О парусах. часть 3

Яхт-клуб «СПАРТАК».


Весной на Клязьминском водохранилище начинаются традиционные регаты – серии гонок крейсерских яхт.

Судейская «коллекция» (то-есть коллегия) может включить в Положение о  конкретных соревнованиях пункт об обязательном наличии в составе экипажа ребенка – юнги. Помощи от них никакой, но ребятишки напрямую впитывают опыт лучших гонщиков.

В яхт-клубе «Спартак» был легендарный «Дядя Боря Кузнецов». 

В черновике книги Олега Голобородько о нем написано:


«Начиная с 1952 года, советский парусный спорт становится участником Олимпийских игр.
В клубе появились первые суда олимпийских классов: "Летучий Голландец", "Звездный", "Дракон".

Три спартаковца вошли в состав Олимпийской команды: А. Шелковников, А. Ражин и В. Пильчин.

В составе сборной Советского Союза тоже члены клуба: В. Романовский, В. Дробышев, В. Орешкин, Б. КУЗНЕЦОВ.
Чемпионом мира стал член яхт-клуба "Спартак", капитан второго ранга В. Потапов.

Расширилась и география соревнований. Они проводятся в Таллине и Риге, Ленинграде, Одессе и Таганроге.

Неоднократные чемпионские титулы завоевывают:А. Архангельская, Л. Гуманков, Е. Сахаров, Г. Кузмак, В. Вильвовский, Б. КУЗНЕЦОВ, А. Кондаков.

Шестидесятые годы были наиболее "урожайными" на мастеров спорта.
За это время почетное звание получили пятьдесят спортсменов.

На ограниченной акватории затона регулярно проводились даже гонки самых больших, крейсерских яхт.

И многочисленные зрители и болельщики совсем рядом, с берега, могли наблюдать за действиями известных на всю страну мастеров парусного спорта: Б. КУЗНЕЦОВА, Л. Гуманкова, Л. Сухова, М. Варданяна, М. Елизарова, В. Серегина, А. Лисовского, Л. Самойлова, А. Ермошкина, В. Пильчина, А. Шигиной и многих других.»


У Дяди Бори Кузнецова была польской постройки стекло-пластиковая килевая яхта класса «Конрад-24».
Корпус яркого апельсинового цвета.

Название яхты на бортах и корме было написано только на латинском языке, без перевода на русский. «Vale».

Сразу вспоминался кусочек из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина:
«… Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale, …»

Словарь иностранных слов указывает, что ударение в этом слове на букве А.
И в переводе оно означает:
- «- Будь здоров! Прощай!»

Многим гонщикам приходилось читать это -  «Будь здоров! Прощай!» на корме яхты «Дяди Бори Кузнецова», когда он уверенно уходил от них вперед.

В слабый ветер лучше идет самая легкая из однотипных яхт. Иногда яхтсмены из крейсерских яхт для однодневных гонок оставляют в клубе лишний груз:  мягкие матрасы со спальных мест, газовый баллон с плитой и посудой. Даже термосы с чаем и бутерброды для экипажа возили на яхте обеспечения, которая в этих гонках не участвовала. Но есть перечень имущества, которое обязательно должно быть на борту яхты, например, якорь с якорным канатом и спасательные жилеты.

Наш сын Сережка был в клубе самым мелким и легким из пацанов.
Дядя Боря спросил у нас разрешения взять его в свой экипаж юнгой на эту регату.

Сереге было дано указание:
« В этой гонке твоя задача – выжить! Твое место в каюте. Там перемещайся, как хочешь. Из люка можешь высовывать голову. Но в кокпит не вылезай!»

Гонки проходили днем в субботу и воскресенье. Потом был перерыв на рабочие дни. В следующие субботу и воскресенье соревнование должны продолжаться.

В положении об этой регате было записано, что во всех гонках на яхте должен быть тот же состав экипажа, что указан в заявке на первую гонку. Замены не допускались.

А семилетнего Сережку удалось устроить в пионерский лагерь «Мирный» через профсоюзную организацию геологического института ИГЕМ АН СССР, где работала Жень-Шень.

Чтобы не подвести Дядю Борю Кузнецова, в пятницу накануне очередной гонки наш друг Дмитрий Сергеевич Алешин на своем старом Запорожце отправился со мной в Наро - Фоминский район Московской области в направлении города Верея.
Упросили руководство пионерского лагеря отпустить Сережку на гонки, с обещанием вернуть его в понедельник.

При возвращении в Москву из пионерского лагеря Дмитрий Сергеевич посадил Сережку к себе на колени и разрешил ему рулить Запорожцем на шоссе. Так сын получил первый урок вождения автомобиля в семь лет.

В субботние и воскресные гонки Сережка был на борту «VALE». В одну из гонок над Подмосковьем через Клязьминское водохранилище пронесся штормовой ветер такой силы, что около Останкинского телевизионного центра в городе Москве были сломаны большие деревья.

Первое крещение штормом под парусами у Сергея произошла на борту яхты «Vale».
Дядю Борю Кузнецова  сын может считать своим крестным отцом. 

Олег Голобородько в черновике книги написал:

В яхт-клубе «Спартак» «… успешно развивается первая детская спортивная парусная школа, основанная К. П. Мурановой.
Возглавляет ДЮСШ Заслуженный Мастер спорта СССР, Призер Олимпийских игр, десятикратный чемпион СССР, Виктор Пильчин.»

Доброго Всем Здоровья!
ДМН


Рецензии