Биянка. Тах-то живём

Бондарь Л., Бондарь О.

Тах-то живём...житьё-бытьё деревни Биянка.


Аша- Биянка
1998-2014

*сам я миньярский,тема деревни-в продолжение темы малой родины.


Содержание
    
    *Немного истории и топонимики.
    *Биёвский говорок
    *Труды и дни.
    *Самотканина:
       Лен,ты мой лён…
       Кошели плести.
    *Праздники и будни.
    *Праздники.
    *Из свадебных историй.
    *В Биянке гадали.
    *В Биянке играли.
    *Нечистая и неведомая сила.
    *Гармонешка голосиста, балалаещкя струиста…
    *Биёвские частушки
    *Пели в Биянке песни…
    *Биёвские анекдоты.


 Нам хотелось запечатлеть некое ощущение, аромат старины, ещё сохранившийся каким-то чудом в этом удивительном селении,
передать, запечатлеть живое своеобразие стремительно уходящей, исчезающей крестьянской жизни, когда человек большей частью всё делал вручную, а вместо всяких электронных штучек он дружил с лошадкой да коровой.



    Немного истории и топонимики.
   
    В северо-восточной части Ашинского района, в долине между гор, где сливаются речки Биянка и Казаязовка, расположилось старинное село Биянка. Село основано в 1790-92 гг. заводчицей И. Бекетовой и заселено крепостными крестьянами из Калужской губернии. Жители занимались заготовкой дров и томлением угля.

    Село знаменито своим напевным, мягким говором и старинным укладом жизни. Мы застали уже крохи стародавнего бытия, но даже крохи остаются в сердце навсегда, греют, вдохновляют.
    Места здесь красивейшие, раполагают к размышлениям, неторопливости дел и мыслей. Жизнь в селе далека от гармонии, но есть в ней аромат старины, очарование прошлых трудов и дней: многие избы и  хозяйственные постройки и сейчас  ещё поражают крепкостью и основательностью. Дворы вымощены плахами и чисто подметены. Под навесом ещё лежат деревянные ступы, колёса, дуги – а вдруг пригодится. У бабушек по чердакам хранятся сновальни, кросны, прялки. В избах вышитые полотенца и занавески, домотканые половики.Треть избы занимает печь и чулан(кухня). За печкой –спальня, отделённая перегородкой.
На стенах – фотографии.
    
    Старые избы – старые люди. Всю их жизнь увидишь, если поглядишь на их руки: изработанные, загрубелые, в шрамах и морщинах, с выпирающими костями.Сколько они потрудились.
    Но это всё уходит. В память о людях старинной жизни, хранителях отеческих заветов и собрана эта книжица.


 ***при чтении соблюдать различие в произношении «Е» и «Ё».
  


   Говорят в Биянке чуть нараспев, продлевая ударные гласные: "камоот"(комод),"стооляр", "деелал". При диалоге характерно ласковое обращение к собеседнику:
 милая дощкЯ; сынок, золотой ты мой.
Произношение акающее, вместо «г» произносится среднее между «г» и «х», вместо «ч» -«щ». В глаголах 3-его лица ед. числа звучит «э»с предшествующей мягкостью и под ударением: идеть, береть, везеть. Есть и другие особенности говора. Мы слушали и записывали говор, как музыку. Мы просто наслаждались чудной речью. Чистый биёвский говор сейчас не встретишь: «стары люди помёрли», городская речь приезжих оказывает своё влияние, а так же телевизор и, в последнее время, интернет. И всё же биёвский говорок сразу отличишь: певучий, мягкий, с ласковой интонацией, образный и очень выразительный.

   Что означает слово «Биянка»? Жители объясняют так:
-Здеся раньше уголь жгли, возили в Илек.Урядник придеть:это не так, другое не так.Нащинаеть бить.
   А вот объяснение нашего краеведа П. Мезенцева:
-Биянка(Верхняя и Нижняя) речка, село. Село получило название по реке, которая первоначально называлась Бия, что в переводе с башкирского означает «кобыла». Название отражает скотоводческий образ жизни древних башкир и место выпаса кобылиц.Речка с названием Бия есть в Саткинском районе, что указывает на распространённость в древности этого хозяйственно-бытового явления.

   Ещё о топонимике:
-У нас у каждой горы ёсь названиё: Артемьева гора, Романова гора. Маленький клык, Крутенькая гора, Лобащёва гора, Коза гора. Раньше и улицы делили:
Подзаводские ребята туда, подылекские оттынь.



   БИЁВСКИЙ ГОВОРОК

    Биёвских сразу узнашь.У нас говор особай. Я по Аше иду, слышу, то ись по-нашему говорят. Смотрю, не знаю таку. Подошла.
-Ты биёвска?
-Биёвска?
-И я биёвска. Ты чьих?
    Оказалось, родня мне, толькя давно из Биянки уехали. Биёвских по говору сразу узнаешь…


-Эх, собрать бы уси наши слова!

-Мы щас в Бога верим как? Как только нас припреть, вот тады к Богу обращаемся.

-У нас пещатку мыло не на что было купить.

-Не знай, не знай, как у другых, а у нас тах-то.

-Пировали раньше. В сколь домах побудешь.А плясали-то как. То «русскую», то «барыню».

-По первой стопощке подадуть.Ну давай,невесте прищитають:
-Сор на улицу не выноси, не бранися, живитя дружно.

-Тады мода была по патрету(о вышивке).

-Он гнеть эти колёсы.

-Айдатя, айдатя, щё стоять-то.

-Оны тохды крепкаи были.

-Да вон ён куль самотканина.

-Я теперь черездельница(то есть много работать не может)

-Дверь закутай(закрой).


-Народу соберётся по матку(много; матка, матица – срединный потолочный брус в доме).

-На нёба глядишь, глядишь.

-Причину схвастаешь какую-нибудь(придумаешь причину).

-Маленькя отдыхнуть надоть.

-Парни девок адманывали.

-Вся улица сгрудится.

-Я тады вся остыла сильно(простыла).

-Пождала её – нету.

-В шибанах пришла( в старой одежде).
-Полдня поддыбили(полдня работали, окучивали картошку).

-И вся рюхмя, рюхма(мокрая).

-Пошли шометом(быстро пошли).

-Картохи, как шелашки сделались(картошки высохли, осталась одна кожура)

-Тах-то глаза устають вязать(без очков вязать трудно).

