Тяжела ты шапка мономаха

Быстро закончилось босоногое детство, школа, техникум, работа в Свердловском Сельхозбанке старшим бухгалтером, затем старшим инспектором, Омском Сельхозбанке старшим бухгалтером, инспектором, Омской областной конторе Госбанка инспектором и экономистом.

Кем бы я ни работала – мысли мои никогда не стремились занять более высокие должности. Тем не менее, на каждой должности, которые мне предлагали, и я их с удовольствием исполняла, я всегда думала, что уж на этой то, доработаю до конца. Но жизнь вносила поправки, особенно в общественную  деятельность. Начиная с первого класса, в школе избирали старостой, и даже, когда уезжала на отдых или курсы повышения квалификации, почему то моя личность всегда выделялась из всех, и тут и там меня назначали или избирали старостой, то старшей группы, хотя занимала в аудиториях самые последние ряды. Но и там меня находили.

Вступила в комсомол, тут же – комсорг. В техникуме - девочка из деревни, обыкновенная, только училась хорошо. Проводила собрания. Собирала членские взносы и проводила работу по борьбе за мир!  Она заключалась в том, что на больших белых листах писали фамилию, имя, отчество и роспись «МЫ ЗА МИР».

В Облсельхозбанке постоянный комсорг. Организованы ансамбль песни, выступали на праздниках, спортивный кружок катания на коньках. После работы ходили на стадион «Динамо», который был рядом, катались, пока не начинали тренировки хоккеисты. В Облгосбанке избрали заместителем председателя ревизионной комиссии профсоюзной организации. Естественно участвовала в ревизиях, один раз выступила с докладом за председателя ревизионной комиссии. Также выступала с докладом к празднику 8 марта.

Выступала на экономической учебе, на производственных совещаниях по своим вопросам. При выходе из комсомола по возрасту, райком комсомола давал рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС. В то время я еще не была готова, так как в семье складывалось не все благополучно, и я отказалась. Но жизнь вела сама меня вперед, и только вперед.

 Мне коллеги и товарищи Госбанка говорили:
- Что ты здесь сидишь, иди на производство? Там быстрее получишь квартиру. А в банк ты всегда успеешь.
Управляющий Госбанком почти со скандалом отпустил меня из Госбанка.
Из конторы Облгосбанка перешла на работу в строительно-монтажное управление №1 (СМУ-1) треста «Союзсибгаз», в последствии производственного объединения «Сибгазификация». Здесь быстро пошел рост производственной и общественной деятельности. Начала работать экономистом, затем старшим экономистом, начальником планового отдела. Всего в «Сибгазификации» проработала шестнадцать лет, из них десять лет начальником планового отдела.
Вступила кандидатом в члены КПСС, через год стала полноправным коммунистом. Уже через год избрали секретарем партийного бюро СМУ-1. Вскоре избрали членом партийной комиссии райкома КПСС.

С мужем развелась. Много сил и нервов ушло на эти совместно прожитые годы. Вздохнула с облегчением: теперь сама за все отвечаю, никто не будет портить жизнь. Вскоре получила квартиру. Пригласила на новоселье всю свою родню и коллег по работе. Сделали больше тысячи пельменей, были и самодельные горячительные напитки. Ночевали все вместе, кто – где потому, что многие приехали из деревни. Дядя Федя так вообще спал в ванной, конечно, постелили матрас. Какое это счастье – иметь благоустроенную собственную квартиру. Но работа была очень далеко: ездили трамваем, затем почти километр пешком. А зимой иногда так вообще полностью пешком от дома до работы, когда трамвай не ходил. Ребенка поднимала одна, помогать было не кому.

Постоянно избиралась делегатом районных партийных конференций, два раза городских. Избрали секретарем партийного бюро ПО «Сибзагификация», где более ста коммунистов и более тысячи работающих. Но так как эта должность при такой численности коммунистов не освобожденная, то мне предложили должность начальника отдела труда и заработной платы, фактически «подснежник», поэтому я отказалась. Мне поручили работу инженера по информатике, с чем я совсем не была знакома. И заработная плата уменьшилась в два раза. Я сникла. Но партийная работа шла хорошо, старалась. Каждый день приходили основные начальники производственно – технического отдела и по газификации жилья. Я поняла, что у директора с главным инженером дела не складываются, и есть намерение его снять. Мне намекал директор объединения, но конкретно вопрос на партийное бюро не ставил. Хотел убрать его моими руками. Это я поняла. Но на себя такое решение не могла взвалить. Не тот характер, чтобы мной помыкали.

