Авантюра на кладбище. Если...

- Стойте спокойно, - сказали ему за спиной. - Не двигайтесь и не оборачивайтесь. Я Вам сейчас помогу.
Олег замер. Дыхание от страха спёрло, и глаза почему-то заслезились.
 Он заставлял себя смотреть на собак в упор - в их жёлтые, действительно, дьявольские глаза.
Три молодые тощие, почти щенки, они  не подпускали человека к просевшей сиротливой могиле, на памятнике которой была овальная эмалированная фотография, без дат жизни и смерти. Без имени и фамилии.
Мимо Олега пролетели один за другим три предмета. Это были большие  кости, со следами красного сырого мяса. Они летели вправо и влево от могилы. Собаки рванулись к ним, вцепились зубами и когтями, похоже, на время забыв о человеке.
- Идёмте отсюда скорее, - сказал голос за спиной.
Олег, наконец, решил оглянуться.
Невысокий средних лет мужчина сделал ему зовущий знак рукой.
Олег поспешил за ним.
Мужчина подвёл его к домику слева от кладбищенской церкви.
- Заходите, - сказал просто, как гостю, - я вам помогу.
- Да не, - смутился Олег, - мне не нужна больше помощь. Спасибо, что увели от собак.
Я ещё в церковь вашу зайду.
- Идёмте, - согласился мужчина. И опять пошёл впереди Олега.

В церкви Олег заказал службу об одном имени: "Лилия".
Служащая подняла брови:
- Напишите ещё имена, за эти деньги...
Олег покачал головой:
- Больше никого на вашем кладбище нет. Одна она...
Служащая пожала плечами.
Всё это время незнакомый мужчина стоял рядом с Олегом молча и, как тень, потянулся за ним к выходу.
На крыльце мужчина спросил:
- Откуда вы знаете, что её звали Лилия?
Конечно, он догадался, что Олег приехал сюда ради безымянной могилы.
- Всё решила фотография, - грустно вздохнул Олег.
 Он сунул руку за пазуху и достал жёлтый от старости, с потрескавшимися краями, снимок, на котором мужчина сразу узнал смеющуюся девушку с эмалированной могильной фотографии. Это было одно и то же фото.
- Я сегодня утром в архиве вашего города был. Сказали, что не смогут помочь... восстановить даты и имя на памятнике.
- Вот как, - посочувствовал мужчина. - А почему?
- Потому что у меня никаких документов, кроме этой фотографии, нет. И в моих паспортных данных ничего общего с фамилией, именем и отчеством...  Лилии.
- Да-а, - протянул задумчиво мужчина. И вдруг представился:
- А меня Николаем зовут.
 Олег машинально назвал своё имя и так же машинально пожал протянутую Николаем руку.
- Я  тебе помогу, - убедительным тоном сказал новый знакомый. - Идём.
Он кивнул в сторону домика, в который уже приглашал Олега.

Сели у окна за большой чистый стол, покрытый белой вязаной скатертью.
- Я, как тебя увидел, сразу понял, что тебе помощь нужна, - сказал Николай, ставя перед Олегом стакан с водой. - Попей водицы, она у нас очень вкусная.
Олег послушался, выпил воду.
- Правда, вкусная, спасибо. А как вы мне поможете?
Николай сел напротив, положив на стол тёмные от загара руки, посмотрел на Олега пристально и ласково. Потом попросил:
- Ты мне напиши, когда Лилия родилась, когда умерла, с каким отчеством жила и какую фамилию носила.
Олег потупился:
- Фамилию и отчество, конечно, напишу. С датами загвоздка.
-Ну? - продолжал ласково улыбаться Николай.
- Она свой возраст любила убавлять. Даже близких родственников в заблуждение вводила.
- Эх, - уперев руки в стол, выпрямил спину Николай. - Чую, это длинная история! Может,  она и интересная, но сейчас твоей заботе очень мешает. Значит, дат точных ты не знаешь?
- Не знаю, - растерянно ответил Олег.
К ласковой улыбке Николая прибавилась искорка лукавства.
- А если мы Лилии и после смерти дадим пококетничать? Напишем примерный возраст?
- Нет! - испугался Олег. Справившись с чувством, спросил снова:
- Как вы можете мне помочь?
- Банально, - серьёзно ответил Николай. - Прикрепим на памятник табличку, чтоб он больше не оставался безымянным. Услуга, конечно, платная.
И, глядя в широко раскрытые глаза Олега, добавил:
- Недорогая. Накроешь небольшую поляну.
- Да это... не вопрос, - развёл руками Олег.
- Тогда идём.