-Разведут жарник(большой и жаркий костёр).

-Аж глаза вылупишь(о тяжёлой работе).

-Ащурки не оставили(о котах, которые сало всё съели, даже шкурки не оставили).

-Небо с овчинку показалось.

    Валетина Ивановна, библиотекарь, приглашает гостей, накрывает на стол:
-У меня клющ ёсь, щас открою.


-Оны калякають быть(они задержались за разговором).

-Щас через коленку накувыркаю(сейчас быстро картошку начищу).

-Совет яшо не уехал(председатель сельсовета ещё не уехал).

Валентина Ивановна посылает одного из гостей за водой и объясняет, как пользоваться колонкой:

-Пойдешь, на боталку нажмешь, вода потечеть.

-Ну, я подыбила(пошла).

-Ето раставокай сюды(стол поставь сюда).

-ДощкЯ, ходи сюда, штоб я не забыла.

-Ты меня слухай, слухай, я на свете пожила, всяко пожила.

-Ты душник отвори, коли жарко(в бане душник – окошко для выхода дыма и жара).
-Амбар там. Усё там: шибаны всякие (махры, старая одежда)

-Я табе щаю заварю.

-Маненькя выпьем щайку, гости дорогие.

-А ты посмелейше, посмелейше будь.

-Для привады хлеб дають(корову прикармливают, чтобы домой ходила).

-Куда баушка?
-На Романову!(на Романову гору, там кладбище).

Уставаешь по зорьке(встаёшь с зарёй).

-Полозья, вобод гнул(обод).

-Внущкя у меня тах-то бегает.





-Айдатя, ешьтя.

-Баит, витамины надо.

-Это руня моя(ровесница).

-Вода сама в избу не идеть, её носить надо.

-Иде прястол нам будет в Совете?(о месте за столом приглашённых на вечер).

-И деньги у кармане.

-Муж у меня был вумнай и смирнай.

-У долг увзяли.

-К сястры таперь не хожу.

-Отец был ёмкай(смелый, работящий, многое умел делать).

-Баяла я ей.

-К шабру сходить( к соседу).

-Дом ягунка там(ягунок-чужак в деревне).

-И жизня молодая пошла не в радость.

-Была сила, хозяйство держали, а сейчас нет.

-Дык мы што, нащинать будем, надо объявленье сделать.

-Прийшла в пальте.

-Тады её мыют.

-Выльють воду, опять итить надо.

-Дощкя приезжала, и зяття был.





-Поедишь, да опять за работу.

-Похруставаешь сухой черёмухой.

-Нощью с колотушкой у сельсовета дежурили, штобы баловства не было(организовывали дежурство).

-Тах-то живём.

-Накопала, картох продала.

-Как табе сказать?

-Раньше не тах-то, как сейчас.

-А там коряжевник такой(труднопроходимый лес, дрова со множеством сучков).

-Раньше слободнейше жили(веселее, хоть и трудно, но праздники справляли, помогали друг другу).

-Усякаи мушшыни(всякие мужчины).

-И увзял меня дядя в приёмыши(удочерил).

-Потом так вот слаживаю(складываю).

Ребятёшки лукаюца(кидаются).

-Я ей схвастаю(обману).

-Щас уже баушки(ворожеи, знахарки) помёрли старые.

-Мощёлкой(мочалкой) можно связать.

-Рассыпухая картошка(рассыпчатая).

-Без молока щай жигалка(без молока чай пустой, одна вода).

-Ён на трахторе был.





-Кого ты яму калякаешь(что ты ему говоришь)?


За столом.

Баушек пригласили на чаепитие и попросили спеть биёвские песни. Пока садятся за стол, пока то да сё, идёт разговор:

-Да яво хыть как протянуть(об электропроводе к аппаратуре).

-А щё, посидим, домой не торопимся.

-Хватай лапой(бери рукой).

-Тах-то, тах-то живём.

-Тут и молодые ёсь.Усяких назвали.

-Маленькя выпьем щайку да и нащнём.


Валентина Ивановна обращается к собравшимся:

-Ложек всем хватаить?

-Вы щё тах-то сидитя, вы быдто маненькя улыбайтесь.

-Открывай дверощку, там стопощки стоять.

-Тах-то и петь нащнём.

-Тёть Анют, на табе вся надёжа(просьба запеть).

-Клавдя, глотощек можно, отработаетя(просьба выпить немного).
-
Давайтя, не черемонтесь, закуситя.

-По однэй дерябнуть можно.





Доброе, ласковое…

-Как тебя звать-то, милая?

-Не плакайся, милай, не плакайся(утешает баушка молодого человека, жалующегося на свою жизнь).

-Тах-то, моя золотая, тоже горя много пережила.

-Хлебушка подай, да сальца положь.

-Айдатя, ешьтя гости дорогие.

-Заходитя, заходитя, милаи, щай замёрзли. Щас щайку поставлю.

-Тах-то вот, дощкя, моя жизнь, это толькя увспомнить.

-Золотой ты мой, как не жалко. Жалко всех их. Надо было ростить.

-Милай, щай остыл поди. Нады ишо поставить.


Крепкое слово.

Раньше такого в Биянке не было, чтоб нехорошо ругаться. Ругались так, без злобы:

-Шмат-от окаянный!

-Яшмит твоё в ухо!

-Эх, вдоль твою душу!

-Душу твою в душу!

Ах ты, лешай!






В ПРОШЛЫЕ ВРЕМЕНА...

-Не было ни радива, ни телевизора, приехал нарочный, сказал, что война. Все плакали…
-
Сейчас вот что удивительно. Вроде одеваются лучше, в доме больше, а веселья, душевности, дружбы нету.

-Раньше работы делались с помощами. У нас так называлось.Собирался народ: с улицы, родственники. Дом поставить, сено косить. День работают, а вечером собираются, угощают.

-А после войны чижало было, хлеба было мало…

-Соседское дело было закон. У нас пословица была: прежде, чем к родственникам ехать, у соседа спроси(то есть сначала соседу помоги, а потом всё остальное).

-А помощи сколько раньше было! Без помощи больших работ не делали. Собираются соседи, родственники, а вечером угощение.

-Да, помню, у тяти соха была, а как же, деревянная. Было, было, сохой пахали.

-Помощи много было.



О ПРОЗВИЩАХ.

