Ушел под воду
- Мутная история с этим "Нептуном", - сказал Саша, вернувшись с Ко Тао. - Я все думал, зачем затопили такой классный корабль. Оказывается, не я один удивлен...
"Нептун" был прекрасным немецким военным крейсером, хоть его давно списали из флота. Лет десять назад по дешевке старый корабль купили английские технодайверы и пригнали в Сиамский залив аж с Балтики. Тщательно отремонтировав, судно "заточили" специально под технический дайвинг. Это был единственный корабль на тайском острове Ко Тао, на котором дайверы ездили на сафари, потому что обычные дайверские боты представляли собой старые облезлые рыбацкие "башмаки" с установленными на борту ячейками под баллоны.
Ко Тао не зря называют дайверской деревней: здесь каждый первый - дайвер, а каждый второй - дайвинг-инструктор. Однако технодайверов всегда можно было пересчитать по пальцам, и хватило бы одной руки.
Всего лишь один-единственный дайвцентр специализировался на техническом дайвинге. Владел им, как и уникальным кораблем, некий Пол МакКлауд, англичанин лет шестидесяти.
В этом дайвцентре тусовались настоящие "морские волки", бесстрашные и безбашенные мужики без возраста, крепко пьющие и зажаренные до черноты. Они напоминали перезревших скаутов в коротких штанах цвета хаки либо постаревших хиппи, на растаманское прошлое которых указывали обширные татуировки и хвосты на затылке из поседевших и поредевших лохм.
Длинноволосыми юнцами сбежав от цивилизации в экзотические страны в поисках гармонии, изрядно наэспериментировавшись в области "расширения сознания" в пальмовых хижинах на морском берегу, с годами остепенившись, они поголовно переженились на тайках и явились первыми бизнесменами на тайских тропических островах. Одни усеяли пляжи резортами, барами и дайвцентрами, другие прикупили по кораблю, реализовав мечту о дальних странствиях.
Правда, Пол как раз не походил ни на хиппи, ни на "морского волка", скорее на бюргера в годах: он был приземистый, бритый, с маленькими невыразительными глазками на круглом лице. Но не было круче Пола на всем побережье Сиамского залива: если уж Пол чего-то не знал про дайвинг, того и знать не следовало. К тому же он был не простым дайвером, а технодайвером, а это люди особого замеса.
Шутят, что технодайверы - это бывшие богатые люди.
Конечно, в каждой шутке есть доля шутки, но снаряжение для технического дайвинга по стоимости сравнимо, наверное, с космическим оборудованием (тоже шутка!), не говоря уж о содержании дайвцентра, а особенно корабля, требующего неусыпного внимания и своевременного ремонта.
Правда состоит и в том, что глубоководное погружение для настоящего технодайвера превращается в смысл жизни, как для наркомана, и тот живет только от погружения к погружению, на что уходят все его жизненные силы и денежные средства.
Поэтому Пол, владелец лучшего на Ко Тао корабля и уникального престижного бизнеса, вовсе не был богатым человеком.
Он был женат на молодой тайке, которую называл Фанни, и у них рос белокурый и узкоглазый сынишка. Я часто видела ее, когда она мчалась по островной дороге на байке вместе с ребенком за спиной и белым пудельком под рулем, и длинные черные распущенные волосы развевались за спиной. Она была бы хорошенькой, если бы не высокомерное выражение лица, столь нетипичное для тайских молодок, отзывчивых на улыбку.
На нее Пол оформил всю недвижимость и, конечно, бизнес, - согласно тайскому законодательству в таких делах обязательно требуется участие местных жителей, и в этом отношении удобно иметь тайскую жену. Фанни сама состояла менеджером при дайвцентре, целыми днями сидела на телефоне в прибрежном офисе, а пятилетний мальчик часто играл с пуделем на пляже. Говорят, Пол научил Фанни погружаться под воду, что почти невероятно, - обычно тайцы боятся моря и купаются только у самого берега. Он даже заказал ей специальный BCD, то биш компенсаторный жилет, маленького, почти детского, размера - тайка была миниатюрной. Похоже, это любовь, раз женщина ради мужа пошла на такое, - решили мы.
Вот с этим буржуйским дайвцентром у российских дайверов и сложились партнерские отношения: общие "снаряга", баллоны. А еще Пол предоставлял русским коллегам места на кораблях - у него имелся и простенький дайверский ботик, и лонгтейл (тайская длинная моторная лодка). Красавец "Нептун" стоял на якоре далеко в море, и с него проводились ночные погружения.
Дело в том, что Денис Сомов, предводитель русского давцентра, с некоторых пор заболел техническим дайвингом. Ему уже интересовали не рыбки с кораллами, а исключительно затонувшие суда, или "рэки", как называли их англоязычные коллеги.
- Люди делятся на два вида, - говорил Сомов. - На тех, кто любит "рэки", и на тех, кто не любит "рэки". Так вот, для того, кто любит "рэки", нет ничего лучше, чем опуститься первым на затонувший корабль.
