О бюрократах в СССР и сейчас

Тему о чиновниках я поднимаю уже второй раз. Первая публикация на эту тему называлась «О чиновниках» Свидетельство о публикации №217062200035. Но тема настолько обширная и неисчерпаемая, что  появились некоторые мысли на эту тему, которыми хочу поделиться со своими читателями.

Пытаясь разобраться в Интернете с численностью чиновников в СССР и в настоящее время, столкнулся с тем, что  издания дают совершенно разные цифры, которые публикуются на  интернет-ресурсах.  Так каким  из них верить, не пойму. Остается верить своим глазам.  Количество чиновников на федеральном, региональном и муниципальном уровне растет, и это скрыть невозможно. 

В одной таблице, которой захотелось поверить, приводятся цифры количества чиновников в России с конца 18 века.  Тогда их было 0,6 на 1 тысячу жителей России. Потом цифры были более точные. 1857 год – 2 человека, 1897 год – 1,2, затем к 1913 году эта цифра достигла 1,6 чиновника на 1 тысячу жителей России.  Но все это было при царском режиме.

А вот статистика при советской власти следующая. 1922 год – 5,2 чиновника, т.е.  налицо очень большой рост.  Как известно, над всеми хозяйствующими субъектами появились партийные  смотрящие в лице парторгов в организациях, на предприятиях, и вышестоящие комитеты со своим штатом сотрудников. Из-за этого практически и удвоилось число лиц, входящих в категорию чиновников.  И затем количество чиновников на 1 тысячу граждан в СССР продолжало расти, но не таким высокими темпами. 1928 год – 6,9 чиновника, 1940 год – 9,5, в  1950 году был самый высокий показатель чиновников – 10,2 чиновника на 1 тысячу.  К 1985 году этот показатель снизился до 8,7 чиновника на 1 тысячу.  По многим данным, общее число чиновников в эти годы колебалось в пределах 2 миллионов человек на более чем 300 миллионное население в ССССР.

Как известно, одним из лозунгов, под  которым воевали с КПСС  «демократы» и либералы в конце 80-х годов, было обвинение в огромном количестве чиновников, т.е. бюрократов.  И вот Советский Союз рухнул, к власти пришли те самые демократы, и что же мы видим в последние 25 лет?

А эта  подсказывает статистика. С 1994 года, когда появились первые точные о числе чиновников в «демократической» России, их число неуклонно росло и в 2012 году достигло отметки 2,2 миллиона человек, и это на 140 миллионов жителей нашей страны. Т.е. за 25 лет реформ в России число чиновников увеличилось почти в 3 раза.  И это при том, что не раз раздавались обещания Президентов Путина и Медведева сократил то на 10, то на 20% численность чиновников в стране, но каждый раз происходил обратный процесс – их количество росло.  И росла заработная плата бюрократов всех мастей. Вот что мне удалось разыскать.