-Пощаму были прозвища? У нас уся Биянка – Шалдины, Хомановы, или, к примеру, Романовы. Один Василий Пятрович, и другой Василий Пятрович. Одного прозвали по отцу, он мастер был, Бондарь, а другого звали Мигащёв. А почему Мигащёв? Может моргал, может у няво в предках мигал кто много.
А ишо был Вася Нос.







-Деда моего прозвали Хохол. А что Хохол? У деда моего огород был большой, картохи хорошо родились.
Вот идуть:
-Эй, дед Ляксей. Картох у табе много?
Он баит:
-Дак как у хохла!
Вот с тех пор Хохол да Хохол.

-Моего отца Самолка звали(по отчеству Самойлович).

-Многие Шалдины прозываются Сёмкины.

-Были и сейчас ёсь:
     Тарасиха, Аксютыч, Асанька, Сурчиха, Селезень.



ТРУДНЫ И ДНИ.


Дом.

-Дядя у меня плотник. Он помогал, усё делал. Сруб купили, а остальное усё сами.В дом заходили – икону ставили.

-Пещь ещё хорошая, тёплая. Вот пещурки, шесток. У нас кухни нет. У нас называется чулан. А в сенках- чулашек.
Ну а тут всё: ухват, сковородень,щипцы. У пещки закрой, заслонка. А тут тарелошник, полица,поднос.

-Это поперёшной пилой надоть.

-Матку прежде чем положить, шерсь кладут.

-Струмент у тяти был весь, а девки –прясть.

-Тут стары вещи ёсь: сундук, лауки(лавки). Сундук мне в приданое, когда взамуж выходила. А лаука – муж с домом купил.




-А ентот усё на пещи лежить(о ленивом коте).

-Пряла дощкЯм.

-Вещером шьють, прядуть.

-На крылец заходитя.

-У пещи это щело(чело), а тута загнетка.

-Там у меня утиральники.

Дощь говорит:
-Переезжайтя!
А куды я перееду? Што я в каменном дому делать буду? Мне што-нибудь работать надо.

-Муж у меня хороший был, вумнай и смирнай. Я с дитями в пьянку никуда не бегала. Ён меня не обижал. Не дрались никогда. Ругаться  ругались. Никогда я его не забываю.

-Избёнка была мошанник(мшанник).

-Была, была у меня пщельня.

-Раньше и место для селитьбы в селе не найтить было, а теперь селись, где хошь.

-Старались, делали, а то попадётся сущёк(о мебели).

-Дом маленьки поставил.
-Кругом лауки, на лауках усе.

-Повязуть с повестью на лошадех(повезут с известием).

-Тах-то вот, тах-то.

-Меня в школе не учили. Ходила я в ликбез. Мама накладеть мощек(пучки шерсти) штук двадцать. Приду домой:
   -Што мало напряла? - мама спрашивает.
Какая уж тут ущёба.
А читать маненькя разбираюсь, которы покрупнее.



В огороде.

-Картоху сажаю, свёклу огурцы. Помидоры не полущаются. У меня дощь, у ей огород на горе. Так один раз десять вёдер помидоров взяла. А у меня не полущается. Картошки в этом году плохо. Цвели как один, три раза полола, огребли. А тут встали, всё почернело. Мало нарыли сабе, на семена бережём.
А тыи года жук одолевал. Первые года собирали. Симароду (смородину) посадила шесть кустов. Ныне набрала.


Рассказывает Нина Алексеевна Ефимова:

-Ноги у меня болять. А ноги я сама попортила. Косили мы с хозяином. Копёшку там метали. Торопимся, всё бегом, всё бегом. И домой нада к вещеру. Скотина ждеть.А домой итить – переходить через речку. Я в калошах ходила. Стала переходить –один калош поплыл. Домой тороплюсь. Вода холодная, словно лёд,ноги мокрые. Перейшла, думаю: нищего, пойду, согреюсь. До дома топала. Ан, нет, не согрелись. Три годощкя почти не ходила, сильно застудила.

-Усё время работали. Двянадцать исполнилось, увзяли в колхоз. Взамуж вышла, рабёнок народился. Тах-то трудно жили. Неколи тут было пировать.В приданое дали две дерюги, одеяло, две подушки. Дерюга – это вот как покрывало, из тряпощек. Потом уже кохта, полушалок хороший.

    Про лапти.

-Лапти все носили. Лапти были в шесть лык – шестерни, а лапти в пять лык – пятерни. Лапти мужские и женские различались. Женские-то покрасивше были, делали завёртки – верёвки лыковые, оборицы – завязки.

-Дёржуть пщёл:
-Пщёл и сейчас дёржуть. Толькя болеють оны. Хто знает, пощаму?
-Уляй стоить. Белай мёд с липы, жолтоватый – с цвятов. Укус у белого лучше.



   
Щи биёвские.

-Щи биёвские варятся без картох. Картохи варятся отдельно. Едят картохи вприкуску.

-Щи с серой капустой варят. А ещё варили щи пикунные. Набяруть
пикунов, нарубять, вот и щи.

-Хлеб аржаной.

-Тюрю ели. Хлеба накрошить, воды, чуть масла капнуть, посолить.

-На праздники пироги пекли, рыбники, курники.

-В лес ходили, щеремуху, щернику собирали. За малиной ходють далеко. Рабочих возили, шофер был славный. Шофер отвезеть, мы за малинами идём. Я тоже два раза ходила, с рабощими ездила. За малинами идём, так лес ломится, лес колется от наших частушек.

-Краски сами делали. Олиф сами варили. Варили из льняного масла. Масло делали у Муратовке. Там маслобойня была. Масло ето варили. Ходили за глиной, ходили далеко, на Кряж. Принесешь её, мыешь, мыешь. Потом растирать надо, потом с маслом мешаешь.

-Лыки дерёшь, собираешь у кущки. Луб снимешь, пусть полежит. замеженится(станет отслаиваться от коры). У нас говорили полосовать – лыки драть.
   Вот я отцу помогала. На лапти ишо лыки привязуть ис полю. Надо их раскатать, разодрать. Вот я и помогаю.

-У нас тятя ложки делал. Семья большая, ложек не хватаить. Он сделает ложку и скажет:
   -Вот самоделку табе сделал.

-Кузовки, бураки у нас делали. Ещё делали чусляк для хранения масла. Его из липы выдалбливали, высокий, прямой.

