Коза и навигатор. Поездка в Швейцарию и Италию

Часть первая. Швейцария. Апрель 2013

Причина
Да в общем-то никакой особой причины ехать в Швейцарию не было. За исключением того, что в центральной Европе осталась одна нехоженная нами страна. Друзья покрутили пальцем у виска, сказали что «ненормальный миллионер» и предсказали нищую жизнь на Родине по возвращению. Как  они оказались правы про жизнь по возвращению! Но ветер странствий зовет меня в поход!

Ветер.
20-е числа апреля. Женева. Холодный, пронизывающий ветер. Малюсенькая сумрачная комнатка бюджетного отеля. Зябко. Хочется горячего чая с коньяком (коньяка естественно хочется больше), забраться под одеяло и вспоминать милые московские морозы. Так нет! Жена тащит смотреть Фонтан! Закутавшись во все, что взято в «солнечную Европу», побрели на набережную Женевского озера. Ну набережная, ну озеро, ну серый низкий небосклон и НИКАКОГО ФОНТАНА! Я честно пялил глаза, но… Говорят, что при сильных ветрах его отключают. И тут же добавляют, что это было 2 или 3 раза за всю историю. Так внесите этот раз в Историю вместе с нами!  Справедливости ради на следующий день, с того же самого места был прекрасно виден столб воды, упрямо разрезающий небосвод. Может действительно отключали? Хорошенько намерзнувшись, отправляемся на ужин. Вы думаете, в Женеве легко найти вечером в выходной день место внутри кафе? Места только снаружи. Под летним тентиком, но ведь мелкий дождичек и холод! Здесь я раз и навсегда проникся уважением к швейцарцам.  Этот народец борется с природой и побеждает ее с помощью фондю. Его принесли быстро, хотя видно было, что официант «в мыле». Все остальное принесли потом, но если вы мокрые, холодные и голодные, нет ничего лучше горячего сыра. Согревает довольно быстро. Это у нас фондю экзотика и «выпендреж», а там-то это жизненная необходимость. Правда, рядом стоял газовый обогреватель... Поэтому советую обращать внимание на наличие обогревательных приборов в уличных кафешках.
Машина.
Авто заказывали из Москвы интернетом в Ависе. Средние (где-то 30 евро в день) по Европе для эконом класса.  Дали Citroen C3 PICASSO. Ничего машинка, механика, в меру вертлявая. Позволю дать один совет: проверяйте ручник. Мне на Сицилии досталась Панда фиатовская, где ручник был слабый. Приходилось подкладывать камешки, благо их было, как грязи. Ну и в горах (хотя там окромя Этны, гор-то и нет) нужно быть готовым к использованию ручника. Короче, проверьте! Ну покрутились, конечно, кружка три по городу, пока до отеля добрались. Нормально. Стоять около отелей просто так нельзя. Надо платить. Есть паркомат. Как это железный столб работает, я так не выяснил. И денег ему давал и кричал на него и уговаривал, плакал, танцевал русскую лезгинку. No!  Местные полицаи уже решили меня забрать в психушку, когда выясняли, что это я не могу заплатить за паркинг, похлопали по плечу, сказали, что « а здесь этого никто не понимает, но у тебя есть полчаса, чтоб смыться, пока мы идем вон до того угла!». Душевные, в общем, ребята, но на полчаса, но душевные…
Поехали
мы в Интерлакен. От Женевы километров 225 (через Берн). У меня получилось часа 4-е с остановкой «на поесть» в заправочной кафешке.  Такси заявляет 130 минут и 520 евро.  Короче, часа за 2 – 2,5 легко без напряга докатитесь. У меня-то был сплошной дождь и туман. Учтите, что в Швейцарии народ, особенно на местных Газелях, на трассе включает круиз-контроль и едет себе, слегка посапывая. Поэтому сделайте на это поправку. Круиз ведет себя слишком правильно, что нам непривычно и обогнать такую автоматику иногда сложно. Там же соблюдаешь все что написано…Ну, в первые дни-часы…
Интрелакен (Межозерье)

