Как Прасковья-царевна за чудом ходила

(Недетская сказка для автолюбителей,
Основанная на реальных событиях).

Март. Наступает леденящая душу пора продления полюса ОСАГО. День «икс» - 17 марта - маячит впереди, как роковой день конца света. Мозг уже будоражат тревожные сны, а нервы начинают жить в предвкушении большой встряски.
Но, о Слава тебе, Российское автострахование! Ты явило на свет величайшее чудо, сулящее миру автолюбителей блаженство получения жизненно важного документа прямо за своим столом, стуча по клавишам и глядя в монитор ноута. И не было радости моей предела, когда, заглянув в свою страховую компанию под влиятельным и могучим именем «СОГАЗ» (все, что связано с газом, могуче и влиятельно) я услышала от милой девушки-оператора волшебные слова заклинания: «Вам не нужно стоять в очереди. Вы можете легко продлить свой полис ОСАГО на сайте нашей компании».
Но мою эйфорию слегка подпортил звонок на мобильник любезной девушки-менеджера с напоминанием об окончании срока действия моего полюса и приглашением посетить офис компании. Я радостно сообщила, что намерена купить полис онлайн, но девушка как-то смущенно-загадочно сказала: «Очень рада, но у вас может не получиться. Тогда приходите к нам к назначенному времени, но вам придется заключить дополнительный договор о страховании жизни или имущества».
«Опа!» - подумала я, - «похоже, не все так безоблачно в нашем королевстве!», но тут же отогнала эту мысль прочь и снова поверила в сказку.
И вот, пройдя пристрастный осмотр своей «ласточки» и получив бумажку под названием «диагностическая карта», я отправилась домой и засела за комп в ожидании чуда.
Но, как говорится в народе, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Личный кабинет сайта трудностей не доставил - дело привычное. А дальше все как в настоящей сказке: и камень с надписью «туда пойдешь – коня потеряешь, сюда пойдешь – башку снесет», и лес дремучий с лешими, кикиморами да со стричком-лесовичком, который водит путника по неведомым тропинкам и заводит в дремучие тупики от которых просто жутко становится.
Заполнив профиль (с сайта Госуслуг мои данные почему-то не импортировались), я вроде бы логично предположила: полюс этой компании у меня не первый год и продлить его должно быть проще, чем завести новый. Нужно только ввести его данные в раздел «мои полисы». Но логика в этом сказочном лесу, как видно, не живет, потому что при попытке добавить полис, сайт потребовал заполнить поле «отчество» в профиле. Кляня свою рассеянность, я кинулась в профиль, но к моему удивлению поле было заполнено, причем редактированию не подлежало. Не найдя какой-нибудь подходящей кнопки типа «редактировать» или «обновить» , я обновила страницу и нажала на единственно доступную кнопку «сохранить». Попыталась снова добавить полис, но результат не изменился. Это был тупик первый, самый безобидный из всех тупиков коварного лесовичка.
Вернувшись на исходную позицию, я нажала на кнопку «купить полис». Пошел рутинный процесс заполнения документов: личных данных, сведений об автомобиле, о водителях, внесенных в полис и так далее и так далее. Из-за неопытности, поиска нужных данных (например, дат получения первых прав водителей, внесенных в полис), и боязни ошибиться на все ушло минут 20. Наконец, в центре темного экрана появился белый квадрат с надписью «Мы проверяем ваши данные. На это может уйти около 5 минут».
Вот оно – ЧУДО – подумала я и полезла в кошелек за карточкой. Пять минут вылилось в восемь, а потом на экран вернулась таблица с моими данными и красной надписью «водитель номер три не найден», прикрепите документы.
«Странно», - подумала я, - у водителя номер три стаж 13 лет и полис в известной компании, но, как говорил Иван-царевич, делать нечего, придется выполнять условия. Нашла в компе сканы прав, прикрепила, жду. Снова пять минут превратились в восемь, но результат был уже хуже: «неверный код картинки» (защита от роботов), значит все сначала. Еще семь минут проверки и – следующий шаг к чуду: на экране надпись « Мы проверяем ваши документы, на это может уйти минут 15-20»
«Привал!» - решила я и пошла ставить чайник.
За чаем минуты протекли незаметно, но то, что я увидела на экране, вернувшись за комп, повергло в шок: «СЕРВЕР ПЕРЕГРУЖЕН, ПОВТОРИТЕ ПОПЫТКУ ПОЗЖЕ»! Лихорадочно ища на странице что-нибудь типа «сохранить данные», я все еще надеялась, что все эти почти двухчасовые испытания не пройдут даром, что это не тупик, а всего лишь вынужденная остановка, но нет – кнопки не было! Это был более хитрый тупик лесовичка, нежели первый, потому что через 10 минут мой личный кабинет выкинул меня из своего чрева под предлогом: «время сессии истекло», а при повторном входе все поля, кроме личных данных, были чисты и девственны, как первый снег. А лесовичок, вероятно, где-то под корнями старого уродливого дуба весело хихикал и махал мне своей огромной шляпой. Только теперь я отчетливо поняла, о чем предупреждала меня по телефону ласковая девушка-менеджер, и мне как-то резко захотелось коньяку.
«А вот уж дудки вам, господа газовики! Обломитесь! Не заставите! Есть в конце концов и другие компании!», но где-то минут через тридцать я поняла, как опрометчиво было это мое заявление.
Я решила попытать счастья в своем старом и добром Ингосстрахе: страховалась там с самого начала своей автолюбительской биографии. Компания меня полностью устраивала, пока не появились в ней огромные очереди и ее конкурент СОГАЗ не помахал перед капотом «Услугой корпоративного клиента». Каюсь, не устояла, о чем жалею страшно, потому что близкие не поддались соблазну и теперь продлевают полюса Ингосстраха в онлайне «на раз».