    Как квас делали.
 Надо солод. Ржи насыплють в мяшок, намощуть яво и на печь. Вот скрозь мяшок зелёные ростки пойдуть. Высушат, это называется солод. Потом хмель заквашивают. Мама дрожжи варила, закваску делала.



-Раньше у нас мама пекла хлеб. У ней был буращок с гушшой и буращок с дрожжами. У подполе хранила всё время.
    Хлеб спекеть, семь караваев огромных зараз. Наставит по прилавошникам на два дня. зараз каравая нету.Двенадцать кусков надо отрезать. И я маленькя пекла.

-В баню любим ходить. Веники готовим. Петров день пройдёт вот и готовим берёзовые венеки. Ноги болять – олёховыми(ольховыми) парятся… В бане, милай, корыта деревянные были…
Веники-то сухие облётывают.

-Стог ставят, рубят остроины. Копны сваживают.  Кладуть по кругу.На стогу женщина стоить. Потом перемёт делають. Связывают попарно четыре берёзки и кладут их поверх стога.

-У нас покос называется чащоба.

-Вилы у нас такые ёсь копённые, полстоговые, стоговые.

-Сено на сушилы, сеновал кладём.

-Бельё стирали золой. Сначала бучили в реке. Бочку поставят, туда бельё. Стирали в понедельник.

-Родители поедуть на покос на неделю на лошадёх. Приедут, пошли косить, а мене у зыбку. Соску из хлеба нажнут. Хлеб аржаной. Соску нажнут, в тряпку яво, тряпку в рот воткнут. Я ляжу, сосу, а оны косють. Это мне мать сказывала.


-Да, жизнь усякая была, милай…



САМОТКАНИНА.

Лен,ты мой лён…

-Лён сеяли в мае после картошки.Картохи посодють, поехали лён сеять. Пашут собе по нови. Вспашут, сеют, нащинают боронить.




Бороны деревянные.Заборонили, лён всходить. Таперь на какое счастье.
    Поедишь, отец говорит:
-И на твою дольку.

-Двое едут. С отцом или дедом.Чтобы лён долгай рос, отец говорит:
-Давай, ногой борони!
    Сколь ногой проборонишь, такой и лён будеть.У кого какое счастье – у матери, у дощки. Едем лён глядеть. И тот хороший и другой. Цвятеть , отцветает лён. Брать нада.
    Таперь лён нада убирать.
Серпом на зямлю или на вешалки.Потом нащинаешь колотить яво. Обколотим, а после этого колотенья вывезем на поле стелить. Колотим валькями. Расстилаешь полог, доску положишь и семена отбиваешь. Из этих семенов масло жали. Отбили. Кладём на лошадь, везём домой. Сажаем в баню, чтоб высох.У бани накладешь тах-то: от печки дальше, рядами. Потом мяли.Мяли в мялках. Это две стойки и как бы ножницы.Помяли. В горсти чтобы рушня была хорошая. Рушня – пучок в руке.Две рушни – горсть. 20 горстей – складень. Намнешь два складня, это 40 горстей. Это за день.
    Зимой начинаешь прясь.Сначала мнешь. Ступа, и вот этим толкащём у ступе толкешь.Потом треплем. Трепало –это как бы мялка. Целый день треплем. Потом нащинаем мыкать мощки. Это на гребне мыкаются. Берётся на гребень и счёсывается, а на тыей стороне мощки образуются(свалявшаяся шерсь). Вот на гребне тах-то чещется, которай мелкай, сбивается в мощки. 10 мощек надо за вечщер сбить. а тут ухажор пришёл.
Прясь надо. Прялка: донце, вилка, это веретено, это куделькя. Веретено вертишь, потом наматываешь. На самопряхе дык быстрее. Потом струшить (соединить) их надо. Потом мыть, сушить. На самопряхе ногой работаю. Вот на лапку нажимаю. Тут колясо, винт. Винт делает струнам натяг. Если больно туго, отвернешь обратно. Лёгкая самопряха, из сосны. На электрищеской проворней надо дёржать. Больше на самопряхе прядуть.








    Сновать надо.
Сновальня: две рамы из горизонтальных и вертикальных брусков, соединённых со стойкой. Стойка упирается в пол и матицу избы. На сновальне наматывают, готовят основу.
Две бабушки, Нина Алексеевна Ефимова и Анна Васильевна Саблукова, показывают и рассказывают, как на сновальне готовят основу и как готовят ткацкий станок, заправляют для ткачества.

-Сновальня на восемь аршин. Закладываешь нить, хрес  на хрес(крест на крест) и делаетя уснову…
 -Маленькя-то нищаво снуёш, это не каждому дается, а ткать каждый сможет.
-Из магазинных ниток, а надо быть из своех. Вьюшку наматываешь с мотков…
-Потом берёшь верхние нити и считаешь: 10 чисмень – 1 пасма…потом завязываешь.
-Связываешь, чтобы не спутались.


У ткацкого станка:

-Яму поди сто лет. Тут навой, прошва, бердо, набелки, проножки…

Бабушки старенькие, а мы люди неучёные, поэтому всю последовательность работ записывать не стали. Кто хочет освоить ткачество, надо обращаться к мастерам или к специальной литературе. Нам же было просто интересно слушать певучую речь и следить за руками  женщин.

-В бердо подаешь.

Анна Васильевна и Нина Алексеевна берут через бердо крючком нити основы:
-Не разберёсся тут.

-Делам, чтоб зёв был, надеваем на навой. Палка. Ей вставляют цены. Ниты теперь собрать, навой кладём наверх. Теперь вешаем нити, надо набелки набивать, притыкать будем. Это проножки, затыкальник, привязываем к челноку(у нас целка называется) на пришву.





Это так:
-В бердо подавать.
-Навить на навой.
-Цены поставить.
-Униты подать.
-У бердо подать в набелках.
-Завязать на пришвы.
-Ткать, проножками работать.
-Одна нога – одна нита поднимается.
-Другая нога – другая нита.
Вот так и ткеть.



Кошели плести.

