Благодарность

Я так долго и почти терпеливо ждал созревания этой миниатюры; трепетно наблюдал, как вырастают новые ветви идей и тянутся побеги словосочетаний, что начал бояться, - вдруг они зачахнут, так и не набрав веса для первой чернильной капли? Но моя сила вынесла на поверхность плоды сердечного взаимооткровения с музыкально-тонким объектом этой, потревоженной колким шариком гелиевой ручки, темы. И я, словно пробуждаясь от сна или болезни, от которой не хочется излечиваться, - тяготения ко всему удивительному, неуёмной жажды знания и красоты, наконец спрашиваю тебя:
- Ты видела потрясающую головоломку, что сплёл из теней и света Мельвиль в "Самурае" ? Ты видела как вырастает силуэт Костелло на лестнице, опережая самого персонажа в исполнении Делона?
- Ты помнишь три фаербола смеха, что кидает Джармуш, обыгрывая тему сломавшегося автобуса?
- Ты помнишь финальный монолог Мюррея в экранизации Диккенса?
Эти образы встают передо мной миражом оазиса среди бессмысленной рутинной пустыни.
Я помню, как подойдя к отцу, чтобы вернуть потрёпанную книжку Снегова, весь дрожа от потрясения, сказал: "Всего одна строка..".
И он тут же, без раздумий, ответил: "Утром Астр умер."
А сейчас, спустя шестнадцать лет, отец ушёл вслед за Астром. Он, подобно моему взгляду, навзничь упавшему на строки "Мне не надо слона в удаве", так и не может встать, слово хороший парень, брошенный в роль злодея простым законом классики жанра. А я продолжаю спрашивать тебя:
- Ты ведь тоже головокружительно неслась по излучинам, водопадам и виражам к "Другим берегам" Набокова, зажмуриваясь от красоты?
- Ты тоже падала по этим бесконечным ступеням стихов, как по слоям понимания, на самую глубину сути в диалоге Иова и Бога?
- Ты помнишь, как взлетают на высоту духа устрашающие вороны откровений в поиске небес взаимопонимания в "Сне ведьмы"?
Скажи, как жить с этим? Это не оставляет, не отпускает. Эти флэшбэки фраз и сцен чёрно-белых фильмов, которые память, шутя, воспроизводит в цвете, эти строки из "520", которые повторяешь круглые сутки - как вынести это?
А ещё музыка, чёрт возьми. Лунную сонату я впервые услышал в компьютерной игре, когда мне было десять, и болею до сих пор.
Каждый раз я попадаюсь на этот крючок, замираю, не дыша, будто боясь помешать разрешению интервалов. Ведь там, где не справится слово или сюжетный всплеск - музыка точно добьёт. Уложит на пол и мокрые глаза направит в потолочное разумение, будет давить до тех пор, пока смех не станет с рыданием одним целым.
И если ты тоже видишь, как уже вплетается корнями в чёрствую почву затянутого вступления остриё последней меткости, что замкнёт узор, если тоже чувствуешь, как с неба льётся дрожь, сжигая дотла всё, что в тебе есть, кроме сказки, если тоже становится невозможно терпеть, значит, - пришёл твой черёд благодарности.


Рецензии