Инструктор райкома КПСС заметила, что у меня настроение не очень хорошее. Вызвала на откровенный разговор. Я и рассказала все как есть. Через время она предложила мне работу начальника инспекции Госстраха Советского района. К этому времени я уже поменяла квартиру в новом девятиэтажном доме. Многодетному работнику дали трехкомнатную квартиру, а я попросилась переехать вего, двухкомнатную. В то время организации строили много домов для своих работников, поэтому часто было повторное заселение.  Для меня это было весьма важно, эта работа находилась от дома всего в десяти минутах ходьбы. Я согласилась сразу. Хотя страховую работу совсем не знала. Надеялась на то, что я финансово-кредитный работник, экономист. Все равно разберусь.
Конечно, переживала, когда узнала, что коллектив двести тридцать пять человек, из них двести тридцать женщин. Правда, штатных сорок два человека, остальные внештатные, работали по контракту. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Отзывы о прошлой работе мне дали отличные, особенно два известных ответственных начальника отделов. Кстати, директор объединения в это время отсутствовал, был в командировке.
Вопрос в городском и областном Управлении Госстраха решен положительно. Председатель Советского райисполкома также был согласен.
Я пришла к главному инженеру объединения с заявлением о переводе по решению райисполкома в инспекцию Госстраха. Главный инженер подписал, ни слова не говоря. Я поблагодарила и ушла.
 
Знакомство с инспекцией проводили председатель райисполкома и начальник городского Управления Госстраха. Они выступили, представили меня, затем я взяла слово:
- Я не страховщик, но знаю, что коллектив работает хорошо, буду познавать, и надеюсь на вашу помощь.
Присутствовало всего сорок человек штатных работников. По возвращении из зала старший экономист Элла Раймондовна сказала кому-то:
- Эта работать будет.
Мне это передали. Такая оценка от незнакомого человека придала сил и уверенности. Мне приходилось в первое время брать домой разные инструкции и изучать по вечерам и ночам.
Моя инспекция была основная, а в ее состав входили две дополнительные инспекции с начальниками и главными бухгалтерами. Впоследствии из этих двух инспекций по моей инициативе были созданы два отдела: отдел развития и отдел выплат. Большая работа была проведена по организации бригад. В результате около 90% агентов были объединены в бригады. Значительно облегчилась работа со страховыми агентами штатных работников. Заместитель начальника инспекции Алла Ивановна каждое утро заходила и говорила:
- Надежда Степановна, только не испугайтесь.
Чувствовалось, что работники хотели видеть меня руководителем. В Госбанке все знакомы, это тоже хорошая поддержка.