По данным Росстата, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в I квартале 2010 года составила 24,5 тысячи рублей — выросла на 1,6% в сравнении год к году, зарплата муниципальных служащих увеличилась на 3,1% - до 22,9 тысяч рублей. При этом, размер средней зарплаты по России составляет всего 20,3 тысячи рублей, но при этом нужно учесть, что такие деньги реально получают лишь 33% россиян, а остальные имеют более низкие доходы.
Среди госслужащих, самой высокой оказалась зарплата у региональных законодателей. В законодательных органах власти субъектов федерации получают в среднем по 42,8 тысячи рублей в месяц. Причем, в прошедшем году зарплата там выросла на 8,8%. Второе место по зарплате занимает служба в органах исполнительной власти субъектов, где зарабатывают от 33,3 тысячи рублей, за прошлый год их зарплаты выросли на 9,5%. А самыми «малообеспеченными» оказались представители судебной власти и органов прокуратуры.
Но главное для чиновника не зарплата, а степень доступа к принятию решений, ведь от этого зависят размеры их взяток. И лучше всего попасть «в органы», связанные с бизнесом. За последнее время количество выявленных преступлений, связанных с вымогательством у предпринимателей незаконного денежного вознаграждения за предоставление в собственность или аренду имущества и земельных участков, значительно возросло, сообщил глава департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД Юрий Шалаков. По его словам, в прошедшем году подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями выявлено в полтора раза больше преступлений, связанных со взятками чиновников госслужбы. А средний размер взятки увеличился почти втрое и составил более 27 тысяч рублей. При этом количество преступлений, связанных с получением взятки, увеличилось за год на 26%.
Однако, как пояснил  старший экономист компании экспертного консультирования «Неокон» Олег Григорьев: «Эти цифры по взяткам появляются уже не в первый раз, но мне не очень понятно, как они рассчитываются. Методом опроса самих взяточников, или тех, кто дает взятки? Звучит неубедительно. По уголовным делам это может быть только случайная выборка, около 0,5% от всех случаев взяточничества в России, которая статистически не показательна. Есть мелкие взятки, которые берут „гаишники“, они исчисляются тысячами рублей. А есть особо крупные, которые дают чиновникам девелоперы — в миллионах рублей. И эта цифра в 27 тысяч похожа на „среднюю температуру по больнице“, хотя и она, скорее всего, должна быть гораздо выше. Но вероятность того, что взятки в стране выросли за время кризиса, конечно же, существует. Все законодательные меры, которые сейчас принимаются против коррупции, имеют отношение к пропаганде „здорового образа жизни“, но мало — к практике. Это просто правительственная „пропаганда законами“. А для того, чтобы реально остановить рост взяточничества, нужна мотивация государственных служащих, работающих с бизнесом. Пока люди идут на госслужбу лишь ради того, чтобы добиться поста, на котором можно получать большие взятки, коррупция в стране будет только расти. И никакое пяти- или даже двадцатипроцентное сокращение числа чиновников здесь не поможет».

А вот еще интересный взгляд на чиновничество.
Особенности бюрократической экономики
Коррупции в России особенно подвержены чиновники, отвечающие за рассмотрение и решение вопросов в сферах распределения и добычи природных ресурсов, осуществления внешнеэкономической деятельности, банковских операций, кредитования, использования средств федерального, региональных и местных бюджетов. А также приватизации, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, проведения земельной реформы. И если даже число этих бюрократов сократят на 20%, то их в России останется еще 1,9 млн — почти в 5 раз больше на душу населения, чем в СССР.
«Помимо заработной платы, которая в несколько раз выше чем у ученых, преподавателей, врачей, библиотекарей, чиновник получают взятки — этот источник доходов является главным для бюрократии, — пишет в своей монографии ведущий научный сотрудник института экономики РАН Александр Потемкин. — по оценкам Минэкономразвития, на взятки уходит более 10% всех доходов страны. Это официальные цифры. Думается, что они занижены как минимум в 1,5;2 раза. С учетом же доходов бюрократической элиты от прямого и скрытого участия в хозяйственной деятельности госмонополий и олигархических структур, заработной платы чиновников и прочих расходов на содержание бюрократических аппаратов всех уровней, бюрократическая система поглощает до 35;40% доходов страны. И эти цифры с каждым годом увеличиваются.

Деньги, выплаченные чиновникам в виде взяток, изымаются из экономики страны: крупные взяточники хранят их на оффшорных счетах, мелкие — «в чулках». Мало того, взятки, которые чиновники берут с предпринимателей, учитываются в цене на продукцию их предприятий. В итоге рост цен за счет взяток составляет около 5% в год. Таким образом, годовой рост инфляции более чем на 40% обеспечивается «коррупционным налогом», которым чиновники обкладывают бизнес.
В России сформировалась беспрецендентная система хозяйствования — бюрократическая, представляющая собой конгломерат рыночной, планово-административной и феодальной систем. Таков окончательный итог реформ Гайдара и его команды".