Рассказывает и показывает Владимир Ильич Митюшин:

-В июне, в конце, нужно с молодых липок метров по 5-6 луба снять. Это лутошки снимаем. Надрежешь – и сама отходит. Лутошка тонкая, высокая. Несу домой. Закапываю в навоз, в траву. В холодное место на три-четыре дня. Приношу домой штук 60 лутошек. Закапываю, чтобы мездра уплотнилась, замеженилась.
Потом начинаю обдирать. У нас говорят –пельсовать.Пельсовать – лыки драть. Напельсоваешь, надо циковать, то есть на лычки-заготовки резать.Режу на глаз. Если колодка большая, то лычки широкие.
   Кошель сплести – 10 часов работы. Одну половину плету, потом вторую.
   В кошеле не преет. не сохнет. не мнётся.
   Перед плетением лычки замачиваю, чтобы мягкие были. Начинаю заплетать, складываю лыки в клетки. Прошёл одну сторону, поворачиваю и второй ряд делаю при помощи кочедыка:
-Вытащи лычко из-под кочедычка.

-Плету лапти, сумки, хлебницы, портсигары. Научился от отца, он всю жизнь в лаптях проходил.
 Плетут лапти башкирские, мордовские. Биёвские лапти плетут с пятки, а мордовские с носка.
   Липу заготовлять лучше, где есть каменья, повыше, там лыко мягкое. На мочажине лыко жёсткое.


ПРАЗДНИКИ И БУДНИ.

-Зимой толькя отдыхнуть. Раньше клуба нету, телевизора нету. Откупают у какэй-нибудь молодушки избу, у вдовушки. Нясуть с собой полено, чтобы печку растопить, нясуть шкалик, чтобы душу повеселить. Вещёрки – это всё в деревне: девки прядуть, песни поють. Парни приходють с гармошками. Ухажор свою ухажорочку вызывает.



-Ещё супрядки делали.

-Про одёжу сказать:

-Носили зипун. Это такый плащ расклещёный, шерстяной, в талию сшить с подкладом до пояса.

-У девки юбощкя с воланщиком, кохта.

-У женщин обязательно платок, развязкой не ходили.

-В дальнюю дорогу надевали щапан(чапан), а повседневно носили визитку.

-Зипун – это бабам, а у мужиков визитка и шуба.

-Украшения: браниски – бусы из стекла, бисер, барки – хрустальные круглые украшения. У нявесты лента в косе алая, шелковая.

-Да тах-то полушалок, кохта, да юбка.





-Ещё скажу:

-Дитё народица, идуть к попу, хрестить, отмечать. Попа не стало, появилась у нас староверка, она хрестила. Я её и к сабе звала.
   Хрестила как? Купала, хрестики на руках, на ножках, на голове мазала. Хресный или хресная, если богатые, подарят маленькя, а хто беднай и тах-то.

-Осталась она пяти годощков, куды её. Как приехали забирать в детский сад, она меня обняла тах-то:
-Баушка милая, бей меня кажин день, толькя не отдавай в детдом.          
А которая забирает, тащит её к сабе. Я ей говорю:
-Ты её не тащи, я табе её не отдам.
  Она баит:
-Ты старая.
-Ну што, сколькя поживу. Помру, тогда и забираитя.
   Выходила, в 18 лет взамуж отдала.

Тах-то, моя золотая, тоже много горя приняла.
-А детей было шестеро, а кажнова жалко. Муж на войне, живой али мёртвай.

-Как умер, кладуть на лауку, ногами к двери. У меня мать умерла. Мастера гроб делали. Схоронять. Горящим на столе поминают.

   Прищитывали:
   -Милый ты мой сынощек,
    На кого ты нас покинул,
   Али мы табе надоели.
   Что ты нас спокинул…

-Прищитали, щай жалко. Я вот троих схоронила. Перва-то сноха умёрла. Потом сын умер. Потом дощкя умерла. Одна дощкя осталась. Троих своих, да двоих сиротлых…

-Рабёнощек родица в радость. Нынче молодыих мало. Всё больше уезжають. А раннее- то бегають:
-Цветик ты мой написной.
 Садик ты мой ясный!








ПРАЗДНИКИ.

-На праздники народу много собиралось. Родства было много: родственники, соседи. Собярутся и пощли с конца Биянки на конец.

-Святки шли две недели до Крещенья. Ходили ряженые. На полушубке плясали, на шерсти, чтобы овцы плодились.

-Праздники были Рожаство, Хрещенье, Масленица, Пасха. Да, ишо Благовещенье. Сейчас не стали отмечать.Больше всех – Духов день праздновали.

-На Рожаство поп ходил по дворам. Три дня Рожаство справляли. Прясь нельзя было.Прядём понемногу. На третий день поп идеть. Много народу собярутся. Все прячут, быдто не пряли.

-В Святки одевались солдатами, старухами. «Старуха»
 зипун наденет, подушки подложит, станет горбатой. Идуть, пляшуть солдаты. У них главный ёсь, охранник с кнутом. Колядки пели:
    Я пришёл не так,
    Давай денег пятак,
    Хлеба краюшку,
    Овса коробушку!
 
    Тауси, тауси,
    Тут летели гуси,
    Середь двора пали,
    Пёрышки роняли
    Кому эти пёрышки?
    Братцу Ивану на подушечку
    На пуховенькую,
    На шелковастенькую.

    У хызяина спрашивают:
-Кричать ли вам тауси?
-Кричитя!
    Кричим, хызяин выносит голень, ногу, черёмуху, горох. А мы всё тах-то берём.





-Помню на Святки ряженые ходили.

-На Хрещенье пролубь делали.

-В сочельник, накануне Рожаства, колядовали.

-У нас ещё престольные праздники были Микола летний(22 мая) и Микола зимний(19 декабря). Миколу зимнего сильно справляли, три дня гуляли.

-На Пасху яйца красили, костры жгли. Колёсы катали.
С улицы:
-Христос воскрес!
С горы:
-Воистину воскрес!

-За Пасхальной идеть Святая неделя. В авторник – Родители. На кладбище шли. Блины, пироги, яйца старушкам подавали.

-Унас больше всего Духов день отмечали. В этот день не работали. Специально в другой день работают, а в понедельник – Духов день.

-На Троицу вянки из бярёз плятут в лесу. Венки завивали, в лес идуть с гармонью. Плятуть крест.

-В Вознесеньё на гору ходили. Молились.Приносили иконы. Щасовня была. Пекли «лесенки». «Лесенки» ставили с иконой, потом старушкам раздавали, говорили:
-Христос воскрес!

-На Троицу, когда вянки плятуть, их в речку бросають. Не поплыветь – не выйдешь взамуж.

-На Пасху перед иконой свещку зажигали.

-Тяжело жили, но вяселее. Помощи сколькя было. На праздники уся Биянка собиралась. Слободнейше жили, с радостью. Тах-то.