Но райком партии не оставлял меня в относительном покое: на очередной партконференции избрали председателем ревизионной комиссии районной партийной организации. Работала два созыва, т.е. четыре года. Избиралась депутатом Советского районного Совета народных депутатов. Возглавляла комиссию по товарам народного потребления, в которую входили многие руководители предприятий. Это для меня была не очень благодарная работа, так как мало что зависело от работы этой комиссии, но какие-то результаты были положительные.
Вспоминаю участие в областной отчетно-выборной партийной конференции, делегатом которой я была, состоявшейся, практически на изломе советской власти, 16-17 декабря 1988 года.
С отчетным докладом выступал Первый секретарь областного комитета КПСС Похитайло Е.Д. Доклад был довольно объективен: отмечены успехи в промышленности и сельском хозяйстве, культурном и партийном строительстве, насыщен критическими замечаниями в адрес партийных и хозяйственных руководителей области.
Я вела конспект его доклада, привожу некоторые выдержки из него.
На помощь народу Армении в восстановлении разрушенного землетрясением хозяйства перечислено от области и города 1млн. 250 тыс. руб.
Возросло производство по сравнению с 1986 годом на душу населения мяса на 2 кг., молока на 33 литра.
Партийная организация области составила 139 тысяч человек, принято 11 тысяч в члены КПСС. За последние 3 года выбыло из кандидатов в чл.КПСС – 705 человек, 849 человек исключено из членов КПСС.
Все, что можно, надо производить в Омске.
Темпы жилищного строительства должны возрасти на 15-20%.
34% тружеников заняты на не механизированных процессах.
Комсомол не всегда старшие товарищи поддерживают. Льстить молодежи мы не должны. Секретарь по идеологии из Одесского РК КПСС Щербак попросился на другую работу. Самая большая ошибка – бояться ответственности. Любители уличной демократии паразитируют, ложь в упаковке правды.
Проблема: участились выезды немецкой диаспоры в ФРГ из Исиль-Кульского, Москаленского районов. Критикуют за плохую идеологическую работу. Коммунист – интернационалист. В области 140 религиозных общин и групп. В верующем нельзя видеть врага социализма, видеть, что объединяет, а не разъединяет. В 250 населенных пунктах нет клубов.
60 млн. руб. выплачивается ежегодно по больничным листам.
Выпускники ВУЗов не отвечают уровню выданного диплома. В сфере образования 8500 чл. КПСС.
Профсоюзные комитеты не включаются в процесс демократизации.
Прессе необходимо совершенствовать свою деятельность, статьи не глубоки, нет профессионального мастерства. Журавлеву – избавляться от погони за сенсациями.
Перестройка правоохранительных органов идет медленно.
Производственное объединение «Нефтеоргсинтез», завод техуглерода допустили превышение роста средней заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. С 1 января 1989 года все производственные предприятия переходят на полный хозяйственный расчет.
Оказываем помощь селу. 10% отчислено промышленностью сельскому хозяйству. Аренда – это не мода. Можно иметь ее, но не иметь молока и мяса. Задача: получить не менее 3 тыс. кг.молока от каждой коровы, а в 13-й пятилетке – не менее 4 тыс.кг.
Внедряется демократия и гласность, критика и самокритика. Необходимо уважение к кадрам. Сменилось 4 секретаря обкома. Излишняя терпимость к тем, кто не обеспечивает участок работы. 1-му секретарю не удалось уйти от текучки, налицо большие трудности. Задача – исключительной важности, чтобы партийная конференция послужила к устранению отмеченных недостатков и укреплению партийной дисциплины.
Я всегда с удовольствием читала умные аналитические статьи Евгения Дмитриевича в газете «Красный Путь». Обращала внимание на то, что он член редколлегии. Стало заметно, когда его не стало в ней, может быть только мне. Интересовалась его здоровьем у членов КПРФ.

Заканчивался квартал, готовлю доклад о работе. Дала задание подготовить материалы к докладу. Выступила и отчиталась. Сидели тихо, тихо, слушали, как новый начальник выступает. За первый квартал нам было присуждено первое место в соцсоревновании по области. А в таких случаях всегда необходимо проводить общее собрание, где должны присутствовать председатель райисполкома и секретарь райкома КПСС. За этих товарищей особенно беспокоилась и переживала, как они воспримут мой доклад. Но провели по высшему разряду. Гостей угостили, был, как сейчас говорят, небольшой фуршет.

Председатель райисполкома помог обменять нашу старую легковую автомашину на более приличную, в областном Совете ДОСААФ.  Большое беспокойство вызывала работа с водителями. Зарплата маленькая, а я в машинах сама не разбираюсь. А они с меня все время требовали разные  запчасти. И однажды, водитель Геннадий, потребовал аккумулятор. У меня был знакомый на заводе «Полет» - заместитель начальника транспортного цеха. Я попросила его помочь. Он сказал, что пусть приезжает. Но я до сих пор не знаю, отдал ли Геннадий старый аккумулятор взамен нового? После этого Геннадий запил. Пришлось уволить за прогул. Стало понятно, что он новый кому-то продал, на старом ездил, деньги появились «левые», было за что пить. Хотя он умолял, чуть ли не на коленях, оставить на работе. Но я стойко выдержала его напор.

В райкоме раньше говорили, что в инспекции увлекались выпивками. Мне пришлось побеседовать со штатным персоналом и объяснить, что некрасиво, когда есть запах спиртного в кабинетах, а после обеда приходят посетители. А дни рождения рекомендовала отмечать тортом и чаем. И так было все время, пока я работала.