А вот еще несколько примеров, которые я нашел во «всемирной паутине».  И они не совсем увязываются с теми цифрами, что я уже привел.
Например, в Орловской области – самой маленькой среди российских регионов, с населением 759 143 человека, в органах власти всех уровней - государственных и муниципальных - трудится 13 988 служащих. Местные СМИ тут же подсчитали: на одного чиновника приходится 55 «подопечных», включая младенцев и детей школьного возраста.
Для сравнения: в 2000 году общее количество служивых людей в области составляло 8 652 человек (рост в 1,6 раза). Население за тот же период сократилось на 75 тысяч человек, закрылись пять промышленных предприятий, практически ликвидирован малый бизнес, едва дышит сельское хозяйство.  Люди делают вывод: в области активно плодятся только чиновники. Зачем?
- Самовольно расширять штаты государственных и муниципальных служащих мы не имеем права, - заявили «НИ» в Департаменте государственной гражданской службы, кадров и противодействия коррупции Орловской области. – Это зависит от политики центра, он решает, какая численность служащих необходима для лучшей управляемости государством. Будем команда на сокращение – значит, будем сокращать.
Дамоклов меч над армией российских служивых в общем-то висит беспрерывно. Бывалые чиновники рассказывают, что половина рабочего времени у них уходит на гаданья: когда их будут «резать». И главное – за что?
 В истории России ни разу не проводили анализ эффективности работы чиновников: кто чем занимается и насколько эта работа вообще нужна, - поделился  Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ, экс-замминистра труда РФ.  В XVII в. государевых людей было около 15 тысяч на всю страну. Начиная с Петра I, управленцы в России множатся. К 1982 г. госаппарат вырос до 2,5 млн чел. С тех пор не раз предпринимались попытки сократить аппарат, например, в 2010 г. было принято решение о сокращении чиновников на 20% к 2014 г. Сами чиновники в это не поверили, и, как видите, для них все обошлось наилучшим образом.

Точное количество работников, состоящих на службе у государства, трудно посчитать даже Росстату - чиновник умеет маскироваться, многие организации называются по-хитрому – типа концернов с частичным госучастием. На деле эта «частичность» является полным содержанием штата на бюджетные деньги. Тем не менее, даже и без этих хитростей чиновничья армия в стране составляет более 6 млн. человек. Из открытых источников  сделали небольшую выборку по ветвям власти, дающую представление, сколько управленцев на них сидит. Вот что получилось.

Законодательная власть (члены Совет Федерации, депутаты ГД, помощники и аппарат двух палат парламента) – 15 тыс. чел. Плюс 35 тысяч депутатов республиканских, краевых и областных законодательных собраний и их аппарат. Плюс 700 тысяч депутатов городских и районных законодательных собраний с аппаратом (в России - 24 тысячи муниципалитетов).

Исполнительная власть: министерства, ведомства и их региональные филиалы – 700 000. Администрации регионов, региональные министерства и ведомства с аппаратами – еще 600 000 человек. Чиновники муниципальных образований – 1 млн. чел.
Контролёры: лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы -1 млн. 300 тыс. чел.
Фонды: пенсионные, социальные, страховые и пр. - 1 млн 500 тыс. чел.
Росстат называет более скромную цифру госслужащих - 1 млн. 107,3 тысяч человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих не чиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в зданиях с гербом и флагом, то на одного настоящего бюрократа приходится как минимум два из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам и шестимиллионная армия, сравнимая по численности со средним европейским государством.

Статистика, похоже, не поспевает не только за мимикрирующими туда-сюда служащими, но и не учитывает «новообразования», растущие в России как грибы. Простые налогоплательщики о них либо уже забыли, либо вообще не подозревают, что они есть.
Кто-нибудь сможет сейчас сказать, что делают полпреды и их аппараты в федеральных округах? Может ли кто-то просто вспомнить пофамильно всех полпредов? Не говоря уже о том, что нет никакого специального экономического планирования в рамках федеральных округов. А потому сами эти округа во главе с полпредами существуют только на бумаге. Этот институт создавался в начале 2000-х: его появление объяснялось необходимостью ликвидировать федеративный эгоизм, скрепить регионы, помочь собрать страну воедино. Прошли годы… Продолжаем скреплять.