Городишко мелкий. Аборигенов тысяч пять.  Площадь (внимание!) 4,4 кв. км. (по Википедии). У наших, простигосподинекночибудетсказано, олигархов некоторых, огород побольше будет. Но слева от города озеро Бриенц, а справа озеро Тун. Ну или наоборот, если город повернуть. С одной стороны гора, с другой стороны…не угадаете, но то же гора! Посередке поле, на которую приземляются парапланеристы, коих чуть меньше, чем китайцев. Старый город с обязательной церквухой в готическом исполнении, на чем, к счастью, старый город и заканчивается. Центральная улица, метров 500: бутики, казино, отели 5 звезд, кафе, рестораны. Причем, с одной стороны этой «Тверской» упомянутое поле с пара-пара-пла, с другой гостиницы и буржуазная роскошь. И вот среди всего этой гармонии гор, земли и неба какой-то ОЧЕНЬ УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК построил  Metropole Swiss Quality Hotel.  Это здание, выполненное в лучших традициях советского постиндустриального конструктивизма, убивает абсолютно все, когда попадет в поле зрения. Я думаю, что если найдется человек, который снесет это убожество, ему определенно воздвигнут бронзовый памятник в полный рост на этом месте. Подобный идиотизм (в виде коробо-блочно-бетонного строения) существует еще только в Карловых Варах, ну и на каждом углу  Москвы. В остальном  Интерлакен – это хорошо. Это хорошо в Швейцарии, это хорошо в Европе, это просто очень хорошо. Есть два ж.д. вокзала с каждого конца города, два супермаркета (около этих вокзалов), поле, где увернувшись от парашютистов можно поиграть в футбол или просто лежать на изумрудной травке, развлекательный комплекс  (Jungfrau Park), который основал Эрих фон Дэникен (мое поколение помнит его нашумевший фильм «Воспоминания о будущем»). Мы в парке не были, т.к. он начинает работать с мая. Есть причал с прогулочными корабликами  и великолепное местонахождение в самом центре этой горной страны. Так что вам от сюда добираться куда угодно – только подпоясаться.
Можно направиться к пещерам Святого Беатуса.  Где-то 5 километров от города. Опознавательных знаков почти нет, поэтому можно пролететь парковку. Что я и сделал.  Пещера большого впечатления не произвела, хотя длинная, холодная и наполнена стала ктитами и гмитами. А вот водопад над ней чудесен.
Можно совершить прогулку на пароходах по одному и другому озеру.  Учтите, что в Швейцарии практически везде есть 2-й и 1-й класс. 2-й класс для толстых кошельков, а 1-й для тех, кто не знает, как выглядят кошельки и привык везде совать свою платиновую кредитную карточку. Ну это я шучу. Просто в 1-м классе (наверху) конечно вид был получше и шампанское буржуи пили.  Но было их по-моему 3 человека.
В самом Интерлакене
если хватит духу, надо подняться на вагончике на местную гору, высотой примерно 1 или 1,2 км. Я когда это увидел в первый раз, остановил машину и долго смеялся над самоубийцами. Знать бы, что сам стану таким! Вагончик идет практически вертикально вверх, а вы сидите под углом градусов в 70-80. УЖОС!!! Я трясся, честно говорю. Тем паче, что там этих вагонов два! И в середине пути они сходятся и расходятся, путь-то один!!! В общем, холодный пот, кровь и слезы. А остальным смех и удовольствие! Завидую тем, у кого нет акрофибии (боязни высоты).  Наверху, ну конечно, смотровая площадка, еще метров на 10 над пропастью и со стеклянным полом. Как раз для меня (чтоб убить окончательно)! Кафе с ресторантом! Пожалте вам кофий, такой, сякой, кола, мола, туалет не хотите-ли?… Чтобы бежать этой головокружительности пошел с дочкой по перевалу вверх, средь лесов и местной кустарности. Псих ненормальный! Дорога крутая, извилистая, с корнями сосен этих высоченных! Метров через 400 уже в поту и соплях, решил посидеть, покурить, ну и дрожь в коленях унять. Глянь! Пара не просто пожилых, а престарелых (Швейцарские прадедушка и прабабушка) на КОСТЫЛЯХ, весело, с песенкой, ковыляют по этим камнепадам. Глазам не поверил! Нет! Костыль туда, костыль сюда и раз-раз и пошли, и пошли! Пацан какой-то, в майке китай-сам-пошив, обязательным плеером и рваных кроссовках, БЕГОМ по этим первалам…Я, на карачках, с отдышкой и в 150 пульсой, а они… Ну, старичков-то я, конечно, обогнал! Они правда шипели в спину целый километр что-то про старость, которой надо уступать дорогу и не путаться под ногами, но я по ихнему никогда не понимай!  Высокогорно-героический народ! Если вам необходимо например закинуть кабель на какую-нибудь останкинскую телебашню, с вращающимся ресторантом, дайте один конец швейцарцу, а второй держите крепко в руке. Он побродит-побродит вокруг, увидит телебашню и рванет вверх по вертикалке.  Дальше идите в кассу и получайте премию. Швейцарец слезет сам.
Обязательно походите вокруг реки с незамысловатым названием Ааре, по мостам Интерлакена. Сходите в местную часовню, которую они не могут развалить аж с 1471 года. Кухня разная. Можно посещать ресторанчики на любой вкус и цвет. Можно перекусывать в супермаркетах в «ресторанных двориках», что в разы дешевле.  У нас были апартаменты в шале, что есть свой плюс – кухня, рядом супермаркет с московскими ценами и реально деревенскими продуктами и минус – шале древние и пахнут сыростью веков. Самое главное в Интерлакене это достаточно далекая, но высокая гора

