День скорби

Х;тер к;не –День скорби
По официальной татарской энциклопедии 10 июня 1552 года царь Иван заблокировал Казань, а 2 октября (по Григорианскому действующему сегодня календарю, 15 октября) 1552 года взял штурмом.Казань пала, несмотря на самоотверженное сопротивление его защитников.
Иван повелел вырезать всех мужчин в радиусе 60 верст от Казани, кто не принимал крещения, а мальчиков до 17 лет крестили и давали на воспитание церкви, то есть готовили будущих преданных воинов для армии царя.
А тем, кто принимал крещение, разрешали поселиться по Каме, Вятке, Заю – сегодня это Мамадышский, Нижнекамский и Заинский районы.
Трагична судьба последнего хана Казани –Ядгара, успевшего править в осажденной Казани без малого 2 месяца. История не сохранила его заслуг по организации защиты осажденного города, факт то, что в день взятия Казани он был среди защитников Казани, пленен и убит вместе со всеми другими защитниками.
Митрополит Макарий крестил Утямыш-Гирея (законного наследника престола Казанского ханства) под именем Александр.
Ногайский Исмагил Мирза поздравляет царя Ивана со взятием Казани. Турецкий султан, желая помочь Казани, обратился с письмом к Исмагил Мирзе, приемнику Ногайского хана, а тот, желая устранить канкурента в мусульманском мире, донес об этом Ивану.
Как видим, падение Казанского ханства произошло в полной изоляции от остального мусульманского мира, оставшимся глухим.
В жестокой бойне защитников мусульман, взятых в плен, по некоторым источникам только за три дня было вырезано свыше 60 тысяч татар, оставшихся беспомощными после пленения (Михаил Худяков, Хади Атласи – оба репрессированы в 1937 году). Царь повелел вырезать всех мужчин, кто ростом “выше телеги”, принявших крещение выселить за 60  верст подальше от Казани.
Историки современники не припомнят подобной жестокости над иноверцами мусульманами ни по массовости, ни зверству. Разве только сравнимо с геноцидом евреев фашистами во второй Мировой войне.
Официальная Российская история под прикрытием пресловутого “Татарского ига”- умалчивает,в расчете пройдут века и время затянет кровоточащие раны памяти потомков тех татар, (то есть нас с вами), жестоко умершевленных после взятия Казани. Жестокость, которую нельзя оправдать, даже ни политической, ни военной необходимостью. Попы-священники в эти дни проявили необузданную активность, сравнимую действиями маньяков-убийц, которых вид крови беззащитных жертв, иноверцев опьяняет и побуждает к неконтролируемым убийствам в извращенной форме. Иначе как объяснить творимые жестокости массово умерщвляя абсолютно беспомощных плененных защитников Казани, которые любили свою родину, лишь только желая сохранить свою родину и спасти свой народ, чтобы счастливо жить в своем государстве. Расчет был прост: изъяв из истории эти неудобные страницы о жестокостях попов при крещении беспомощных татар, после завоевания их родины – ханства, сегодня получили поколение татар, охотно соглашающихся не знать свой язык, не обучать своих детей татарскому под прикрытием добровольности изучения родного языка, невостребованности родного татарского языка в большом Российском государстве.
Рамзан Кадыров очень даже правильно и точно выразился: “Плох тот чеченец, который не учит своих детей обычаям отцов и чеченскому языку своих дедов”. Ну  мы хуже Кадырова, если охотно соглашаемся обучать детей татарскому 2 часа в неделю, и то на добровольной основе.