Или почему, например, тот же Дальний Восток нужно непременно развивать с помощью отдельного министерства? Зачем тогда нужны губернаторы и вышеупомянутые полпреды?
В стране, где практически не осталось регулируемых цен, вполне уютно существует отдельная Федеральная служба по тарифам. Теперь ее вроде как «догадались» присоединить к ФАС. В стране, где нет государственной монополии на производство алкоголя, действует Росалкогольрегулирование.
В октябре 2015 года — в разгар кризиса, у нас создали очередное новое старое ведомство: госкорпорацию по поддержке малого и среднего бизнеса. В России за последние 20 лет неоднократно возникали такие специальные органы. В результате, доподдерживались так, что малый бизнес уже еле дышит. Но в России другая логика: под любую проблему, существующую, назревающую или даже отсутствующую, у нас тут же пытаются создать новое ведомство. Непременно государственное. Непременно отдельное. И непременно большое. Все хотят бюджетов, полномочий, штата сотрудников. Вот так в итоге и вырисовывается умопомрачительная цифра: 108 чиновников на 10 тысяч населения. В 2013 году было 102. Для сравнения, в СССР, считавшемся царством бюрократии, их было на максимуме 73 человека на 10 тыс. населения. При этом по рейтингу качества государственного управления Всемирного банка в 2013 году Россия занимала 120-е место среди 210 стран.

- Дело не в том, много или мало народу работает на государство, - говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.- У нас государство жесткое, многоголовое, избыточное там, где не надо, и слабое там, где надо, - например, в здравоохранении и образовании. Это отражается в таком параметре, как отношение расходов бюджета к ВВП. По этому критерию экономисты судят, сколько денег государство готово потратить на развитие гражданина, на то, чтобы он был счастлив, образован и здоров. Если в Германии это 50-52%, то в России вдвое меньше. Поэтому у нас лучший бизнес - сесть в чиновничий кабинет. В госуправление очень часто устремляются безответственные любители легких денег, - с горечью заключает экономист.

По деньгам вопрос очень интересный. Официальная статистика говорит: если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м – 682,7 млрд. Рост составил 31%, и продолжает идти вверх, несмотря на кризис и на известный приговор «денег нет», с которым теперь живет вся «простая» Россия.  Наверху другой мир. В 2017 году зарплата депутата без дополнительных премиальных и надбавок за особенные успехи в труде составляет 360 000 рублей. Вы удивитесь еще больше, когда узнаете заработок председателя комитета Государственной думы – 500 000 рублей. Заметьте, это лишь официальная статистика.
Судя по налоговым декларациям, 40 000 госслужащих входят в число богатейших людей страны. Средние размеры зарплат в федеральных органах власти, которые обычно фигурируют в открытых источниках, 115, 7 тыс. руб. Но те же «источники» недавно опубликовали и другие, более близкие к реальности зарплаты, которые подтверждает и Росстат: аппарат правительства – 228 475 руб., администрация президента – 218 648, Счетная плата 180 691, Госдума (без депутатов) - 170 848, Совет Федерации – 176 149 рублей. Тем не менее служивые по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату в федеральных органах власти повысят не менее чем в 2 раза. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб. (Прим. В 2016 и 2017 году согласно Указу Президента зарплата многим категориям госсужащих была заморожена)

В регионах зарплаты скромнее, средний оклад чиновников 35 тысяч рублей. Больше всего получают в Тюменской области, на Чукотке и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%. Исключение – Сахалинская область. Оклады чиновников здесь почему-то на 50% ниже, чем у всех.