Юнгфрау (Jungfraujoch/Jungfrau )
Вот отсюда поподробнее. Я не умею ломать себе шеи-руки лыжами и палками. Хотя мои друзья относятся к этому с искренним недоумением. «Как это? Съездить в Швейцарию и вернуться без гипса? Не получить компрессионный позвоночника или, на худой конец,  двойной ноги? А чо ездил? Зачем бабла отогнал кучу? Не…Ты реально не прыгнул с этой, как ее… Ну, Мишка, знает! Выйдет из комы, расскажет. Обязательно поедешь в следующий раз с нами!!!» Прекрасные, добрые, спортивные люди. Я их всех люблю, но не дались мне в свое время крикет, поло, дерби и горные лыжи. Поэтому выбираем поезд! Идет он конечно не только от Интерлакена, но от туда тоже. И идет он на Юнгфрау. Перевод названия горы несколько двусмысленнен. Некоторые переводят, как «Молодая девушка», но по нашему, по рабоче-крестьянски – это «девушка до первой любви», т.е. девственница. Как-то вот  так. Это правильней. Верхотура высотой 4158 метров покорилась швейцарцам только в 1811 году. А в 1896 году они уже начали туда строить железную дорогу. Неугомонный народ. Ну, на кой им ляд железнодорожная станция среди вечных льдов? Нет, сделали. Теперь всем туристам приходится переться на самый высокогорный железнодорожный полустаночек Европы. Поезда идут туда достаточно необычно. Надо сделать несколько пересадок. Мы делали три. Последний поезд на зубчатой передаче и идет в тоннеле горы, как метро. Это радует: возможно не полетит назад в пропасть. Идут эти транспорты  достаточно медленно и есть что увидеть. Вообще рассказывать про эту поездку бессмысленно. Надо смотреть  глазами. Никаким слогом не передашь смену зеленых лугов на «вершины, сияющие льдом». Надо только учесть следующее: 1. Билет стоит дорого. Зависит, конечно, откуда берешь. Но нам от Интерлакена обошелся где-то по 100 евро с человека. Тут мы сглупили, так как в гостинице дали карточку с 50% скидкой. Но… Учите, учите и учите английский! А так же немецкий, итальянский, французский и китайский. 2. Погода. Это самое главное. Если туман, дождь и т.п., поезда все равно ходят, как швейцарские часы. Но вы же не знаете что там наверху? Здесь в подмогу интернет  http://www.jungfrau.ch Нам повезло. Один единственный день из 2-х недель был идеален. С горки смотрелось далеко-далеко. Говорят, что видно было даже Монблан (самую высокую точку Европы). Только где она среди этих вершин? Есть там обсерватория «Сфинкс». На нее можно забраться (лифт дотянет). Выше некуда. Летают разные птицы. Я сперва разгордился: орел, среди орлов! Ага! Галки, да вороны обыкновенные. Каркают и хлеб клянчат у счастливых иноземцев. И это все на примерно 4 тыс. метрах. Кстати, кислородного голодания я, астматик, не заметил. Но резких движений делать не рекомендую. Над площадкой, куда выбираются все туристы поглазеть на Европу сверху, прошел НАТОвский истребитель. Был он конечно достаточно высоко, метров на 150 выше, но это был реально боевой реактивный самолет. Я, как не член НАТО, с инстинктивного перепуга быстро присел. Не надо делать резких движений на такой высоте. Не надо. Остальное понятно: всякие кафешки, музешки, ледниковые дворцы, вертолеты и т.п. Экскурс на целый день. Опаздывать на последний поезд не рекомендуется, хотя было бы наверное очень интересно опоздать и отночевать где-нибудь в ресторане, распевая с персоналом «на речке, на речке, на том бережочке…» на всех швейцарских диалектах.
Хочу рассказать один забавный эпизод из этой поездки. Дело в том, что китайцы – Великая нация. Они покупают не билеты, а сразу вагоны. Реально. Один из вагонов нашего поезда был куплен китайскими товарищами. Было их не так уж и много и, примерно половина вагона пустовала. Народ конечно туда пер, но получал достойный отпор местного кондуктора-держиморды при  поддержке массового китайского туриста. Они в куче, совсем не мелкие оказываются, а очень даже… Так вот. На одной из станций зашли несколько американцев. Одна пара сразу привлекла мое внимание. Она – высокая, сухая и не блещущая красотой. Он – так же высокий, полноватый с странной печаткой на мизинце левой руки. Да! Самое главное. Им было под 70 и он опирался на здоровенную трость. Видно было, что деду тяжело. Они двинулись было в чайна-вагон, но их оттуда естественно попросили.  В нашем вагоне сидячих мест не было. Так они стали в тамбуре и примерно минут 40 ехали там стоя. Но, самое интересное, что всем своим видом они как-то сумели внушить такую уверенность в себе, что ни у меня, ни у кого не хватило храбрости подойти и предложить свое место.  Затем места освободились. Видно было, что деду давно надо было бы присесть. Но он так гордо держал голову, так уверенно бросал фразы спутнице, и только впившиеся в палку пальцы выдавали тяжесть положения. Если это (а похоже так и есть) потомки тех переселенцев, которые в кибитках с винчестерами наперевес бороздили американские прерии, то, пожалуй, я сниму шляпу перед американским народом.
Что есть рядом?
Рядом есть Рейхенбахский водопад. Знаменит тем, что А. Конан-Дойль, вдоволь намучавшись с Шерлоком Холмсом, решил его в этом месте укокошить. Вообще водопады в Швейцарии впечатляют. Столько бесполезно падающей воды! На общем фоне Рейхенбахский средний. Наверх проложен фуникулер, который в несезонье был закрыт и поэтому пришлось двигать на машине по горе.  Если решите повторить мой путь, будьте готовы к складыванию зеркал при разъезде со встречной машиной. Хотя там и разъехаться-то можно только в 2-х специально оборудованных местах. Наверху кафешка, тропа Шерлока, чуть ниже звезда, нарисованная на скале в месте описанной драмы. А вот говорят есть там подземный водопад Trummelbach. И это пропустить нельзя. Сами не были, не удалось.
Еще есть местные городки Тун, Оберхоффер, Шпиц. Можно/нужно посещать. Озеро, природа. В общем там везде неплохо. В Шпице нам встретилась русскоговорящая официантка. Причем, ее русский вычислили по первым фразам и даже не стали выпендриваться своим английским.  Она оказалась из Болгарии, ездит на сезонные заработки. Разведенка с сыном, который на лето сидит у бабушки в деревне. Короче, местным посетителям в этот день не повезло, но русский, звонкий и певучий, долго плыл над Швейцарскими озерами в тот день, удивляя местных лебедей и австрийских уток-мигранток.  Итак, Швейцария,

