев. Следы крови с разных мест на снегу тоже взял для дальнейшего исследования.
Вертолетчик доложил, что скоро светлое время кончается и, чтобы не ночевать с вертолетом, надо вылетать. Я согласился, чтобы он вылетал в Хабаровск, забрав с собою эксперта.
Руководители РОВД заявили, что достаточно владеют обстановкой, информацию собрали, а до Богородского еще далеко ехать по льду Амура, так что им тоже надо выезжать.
- Очень интересно. Я прилетел из краевого управления, чтобы кражу и поджог раскрыть, а вы, запасшись какой-то информацией собрались руководить из РОВД. Нет, все мы: я, начальник РОВД, его заместитель, следователь, опер и участковый будем в селе  до тех пор, пока преступление не раскроем. На втором этаже свободных номеров на всех хватит. Располагайтесь.
Село у вас небольшое. Список всего населения представьте. В участковой избирательной комиссии можно много полезной информации получить. Отработать каждого жителя. Всех с ранениями доставить в пикет.
И пошло дело. Опер с участковым хоть и куцый, но план расследования представили, из участковой избирательной комиссии принесли список всех избирателей с указанием, кого вчера в селе не было. Лейтенант милиции Нина Васильевна – инспектор по делам несовершеннолетних, представила список  своих подопечных и сообщила, что на весенние каникулы к бабушке приехал из Богородского Юрка Зимин – организатор различных «неформальных» мероприятий с подростками.
В гостинице есть неплохая столовая. Поужинали. Кстати, послал участкового в пекарню за хлебом на вечер. Очень уж он у них вкусный. Это как в Хабаровске многие местные жители ходят за хлебом в пекарню на Чумку. Видимо, в этих маленьких пекарнях есть какой-то свой особый секрет.
Через час доставили Игоря Манохина. С детских лет состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за кражи.
Через правую ладонь резаная рана. Происхождение толком не может объяснить. Якобы, порезался ножом дома. Был в медпункте, рану перевязали. Фельдшер подтвердила, что рана очень глубокая, но более ничего существенного.
Организовали дома обыск, но ничего относящегося к краже и поджогу магазина не нашли. И тут оказалось, что он племянник заведующей гостиницы, в которой мы остановились. Та пришла ко мне выяснить отношения.
- За что нашего Игоря арестовали?
- Да никто его не арестовывает пока. Надо некоторые обстоятельства выяснить. Вы приготовьте отдельный номер. Он до утра там у нас будет под охраной. Разберемся – отпустим.
Вызвал участкового, пристегнул его наручниками к Игорю: «Он под твоей охраной. Наручники могу снять только я. Веди его в номер, который Анна Сергеевна отведет. Поесть, чай попить она вам все обеспечит. Можете спать, только не упусти задержанного»
Попросил Нину Васильевну привести ко мне Юрку Зимина. Познакомились, разговорились. Он по возможности свободное время (каникулы и прочее) у бабушки в Киселевке проводит. Вообще же живет у родителей в Богородском.
Кто обокрал и поджег магазин, вроде бы не знает, но потом рассказал, что утром он на дороге уже в районе школы нашел бутылку коньяка. Забрал и спрятал ее у бабушки. Сходил и принес, отдал мне. Опять продолжили беседовать. Тут он высказал предположение, что раз бутылку нашли у школы, надо на чердак слазить. Там чердак большой, и у ребят разные «схроны» там сделаны.
Идея не самая плохая. Пригласил следователя, опера, нашли фонарик и пошли к школе. Залезли на чердак, обыскали. Естественно, ничего не нашли, но по селу разные слухи ходят: « - Игоря Манохина арестовали….   – Юрку Зимина арестовали…   В школе обыск сделали…»
Тут Зверобой приходит с информацией:
- Я решил вызвать к себе близкого дружка Манохина – Сашку Шмелева. Прихожу к нему домой, а там  совещание идет – еще двое их дружков. Ну, я всех забираю и к себе. Уже по дороге начали «колоться». Да вот я вам буду по одному их присылать, допрашивайте.
Картина вырисовалась такая: - ребята понемногу подворовывали регулярно. А тут после этого события – референдума, выпив понемногу, решили в магазин залезть, чем-нибудь разживиться, хотя надо сказать, что каких-то объективных причин к тому не было – все из состоятельных семей, да и вообще народ по Амуру жил довольно зажиточно. Видно, просто энергию девать некуда.
Раз выпили, самоконтроль ослаблен. Хотели выставить оконную раму. Но Манохин нечаянно стекло разбил и сильно руку осколками поранил. Ну, залезли. Денег в кассовом аппарате не было. Фантазии хватило только на то, чтобы водки, коньяка и шаманского набрать, хотя у каждого дома самогона полно. Добычу сложили в несколько мешков.
Видя, что он кровью все запачкал, Манохин предложил магазин поджечь, чтобы следы скрыть. Так и порешали. Собрали ворох бумаг, подожгли и бросили в магазин.
Но ума не хватило мешки с водкой тоже в огонь кинуть. Потащили, но один рваный попался и бутылки понемногу стали высыпаться. Утром уже дошло, что народ по дороге стал находить  бутылки и сразу выдвигать версию, что в магазине кража была, и потом  его подожгли.
В этом плане мне рассказ отца вспомнился: приходит к нему утром участковый милиционер (он был председателем сельсовета) и говорит: «Иван Полиевктович, пойдемте, осмотрим магазин. Там ночью вроде бы кража была».
Пришли. Окно разбито, а от магазина тянется цепочка следов, вокруг которых какая-то коричневая масса валяется. Дошли по следам до сельской котельной. Там жил мужик один – по-нынешнему «бомж» или «бич». В стороне стоят его валенки с резиновыми галошами и висят его ватные штаны, тоже в этой массе. «- В чем это все выпачкано? – В повидле»
Этого мужика, как в старые добрые времена делали, когда не знали про права человека, не бросили спиваться, а за тунеядство по решению суда направили в село, чтобы там трудоустроили. Там его взяли кочегаром в котельную. Здесь всегда тепло и жить можно. Но как-то ему выпить захотелось. Залез в магазин, а там стояла бочка с повидлом (раньше так именно в бочках ее доставляли). Бочка высотой чуть ли не в рост человека, примерно как пивная. Вот такую бочку с вечера закатили в магазин, верхнее днище выбили и стали торговать повидлом. Потом, к концу дня этим днищем прикрыли. Мужик в темноте наступил на днище бочки, так как с подоконника надо на пол спускаться. Соответственно, в валенках с галошами и в ватных штанах в повидло провалился. Тут уж не до выпивки. Так и побрел в свою кочегарку, где его задержали.
Ну, а киселевские грабители выдали те остатки спиртного, что спрятали в одном из сараев.
- Это вы правильно сделали, только боюсь, что эти 10 бутылок водки не покроют те убытки, которые вам насчитают ревизоры РайПО за сожженный магазин и за все, что в нем было.
Так как кража и поджог раскрыты, попросил руководителей РОВД отвезти меня в аэропорт, посадить в АН-2, который из Циммермановки в Хабаровск летит, отвезти и сдать родителям Юрку Зимина «- Нечего ему по гостям шляться, в школу надо». И «- Благодарю за службу!!!»


Рецензии