челноки

               
           Перестройка или, как его назвали, государственный переворот, застал Юлькину семью в городе Риге. Шел 1990 год. У нее родился третий сын и она была в декретном отпуске. Вокруг стремительно менялись события. Каждый день появлялись тревожные новости.
           В институте, где Юлька работала, шли необратимые процессы: то смена руководства, то экзамены по латышскому языку, который не сдавали даже латыши. Быстро возник народный фронт. Ежедневно проходили митинги. Люди не понимали, что происходит.
             Закрылись училища, предприятия. Особенно досталось воинским частям: большинство офицеров покидали свои части и уезжали в поисках нового места службы. Люди оставались без средств к существованию. Русскоязычное население стало не гражданами Латвии. Бывшие друзья стали врагами.
               Семьи военнослужащих получали круглый штамп в паспорте. Это означало, что они не имеют права выезда и права на дальнейшее получение гражданства. Все распродавалось и разворовывалось. Магазины опустели. Работу найти трудно. Вот тут- то и появились «челноки».
               У Юльки муж военнослужащий и ему повезло. Он перевелся в столицу на новое место службы. Стоял в очереди на получение квартиры. В течение года ему обещали выделить жилье. Юлька с тремя сыновьями выживала как могла.
   В Латвии ввели новую валюту лат. Один лат был дороже доллара. Квартплата подорожала в разы. Половины зарплаты мужа хватало только на третью часть платы за квартиру. Юлька решила действовать.
             Недаром в народе говорят:
             - Голь на выдумку хитра.
   Действительно. Люди находят даже в сложных ситуациях решения, которые помогают им выжить. Юлькина способность «разруливать» проблемы помогла в этой сложной ситуации.
             Она изменения в стране приняла как данность, к которой нужно в данный момент приспособиться, а потом разбираться. От подруг узнала, что туристические автобусы возят людей в Польшу на рынки и там продают вещи. Побегала по магазинам в поисках товара, который можно повезти на рынок. Ничего не нашла. Пусто.
              Давно уже все выкупили предприимчивые граждане, которые быстро сориентировались, где и как можно заработать. Выручила подруга Алла. Выпросила у заведующей магазином детских товаров несколько костюмчиков, детские колготки, какие-то шапочки, маечки. Алла походила по Юлиной квартире, собрала детские игрушки, которыми никто уже не играл. Заглянула в сервант. Вынула вазочки, безделушки и спросила:
              - Юля, что еще у тебя есть? Давай детские вещи, которые не нужны.
В общем, отоварила Юльку.
               Да, но у нее маленький ребенок. Муж в другом городе. Ехать не в чем. Даже в этом году она не смогла купить спортивные костюмы детям в школу.  Выход все же нашла.
       Муж Аллы, военный летчик, принес ей хлопковую ткань с грузового парашюта.  Юля вспомнила, как ее бабушка красила ткани. Раздобыла краски и перекрасила ткань.
      Школьные уроки домоводства помогли ей сшить спортивные костюмы детям, а себе она умудрилась сшить блузку. Расшила ее всякими бусинами. Хорошо, что был журнал «Бурда». А вот с юбкой пришлось повозиться. Получилась только кокетка с застежкой на боку. Полотнища пришить к кокетке не получалось. И она придумала:  не стала сшивать между собой клинья, а пришила каждый к кокетке. Получилась юбка с четырьмя разрезами. Подруга осталась довольна:
              -Да и не видно этих разрезов, хорошо.
               С паспортом у Юли все в порядке. Она ходила к начальнику полиции, объяснила ему, что муж в другом городе, трое детей и неизвестно откуда ей ждать помощи.
               Начальник полиции высокий, плотный и угрюмый мужчина молча ее выслушал. Зашел в канцелярию и приказал поставить ей в паспорт квадратный штамп. Это означало вид на жительство. Она могла свободно передвигаться.
              С кем оставить ребенка? Помогли коллеги по работе. Отдел, в котором она работала еще существовал. Отправили старшего инженера Галину Семеновну на три дня к Юлькиным детям.
               Алла договорилась с туристической фирмой и Юлька поехала в свой первый коммерческий рейс.
               Автобус был большой, заполненный до отказа. Люди заняли сиденья.  Проходы, отсеки, багажники были завалены товаром. Чего только там не было: туристические палатки, резиновые лодки, инструменты, утюги, какие- то мешки. Юлькина сумка тоскливо приютилась наверху.
               Экскурсоводами были две молодые девушки. Они были знакомыми Юлиного мужа. Он им иногда помогал с экскурсиями. Они узнали Юлю, осмотрели ее с ног до головы и спросили:
                - В каком бутике покупала костюм?
Юлька криво усмехнулась и подумала:
                -Знали бы вы где она покупала и благоразумно промолчала.    
Девушки взяли ее под свой контроль и защиту. Защищать было от кого.
                Подвыпившие мужчины бурно вспоминали предыдущие поездки. Быстро перешли на ты. Надоедали своими расспросами, советами. Женщины шумели не меньше. Обсуждали маршрут, спорили на какой рынок надо ехать. Кое-как угомонились на первой латышско-литовской границе.
              Строгие пограничники и таможенники проверили документы, вещи. После досмотра народ угомонился и уснул до следующей границы. Проснулись, когда снова по автобусу шли пограничники. Сначала литовские, потом российские. Бегло осмотрели вещи. Просыпаться не хотелось, с улицы тянуло прохладой. Пришлось выйти, осматривали автобус. Настроение было тревожное. Ехать еще долго. А что там впереди?
             Юлька все время думала о детях. Справится ли Галина Семеновна с детьми? Старшие уже взрослые, могли бы и сами похозяйничать, а вот малыш! Ему всего годик, а у Галины Семеновны нет своих детей, сможет ли она приготовить детское питание? Женщина разволновалась, но потом взяла себя в руки. Это временная необходимость.
             Рано утром подъехали к Калининграду, свернули на дорогу к КПП и остановились. Впереди стоял нескончаемый поток автотранспорта. Очередь растянулась на десять километров. Водитель потягиваясь сказал:
             - Будем стоять сутки, а то и больше.
               Юля совсем расстроилась.  Галина Семеновна осталась только на три дня.
          Она вышла из автобуса на дорогу и стала думать, что делать. По дороге на КПП постоянно проезжали служебные машины. Она взглянула на них и увидела в машине знакомые лица офицеров. Однополчане мужа по службе в Латвии. Одна машина остановилась и из нее выскочил офицер. Юля вспомнила, что работая заведующей библиотеки в воинской части, она приезжала к нему в Лиепаю с проверкой книжного фонда. Читала лекции по литературе, провела какой-то музыкальный вечер. Военнослужащие ее дружно провожали, просили еще приехать.
          Офицер подскочил к ней, расспросил что и как и рассказал, что их перевели сюда служить, в Калининград:
          - Я сейчас поеду на КПП, пришлю машину, она провезет ваш автобус без очереди. Сел в машину и уехал.
   