Берн.
Будет возможность – посетите. Там есть река, на которой собственно Берн и стоит. Называется Аре. Так вот вид на старый город с моста над ней очень радует. Ради этого и стоит ехать. Всякие медведи, как символы города, может и интересны, но кто в России мишку не видал? А вот технологический музей посетить стоит. Там стоит первая швейцарская ЭВМ (хорошая малогабаритная квартира) и рядом мобильник, вычислительная мощь которого что-то в 10 раз выше. Главное все можно потрогать, поломать и примерно понять, как это действует.  Есть местный Арбат. Можно пройтись… Но такие есть всюду. Да! Заберитесь на ратушу. Отличный вид. Напротив Парламента на площади хороший рынок выходного дня. Можно прикупить колбас и сыра. Если не попали на рынок, можно попереться в Парламент и сходить на заседание (правда платно) ихнего правительства  (Федерального Совета).  Правят там всем хозяйством человек 10 . Причем, в ведении одного Министра разом 2-3 министерства. Даже самый главный из них (Президент) и то отвечает за какое-то ведомство. В общем, такой деревенский сход. Причем, говорят, что легко можно встретить Члена Совета в трамвае с авоськой пива и чипсов. Прикольно было бы у нас: «Эй! Министр образования! Вон тот, лысенький! Передай за проезд, пожалуйста!»
За сим часть 1-я заканчивается и начинается

Часть 2-я. Итальянская Швейцария. Май 2014.


Причина.