Русь была 300 лет в составе Золотой Орды в едином государстве платила дань, росла и окрепла, а церковь была освобождена от налогов. Представьте себе, эти 300 лет выпали из истории Российского. После падения Казани уже никто не препятствовал завоеванию Сибири, земель Татарских. Но дальнейшую историю мы знаем лишь в героическом плане русского народа, и то лишь по художественной литературе и кинофильмам. Там нет места ничему татарскому, словно и не жили татары на земле Татарской, и сегодня, как в советское время, говорят шепотом, чтобы соседи не знали, что они татары. Это можно было почувствовать, когда стала угроза “не сохранив родной татарский язык, не сохраним и свой народ”, в уходящем 2017 году. А все потому, что лидеры наши из робкого десятка, по принципу “кабы чего не вышло” остались глухи даже тем не столь обильным выступлениям татарской интеллигенции в защиту родного языка.А основная масса населения татарского народа осталась безразличной происходящему, чуть ли открыто заявляя “нам и без татарского хорошо”.
Нет конечно, я непризываю строить баррикады, но какие-то выводы организационные благоразумные к спасению будущего своего народа надо делать.
Нельзя же промолчать. А если задуматься корни столь обидного безразличия тянутся к далеким дням убиения защитников Казани,  с неоправданной жестокостью под предводительством попов. Делаем мы это в угоду власти, боясь за свое благополучие и нажитое. Но спросите любого первопапавшего татарина, когда нужно отметить – Х;тер к;не – чтобы сотворить молитву во спасение душ невинно убиенных защитников Казани по всем мусульманским канонам. Не ответит. А все потому, что мы сами избегаем громогласно в открытую заявить об этом.
Вытравили мы из памяти народа Х;тер к;нен. Ну нельзя так жить, мы же не какие-нибудь ма;усилар – язычники.А, между прочим, Российская конституция вовсе не запрещает справлять и отметить День скорби по невинно убиенным защитникам Казани, это своя власть на местах, татарская, оглядывается по сторонам, кабы чего не вышло. Негласно просит, слишком лишний раз не возникать, не вызывая досадное раздражение в центральной власти, дескать не к чему сегодня излишняя активность. Между тем возникает интересная щекотливая дилемма. Все те, кто пал в бою, защищая свою родину, по заветам пророка, автоматически становятся «ша;итлар” и безо всяких проволочек, их души попадают в рай. А тут загвоздка вышла, то есть кто бы могли сотворить молитву по их душам, чтобы отпустить им грехи, став ша;итами, сами попали в безвыходную, если не приняв крещение, сами подвергались умерщвлению. И по сей день эти души неприкаянные, признанные попами преступниками за то, что защищали родину Казань. Их души через века взывают к нам живым татарам помнить их и каждый год сотворить подобающие молитвы в день скорби. Ну что тут плохого, если мы помним о них, скорбим и просим Аллаха принять их души в свой благодатный рай. Неужели это так трудно понять нам живым, хотя бы раз в году просить Аллаха простить их, они так любили свою родину, уже за это достойны жить в памяти потомков. Единственно что для этого нужно, чтобы сегодняшни\й госсовет решился наконец, принять закон о Дне Скорби и совместно со служителями мусульманского духовенства, выработать необходимый соответствующий регламент - ритуал, -  предусматривающий меры к недопущению выходок и нерегламентирированных выкриков, которые могли послужить основанием обвинению в экстремизме. Я это знаю еще и потому, что мой отец, воевавший всю войнустанковым пулеметчиком, получил тяжелую контузию, долго пролежавв госпиталях, остался жив, чтобы сотворить молитву из Корана по душам невинно убиенных фашистами его боевых товарищей за долгие годы войны из его пулеметного расчета. Как мы поняли, он и выжил для этого, чтобы отпустить души своих товарищей молитвой из корана, так как через семь лет и сам умер по причине этой контузии, жалуясь на сильную головную боль. Это к тому, чтобы Вам понятнее было, зачем нам нужен Х;тер к;не– это поможет нам самим осознатьвеличие самого татарского народа, народа Великого, умного, смелого и бесстрашного. Однако, чтобы осознать свой народ великим, есть одно, очень даже четерекле – смущающее нас обстоятельство – проблема покаяния, мешающее нам чувствовать себя достойным народом, не трусливым, не рабским, а гордым, способным лечь на амбразуру за гордое слово – татарин.