Они быстро шли по центральной  дорожке к кладбищенским воротам. Могила Лилии осталась слева. Собак там уже не было.
- Они спят сытые, за сторожкой, - проводив взгляд спутника, сказал Николай. - Когда вернём имя могиле Лилии, они на другие перейдут, безымянные.Я это давно заметил.
- Вы здесь живёте? - недоверчиво спросил Олег.
 Внешность Николая и манера говорить не вязались с кладбищем.
Тот вместо ответа кивнул на кладбищенские деревья и кусты, благодаря которым создавалось впечатление заброшенного старого парка:
- Здесь бывает так хорошо! Тишина не похожа на обычную. И птицы нигде так не поют, как здесь...
Олег поёжился, вспомнив злобных собак и представив глухую ночь на кладбище.
Николай, будто прочитав его мысли, засмеялся:
- Я пишу роман. Здесь находятся необычные сюжеты. А работа, какая-никакая, поддерживает моё существование.
Они вышли за ворота кладбища, перешагнули через трамвайные пути. Николай продолжал быть ведущим, махнул рукой вперёд и влево:
- Магазин там.
Когда вышли из магазина с двумя пакетами вина и закуски, Олег протянул свой пакет спутнику со словами:
- Подержите, пожалуйста.
 Сунул руку за пазуху, достал ручку и какую-то квитанцию. Повертел её в руках, оценивая нужность,положил на колено и написал фамилию и отчество Лилии. Секунду подумав, написал даты рождения и смерти: дни, месяцы, годы.
- Вот, - протянул листочек Николаю. - Дерзайте! А у меня ещё важное дело есть. Самолёт завтра утром.
Он протянул руку на прощание.
Николай сделал неловкое движение, соединяя ручки двух тяжёлых пакетов в одной ладони, протянул свою руку с удивлённой улыбкой:
- Идём, - позвал настойчиво, - я тебе про свою жизнь расскажу, рукописи дам почитать...
- Спасибо, Николай, спасибо, - крепко пожал его руку Олег. - Спешу. Прощайте.
- До свидания... - ответил тот.

Из жаркого южного полудня Олег вошёл в прохладу просторного вестибюля музыкальной школы.
"Найти дочь Лилии через столько лет не просто. Адрес, по которому я встречался с ней в юности, у меня не сохранился.  Но она была очень музыкальной  в детстве, я это знаю по письмам мамы," - вспомнил Олег рассказ отца.

- Помилуйте, - прокуренным голосом засмеялась пожилая администратор, услышав имя и фамилию той, кого в стенах музыкальной школы искал молодой человек.- Вам повезло, что Вы говорите со мной. Вы же назвали давно забытую фамилию. Это моя подруга юности. Ну, надо же!
Администратор схватила со стола мобильный телефон, набрала номер и, зачем-то погрозив пальцем Олегу, стала произносить: "Ало, ал-ло!.."
Ответили быстро. Женщина встрепенулась:
- Любочка, привет, дорогая! Как концерт? Ну...ну, прелестно! Поздравляю, все в тебя!Ага...да...да... Любочка, а у меня  тебе сюрприз. Незнакомец, приятной внешности, да... ищет встречи с тобой. Где? Ага, хорошо... Передаю трубку.
Она протянула Олегу мобильный телефон.
- Здравствуйте, - произнёс Олег. - Я привёз Вам фотоальбом, Ваш фамильный. Что? Хорошо.
Он вернул телефон администратору, который та живо приложила к уху.
Через минуту, выйдя с Олегом из здания, женщина показала ему дорогу к кафе, где его должна была ждать дочь Лилии.
 