Как всегда – моя жонка. Вопрос вечером в пятницу: «А ты знаешь, что мы на следующей неделе едем отдыхать?» до сих пор ставит меня в некоторый эмоциональный тупик.  Удалось отбить две недели и изменить Испанию на Южную Швейцарию или ее же, но Северную Италию. Отели отдал на откуп женщинам, а сам посвятил себя теме
Маршрут и транспорт.
Уезжать приходилось 9 мая. В праздник. Причем летательные аппараты взмывали исключительно из Шереметьево. А до него только с Белорусского вокзала, а там 9 мая танки, бронетранспортеры, бронемаршрутки и прочие ракетные комплексы. НАШЕСТВИЕ! Пришлось нырнуть под землю, затем в аэроэкспресс и достичь цели без потерь личного состава. Забава произошла в самом аэропорту. Моя фамилия во всю прозвучала по громкой связи нашего международного комплекса!  Гордый до невоображаемости,  я со всех ног кинулся в досмОтровую (комнатка со стеклянной дверью и покосившейся надписью «таможенный досмотр»).  Девчонки в формах (прямых и переносных) глянув на меня заголосили: «Ой милок, чой-то ты в чумадане страшно взрывчатое везешь на запад дикий и  незнакомый? Не хочишь ли ты учинить международу скандалу?» Оказывается, что в боковом кармане чемодана лежали отечественные бенгальские огни, которые мы возили в Вену на встречу Нового 2010 года! С тех пор они миновали штук 10 Европейских границ и ничем себя так и не проявили.  Девчонки, спасибо им большое, помогли быстро найти запрещенщину, выкинуть ее и  опять упаковаться. Кстати, смех-смехом, а если бы в зарубежном аэропорту обнаружили бы эту муть, было бы не до смеха. 
Итак, рейс  Шереметьево – Милан.  Летит Аэрофлот.  Конечно, Аэробус.  Наши Ту-шки списаны в металлолом полностью и возврату не подлежат.  Хотя, летный состав старшего поколения, считает наши планеры намного лучше, чем нынешние АэроБойни.  Трясло в меру.  Порадовало, что пилот представился (Прохоров) и перед болтанкой, спокойным, уверенным и чуть индифферентным голосом вещал: «минуток этак через пять мы входим в зону турбулентности. Это абсолютно безопасно для нашего воздушного судна. Прошу пристегнуть ремни. Повторяю, что это абсолютно безопасно для нашего Аэробуса, который… э-э… является…  э-э-э… самым надежным… э-э…  самолетом. Э-э-э… в мире… Сейчас  я повторю это на английском для нашего единственного иностранного пассажира.» Короче, смелый и отважный человек!
Сели нормально. Нет не так! Сели. Нормально! Аэропорт. Там решили повторить заклинание и взять поезд. Тем более, что от железнодорожного вокзала до отеля нам (по карте) пешком было минут 5. Все очень просто. Указатель Rail Express Milano. Стрелки. По ним идешь. Касса. Три билета (что-то 12 евро с лица, можно уточнить на сайте www.milanomalpensa-airport.com да и купить там сразу билет).  Надо сразу прокомпостировать. У эскалатора на платформе стоят компостеры. Не Аэроэкспресс, конечно, но чистенько, остановок штук пять, время в пути минут сорок. Проверяют билеты.  Бонжорно. Прего. Прего. Бонжорно. Бонжорно… Вокзал.  Здание, конечно, историческое, построенное «рабами Рима» в доиндустриальную эпоху, но явно кто-то получил хороший откат. Я, в силу местоположения, был в этом заведении раз 10 не менее   ____ и каждый раз тянул за рукав дяденьку полицейского, что бы он вывел меня отсюдова!  Мы немного плутали, но выходили на свет божий. Иногда при помощи переносной рации, иногда даже без.   Бомжи.  Масса настоящих и пахучих бомжей. Все афроевропейцы. Все что-то курят и шатаются. Все что-то орут друг на друга. Тут же полицейские. Стоят, не мешают. Не курят и не шатаются. 
На том же вокзале бралась прокатная тачка. Maggiore rent. Заказывал из Москвы и только у них, т.к. в выходные (а мне надо было в воскресенье) ни одна уважающая себя контора в Италии не работала. Ну, типа в воскресенье люди не живут, а кто живет, так то «сволочи, а не люди!» Заказывал «В класс». Что дают наши итальянские друзья? Правильно. «А класс» в лице Fiat 500. Мои друзья без ума от этой машинки. Верю! Но, они путешествуют вдвоем и с дорожной сумкой. А тут семья из четырех чемоданов и трех человек. Да и я, животина-простофиля под 100 кг. Пошел с дочкой (английский – это наше все) скандалить. О, синьоро! Но проблемо! Лянча Ипсилон – «С класс». Ноу доплата маней! Давай катись до свидания!  Ну, конечно, чисто «В-класс»,  60 лошадок, потрепанный вид, механика, но нормально.  Итак
Милан.
Самое простое дело в Милане определить иностранца: он молчит. ВСЕ остальные говорят. Говорят постоянно, без перерыва. Говорят везде. Говорят громко. Говорят между собой, когда нет «между собой» говорят по телефону, когда нет «между собой и по телефону», говорят сами с собой. Это ужас, к которому не привыкаешь.  Город гудит, слившимися в единый поток фразами и междометьями.  Узкие средневековые улочки резонируют этот гул, смешивая его в полную неразбериху.  Особенно это удивительно в метро. Представьте себе, что вы едите в час пик по «зеленой ветке» с окраины Москвы в ее в центр, а вокруг ВСЕ говорят между собой и по телефону. Мне показалось, что Миланцы говорят одновременно с несколькими собеседниками. Они могут, болтая с кем-то по телефону, обратиться к тебе с каким-то вопросом не прекращая  разговора с ним.  О чем говорит этот многоголосый город? Нам надо было заказать такси из отеля в аэропорт.  «Три человека. Четыре чемодана. 10-00. Улица…Аэропорт…» 20 (двадцать!) минут  непрерывного тарахтения в трубку: «Вас трое? Вас действительно трое? У вас есть маленькие дети? У вас нет маленьких детей? Как у вас нет маленьких детей? У вас вообще нет маленьких детей? У вас нет маленьких детей в Милане? У вас есть маленькие дети в России? У вас нет маленьких детей в России? Россия? Что такое Россия? Там нет маленьких детей? Джорджио, Мария, Алонсо! Идите все скорее сюда! Послушайте это! Я принимаю заказ для России, в которой нет маленьких детей! Кто-нибудь знает немецкий? Это же русские! Они все говорят по-немецки! …»   Разговаривала с ними дочка и на английском. Я бы сошел с ума. Хотя…Как сказала дочь, если в Москве на итальянском попросили бы организовать такси из Ясенево в Балашиху, заказ вряд ли бы состоялся.