Наверное, только циничный технодайвер способен выдумать этот анекдот про тонущий корабль:
- "Мы идем ко дну. Наденьте гидрокостюмы и скиньтесь по пятьдесят баксов - и я поведу вас на "рэк". Пожалуй, скиньтесь еще по пятьдесят баксов - на этом "рэке" до нас никто не побывал!"
Сомов активно тусовался с технодайверами, каждый из которых ему в отцы годился, и даже прошел соответствующее обучение. За его плечами уже было несколько сафарийных путешествий по Сиамскому заливу на "Нептуне".
На видном месте в дайвцентре стояло несколько побелевших старинных амфор, подобранных им самолично с места крушения китайского купеческого корабля, затонувшего лет триста назад. Само деревянное судно давно сгнило в теплой воде, а вот глиняная посуда, которую везли из Китая, сохранилась неплохо, и "рэк" представлял собой не груду ржавого металла, как большинство подобных, а огромную гору битой посуды.
- А не сделать ли нам обо всем этом фильм? - предложил Денис Сомов Саше, моему мужу, который в прошлой жизни работал оператором на сибирской киностудии. - Давай возьму тебя с собой, когда "Нептун" пойдет на "Юникорн", согласен?
- Еще бы!
В ту пору единственным "рэком" на Ко Тао был тайский корабль "Юникорн". Раз в неделю технодайверы совершали на него учебные погружения. Правда, история корабля оказалась вовсе не героическая и не романтическая, скорее страховая: лет двадцать назад его затопила сама команда, чтобы прикрыть кое-какие торговые махинации: вроде как везли продукты для людей, а эксперты-водолазы от страховой фирмы обнаружили там корм для животных. Из команды никто не погиб.
Однако за "Юникорном" числится и человеческая жертва: один молодой немецкий технодайвер, опустившись на "рэк", заблудился внутри, не смог выбраться наружу и задохнулся.
Через два года после исчезновения дайвера его нашел на "Юникорне" никто иной, как Пол.
- Он так смешно рассказывал об этом, - пересказывал Сомов мне и Саше. - Увидел его, говорит, через иллюминатор капитанского мостика, заплыл вовнутрь, сказал "Хелло!", лег рядом. Потом, говорит, мне что-то стало не по себе, и уплыл скорее...
Вскоре Пол и его товарищи организовали подъем обнаруженных останков затонувшего дайвера.
***
Мне пришлось монтировать съемки, которые снял Саша с легкой руки Сомова. О, это было увлекательнее любого приключенческого романа.
Вот команда пока еще на берегу - Пол, Сомов, Джордж, еще один бывалый шотландец, и студенты.
Все разуваются перед тем, как залезть в лонгтейл, бирманский матрос собирает обувь в корзину и уносит в дайвцентр. У азиатов считается, что не подобает ходить по палубе в обуви, дабы не прогневить тайских духов. А чтобы их умилостивить в море, на носу любого судна, будь то лонгтейл - тайская моторка, будь то европейский "Нептун", - располагается так называемый "буддапойнт": привязанные к деревянному брусу разноцветные ленточки и цветочные гирлянды.
Вот лонгтейл оплывает огромный "Нептун", чтобы высадить на него пассажиров.
До чего хорош корабль: снаружи аккуратно выкрашен темно-синей и белой краской, благородные обводы. Выглядит не по-тайски солидно: строгий и надежный, проверенный морями и океанами. Внутри тоже все достойно: кают-компания обшита полированным красным деревом, а по стенам висят фотографии "рэков", которые удалось разыскать команде "Нептуна", - прямо плавучий музей.
Радушный хозяин Пол, в полуснятом гидрокостюме, как экскурсовод, подробно обо всем рассказывает:
- Этот военный корабль был потоплен во время Второй мировой войны. А эта японская подводная лодка числилась пропавшей без вести. Мы ее нашли, и оказалось, что она была атакована. А вот затонувшая нефтяная платформа. А это пассажирский корабль, погибли все, и капитан с командой...
Команда "Нептуна" интенсивно занималась поисками затонувших объектов в Сиамском заливе и в Индийском океане. Поиски затонувших кораблей велись по разным направлениям. Во-первых, дайверы охотились за любыми упоминаниями об исчезнувших или погибших кораблях в интернете. Во-вторых, сотрудничали с Британским архивом Военно-Морского Флота, изучая историю Второй мировой войны.
Третий путь был самым продуктивным - это общение с местными рыбаками. Эти с максимальной точностью сообщали, где у них чаще всего рвутся сети, - значит, там на дне что-то металлическое. И этот способ, кстати, самый дешевый - всего-то несколько бутылок пива!
Координаты всех "рэков" были строго засекречены. Только свой технодайвер мог без поверхностного буйка найти место затонувшего объекта.
Вот Пол ведет Сашу с камерой по палубе и показывает великолепные каюты, в которых комфортно жить во время длительных сафари, оборудованную всем необходимым кухню. Саша снял и громко ревущий компрессор - прямо на корабле можно забить баллоны любой газовой смесью.
Тем временем "Нептун" приближается к цели, и дайверы начинают собирать "снарягу". У технодайвера слишком много точек отказа, поэтому все оборудование должно быть продублировано, с собой даже запасная маска. Баллонов минимум два, а то и четыре, и в каждой разная газовая смесь в расчете на разную глубину. Не приведи Господь технодайверу перепутать баллоны - верная смерть.