И напоследок вишенка на торте. Надбавка к пенсионному обеспечению чиновников предусмотрена в размере 75% от среднего заработка за годы службы в государственной структуре, причем если раньше чтобы претендовать на эту надбавку нужно было трудиться всего 3 года, то с 2017 года период увеличивают до 10 лет. Теперь и захочешь, многих не выгонишь. Доплаты парламентариям, которые вышли на заслуженный отдых, по подсчетам Алексея Кудрина, достигают 40 000 - 50 000 рублей. Для сравнения, средняя пенсия российской бабушки 13 700 рублей, из льгот – в лучшем случае, бесплатный талон на баню и проездной за полцены. Какие претензии? Да никаких! Каждый получает от государства то, чего заслуживает.

Мне по роду своей деятельности удалось побывать за границей и кое с чем сравнить. Например, в 1990 году врач, работающий чиновником в департаменте здравоохранения города Анкоридж, штат Аляска, США,  имел годовую заработную плату 60 тысяч долларов (учтите, еще тех, «богатых» долларов, доинфляционных). А практикующий врач терапевтического профиля – 120 тысяч, а хирургического профиля – 180 тысяч. Вот поэтому врачи США в чиновники шли очень неохотно, в отличие от  «демократической» России, где врачей, желающих занять кресло в местных органах власти, хватает. В мою пору чиновником краевого уровня,  в отделе здравоохранз них врачей было около 2/3. А сейчас Минздрав края насчитывает больше 100 человек, и еще к этому добавьте  примерно  40 человек в фонде медицинского страхования. И врачей в их составе не менее 50%.

Мне в свое время часто задавали вопрос – а что входит в твои обязанности, и в обязанности рядовых чиновников краевого органа управления здравоохранения. Начну с рядовых сотрудников.  В годы советской власти они должны были готовить аналитические материалы, данные всевозможных справок о проверках медицинских учреждений, готовить  проекты распорядительных документов. Вели обширную переписку с лечебно-профилактическими учреждениями, разбирали жалобы пациентов и отвечали им по результатам разборки. Некоторым из них приходилось часто ездить  в командировки по краю площадью более 800 тысяч квадратных километров,  где от северной точки до южной расстояние почти 2 тысячи километров. 
А теперь о моих обязанностях. Вот их перечень.
1. Подготовка  планов работы отдела здравоохранения на год с поквартальной разбивкой.
2. Подготовка документов в Минздрав РСФСР, в крайком партии и в крайисполком, включая согласование проектов постановлений крайисполкома по нашей отрасли. .
3. Подготовка проектов приказов отдела здравоохранения, решений коллегий отдела.
4. Организация работы всех секторов отдела и контроль за выполнением  всех приказов отдела здравоохранения,  приказов вышестоящих органов.
5. Организация работы краевой аттестационной комиссии по присвоению категорий врачам и контроль за работами комиссий в городах и крупных ЦРБ по присвоению категорий средним медицинским работникам.
6. По должности я был включен в состав Ученого Совета Хабаровского государственного института и был членом комиссий института на вступительных и выпускных экзаменах.
Переходя на работу в краевой отдел здравоохранения с должности главного специалиста края,  я потерял в зарплате более 20%. Нет, должностной  оклад был выше, но я лишился возможности подработки по совместительству и преподавать в медицинском институте.

Я далек от мысли, что в советское время все было идеально, но все же такого беспредела не было.  Причем тоже на всех уровнях власти, но в разных республиках  по-разному.  Наиболее выраженное кумовство, мздоимство было на Кавказе и в Закавказье, республиках Средней Азии и в Прибалтике. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке такая «конвертная» система в 80-е годы не получила большого распространения.