В отделе выплат работала Галина Ивановна Осипова, у нее обнаружили онкологию, в последней неоперабельной стадии. Но еще беда в том, что у нее была удочеренная девочка Наташа и старенькая мама. Прожила она недолго, все мероприятия по похоронам мне помогла провести организация, в которой я работала раньше – «Сибгазификация».

У меня появилось предложение застраховать Наташу до 18-летия.  Управление разрешило, а женскому совету было поручено контролировать девочку, ее поведение и учебу. Училась она в интернате. Не забывали к праздникам вручать детские подарки. У кого есть подходящие детские вещи, то ей дарили, в том числе и я кое-что дарила.
Наташа закончила медицинский колледж, работает медицинской сестрой. Вышла замуж, растит ребенка. Из нее получился положительный человек не без нашего участия.

Почти каждый квартал Инспекции присуждалось первое или второе место в социалистическом соревновании. А когда присуждалось призовое место, то обязательно необходимо провести общее собрание, на котором вышестоящие руководители объявляли Инспекцию победителем или призером. Такие мероприятия были и приятные, и суматошные, потому что проводились  на крупных предприятиях района совместно с их профсоюзными организациями: завода синтетического каучука, производственного объединения «Омскнефтеоргсинтез», Береговом лесокомбинате, заводе пластмасс и технического училища 56. Необходимо было подготовить доклад, выступающих. Но вручение премии коллективу – все равно очень приятное событие.

Как-то председатель райисполкома поручил мне самостоятельно провести это совещание в помещении райкома КПСС. Совещание прошло благополучно.

Однажды, непонятно почему, но наметился срыв плана. С 1 апреля неожиданно уволились 15 страховых агентов, по причинам мне непонятным. Сразу новых не возьмешь и не научишь. С коллективом приходилось проводить работу ежедневно. Ставилась задача: страховать хоть себя, но план выполнить. С Госбанком была договоренность принимать выручку даже в субботу, а я сама принимала отчеты и считала. План закрыли за квартал. Страховые агенты в актовом зале присутствовали все, ждали результата их работы до конца дня. Один вид страхования – от  несчастного случая не выполнили. Мне было объявлено Областным Управлением замечание.

По понедельникам в райисполкоме проводились планерки со штатными работниками и приглашались руководители предприятий, могли спросить любой вопрос без предупреждения. В Инспекции планерки проводились по средам.

В Инспекции была организована хорошая художественная самодеятельность. При проведении областных совещаний часто выступали. Через некоторое время я обратилась к начальнику Областного Управления с просьбой разрешить заказать концертные костюмы. Нам разрешили сшить шерстяные платья синего и красного цветов с вышивкой для певцов и костюмы для танцоров. На «Голубые огоньки» приглашали оперативных сотрудников милиции, они с удовольствием приходили. Наши молодые девушки и женщины всегда были этому рады. На одном из огоньков к 8 марта я выступила со стихом Эдуарда Асадова «Леший».
 
 Все были удивлены проявленной мной смелости. После моего выступления один молодой оперативник пригласил меня на танец, мы станцевали несколько танцев. После этого он стал часто заходить ко мне в кабинет, потому что в одном здании с Инспекцией находилась районная прокуратура, он бывал там, а потом заходил ко мне. Как-то вечером он позвонил домой:
- Надежда Степановна?
- Да. Но я вышла замуж.
- Извините.
 
Однажды, в день проведения областного совещания, был мой день рождения. Я молчала, никому не говорила, но Людмила Лихачева сообщила об этом кому-то потихонечку. Я заметила какое-то оживление в президиуме и появление роз. Встает начальник  областного управления, вызывает меня, поздравляет и вручает букет роз. Приятно, когда такое высокое начальство отмечает при всех твою собственную семейную дату, как день рождения.
 
При проведения областного производственного совещания я рассказывала, какую работу проводит Инспекция.
В зале сидела старший инспектор рядом с начальником другой Инспекции, который ей говорит:
- Вот чешет, так чешет…
А она ответила:
- Все так и есть. Она еще и половину не говорит о том, что мы делаем.

Много сил отнимали хозяйственные дела, организация охраны помещения путем перевода с охраны дежурными на пульт милиции. Также противопожарные мероприятия: заменила деревянные стеллажи на металлические.