В Милане надо смотреть Собор. Это у них главное и самое красивое. Обязательно лезьте на крышу (купите билет на лифт, это я рекомендую). Там наконец понимаешь, что такое «пламенеющая готика» и какого лешего его строили с 1386 по 1965 год. До сих пор там что-то латают и перестраивают. Вы вдумайтесь в этот долгострой:  579 лет!!!!  Но внушает.
Есть еще местный ЦУМоГУМ в виде Галереи Виктора Эммануила, с инкрустированными полами, мозаиками и прочими излишествами. Все это возле собора. Там же в недалеке театр «Ла Скала». Можно зайти в театральный музей (платное посещение помещения). Не успел, но говорят, стоит. У касс стоят «жучки», одетые в строгие костюмы с галстуками и запонками. Можно рискнуть у них что-то купить, но велика вероятность, что вам впарят стоячее место по цене правительственной ложи, уверяя, что «Берлускони сегодня не может пойти. Вот попросил меня продать.»  Очень много афроевропейцев, которые суют вам в руки обыкновенную цветную плетеную веревочку с возгласом «Презент!». Ваша задача ни в коем случае ее не брать! Я обычно говорю «Ай хэв нот мани!» Лучше вообще с ними не говорить, но если взяли – все, конец. Они будут требовать деньги, причем могут и 20 и 100 евро запросить, до тех пор, пока вы что-то им не дадите. Они будут идти за вами целый день. Это такой бизнес: раз взял, значит обязан уплатить. Могут и в драку полезть. Я не раз видел, как наши девчонки откупались 20-й евро. «Продавец» был очень недоволен.
Замок Сфорца. От собора (если встать к нему спиной) идет этакий Миланский Арбат. Много кафешек и магазинчиков. Это Арбат выведет на небольшую площадь. Здесь надо увернуться от кругового хаоса трамваев и мотоциклистов, быстро перебежать и продолжая прямолинейное поступательное движение упереться в Замок. Замок, как замок. Крепость и есть крепость. Меня поразило, что у подножия крепостной стены расположился городок из фургончиков с представителями разных стран.  Колбасы из Германии, сыры из Швейцарии, пиццы, паэльи, аргентинские стейки, бразильские что-там еще, пиво Чехии, Австрии, Бельгии, Германии, марцепаны, сладости… Это все кипит, жарится и подается тебе безо всяких СВЧ. Ходит пара полицейских, лакомясь мороженым. Все остальные сидят, пьют, курят, едят, болтают. Полный кайф! Я недавно был затянут супругой  в Московский Парк Горького.  За что наше руководство так ненавидит свой народ? Что мы ему сделали?
Еще одна достопримечательность Милана – это молодые люди, одетые в отличные черные костюмы и великолепные, зеркальные ботинки, ходящие мелкими обнимающимися группками.  Ходят они по центральным улицам весь день.  Не думаю, что это бродячие модели или потерявшиеся банковские служащие. Это какая-то особая каста модников. С одной стороны интересно, с другой напоминает чем-то наших кавказских друзей на площади Киевского вокзала. Может это такая мелкая мафия?  Но, машина получена и
В путь. В Швейцарию!
Месть навигатора была страшной! Накопившаяся злость за отказ следовать его установкам по московским пробкам и подмосковным разбивающимся к платному проезду трассам, разом была выплеснута в маршрут Милан (Италия) – Вира (Швейцария). Причем этот садист сперва прикинулся добрым Самаритяниным и без страха и упрека вывел из города на трассу. Я, уверенный, что вот оно, скоро пойдет хай-вей с 130 км. разрешенной, расслабился, и только когда на 50-м повороте увидел на дороге козу понял все коварство китайско-американского Джепееспрома.  В глазах козы читалось явное недоумение. Она даже перестала жевать что-то свое, сухое. Похоже, что автомобиль на этой дороге появился в ее жизни первый раз. Она даже не знала, как будет объяснять это детям, родным и близким. А уж тем более, что муж был козел и за такое мог хорошенько набоднуть.  Во всяком случае, по карте навигатора-предателя я был на середине пути. Или назад по пустынным сельским дорожкам в Милан или по ним же, но вперед, в надежде, что кроме коз могут попасться и люди.  Решили, что лучше вперед. Представьте себе, что в центре Европы, в цивилизованном обществе вы 100 километров едите по пустынным улочкам затихших городков и деревень и не видите ни единого человека. Раз на горизонте появился одинокий трактор, но испугавшись, проворно скрылся за горой и там замер, заглушив мотор.  Посмеиваясь и молясь, что бы не пробило шину и не кончился бензин мы как-то докатились до того места, где навигатор важничая написал CASTOM. Таможня. Таможня нам была нужна и не просто, а очень. Дело в том, что в Италии тебе дают прокатную машину, по которой можно рулить по всему ЕС, но Швейцария-то в это ЕС не входит! А если у тебя нет наклейки на лобовом стекле об оплате Швейцарского дорожного сбора – могут быть неприятности.   Типа занесения тебя в черный список для въезда в Шенген.  Не факт, что будут, но могут. А ваучер купить (как мне любезно объяснили эти цыгане из проката) можно на таможне. Поплутав еще километров 20-ь мы съехали под горку и увидели плакат CASTOM SWISS – 5 kM. Ага! Навигатор нагло показал, что CASTOM осталась в Италии еще вчера, а мы давно уже в Швейцарии и перешел на немецкий.  Этот таможенный пункт я проехал туда-обратно раз пять, нагло нарушая границу в надежде привлечь хоть чье-то внимание. Если вдруг вам случиться воевать с Италией или Швейцарией, делайте это в воскресенье. Победа будет безоговорочной, без единого выстрела и наличия войск противника. Таможенников на обеих границах в воскресенье нет! Я спешился, стучался в окошки с грозной надписью Carabinero и  Polize Stradale (Дорожная полиция), плюнул и на первой же заправке спросил туалет, мороженное и дорожный ваучер. Стандартный набор русского туриста! Заправка отпустила годовой абонемент (меньше или нет, или врали) за 30 евро, мороженного за 2 и туалет бесплатно.  Кстати, если будете у нас, в Швейцарии, то учтите, что этот годовой абонемент – оплата дорожного сбора при движении по автострадам! Если вам по автострадам не надо, то и ваучера не надо. 
Навигатор злобно выругался на немецком и повел вертикально в гору. На одном из поворотов на меня вылетела бабка на ситроене, согнав практически в пропасть, грубо просигналила и унеслась, должно быть ведьма. Навигатор заскрежетал микросхемой: «Прибываем в точку назначения, Донер ветер, руссиш шоферишь» и отключился, прикинувшись мертвым.  К ручке входной двери ресепшен наших апартаментов была привязана записка: «Мистеры! Если вы приехали, то ключ под ковриком, если нет, то мы будем в понедельник с 8 до 11 утра! Не опаздывайте!»

