Картинки с лестницы. Глава 7

Глава 7.  «ШКОЛА. Part #2»
В школьной программе обучения для 9-ых классов был предмет «Военная подготовка» («ВП»). Сейчас это звучит, по меньшей мере, странно, но во второй половине 70-ых годов прошлого века никто не удивлялся тому, что ученики 9-ых классов изучают в школе устройство автомата Калашникова,  противогаза ГП-5, ручной гранаты РГД-5 и других устройств военного ведомства. В Советском Союзе народ и армия были едины.
Один раз в неделю, мы заходили в специальный класс, оборудованный макетами стрелкового оружия, противотанковых и пехотных мин, гранат и снарядов разных калибров. Стены класса были увешаны красочными типографскими плакатами с изображением последствий ядерного взрыва и способов защиты от этих последствий. Особенно мне нравился плакат, разъясняющий как можно укрыться в складках местности при неожиданном взрыве ядерной бомбы в зоне прямой видимости. Судя по плакату, нужно было лечь за бугорок или муравьиную кучу, закрыть глаза и обхватить голову руками. Все ценные вещи нужно было прикрыть своим телом. Плакатов с последствиями прохождения ядерной взрывной волны не было.
На уроках «ВП» мы разбирали и собирали настоящий автомат Калашникова, надевали противогаз и учились оказывать первую помощь подручными средствами или средствами армейской аптечки, если такая вдруг окажется под руками. Все это было очень интересно и познавательно.
Так было во всех школах, но в нашей школе занятия по «ВП» вел подполковник запаса Зуев Александр Иванович и это многое меняло.
     Подполковник Зуев демобилизовался по состоянию здоровья из Тульской воздушно-десантной дивизии ВДВ Советской Армии, которая располагалась непосредственно в нашем городе и на окрестных военных аэродромах.
Александр Иванович имел огромный опыт действительной военной службы. На его кителе, рядом с орденскими  планками неизвестных нам орденов и медалей, висели значки с указанием количества прыжков с парашютом и эти цифры были двухзначные. Главным событием своей жизни, подполковник считал испытательное десантирование с военного самолета в кабине Боевой машины десантника (БМД). Эта безумно опасная военная операция проделывается и сейчас, но в 60-ые годы такие эксперименты чаще всего заканчивались бедой или трагедией. Удар о землю 10-ти тонной бронированной машины с экипажем и полным боекомплектом внутри был чудовищным и очень часто приводил либо к детонации боекомплекта, либо к увечью экипажа. У Александра Ивановича был серьезно поврежден позвоночник и сломаны обе ноги.
Подполковник Зуев очень гордился своей службой и тем, что его единственный сын пошел по его стопам, окончил Воронежское военное училище и служил в Тульской дивизии ВДВ командиром роты десантников.
Александру Ивановичу безусловно было скучно преподавать стандартную школьную программу «ВП», рассчитанную на обычного учителя, и он добился включения в свои уроки дополнительной темы: «Основы парашютной подготовки». Видимо чиновники из РайОНО посчитали, что знание устройства парашюта не будет лишним и не нанесет вреда основной школьной программе.
Подполковник принес в школу списанный армейский парашют, который мы несколько занятий разворачивали в вестибюле второго этажа и, с помощью Александра Ивановича,  благополучно укладывали в ранец, постигая всю гениальность его изобретателя и военных конструкторов, доведших это устройство до совершенства.
Уроки «ВП» стали более познавательными и интересными. Но Александр Иванович пошел еще дальше.
Пробудив у старшеклассников щенячий интерес к парашюту, он связался с Тульским ДОСААФ и договорился о подготовке группы учеников к выполнению учебного прыжка с парашютом из самолета. Учебно-спортивный аэродром ДОСААФ находится в черте города, недалеко от ж/д вокзала. И сейчас, в хорошую погоду, можно увидеть парашютистов, парящих над малоэтажной застройкой в районе Мясново. Таким образом, благодаря кипучей энергии подполковника, сухая теория получила практический импульс.
Группа добровольцев – любителей острых ощущений набралась очень быстро. Красочно-романтическая сторона этого опасного мероприятия вскружила голову многим ученикам 9-ых классов. Утереть нос своим сверстникам захотели многие. Причем, девочки проявляли значительно больший интерес к этому яркому и смелому поступку, чем мальчики. Видимо, сказывался эффект отставания последних в физиологическом развитии, который особенно ярко проявляется в 9-10 классах, когда девочки – это уже девушки, а мальчики – все еще мальчики.      
Подготовка к коллективному безумию шла планомерно. Группа курсантов-добровольцев погрузилась в дополнительные занятия по специализации. Будущие парашютисты примеряли и подгоняли парашюты по телу,  изучали теорию десантирования из самолета и приземления на землю, в воду, на провода ЛЭП и крыши жилых домов. Несколько раз подполковник договаривался с командованием части ВДВ и нашу группу пускали на учено-тренировочный полигон военной части, где стоял макет самолета с открытой дверью, из которой нужно было шагнуть в неизведанное и, повиснув на стальном тросу, приземлиться в яму с песком.