Вот что написал о бюрократии на самом высшем уровне в своей книге «Воспоминания и размышления» Виктор Степанович Пастернак, многолетний председатель Хабаровского крайисполкома.
«Коротко о бюрократизме в высших сферах власти. С каждым годом замечал, что больше и больше наших (местных) вопросов Центр замыкал на себя. Это, прямо скажу, вредило общему делу. Прежде всего, порождало иждивенчество на местах, терялось драгоценное время на решение несложных, но неотложных проблем. Бешено росли расходы на командировки в Москву, мы лишались оперативной возможности вносить коррективы в свою деятельность, учитывая реально складывающуюся обстановку и пр. Но зато были строго подконтрольны Центру, а, по сути дела, находились в руках его бюрократов. (Прим. – это наблюдалось в  последние годы правления  Брежнева, при Андропове, Черненко и Горбачеве)
Например, случилось наводнение или какое-то другое непредвиденное событие, но я, председатель крайисполкома, не имел права скорректировать титульный список жилищного строительства с тем, чтобы перенести строительство нескольких домов из благополучных районов в пострадавшие. Для этого надо было лететь в Москву, в Госплан РСФСР, пройти целый ряд бюрократических ступенек, каждого, с кем встречаешься, убедить (и не только на словах), а потом еще не быть уверенным, что с их мнением согласиться «высшее» начальство. (Прим. – такое есть и в настоящее время на муниципальном уровне. Помню, будучи директором Нефтеюганской больницы, увидел  по итогам работы за полугодие небольшую экономию по статье на содержание больницы, произвел силами организации, обслуживающей больницу, ремонт отмостки вокруг здания до начала холодов, которые наступают рано в северных краях. За это получил нагоняй от городского руководства. Надо было подать заявку на проведение этих работ, объявить конкурс, выждать месяц и  потом объявить победителя. И лишь потом уже в холодное время выполнять бетонирование отмостки.  Абсурд! Я не потратил ни рубля денег сверх годовой сметы больницы, выполнил работы в благоприятное время  с высоким качеством )

Однажды, набегавшись безрезультатно по многочисленным бюрократическим «ступенькам» Госплана РСФСР, потеряв неделю времени и ничего не решив, я пробился к председателю Госплана и в большом возбуждении высказал свое возмущение госплановским бюрократизмом. Он спокойно выслушал меня и так спокойно говорит: «Что ты напрасно расстраиваешься и ругаешь всякими страшными слова госплановских бюрократов? Бюрократы Госплану очень нужны. Если бы их не было, то вы (территории) за один бы день растащили весь Госплан. Ведь все вы ездите в Госплан только с просьбами: «Дай да дай!». И никто нам не скажет: «На, Госплан, возьми» Вот мы и вынуждены спасаться от вас за спинами своих бюрократов. Так что напрасно ты их ругаешь и так расстроился».

Вроде бы отшутился, а на самом деле обнажил суть существующей нашей системы. Подобные «шуточки» высказывались не только на республиканском уровне, но и союзном.  Мне вспомнился разговор с одним из старейших и опытнейших начальников отдела Госплана СССР. Встретились мы в связи с тем, что ему первый заместитель Председателя Госплана поручил ответить на одну письменную просьбу Хабаровского крайисполкома. С руководством Госплана договорились, что решение будет положительным. За большим письменным столом сидел старенький, но очень симпатичный человек. Узнав от меня про письмо, он быстро (вслух) соображал: «Так, этот поручит этому, а этот – тому, тот тоже поручит  «Иван Иванычу», а вот уж «Иван Иваныч» не может никому поручить. У него находится ваше письмо». Быстро дает команду молоденькой симпатичной секретарше соединить его с «Иван Иванычем». Тот – на «проводе». Следует (почти дословно) такой разговор:
- «Иван Иваныч», письмо Хабаровского крайисполкома по такому вопросу у вас?
- Да, уважаемый (имярек) у меня.
- Вы его рассмотрели?
- Да, уважаемый (имярек) и решили.
- Как?
- Отказом, естественно, уважаемый (имярек)!
-  «Иван Иваныч», да как же вы так?!
Затем «старичок» говорить, что «шеф» считает наоборот, надо решить положительно. «Иван Иваныч» мгновенно отвечает, что сейчас все будет решено положительно и через 15 минут ответ будет у «старичка» на подписи.
Начальник отдела положил телефонную трубку и, мило улыбаясь, говорит: «Ну вот, все в порядке: через 15 минут вы будете  иметь наше положительное решение. А пока «Иван Иваныч» идет, я вам, молодой человек (хотя мне было уже полсотни), дам одну рекомендацию. В наше время очень важно занимать такую должность, на которой будешь иметь замов. Не бойтесь давать согласие на любую высокую должность даже в организациях, в делах которых вы мало что смыслите». Я возникаю: «А как же руководить?».  «Вот об этом я и хотел вам рассказать. Получаете вы важную «бумагу». Читаете и почти ничего не понимаете. Не теряйтесь, помните, у вас есть заместители и право давать поручения. Вы поворачиваете эту важную «бумагу» вот так, наискосок, и  пишите фамилию вашего заместителя, подчеркиваете и потом пониже добавляете: «Для предложений». Затем ставите свою неразборчивую подпись и дату. Вот и всё. Помните: главное иметь право писать: «Для предложений».
Когда «Иван Иваныч» принес «положительное решение», я заглянул в наше письмо, там все (кроме «Иван Иваныча» написали резолюцию «Для предложений».  А в ответе Госплана сообщалось, что разрешается в городе Хабаровске организовать колонию для заключенных на площадке, где будут строиться очистные сооружения городской канализации. Вот вам истинный крест, что я ничего не придумал.  (Прим. – не кажется ли вам, уважаемые читатели, что у нас в стране сейчас и «Иван Иванычи» перевелись, есть только люди, которые могут только писать подобные резолюции – для предложений.  И ничего не знают о тех производствах, которыми руководят).