В квартире страхового агента Гинц Людмилы Иосифовны в феврале месяце ночью произошел пожар. Утром я поехала к ней, видела эту неприятную картину. Там уже работал ее приятельница. По возвращении я выделила из фонда помощи возможную сумму на восстановление квартиры и обратилась к работникам Инспекции Госстраха помочь, кто сколько может. Я подписала лично 100 рублей и отдала список дальше. Сколько собрали, не знаю.
В мой день рождения Людмила Иосифовна принесла букет цветов. Я долго не могла вспомнить за что эти цветы. А когда она поблагодарила меня, было приятно.
 
Бывали и курьезные случаи. Приняла на должность инспектора экономиста с высшим образованием Елизавету. При проведении субботника начальник отдела Алла Ивановна пришла ко мне и попросила подняться наверх побеседовать с Лизой. Как раз шел период сбора наличных денег по страхованию домиков. Я вошла в кабинет и начала с Лизой говорить о делах. Алла Ивановна сразу вышла, боялась. Я осталась один на один, стоя у стола, а она сидит. На столе лежали канцелярские предметы. Лиза начала рассказывать, как ей угрожают по телефону: отобрать детей, а самое главное, сказала, что ей в сапоги насыпали дуст. И стоит страшный запах. А я уже знала, что при ощущении запахов, характерно для больных шизофренией. Я посмотрела, что в Инспекции осталась одна, а помещение надо сдавать на пульт охраны. Позвонила в психбольницу, объяснила, что происходит. Мне объяснили, что без ее согласия не имеем права забрать.

Сказала:
- Сейчас я ее выпровожу на улицу, и не смогу отвечать за нее, что с ней может произойти.
Приехали очень быстро. Врач и санитары. Вошли к ней в кабинет, а я осталась у двери. Быстро вышли и сказали:
- Это наш человек.
Увезли. Я спокойно сдала помещение на пульт охраны. И, конечно, в очень неспокойном состоянии, ушла домой. Через два месяца она выписалась из больницы. При беседе с ней, я объяснила, что к работе с деньгами она не может быть допущена. Порекомендовала спокойно уйти по собственному желанию на более подходящую работу. Это она и сделала.

Очень трудно было в моменты проведения ревизий городским управлением и особенно проведения собрания по результатам ревизий. Замечания мелкие были, все устранялись в процессе работы, поэтому и порицаний не было.

С начала работы, да и во всех следующих организациях,  еще совсем молодой специалист, я обращала внимание, на кого опирается руководитель, кого он больше поддерживает. А тогда было на кого опереться, где найти поддержку в сложных производственных делах: всегда было партийное бюро, профсоюзный комитет, комсомольское бюро, народный контроль. У нас были созданы при моем участии Совет бригадиров, Совет наставников, женский совет, Совет ветеранов, и не просто ветеранов, в том числе и участников войны. Я всегда советовалась по разным вопросам с соответствующими организациями. Находили компромиссы. Главное, чтобы был положительный результат и в организации, и в личных делах сотрудников.

Мне несколько раз предлагали поехать на курсы повышения квалификации в город Грозный, но я всегда отказывалась. Не знаю почему, но мне никогда не хотелось ехать в этот город. Хотя в советское время там был институт нефтяной и газовой промышленности. Многие руководители и работники нефтяной отрасли города учились там и прекрасно работают. Вспоминают, какой это был красивый и уютный город.

Иногда были мелкие жалобы на меня. Например: однажды работница райкома партии, сказала: «Поступила жалоба от Марии Михайловны, что Вы мало работаете с ветеранами войны». Я ответила:
- Это неправда. Хотите, я принесу фотографию, где мы сидим с Марией Михайловной за столом на 9 Мая, а на столе стоит водочка и закуска? Все, как положено в эту памятную дату. Достаточно этого подтверждения о моем внимании к ветеранам?
 
- Я так и знала, что у Вас в инспекции иначе быть не может. О Вас у меня исключительно положительное мнение.
 