Вира по малу.
Vira  - населен. пункт кантона Тичино. Не путать с «вира» (такелажн. - поднимать вверх), расположенный на бережке озера Маджори, напротив городков Локарно и Аскона.  Метров в 300 над уровнем озера стоит апартотель из нескольких (шести?) корпусов, из которых открывается изумительный вид на природу Швейцарии. Магазинов, кафе нет. Добраться - либо автомобиль, либо местная маршрутка (так ее и не увидел), либо пехом (только для аборигенов). Стирка платная. Бросил монетку, машинка Миеле завелась и постирала. Бросил еще – посушила. Газ есть. Отопления нет. Как у них получается окупать этот пионерлагерь загадка.
Вся прелесть этого места заключается в долинах рек. Ледники разрезали продуктами своей жизнедеятельности несколько направлений.  Это Valle Verzasca, Valle Maggia, Valle Onsernone и Centrovalli. Valle – долина, аттачмен название реки.  Каждая свой маленький шедевр. Мы объехали все, кроме Центровали.  Просто не хватило сил.
         Маленькое отступление для автомобилистов
Послушайте старого пидаледава, прокатавшего по Альпийским серпантинам не одну тысячу километров. В каждом из нас сидит Михаэль Шумахер и Айртон Сенна, и их, как только стали на серпантин, надо категорически оставить дома. Союзников здесь два: газ и тормоз. Когда вы забираетесь  наверх, подъем может составлять 40 градусов, а поворот все 180 или даже чуть больше, а дорога будет только для одной машины. Ваша задача – смотреть вперед и жать газ. Передача должна быть минимальной. Первая, так первая. Надо научиться (это сложно, но можно) не давить на тормоз при повороте наверх.  Работаем газом. Главное – не заглохнуть! Можно перегреть движок? Можно! Черт с ним! Остановимся и подождем.  Остановимся – это значит нашли место, где вас всем видно, где можно разъехаться двум машинам, встали, включили аварийку и поставили на  ручной тормоз. Старайтесь делать не только все плавно, но предсказуемо, что бы остальные понимали, что вы собрались предпринять. И ВСЕ будет хорошо! Когда забираешься под облака по дорогам местного значения, обычно народ там вменяемый. Я как-то уперся в машину дорожной службы, так они, что бы меня пропустить, вывесили одно колесо над пропастью. Но, надо отдать должное – Швейцарцы в горах чувствуют себя, как Швейцарцы в горах. Спуск. Здесь все наоборот. Держим ногу на тормозе и работаем передачами. И смотрим вперед и чуть дальше. Наша задача увидеть встречного! Ведь с ним надо будет разминутся, а места для двоих нет…  Поморгаем, подвинемся. Если надо, выходите из машины, складывайте зеркала, не стесняйтесь. Нет в горах никаких комплексов – там, как в бане. Иначе – плохо. Очень мешают велосипедисты: они под горку идут практически с вашей скоростью, но вас сзади они не видят, поэтому, что они там себе вытворят, одному Богу известно. Я обычно торможу, выжидаю достаточно прямой линии, даю сигнал и иду на обгон. На закрытых поворотах в Альпах принято давать сигнал.  В гололед и прочие экстримы (если вы профи) наденьте цепи. Да что это я, профи все знают сами! А если просто «руссо туристо», отсидите это время в хорошем бистро за рюмкой чая.
По долинам и по взгорьям
Две долины надо посетить «кровь из носа». Это Версага и Магия. В долине «Версага» это будет плотина с «тарзанкой», двух пролетный средневековый мост, водопады, «каменная река».  В долине «Магия» - удивительная церковь в стиле авангард, водопады и зеленые луга. Если хватит духу, заберитесь до конечной точки – Fusio. Там стоит плотина, служащая заслоном от селей и воды. Дальше дороги нет.   Я специально не описываю природные красоты, потому, что у каждого свое восприятие водопада, долины реки и т.п.  Могу только посоветовать туда поехать.
Городки Локарно и Аскона очень похожи на средиземноморские городки. Ничего особенного. Летом в Асконе проводится джазовый фестиваль. В Локарно есть своя аллея звезд с отпечатками ладоней всяких Элтонов Джонов и Джо Кокеров.  Пожалуй, стоит забраться на фуникулере на гору (Локарно) и прокатиться на пароходиках. Можно аж уехать по воде в Итальянскую часть озера Маджори. Но это на целый день. А кто давно не держал в руках меч, то рекомендую