   После полугодовой учебно-теоретической подготовки, все были уверены в абсолютном успехе этого начинания, а директор школы нежился в предвкушении триумфального отчета в РайОНО о недосягаемом повышении военно-патриотического воспитания старшеклассников в вверенном ему учебном заведении.
В чудесный солнечный день второй половины мая, ученики 9-ых классов - одновременно курсанты ДОСААФ,  не обремененные заботами о выпускных экзаменах, дружно отправились на аэродром, чтобы посмотреть учебно-тренировочные прыжки спортсменов-парашютистов ДОСААФ и офицеров-десантников Тульской дивизии ВДВ. Программа посещения аэродрома, кроме зрелищной части,  включала в себя: практические занятия по надеванию и подгонке настоящих парашютов, а также инструктаж  профессиональных инструкторов в рамках подготовки к прыжкам, которые были назначены на начало июня.
На летном поле все обрядились в военную экипировку, надели парашюты и защитные танковые шлемы. Несколько инструкторов внимательно осмотрели каждого курсанта. Всей группе еще раз  рассказали за какое кольцо и когда нужно дергать и как ступить на родную землю с небес, чтобы не сломать ноги и не отбить задницу. Все было очень серьезно и ответственно.
Тем временем, в воздух поднялись два самолета и, поочередно заходя над аэродромом, начали десантировать парашютистов.
Все присутствующие на аэродроме, удобно расположились на майской травке и с неизменным восторгом, присущим всем живым существам не умеющим летать, стали наблюдать за представлением в воздухе.
Парашютисты, которые были явно не новички, показывали возможности полусвободного падения с небес. Управляя стропами парашютов, они делали красивые виражи и даже немного взлетали на встречных воздушных потоках теплого воздуха.
Зрелище было очень впечатляющим. В небе парили  уже больше десяти парашютистов, а десантирование все продолжалось.
Но в какой-то момент  что-то пошло не так.
Из второго самолета отделилась последняя тройка парашютистов и у одного из них при открытии основного купола произошел перехлест строп. Так бывает, когда часть строп при выходе из ранца оказывается над куполом и как бы сминают его, не давая наполниться воздухом и раскрыться. Опытные парашютисты знают, что можно, манипулируя крайними свободными стропами, скинуть перехлестнувшиеся  стропы с купола и освободить его. Главное при этом чувствовать свою высоту и оставшееся время свободного падения, необходимое для выполнения этого своеобразного ремонта парашюта. При малейшем сомнении в возможности успешного завершения действий по освобождению основного купола, все инструкции требуют срочно отцепить основной купол и открыть запасной.
Парашютист был явно не новичок и все, наблюдавшие с земли это чрезвычайное происшествие, видели,  как он пытается скинуть перехлест, подтягивая нужные стропы на себя и раскачивая смятый купол парашюта.   
   На летном поле повисла звенящая тишина. Все замерли, раскрыв рот и устремив взгляды в яркое весеннее небо. Солнце слепило глаза, но их невозможно было закрыть или оторвать от маленькой фигурки парашютиста.
У каждого парашютиста, прыгающего с самолета на стандартной высоте 1000 метров, есть только 20 секунд свободного падения, для решения всех проблем, возникших с основным парашютом. После истечения этого короткого времени трагедия неизбежна, потому что запасной парашют уже не успеет раскрыться и погасить страшную скорость приземления, равную 200 км/час.
Как известно, у людей таких опасных профессий как минер, скалолаз, парашютист есть одна общая психологическая проблема. Приобретая опыт, они теряют бдительность. Цена их ошибки – смерть.
Падающий парашютист, превысил лимит времени, отведенный на исправление проблем с основным куполом, и когда он наконец отстегнул его и дернул кольцо запасного парашюта было уже поздно.
Крики отчаяния, страха и боли разнеслись по аэродрому. Всеобщая суета растолкала людей в разные стороны. Кто-то устремился к месту падения парашютиста, до которого было около километра, кто-то бежал подальше от этого страшного места – на выход из аэродрома.
Пришибленные, произошедшим на их глазах жутким событием, курсанты-школьники сидели тесной кучкой на ранцах с парашютами и каждый думал об одном: как можно скорее исчезнуть из этого места  и проснуться у себя дома в кровати. Пусть в холодном поту от этого страшного сна, но проснуться и забыть о нем навсегда.
Время остановилось. Разговоры становились все дальше и тише и вдруг как выстрел: «Разбился  Серега Зуев». Это был сын нашего подполковника – старший лейтенант ВДВ Зуев Сергей Александрович.   

Последняя неделя мая прошла в нашей школе под грузом тяжелых воспоминаний и скорби. Все девочки 9-ых классов ходили с зареванными лицами, мальчишки задумчиво смотрели в окна. Александр Иванович с самообладанием настоящего офицера, завершил занятия по программе «ВП» и уволился из школы.


Рецензии