Однажды я приняла на работу участника войны. У него высшее ветеринарное образование, Дробный Дмитрий Никитович. Имел жалкий вид. А надо было доработать года три до пенсии. А где в Омске такому пожилому человеку найти достойную работу и заработать пенсию. Работал он исключительно добросовестно, грамотно. Я два раза слышала от него приятные высказывания лично мне. Однажды после моего выступления на областном совещании, он подошел ко мне и сказал:
- Надежда Степановна, а вы лучше всех.
Это было первый раз. А когда ему была назначена пенсия, он пришел попрощаться, сказал:
- Я был на фронте, много видел начальников, но лучше Вас у меня начальников не было.
Как после таких слов не защемит женское сердце, хоть ты и руководитель.

В конце моей работы в Инспекции одна из инициаторов внесла вопрос о выборах руководителя. Мне это было неприятно, но выполнять нужно. Собрание провели. Итоги голосования показали результат: за то, чтобы я осталась руководителем Инспекции, проголосовало свыше 90% присутствующих на собрании. Шла домой из Инспекции, чувствовала сильную сердечную боль. Столько отдано работе, пришлось много пережить. Но результат был в мою пользу. Так как я была служащей, по достижении пенсионного возраста, должна была освободить должность в любом случае. Я так и сделала, поскольку начальника областного Управления Госстраха поставила в известность о своем решении уйти на пенсию за три месяца до этого срока.
Награждена юбилейной медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда», «Победитель социалистического соревнования 1973 года» Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР, в 2015 году награждена памятной медалью ЦК КПРФ «Дети войны».

 В целом по результатам моей работы в Инспекции Госстраха я была награждена Почетным дипломом Министерства финансов СССР, подписанным Министром Гостевым. Работники Госстраха организовали мне памятный альбом в связи с уходом на заслуженный отдых.

В нем много интересных фотографий, рисунков, пожеланий в стихах и в прозе.

ОДА НА ДЕНЬ УХОДА

«Госстрах» - веление судьбы
Пришел нечаянно, как сказка,
Хотя в начале своего пути
Мне  с ним пришлось уже встречаться

Мужчина, как тогда казалось,
Старых лет
Меня убедил застраховаться,
Но я, считая это ни к чему,
Вскорости решила с ним
«Госстрахом» расстаться.

Ведь совсем не понимала я,
Что должен выполнить он план,
Не допуская неудачи,
А осознала это все,
Когда стала сама решать
Госстраховские задачи.

Задачи плана, качества работы,
Мирной жизни в нашем коллективе.
А иногда, чтоб скрасить жизнь,
И «огоньки» мы проводили.

Не всегда все было хорошо и гладко.
И горечь, даже настроение невмоготу.
Но старалась находить я в коллективе
И силы жить и черпать доброту.

Правда, добрыми не все бывали,
Но жизнь – ведь вечная борьба,
Борьба за правду, честность и идею,
С которой я воспитана была.

И все вместе с коллективом
Мы хотели лучше стать.
Не только в «плане», но и в уборке урожая
И в песнях, танцах, спорте,
Чтоб место в соцсоревновании занять.

И частенько занимали,
Раз, а то и два в году.
И нигде не отставали,
А старались: догоню и обгоню.

Бывали случаи комичные.
И вот один из них:
Однажды, как солидные «киты»
Мы вывеску «Инспекция Госстраха»
Решили с Кожиной нести.

А нам кричат:
«Кто с белым флагом?
Выходи».
Не мешай течению народа.
Но мы все шли, не опуская головы,
И не снижая хода.

Воспоминаний много,
Все не перечесть,
Но в том-то и загадка жизни,
Что смена поколений неизбежна,
Как бы не хотел
Остаться  прежним.
И это надобно учесть.

Спасибо всем за искренность,
Поддержку и науку.
Науку страхования, терпения порой.
Мне было с вами и легко и трудно.
Наверное, так и вам со мной.

От души желаю всем я
Счастья – значит крепкого здоровья.
Любви, детей и внуков полон дом.
Мира и благополучия,
Чтобы не разрывалось сердце
От боли и беды, которых мы не ждем.

Желаю творческих успехов
На много пятилеток всем.
Новых видов страхования
И на хозрасчет перейти совсем.

Побольше премий и зарплаты.
Улучшения условий жизни.
Улыбок много, радости и смеха.
А, значит, процветания Отчизны.


Рецензии