Картинки с лестницы. Глава 6

Глава 6.  «АРБУЗНОЕ ДЕЛО»
Я уже писал о своем опыте трудовой деятельности в 14-летнем возрасте. Впечатления от работы на Сахарном заводе были не самые хорошие. Денег тогда я заработал мало и цена этих денег была для меня очень высока. Тратить такие деньги трудно и как правило они не приносят удовольствия.
Прошло пару лет, и мне представилась возможность испытать чувство глубокого удовлетворения и гордости за то, что я могу легко заработать не просто карманные, а очень приличные деньги.
Заканчивались школьные летние каникулы 1976 года. Впереди маячил 9 класс. В середине августа, я встретил одного давнего школьного товарища, который, с горем пополам, закончит обучение в нашей школе и после 8-го класса успешно поступил в ПТУ. Сергей был заядлый спортсмен и уже несколько лет каждый день крутил педали спортивного велосипеда на Тульском треке. Мы были ровесниками, но выглядел он значительно крупнее меня. Его ноги были как железобетонные сваи, а грудная клетка с руками, обернутыми неимоверными бицепсами и трицепсами, не помещались ни в одну рубашку, поэтому он всегда носил трикотажные майки и свободные свитера. О культуристах тогда никто не знал, но он, в свои 16 лет, легко утер бы нос сегодняшним качкам.
Мы обменялись обычными «Как дела?»,  «Что делаешь?» и неожиданно я узнал, что Серега не просто день и ночь крутит свои педали, но и неплохо подрабатывает на Центральном рынке, разгружая фуры с арбузами.
Плановая социалистическая экономика упустила из виду эту, неподдающуюся планированию и учету, сезонную трудовую деятельность и она развивался совершенно стихийно и, страшно сказать, по законам рынка.    Группа молодых, но очень серьезных ребят, из ближайших к Центральному рынку жилых районов, организовали устойчивую бригаду грузчиков-разгрузчиков, которая четко контролировала территорию рынка, не допуская пагубной анархии и конкуренции в своем бизнесе.
Все было по-взрослому. Состав бригады был ограничен узким кругом, доверенных и знающих друг друга, пацанов в возрасте 15-16 лет. В бригаде был четко установлен минимальный тариф на разгрузку, который никто не мог понизить. Не согласным с тарифом жмотам, приходилось самим разгружать свои  фуры. В этом случае, рядом с незадачливыми торгашами обязательно располагался один из членов бригады и контролировал ситуацию. Как правило, через пару часов изнурительного труда, хозяева арбузов сдавались и звали на разгрузку бригаду, потеряв при этом время и деньги, потому что стоимость разгрузки оставалась прежней, а их количество в фуре уменьшилось. Кроме того, таких торгашей, бригада обычно наказывала. При разгрузке, только грузчик в клетке мог услышать тихий звук треснувшего арбуза. Как правило, такой арбуз аккуратно вытаскивают из клетки и кладут на прилавок, чтобы он не закис и не потек в огромной куче сородичей. Но так бывает, когда хозяин быстро соглашается на условия бригады, а иногда и обещает доплатить за качество разгрузки. В случае сильно умных или жадных торгашей, все было иначе: треснутых арбузов становилось больше и все они оставались в куче.
Теперь немного экономики. 12-ти тонную фуру с арбузами разгружали пять человек за 4 часа.  Минимальный тариф на разгрузку составлял 100 рублей. Таким образом, каждый член бригады получал 20 рублей. Чтобы понять цену этих денег, нужно знать, что заработная плата инженера, врача и учителя в те годы составляла 120 рублей в месяц. Неквалифицированный рабочий получал 60-80 рублей в месяц, а высококвалифицированный – 180-200 рублей в месяц. Зарплата директора крупного завода, такого как ТОЗ или Машзавод, составляла 450 рублей в месяц. Выходит, что каждый член бригады зарабатывал как директор завода.
Видимо, рекомендации моего школьного товарища-спортсмена были убедительными и меня приняли в бригаду без испытательного срока, с правом решающего голоса и равной долей в заработке. Почти целый месяц я ходил на рынок, чтобы, вместе с другими членами бригады, разгружать прибывающие фуры с арбузами.  Мы собирались на рынке в шесть часов вечера. Торговля, к этому времени, была уже закрыта, рынок подметали дворники, а продавцы готовили себе ужин и расстилали постели прямо в клетках с арбузами. Вновь прибывшие торгаши, получали в администрации рынка свои места-клетки под арбузы и загоняли фуры для разгрузки. Кто-то уже знал наш тариф, и первая пятерка грузчиков быстро начинала работу, чтобы успеть ее закончить засветло, а не при свете уличных фонарей. Кто-то пытался сбить цену, но из этого, как я уже говорил,  ничего хорошего, как правило, не получалось. Каждый день разгружалось 2-3 фуры. Арбузы, в те времена, были дешевые и их хорошо покупали, а значит их много привозили и разгружали.
К концу сентября, я сумел заработать достаточно денег, чтобы купить себе первые фирменные джинсы Wrangler за 200 рублей, несколько фирменных дисков Beatles, Rolling Stones и Deep Purple, каждый из которых стоил около 100 рублей.  Но главное: собственные, заработанные даже таким образом, деньги  повысили мою самооценку. В 9-ом классе я перестал курить и очень серьезно изменил свое отношение к учебе. Из среднего троечника, каким я был всегда, я стал уверенным хорошистом и получить пятерку по физике или химии стало для меня вполне нормальным явлением.  Наша классная руководительница Зоя Георгиевна Новикова, часто говорила, обращаясь к какому-нибудь неопрятному ученику нашего класса: «Ну как ты опять выглядишь? Куртка вся в мелу, брюки не глаженные. Посмотри на Андрея: чистая рубашка, вязанный пуловер и аккуратные синие брючки, совсем не мятые». Все присутствующие при таком разговоре, с тоской смотрели на мои джинсы и прикидывали, сколько лет нужно экономить на завтраках, чтобы купить такие же.


Рецензии