Царь Иван свою доселе неслыханную жестокость мог крыть военно-политической необходимостью, а дальше старались и глумились и убивали защитников и непричастных мирных татар, попы, незаконно присвоив себе роль судей – палачей над мирным народом.
Вызывают невольное восхищение те далекие предки – татары, которые приняли смерть, не желая креститься, не предали свою веру в Аллаха.
Те, кто принял крещение, так же достойные татары, сохранили народ, язык татарский в чистоте до сегодняшнего дня.
Папа Иоан Павел VIпокаялся и извинился за невинно убиенных мусульман сарацинов, совершенных крестоносцами в военных крестовых походах во спасение гроба Господня.
Он же предложил патриарху Алексею II покаяться и извиниться перед татарским народом за невинно массовоубиенных татар православными попами после падения Казани. Но патриарх его в Москву не пустил, боясь это послужит толчком пересмотреть татарам свою историю. Интересно, что в Татарстане свои духовные руководители тоже скрыли этот факт от народа.
Действующий Папа Римский Франциск повторил смелый поступок своего предшественника и покаялся, извинился за содеяннуюсодомию своих священников, допустивших педофилию и обязался не допустить впредь подобные случаи.
В недалеком будущем он совершит визит по республикам Прибалтики и готов приехать в Москву, если Патриарх Кирилл дозволит такой шаг, и сам извинится перед татарским народом, за допущенные жестокости православной церковью при крещении земель татарской Сибири.
Такой ожидаемый смелый шаг доброго Папы и Патриарха снимет с нас татар проклятие унижения и добавит достоинства. Покаяние нам жизненно нужно. Напрашивается вопрос, что делают для этого Казанское мусульманское духовенство и в Москве и в Уфе, чтобы приблизить этот день, пока доброго Папу Франциска снова непереизбрали за его любовь к нам неприкаянным татарам.Как убедились покаяние нам жизненно нужно, но оно не придет само добровольно. В отличие от Папы наша церковь не готова к этому шагу, так как официальная история Российского государства сознательно вводила нас в заблуждение с одобрения и согласия самой церкви, может даже под ее диктовку, выбросив 300 лет совместной жизни в едином государстве – Золотой Орде.
Понимая это и нам татарам не следует сидеть сложа руки, нужно психологически готовить церковь идти на этот шаг, терпеливо договариваться  и также терпеливо доказывая крайнюю важность и необходимость этого исторического ожидаемого шага, одинаково важного и необходимого обеим народам, как русским, так и татарам, чтобы и дальше жить в дружбе в государстве Российском. Основной вопрос, кто возьмет на себя смелость и тяжесть возможных последствий и ответит за благополучие успешного завершения этих переговоров. Напрашивается мысль, с подачи ученых и передовых татарских писателей, логичнее выйти на самого Патриарха верховному мусульманскому руководству Татарстана. Для начала, пусть неудачно, но надо попытаться, пусть эта мысль созревает, бродит в головах церковных руководителей, наступит время, идея дозреет, и Патриарх сам решится на такой смелый шаг. А мы терпеливые, подождем. Видит Аллах, да поможет нам!
Чем дальше мы отдаляемся, тем смутнее представляем, почему же мы обязаны помнить, хранить в памяти и передавать потомкам, чтобы они тоже жили и помнили этот день и скорбим, что наши прадеды жили в самостоятельном государстве, извлекли главный урок: отсутствие единства, вечные ссоры среди защитников, предательство, безразличие остального мусульманского мира тюркских народов, приблизили этот день.
Заодно уместно планировать какой и где установить достойный памятник защитникам Казани, они заслужили, отдав свои жизни за суверенную Родину.
Но жить в вечной скорби нельзя, история – лучший судья и расставит все по своим местам. Почему бы нам с вами не договориться с центральной властью России и пересмотреть тенденциозную историю российскую, исключить татарское иго, включить в историю Российского государства раздел «История Золотой Орды» так как 300 лет Русь была в едином государстве с Золотой Ордой, крепла и развивалась.