Наконец, каким-то святым духом определено место возлежания останков корабля, к "рэку" протянута веревка, и дайверы погружаются в воду. Очертания погибшего корабля уже трудно разобрать - он весь оброс мягкими кораллами. Под водой темно, рыб мало, как-то все необитаемо, неуютно. Зловеще чернеет вход в капитанский мостик - именно туда заплыл немец, после чего не смог выплыть...
- ...И все-таки почему утонул этот дайвер? - допытывается Сомов у Пола.
Мы специально пригласили того в офис русского дайвцентра, чтобы записать с ним "синхрон" на камеру.
- Он нарушил основные правила погружения в технодайвинге, вот и утонул, - ответил Пол.
- Какие это правила? Перечисли, пожалуйста.
- Не погружайся в одиночку. Не погружайся ночью. Не погружайся без веревки. Если соблюдать все правила безопасности, то все будет нормально, я уверен.
Свой фильм мы, конечно, назвали "Люди, которые любят "рэки".
А Сомов тем временем вслед за Полом увлекся пещерным дайвингом. Вместе с технодайверами он теперь регулярно ездил на материковые глубокие озера.
- Я кое-что там поснимал на свой фотик, смонтируешь ролик? - подкинул он мне новую работенку.
Водоемы на съемках выглядели так невинно, отражая свесившиеся к воде заросли, что сроду не подумаешь, что в глубину там метров сто пятьдесят. А вот и Пол ныряет с лодки, опрокинувшись спиной.
"Это же какие железные нервы должны быть," - подумала я, ощутив приступ клаустрофобии, пока просматривала мрачные темные коридоры подводной пещеры...
Сомов обмолвился, что где-то под Сурратани под водой находится древний буддийский храм, и Пол даже запланировал приступить к его поискам.
***
Когда через полгода мы вновь попали в Таиланд, то были ошарашены такой новостью: Пол продал дайвцентр своей бывшей ученице, английской мужеподобной девице.
Кажется, Пол начал сильно попивать.
Что ж, это удел многих таиландских первопроходцев: вырвавшись из жлобских лап капитализма на романтический простор, очутившись в нетронутом экзотическом краю, они попытались было реализовать свою мечту о морских путешествиях да подводных приключениях, но тут-то цивилизация их настигла, и любимое дело обернулось ненасытным и даже убыточным бизнесом, тянущим все соки и не отпускающим на свободу.
Разладились у Пола и отношения с Фанни. Болтали, дело дошло до развода, и та даже затеяла тяжбу, чтобы отжать имущество, приобретенное на его деньги и доверчиво оформленное на ее имя. Неудивительно: в Таиланде это типичный финал отношений мужчины-"фаранга" с тайской женщиной.
***
...Минул еще год.
Как-то мы встретились с Денисом на острове Самуи. Он был чем-то страшно расстроен. Покрасневшие глаза, распухшие веки.
- Пол не всплыл из пещеры... - наконец объяснил он.
- Как?! Когда?
- Неделю назад...
- Не может быть: у него за плечами тысячи дайвов... Ему ли не знать, как себя вести под водой! - недоумевал Саша. - Он же сам нам рассказывал...
- А известны причины гибели? - поинтересовалась я.
- Ну нет, конечно, нет: чтобы узнать, надо поднять тело, а этого уже никто не сможет сделать - в той пещере больше ста пятидесяти метров в глубину...
- Неужели пошел один?
- Темная история... - только и пожал плечами Сомов.
- И кто же теперь будет ходить на "Нептуне"?.. - почему-то вспомнила я.
- Так "Нептун" затоплен, вы разве не знаете? - сообщил Денис.
- Как - затоплен? Зачем? - я была потрясена.
- Пол сказал, что корабль отработал свое, и затопил его.
- Когда?!
- Да вот, недавно. Теперь на него, а не на "Юникорн", возят технодайверов.
У меня перед глазами, как живой, стоял красавец-корабль, за которым его хозяин ухаживал, не жалея ни сил, ни средств, и мне что-то не верилось, что судно вдруг ни с того, ни с сего превратилось в нежизнеспособную рухлядь, которую оставалось только затопить. И вообще, трудно поверить, что "Нептун" сам стал "рэком"...
***
-...Только сейчас я понял, что произошло с "Нептуном", - произнес Саша. - Похоже, Пол поступил по принципу "Так не доставайся же ты никому!" Этот развод доконал его - он потерял все, и семью, и бизнес, и имущество. Поэтому взял и затопил любимый корабль.
- А после этого просто не захотел жить, - вдруг осенило меня.
- Ну конечно. Не мог такой суперпрофессионал, как он, в чем-то просчитаться и утонуть. Он сделал все сознательно. Просто ушел от всех под воду - и с концом... И даже могилки нет.
- А его "Нептун" остался для нас подводным памятником погибшим мечтам...
- Я обязательно схожу на "Нептун", - вдруг сказал Саша. - Хоть я и не из тех, кто любит "рэки".
Свидетельство о публикации №218031900766