-Льны убяруть, всё кончють, Ильин день пришёл(2 августа), купаться нельзя. А на Петров день ходили к щасовне, далеко. километров пять. Иконы туда носили. Родник там был. У родницке воду святую брали,умывали сглазу или что болить.



-Шесть дён работай, а сеьмой – на Бога. Уся Биянка к обедне ходила. Могли сено бросить убирать, а к обедне шли. В Духов день обязательно на кладбище. Столы ставили, поминанье. Поп святил.

-Церковь большая была, хорошая, это иде сейчас клуб. Служба была.
   Вот залез один наверх, хряпнул хрест.
 А поп жил, где сейчас сельсовет. Хороший был поп, ущил нас.
Попа звали батюшка, попадью-матушка. У их два сына замёрзли. Шли с Миньяру через гору, а холод их прихватил. Они прилягли и замёрзли. Вот я помню, их хороним, усих учеников собрали. Похоронили в ограде сыновей. Уси плакали, прищитали.



ИЗ СВАДЕБНЫХ СТОРОН.

-Управдошний жаних и невеста.

-Познакомились, отдали взамуж.

-Сначала прийдуть, делают «запой». Придеть родня, выпьють, договариваются, когда свадьба, когда заклад дарить…

-Перед свадьбой баню топить. Подружки мыють. А парни возьмуть и подопруть баню-то. Потом жаних прийдеть, яму ставят пирог с мясом, угощають.

- После свадьбы нявеста встанеть, идеть в конюшню. Все скоблит. Потом идеть за водой, а дружка караулит. Как идеть – хватаить вёдры и плесь, вылил. Опять за водой идеть.

-Свадьбу не одну собрали. Свадьбы три-щатыре сразу справляли.

-Одевались как? Юбка, кохта, платок. У жениха рубашка белая или голубая.

-Никаких декретных не было. Я последний месяц пашаницу убирала. Чуть-чуть успела в избу войти. Нелегко рожала.





-По шесть дён гуляли свадьбу. К дружке, к полдружке ходили.Да, тохда можно было гулять, по тридцать свиней дёрживали, да быки страшенные. Да, гулять можно.

-На стол ставили всё мясное: холодец, пироги. Сладкие пироги с малиной, с калиной, с черёмухой.

-«Запой» обычно на Новый год, в Рожаство свадьба.

-Пируют свадьбу.

-К нявесте на блины идут.

Елизавета Фёдоровна Шаркова рассказывает:

-Смолода познакомились. Сначала «запой», сватают, заклад делают, гостинец. Все родственники приходят – всем гостинец. На лошадех едуть со звонками. Нявесту в бане мыють. Жаних идеть к нявесте, должен быть курник. Да ещё жаниха проводить надо.

-Коренная – близкая подруга нявесты.

-На свадьбу сколь утиральников надо вышить, на всю родню.

-Утиральник,  вышивка с прошвой. Это когда в середине уставочка(вязаное украшение). На свадьбу дарили дружке, полдружке, деверю и сколь было всей родни.



В БИЯНКЕ ГАДАЛИ:

-Тянули из реки камни, какый вытянуть. Если гладкай, то и муж будет гладкай, если рябой, то и муж рябой.

-Идуть в хлев к овещкам. Какую шерсть вытянешь: белую или чёрную, шли на росстани. Ставили на росстани гнет. Куды упадеть, оттый и жаних.





-Украдешь у матери горсть льну и к бабушке ворожить. А баушка и скажет, какой жаних будеть.

-Ещё гадали на бобах, на картах.



В БИЯНКЕ ИГРАЛИ.

Валентина Ивановна Караваева рассказывает:

-Играли  в «жалезы кованы». Становились в два ряда. Один ряд кричит:
-Железо!
-А другой кричит:
-Ковано!
-Раскуй!
-Кем?
И называют кого-нибудь. Тот бегить. Надо разбить. Разобъёт – к сабе забирает. Не разобъёт, у тых остается.

-Яйца катають.
  На Пасху играли. Ставили яйца крашеные подряд сколь человек. Кажный свое яйцо ставить, ну и специально мяч шили чижоловый. Играли близ дворов. Кон – нащало. Береть мящ и старается катнуть яво. Раз сшибил – выиграл. Дёк – последний кон. Играли парни, мужики. А бабы сидять, кто с прялкой, кто сущить шерсть. Весной играли. Троица- межа играть в яйца.

-Играем «в кущки».
  Брали солому, сено, делали кущку. Делили её на щатыре, надо яйца в одну из кущек незаметно спрятать.Тады юбки у женщин были широкие.И вот они раскладывають. Пока одна колдуеть, другая накрываеть. Потом ищуть. Если найдеть, то выиграеть.

-Мужики играли в козны
Козны – это коли ноги свины, говяжьи варить, то там такые казанки ёсь. Они там назывались по-разному. Из этих казанков ставили фигуры и сбивали битой.





-В браниски.
  Девки играли. Землю нагребли кущку. Бусы-браниски в землю схороним. Землю разделят. Кому в кущке браниски найдутся.
Подружка отвернетца, в загребель какую, надо угадать.

-Играли в куклы, в колодки.
  Лапти плетут, деревянную колодку вытешут топором. Мы ету колодку повяжем платощком. Вот и кукла у нас. Не шили, так повяжем. Завернём так вроде в пелёнку и давай кормить её. Жуём ей и хлеб и суём. Положим, а друг дружку адманывали. Отвернетца подружка, у своей кукле хлеб уберём и говорим:
-Моя кукла хлеб съела.
  Спать укладывали, баюкали:
-Баю, баюшки, баю,
-Колотушек надаю.
-Колотушек двадцать пять,
-Будет Маня крепко спать.

-В щихарду играли, склянощки собирали.

-Когда вясну встречали, «жаворонки» кричали. Пекли «лестницы», «жаворонки», лезли на лабаз, чтобы повыше и оттый кричали:
 -Жаворонки, прилятитя,
-Зиму уняситя,
  -Лето приняситя.

-А провожали вясну – много народа соберёцца. У нас так было: на
Советскую(улицу) –ребяты, а девки –«на навоз». « На навоз» - это свозили куда навоз зимой, там тепло. Ребята много шмёток соберуть(старые лапти) и имя в девок лукаюца.

НЕЧИСТАЯ И НЕВЕДОМАЯ СИЛА.