А день Скорби (Х;тер к;не) отметить официально, посвятив целую программу приличествующих мероприятий этому скорбному дню, а не бояться тем, кто пришел к стенам башни Сююмбике сотворить молитву, быть причисленными к ваххабитам. Шигабутдин Марджани, татарский просветитель 19 в., предупреждал нас, не играть словом ваххабизм, как дубиной, перед носом России. Если мы так часто будем объявлять криминал ваххабитами, желая выслужиться, то по закону перехода количества в качество, Россия может насторожиться и перестать нам доверять. Так огромный труд руководства Татарстана по налаживанию дружественных, доверительных отношений с руководством России пошатнется. Не дай Бог такое, ибо не знаем, что получим по собственному недоразумению. Девиз один – укреплять дружбу, а не расшатывать.
Выгода политическая и экономическая,  а по национальным и религиозным вопросам всегда можно договориться, если подойти из доброжелательных позиций. К счастью, так думают большинство в нашей республике, но по выработавшейся веками инстинкта осторожности, не осмеливаются открыто выразить. В качестве доказательства, что нас думающих большинство, привожу обращение Нижнекамских аксакалов председателю госсовета Татарстана. Так как мысли идентичны, привожу в оригинале без перевода, чтобы убедить Вас, так красиво можно выразить на родном татарском любую мысль, даже политическую, а потому убежден, перевод скрадет красоту и емкость изложения на родном татарском мастерами, аксакалами: дай, Аллах, им долгой, здоровой жизни. Аминь.
Ваш Г.Г.Исмагилов
Февраль 2018 г.



Х;рм;тле Ф;рит Хайрулла улы!
Т;б;н Кама муниципаль районы аксакаллары Шурасыны; агымдагы   ;ыелышы Сезг;  т;б;нд;ге ;тенеч бел;н м;р;;;гать ит;рг; кир;к диг;н н;ти;;г; килде. С;з ;;р елны иск; алына торган – 15 октябрь, х;тер к;нен канунлаштыру турында.
Без, аксакаллар а;лыйбыз, бу четерекле м;с;л; бернич; ел элек Татарстан д;;л;т Советында каралган иде инде, кызганычка каршы бернинди д; у;ай карар кабул ителм;де.
Без, татарлар, б;ек халык буларак, 1552 елда булган фа;иганы, м;ст;кыйл д;;л;тебезне саклап калыр ;чен ш;;ит китк;н к;п санлы милл;т;шл;ребезне – бабайларыбызны онытсак, тарих безне ;ич т; кичерм;с.
15 октябрь к;нен ял к;не булсын диеп ;йтмибез, тик х;тер к;не итеп кен; канунлаштыру кир;к. ;г;р бу х;тер к;не канунлаштырылса, халкыбыз аны кемн;рд;ндер качып-посып, тел;с; ничек ;тк;рм;с иде.
Безне; уйлавыбызча, бу х;тер к;ненд; ;ит;кчел;ребез д; катнашып милл;тебез ;чен ш;;ит китк;н ;рвахларга дога кылуны ;з ;сл;рен; алсалар, республикада яш;;че барлык халыклар да аларны; бу изге эшл;рен хуплар иде.
Без бик яхшы а;лыйбыз, бу чараларны ;тк;рг;н вакытта бернинди халыклар дуслыгына зарар китер; торган чыгышлар булырга тиеш т;гел, бигр;к т; “экстремизм” диг;н т;шенч;д;н ерак булырга кир;к.
Х;орм;тлеФ;рит Хайрулла улы! ;г;р Сез тагын бер тапкыр бу проблеманы ;;м безне; ;тенечне д;;л;т Советы депутатларына т;къдим итс;гез, без - Т;б;н Кама т;б;ге аксакаллары Сезг; бик р;хм;тле булыр идек.


Рецензии