           Юлькины попутчики стали расспрашивать о разговоре с офицером. Она не стала ничего объяснять. Вдруг никто за ней не приедет. Минут через сорок подъехал УАЗ. Водитель попросил всех садиться в автобус, приготовить документы и показал жестом следовать за ним.
           Обрадованные «челноки» заскочили в автобус и  при полном молчании поехали на КПП. Наконец, проехали шлагбаум. Пограничники пригласили людей пройти на паспортный контроль. Солдаты Юльку узнавали:
           -Юлия Михайловна, как вы живете? Где остались? Может приедете к нам?
 Подошли таможенники, стали проверять вещи:
           - Юлия Михайловна, вы куда едите? В детский мир?
           - Ой, ребята, что сумела, то и взяла.
            Поляки пропустили быстро, даже не досматривали. Проехали границу. Вот мы и в Польше! Какой шум поднялся в автобусе. Хохот, крики, восторг, радость, что удалось провезти весь товар.
             Маршрут обговорили еще в автобусе. Решили ехать поближе к границе. А потом севернее. Остановились в маленьком городке. Подъехали к базару. Небольшая площадь, на ней несколько киосков с водой, бутербродами и сосисками в тесте.
             Базар полон челноков. Два автобуса с Украины припаркованы рядом. Юлькин автобус тоже разгрузили. Люди разбрелись в поисках места. Видно было, что недавно прошел дождь, песок мокрый. Ей досталось место на песке, рядом с бойким молодым человеком из Харькова. Он что- то постоянно выкрикивал. Она не прислушивалась. Расстелила скатерку, выставила свои игрушки и детские вещи. Стояла молча, к ней никто не подходил.
            Молодой человек между криками-зазывалками посмотрел на Юлю и сказал:
             -Да разве так торгуют? Смотри как надо. Закричал:
             -Бритва Харькив, бритва Харькив, подходи, одна осталась.
Какой-то полноватый поляк средних лет розовенький, ухоженный, подошел к парню:
              -Это цо?
              -Это Харькив! ЖЖ-ЖЖ-ЖЖ , парень стал водить рукой по лицу.
              -Бери, пан, не пожалеешь.
              -Н е е, пани!
              -Так зови свою пани.
Подошла пани:
              -Это  цо?
              -Это  Харькив. 
              -А запчасти?
              -Ты, что, пани? Это тебе не Филипс-это Харькив! Будет работать вечно!
              -Беру.
Парень быстро берет коробку, песок попадает в пакет. Пани говорит, показывая на пакет:
              -грязя.
              -Бери, пани, грязя тоже ваша.
Юля с восторгом наблюдала за парнем, а он в это время распродал и ее товар и сказал:
               - вот так надо.
          Юля держала семьдесят пять долларов и была счастлива. По тем временам это было хорошо. Теперь она сможет заплатить за квартиру и еще много что купит. Она пошла по базару, в поисках своих попутчиков. Ее окликнул Владимир, сосед по автобусу:
              -Юля, скажи, что у меня пани просят? Что-то райское и показывают на ноги.
              - А что они говорят?
              - Р а й с т о п ы!
              - А, это колготки!
              - А я думаю какой рай они просят!
Женщина пошла по рядам, посмотреть подарки сослуживцам, детям. Нашла своих «челноков» и изумилась. Они торговали всем: начиная с золотых украшений и заканчивая сверлами, утюгами, сварочными аппаратами. И как они  это провезли? Все приветливо раскланивались с ней, шушукались. Улыбались. Польки, рассматривая ее парашютный наряд, цокали и говорили:
               -Борзо, пани, борзо пани.
Юлька подумала, как быстро распространяются новости: кто проехал через границу, кого не пропустили, что конфисковали, кому повезло.
Покупая кофе, познакомилась с одной семейной парой из Риги. Поделилась своим волнением за оставшихся детей и неожиданно получила приглашение поехать с ними обратно. Они уже уезжали.
Женщина обрадовалась и побежала к своим в автобусе сказать, что уезжает на частном автомобиле РАФ со знакомыми. Что тут началось. Прибежали все и заявили, что без Юльки не поедут. Пришлось оставаться.
              Она уложилась с этой коммерческой поездкой в три дня. Привезла всем подарки. Отдел месяц пил классный кофе. Дома все было в порядке.
               Еще одна поездка состоялась в Гданьск, под Новый год. Но об этом другой рассказ.   
 


Рецензии