Сайт компании Ингосстрах оказался легче, удобнее и дружественнее согазовского. Он заранее предупредил, что нагрузка в это время суток большая и могут быть отказы в связи с перегрузкой сервера. Секунд за 20 рассчитал мне сумму страховки, но потом извинился, сказал, что сервер действительно перегружен и попросил зайти позже.
Убедившись, что в это время суток (12.00) купить полис онлайн мне действительно не светит, я решила заняться домашними делами, дабы отвлечься и успокоить нервы.
Вернуться к «сказке» я решила часов в восемь по местному (семь Москвы). Подумала, что народ схлынул: ужинает, делает уроки с детьми, предвыборные дебаты смотрит - одним словом, не до страховок. Начать решила с Ингосстраха: уж очень привлек меня их дружественный интерфейс.
И действительно, легко прошла до момента «оформить», но тут ждал меня еще один ловко придуманный тупик: после клика на кнопку «оформить» сайт извинился (ну очень вежливый!) и сообщил, что оформление моего полиса невозможно и предложил (без вариантов) пройти на сайт РСА (Российское сообщество автостраховщиков), где поинтересовались, могут ли они использовать мои персональные данные и предложили услуги какой-то доселе неизвестной мне компании НАСКО (Национальная Страховая компания), которой в моем городе отродясь не было.
Это был тупик номер три, запланированный и изощренный.
Ну что же, стало понятно, что чужаков в Ингосстрах через вход «онлайн» не пускают. Только почему бы не сообщить об этом заранее, господа с вежливого сайта?
Можно было бы на этом и закончить свои попытки найти обещанное чудо и сдаться на милость менеджера СОГАЗа с ее «жизненной» страховкой , но это решение не для меня. Цель продления полюса ОСАГО незаметно превратилась в изучение «Вопроса доступности электронного полиса» на конкретном примере клиента компании СОГАЗ, и я решила проверить на толерантность компанию «Росгосстрах».
Сайт компании был не таким легким и удобным, как сайт Ингосстраха, но все же приятнее согазовского. Это был самый коварный тупик из всех, что ждали меня на пути к чуду.
После заполнения данных о владельце, страхователе, автомобиле и водителях, в чем я уже успела «набить руку» и даже запомнить номера прав, причем не только своих, но и обоих моих водителей, ПТС, техпаспорта, номер кузова и шасси, а так же мудреный номер VIN (полагаю, какой-то идентификатор транспортного средства) сайт попросил меня загрузить сканы ВСЕХ документов, включая диагностическую карту. Пришлось включать сканер и сканировать недостающие документы. Потом оказалось, что их размер превышает допустимый 1МБ, и чтобы их загрузить, нужно каждый документ привести в соответствие. Но отступать было некуда: проверка есть проверка, а война есть война! Все сделала, загрузила, отправила. Жду. Снова на экране привычный аншлаг: «Мы проверяем ваши документы, это может занять минут 15-20» - самое время пойти в душ.
После душа документы мои оказались в порядке. Кликнув без особой надежды на кнопку «оформить», попадаю на тот же сайт РСА, где предлагается та же компания НАСКО и где нужно пройти всю процедуру с самого начала, включая регистрацию личного кабинета.
Теперь, отчетливо понимая, что кроме СОГАЗА нигде полюс онлайн мне не получить, возвращаюсь обратно в родные пенаты, полная решимости дойти до победы.
Описывать свои мытарства в этом виртуальном лесу далее уже долго и неинтересно. Ограничусь кратким перечнем новых препятствий, встретившихся на пути к сказочному чуду.
Добавить полисы в личный кабинет мне все же удалось. Не знаю, почему сайт решил сменить гнев на милость. Может понял, что накосячил и исправился?
Дальше все как гребля против течения по горной речке: на каждом повороте сносит на исходную:
- не нашелся водитель номер два: прикрепление скана прав, проверка документов 20 минут
- требование ПТС вместо техпаспорта, хотя есть выбор между двумя документами;
- не прошел проверку параметр «мощность двигателя», прикрепление ПТС, проверка документов 20 минут;
- пара раз «неверный код на картинке», хотя вводила каждый символ аккуратно и правильно – это еще по 10-15 минут на каждую проверку.
И сколько же нецензурных выражений всплыло в моем воспаленном мозгу, когда после удовлетворения всех прихотей СОГАЗа я получила ссылку на тот же сайт РСА! Они со свистом не вырвались наружу только потому, что мои домочадцы к тому времени уже мирно спали.
Чтобы выпустить пар, я написала ругательное письмо в форму «напишите нам», съела пирожок, сложила пару пасьянсов и начала все сначала. Часы показывали половину второго ночи. Офигевший кот ходил вокруг меня, недоуменно заглядывая в глаза и, видимо очень жалел, что не может покрутить пальцем у виска.
И вот, к трем часам чудо, наконец, произошло! На телефон прилетело СМС «покупка SOGAZ» и вожделенный документ оказался в моем почтовом ящике! С чувством глубокого удовлетворения от своей победы над всеми тупиками и виртуальными чудовищами, я упала в постель. Засыпая, я вдруг вспомнила, что есть такая сказка «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».
Доколе же нас будут превращать из Иванов-царевичей в Иванушек-дурачков, и где он, тот волшебник, который способен призвать к ответу всех виртуальных «лесовичков» и разрулить ход нашей житейской «сказки»?

*Прасковья (Praskovja) – мой сетевой ник.


Рецензии