-Домовых не видела, но сказывали про них. У нас рядом соседка жила, она удова(вдова) была. У её дети. Мы маленькие были. Нащнём играть, нам сказывали:
-Не шумитя! Сейчас дедушка домовой выйдеть!
-А какой домовой?
-Маленький, рубаха домотканая красная, штаны чёрные.
Мы ждём, ждём, домовой нет, не выходить.




  Ребятишки играють, гром стоить.
-Будьте потише, домовой придеть!
Ён с бородой, рубаха красная, на ногах сапоги.

Нина Алексеевна Ефимова рассказывает.

- Домовые разное делали. У лошадьёв косы плели. У нас тятя выйдеть, потом рассказывает:
-Я, баит, вышел, гляжу, перед меня старик какый-то. Старик лошадям овёс даеть.

-У нас лошадь была, так у неё уся коса заплеталась. Тятя обрежет, расплететь, а всё одно заплетается. Это домовой плёл.

-Домовой колоды(большой короб, ящик для сена на корм скоту) переворачивал. Дед утром выйдеть и обратно идеть:
-Айдатя, Фёдор, Иван, колода завалилась.

-Дед говорил, что домовой овёс лошадям давал.

-Бываеть, что домовой любить скотину. Тохда она на парах(здоровая, упитанная, ухоженная).

Елизавета Фёдоровна Шаркова рассказывает.

-Домовой был. Как без яво? В новый дом обязательно приглашали. Отец нёс икону, мать несла квашонку, дощь, сестра моя, несла кошку, а я со сковородником.
  Ну, остановились.Тятя первый зашёл, Богу помолился, икону поставил:
-Дощкя, кидай кошку на пещь!
-Дедушка домовой, люби кошек!

-У меня сын со снохой умёрли. Я в этот дом перешла. Мене кошку принесли, а слова не сказали, забыли, и я забыла, знать. Так у меня три кошки сдохли, замущилась я с имя, до тех пор мущилась, пока не купила кошку старую. Меня баушка наущила, что надо сказать:
-Дедушка домовой, люби всякую шерсь.
Толькя тохда кошка стала жить. А то толькя возьмешь, кошка околееть.

 


 Много, много было всего, но толькя не тах-то, как сейчас. Много
сейчас баушек из Уфы понаехало, молодых портют. Я сама про себя расскажу. Мы со внущонком в огороде стожок клали. Он несеть мне пирох.
-Это хто табе дал?
-Это мне дала тая женщина.
Она думала , что я буду пирог есть.. Я не стала. Я яво накрошила да курам дала. Кладём мы стожок. Милая, как куры заорали во всю мощь. Я говорю:
-Жень, слышь, похоже курица застряла. Я пошла посмотреть. Нет, всё на месте. А куры зевают, зевают. Что делать? Я пошла тут к одной бабушке, баю, тах-то, тах-то, что делать?
-А ты прочитай «Отче наш» и святой водой брызни их. Ну я прочитала «Отче», «Богородицу», обрызнула их, перестали куры зевать, а то во всю мощь зевали. Если бы я съела, то тах-то зевала. Вот, милай, што делается. А щас уже баушки помёрли старые(биёвские бабушки-знахарки).



Из других рассказов:

-У нас женщины раньше были, скидывали, говорили про них.
Скидывается, что значит свиньёй оборачивается или ещё чем.
  Рассказывали, поймають свинью эту, ухи обрежуть. Потом, как вроде знать их, смотрят: у жещины ухи обрезаны.

-Чтобы в огород ребята не лазили, пугали железной баушкой:
-Ребяты, в огород не лазтя, там железна баушка стоить.

-Ништо у нас жили племянница тятина да сестра старшая. Прибежали оны поздно вещером, задышалися:
-Матушка, мы щас через забор перемахнули, а баушка(железная) за нами.

-У нас в Биянке русалок нет, не водились. А вот кто пойдеть в Миньяр, там мочажина, вот там русалки водились. Какые они?  Страшные.

-Домовой на потолку живеть.

-Ребятам говорили:
-Вот колдун Хрыщ придеть…



ГАРМОНИШКА ГОЛОСИСТА,БАЛАЛАЕЩКЯ СТРУИСТА…

Валентина Ивановна Караваева рассказывает:

-Хороводы, милай, не водили. Пели песни , идя по улице.
Идуть гармонист, девки. На Советскую вышли, надо себя показать. Тут и «улошная» и « под пляску». Вот одна нащинаеть, другая подхватываеть.  Есть у нас ещё «биёвская подгорная». Ещё играли «зорешную».

-«Улошная» это как? Парень с девкой идуть. Он на гармошке играеть, а девка поеть. Вот «улошная». «Улошная» играется с задором.

-У нас как было? Девки сидять, прядуть, вяжуть, а ребяты к ним приходють. Прежде, чем подойти к избе, они играли «улошную». «Улошная»-задорная. А вот «зорешную» играли утром.

-Да, как расставалися оны, парень с девкой. Рассталися, девка пошла домой, а парень идеть по улице. Туман, чуть светает, жаль ему расставаться, вот он и играет «зорешную».

-С гармонистом ходили голосистые девки. Частушки поют, да подплясывают.

-У нас и гармошки были на разный лад. Были гармошки «простушки», были «венские».

-Тады больше собиралися вместя, вяселей было.

-Идёть гармонист по Подзаводу или по Подъилеку, играет, девки поют:
Пляши, Матвей,
Не жалей лаптей.
Матвей лапти разобъёт,
Тятька новые сплятёт.






-Плясовую как заграют на гармошке, полущается круг. Круг огромный. И вот друг перед дружкой выходють плясать:
Пошла плясать,
Толькя пол гудить.
Моё дело молодое,
Меня Бог простить!


БИЁВСКИЕ ЧАСТУШКИ

«Биёвска улошная»-биёвская уличная частушка. Записана от Сычёвой Елизаветы Фёдоровны. Играет на балалйке и поёт, каждую новую частушку начинает с длинного протяжного «э»:
 
Балалайкя, балалайкя,
Балалайкя, два крыла,
До чего любовь доводит:
Принародно плакыла!

Я на эту балалаещку
Навешаю всяго,
Чтобы эта балалещкя
Играла вясело!

Нету, нету у меня
Кустика малинова,
Нету, нету у меня
Тятеньки родимова!

Я умру 8 марта,
Вам, подружки, хоронить.
А тебе, дружочек милай,
За измену яму рыть.