У меня есть немало примеров,  когда людей назначают на очень высокие должности лишь по принципу личной преданности, и они начинают «ломать дрова».  Не буду писать о других отраслях народного хозяйства, только о медицине, где что-то понимаю.  После Министра здравоохранения Шевченко, рядом с которым первым заместителем работал Вялков, прошедший все ступени служебной лестницы от врача до зам. Министра, в руководстве отраслью не было практических организаторов здравоохранения. Нельзя же назвать Министров Зурабова и Голикову врачами и организаторами здравоохранения. И нынешний Министр Скворцова научный работник, ни дня не работавшая в практическом здравоохранении. И он, и её подчиненные пошли по пути копирования американской медицины, даже не европейской, которая считается более совершенной.  Не знаю, в угоду кому, но до такой степени сократили лечебно-профилактические учреждения в России, что больному попасть на прием стало  сродни подвигу. Особенно на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока.  Не знаю, была ли Министр где-нибудь в этих краях?  Где половина года зима с обильными снегопадами или непролазная грязь. Как добраться до больницы, получить помощь, если существовавший с 30-х годов ФАП закрыли.  Но это непонятно чиновникам из Минздрава России. 

Или реформа финансирования, которая осуществляется через Фонд медицинского страхования. Есть русская пословица – кто платит, тот и заказывает музыку. А если сейчас Минздрав ни за что не платит, то как он может руководить?  Оплата труда медиков через фонд носит сдельный характер. Сколько принял больных, столько и получи.  Значит, врач заинтересован, чтобы у него было больше больных. Так зачем ему их лечить? Но вот как платить сотрудникам тех же травмпунктов или травмотделений?  Люди должны оказывать медицинскую помощь круглосуточно, а уж сколько к ним поступит травмированных, одному Богу известно.  То же самое с родильными домами или родильными отделениями больниц. Сотрудники должны в них находиться круглосуточно, и за это надо платить. А  сколько рожениц поступит, никому неизвестно.  И таких ляпов в «стратегии» Минздрава России хватает. Видимо, сотрудники чаще ездили в США и Европу, чем бывали в Сибири и на Дальнем Востоке.  Сейчас о порочности «реформ» Минздрава понял Путин и дал указание вернуть ФАПы в отдаленные села.  Но сколько умерло людей  за годы «реформ»,  никто не знает.

На этом я заканчиваю свой очередной материал о деятельности чиновников в Советском Союзе и в России, в котором крайне мало положительных впечатлений, а в основном негатив. Но что делать, такова жизнь, я не сгустил краски, постарался написать объективно.


Рецензии