Беллинцона
Средневековые Итальянцы и такие же Швейцарцы отлично понимали, что там, где «Перекресток» – там и максимальная прибыль. Вот и ставили они в таких местах всякие крепости, что бы тогдашние таджики тащили товары по озерам с Азии в Европу и обратно. Воевали между собой, аж жуть. ТРИ крепости возвели. Стена крепостная такая длинная, что сапоги можно сносить. Мощь стен, башен и фортификационность сооружений впечатлило, пожалуй, ни чуть не меньше, чем Сан-Мишель в относительно далекой Франции.  Нет, Монт Сан Мишель – круче! Все-таки  Чудо Света (по местной классификации).  Беллинцона проще, но тут становится отчетливо ясно, что все в становлении Европы было очень не просто. И для процветания и цветочков на  окошках, в свое время пришлось положить ой, как много простого, но отчаянного народа.  Результат на лицо  - туристы и огромный средневековый замок. Рыцаря с опилками не нашел. И поехал на
Озеро Комо
Ну если, вам, олигархам, некуда податься, то дуйте на Комо! Тута будет и фонтан, и набережная и вообще полное средиземноморье. Не даром (ой как не даром!) здесь дачки себе завели и Мадонна и Сталлоне и Клуни Дж…. Интересно, не с их ли огородов молодой картофель гонят в Москву и выдают за «азербайджанский»?  Можно полетать на гидроплане, катере или простой шаланде. Очередь к этим транспортным средствам, кстати, как в Одессе, шум, гам  и «вас здесь не стояло» – по полной программе.  К олигархам, это, конечно, не относится. Озеро большое, красивое, разных заливчиков и городков – не счесть.  Но мне показалось больше
Озеро Лугано (он же город)
Это фантастика… Этакий Ницц в Швейцарии. И лебедя тебе тут, и парк городской  и горы и красоты.  Заставьте себя подняться на самую высокую точку этой местности. Придется сделать пересадку . Ибо один фуникулер не тянет. Их два. Но, панорама на эти буржуазные красоты оставит в вашей памяти неизгладимый след. На самой высокой точке, ко мне подошел немец и вдруг запел «Солнечный круг..» Я был в шоке, спели вместе до конца, пожали друг-другу руки и разошлись.  Фриц, удачи и счастья тебе!

Обо всем
Эти края посетить надо обязательно. Повторно – вряд ли: не Париж. Но этот кусок Швейцарско-Итальянской  Европы для меня стал ассоциациями с кристаллами Сваровски.


Рецензии
Замечательно по стилю и очень весело написано, хотя местами рука корректора была бы не лишней. Хотелось бы только побольше об аборигенах и их нравах почитать, но, возможно, вникать в незабудки их души у вас там просто лимит времени не позволял.

Татьяна Мацук   19.07.2023 22:25     Заявить о нарушении