Мама Сашу, мама Сашу
Мама Сашу хаяла.
А я Сашеньку любила
И души не чаяла.






Пусть картошки поварятся,
Я на печке полежу.
Пусть мой милой погордиться,
Я в окошко погляжу.

Я, бывало, выйду, выйду,
У меня два милого,
А теперь я выйду, выйду,
Нету ни единого.

Вот соперница идёть,-
Белые носощки.
Зашипела на меня,
Как змея на кощке(кочке).

Ты не пой наперебой,
Боёвая девщонощкя.
Тебе дай, а мне не надо
Моего милёнощкя.

Мене миленький изменит,
А я в кузницу пойду.
Он одну меня оставит,
В сердце камень положу.

Меня милка провожал,
На крылещке задержал.
Сколькя светит звёзд на небе,
Столькя раз поцеловал.

Становись, соседка, рядом,
Вон миленощек идеть.
Он котору лучше любит,
Он к которой подойдеть?

Подарил милай колещко,
Я одела,- велико.
Вот замрёт моё сердечко,
Сам уехал далеко.






Милай в армию уехал
Бескозырощку носить.
А меня дома оставил
Горюшко переносить.

Давай выпьем, кума, тут,
Давай тут, давай тут,
На том свете не дадут,
Не дадут, не дадут!

Обещался ко мне Коля
В половине третьего,
Время три, его всё нету,
Знать, злодейка встретила.

Проводила милава
До куста рябинова.
А от куста рябинова
Пошла домой без милава.

Эх, лапти мои,
Лапти липовые,
Не хотела я плясать,
Сами выскочили.

Эх, биёвские девчата,
По-биёвски мы поём.
Кто ребят  наших полюбит,
Всё равно мы отобъём.

Балалайкя, балалайкя,
Табе сено не косить.
Балалайкя, балалайкя,
Табе налоги не платить.

Скоро, скоро ли домой?
Скоро ли субботушка?
Надоела под горой
Колхозная работушка.






Гори, ясная лущина,
Гори, ясный керосин,
У нас толькя на пощёте
Коли Аристова сын.



Пели в Биянке песни…

В Биянке песни поют протяжные. Поют за столом, за работой, в праздник и в буден день.

Ехали солдаты со службы домой,
На плечах погоны, на груди хрясты.
Сын отца встречает:
-Эх, здорово папаша!
-Эх, здорова ли семья?

Семья, славу Богу, прибавилася,
Жана молодая сына родила!
Сын отцу ни слова, садился на коня,
На коня гнедого, да ехал до двора.

Мать стоить с улыбкой,
А жана в слезах.
Мать у сына просит:
-Прости, сын, жану!

-Мать я прощаю, жану никогда!
Закипело сердце в солдатской груде,
Заблистала шашка во правой руке:
-Сниму я голову с неверной жаны.

-Боже мой! Боже мой!
Что я наробил?
Жану я зарезал,
Детей осиротил!







Ой  калина, ой, малина…

Отдавали молоду на семнадцатом году.
Ой  калина, ой, малина, на семнадцатом году.

На семнадцатом году за седую бороду.
Ой  калина, ой, малина, за седую бороду

А седая борода не пускает никуда.
Ой  калина, ой, малина, не пускает никуда.

Пойду в пролубь за водой, возьму старого с собой.
Ой  калина, ой, малина, возьму старого с собой.

Возьму старого с собой, суну в пролубь с головой.
Ой  калина, ой, малина, суну в пролубь с головой.

Суну в пролубь с головой, а сама пойду домой.
Ой  калина, ой, малина, а сама пойду домой.

А сама пойду домой, меня встретит молодой.
Ой  калина, ой, малина, меня встретит молодой.

Меня встретит молодой, толькя чуточку рябой.
Ой  калина, ой, малина, толькя чуточку рябой.

Толькя чуточку рябой,но зато он милай мой.
Ой  калина, ой, малина, но зато он милай мой.

Но зато он милай мой, я люблю его душой.
Ой  калина, ой, малина, я люблю его душой!

***
Эх, цыганка-ворожейка ворожила,
Эх, дайте ключик от комода.
Эх, от тэй крышки  дубовыя.
Эх, достань деньги золотыя,
Эх, купить коня воронова,
Эх, для цыгана молодова.
Эх, он уехал за границу.
Эх, искать Машу круглолицу…
(каждая строчка повторяется два раза)




БИЁВСКИЕ АНЕКДОТЫ:

-Знащит, провожают биёвских в армию. Построили на линейку.
Ну сказывають:
-Так, украинцы – в одну, белоруссы – в другую, татары – в третью сторону. Усе разошлись, а наш биёвскай стоить.
-А ты что стоишь?
- Не знаю, я биёвскай. Не знаю, куда мне итить.

-Узяли биёвских в армию. Вот  дали им поесь. А везли далеко. И вот дали им вермишель. Ванька-то Хоманов, Яшкин-то, и говорит:
-А нам чём эта штука растёть?
Все робяты смеялись.

-Биёвскай в армию служить пошёл. Дали яму пакет. Он приходит к командиру и баит:
-Табе пакет.
А командир-то, ну, как сказать, грамотный, был, баит:
-Не табе, а Вам!
-А биёвскай поглядел-поглядел и баит:
-А на фиг нам.
Командир звонить другому:
-Ты на что мне дурака послал?
А командир биёвскай был, говорит:
-Умных-то к умным послал, а дурака к табе.

-А Никишка Капитонов как исделал? На покос-то ездил, Ваню-то нянчил. Приехал на покос, зыбку с телеги выташшыл. Надо кащать. Здоровай мужик был. Согнул берёзу, а не подумал, что получится дальше. Зыбку привязываеть к берёзе, ребенка туда положил и отпустил. Зыбка вон где оказалась. Никишка бегаить:
-Батюшки, что я исделал, батюшки, что я исделал?
Ладно Ваня-то с зыбки не вылетел.





Самые добрые слова и низкий поклон великим труженикам и хранителям народной мудрости – всем жителям деревни Биянка.

     Особые слова благодарности тем, кто помог нам собирать слова:

Караваева Валентина Ивановна,
Ефимова Нина Алексеевна,
Саблукова Анна Васильевна,
Шаркова Елизавета Фёдоровна,
Романова Анна Васильевна,
Митюшин Владимир Ильич.


*на фото - работа автора


Рецензии