Олег потянул на себя стеклянную дверь кафе. За ней стояла  невысокая девушка с красным шарфиком на шее.
- Это я Вас жду, - произнесла она, словно чирикнула. И кивнула, приглашая Олега  идти за ней.
Заняли столик у окна. Тут же подошла официантка, поставила перед обоими на стол стаканы с апельсиновым соком.
- Это я успела заказать, - снова чирикнула девушка. - Давайте знакомиться. Я Лена, дочь Любови Львовны.
" Однако, - подумал Олег. - Кажется, мы с ней ровесники".
- Я привёз альбом с фамильными фотографиями. Он должен принадлежать Любови Львовне, - сказал  вслух.
- Я много знаю от мамы, - серьёзно и раздельно произнесла Лена, без всякого чириканья.   
- Почему она сама не пришла? - спросил Олег прямо.
Лена помешала трубочкой сок в стакане, прежде чем ответить.
- Ваш папа нанёс ей оскорбление много лет назад. Это связано с фотографиями.
Она кивнула на тёмно-синюю обложку фотоальбома, который Олег уже положил на стол.
- Я не понимаю, - произнёс он.
Лена грустно улыбнулась.
- Ваш папа приехал к моей маме в гости, в её отсутствие собрал фотографии, - она опять кивнула на фотоальбом, - и увёз их. Уехал не прощаясь...
Олег смущённо кашлянул. И тоже стал мешать трубочкой сок в стакане.
Молчание затянулось.
- Вы, наверно, голодны, - снова чирикнула Лена. Она быстро встала и пошла навстречу официантке.
Олег увидел горбик на левой лопатке девушки. "Вот почему она "чирикает", такое у горбунов бывает", - подумал он. - Как жаль, при красивом тонком лице".
Лена вернулась к столику, улыбаясь и потирая руки с тонкими смуглыми пальцами:
- Сейчас нас хорошо покормят.
- Расплачусь я, - твёрдо объявил Олег.
- Лучше я, - с виноватой улыбкой поправила его Лена. - Поскольку не могу пригласить Вас к нам домой.
Олег потупился, задумавшись.
Подошли одна за другой две официантки, празднично заставили стол блюдами.
Втянув запах пищи, Олег сглотнул слюну и вспомнил, что с утра ничего не ел.
- Я закажу вино, - нашёлся он в ответ на щедрость Лены. Подозвал жестом официантку, встал, не дожидаясь, когда та подойдёт к столику, и что-то тихо сказал ей. Та кивнула с улыбкой, бросив мельком взгляд на Лену.
Вернулся к столику, сел и, взяв в руки приборы, сказал:
- Сейчас у нас будет экспресс знакомство. У меня очень мало времени. Завтра утром поезд.
Лена молча кивнула, пытаясь накрутить на вилку листочек рукколы из салата.
- Я был сегодня на кладбище, возле могилы Лилии.
- Бабушки, - поправила Лена. - Нашей с Вами бабушки.
- Нашей с Вами бабушки, - подтвердил Олег. - Могилу её узнал только по фотографии.
- А я вообще никогда её не видела, - подняла голову Лена. - Могилу...
- Почему? - понизил голос Олег. - Вы же здесь всю жизнь живёте!... Кроме фотографии на памятнике ни дат, ни имени!.. Какие-то старые выцветшие цветы из пластмассы, как будто их  после похорон положили и сразу забыли об умершей. Почти полвека прошло...
- Да, да, я знаю,-  нахохлилась Лена.
Подошёл молодой человек в униформе официанта, с букетом роз.
- Это Вам, - объяснил Олег.
- Пока в воду поставить? - спросил официант.
Олег согласно кивнул.
Лена заволновалась. Положив вилку на салфетку, сцепила руки, подрагивая тонкими пальцами. И молча смотрела на спутника растерянным взглядом.
Официант, поставив вазу с букетом в центр их столика, ушёл, но  тут же снова вернулся. С бутылкой вина.

- Лена, - подняв бокал, сказал Олег, - давай сразу выпьем за мировую между нашими семьями.
Лена притронулась длинным указательным пальцем к бокалу.
- Это испанское ликёрное вино, - улыбнулся Олег. - Специально для Вас заказал. Сам бы крепче выпил...
Лена подняла свой бокал.
- Там есть несколько фотографий, - кивнул Олег на альбом, - где Ваша мама и мой отец вместе. Ещё  совсем дети.
- Мама очень обижена на Вашего отца за то, что увёз все фотографии бабушки. Подчистую... Он не должен был так поступать.
- Не должен, - согласился Олег. - Через годы он это понял. Вот и решил вернуть фотографии. Теперь в альбоме. А у Вашей мамы они грудой лежали в заплесневелом портфеле. Мой отец спас их для будущего.
- Это Ваш папа так говорит? Как не стыдно! Моя мама в пятнадцать лет осталась сиротой.

 Лена снова зачирикала.
Тонкими пальцами она максимально, насколько было возможно, отодвинула от себя бокал с вином. Тёмно-рубиновая жидкость слегка заволновалась среди прозрачного стекла.
- На кладбище, после похорон бабушки, Ваша мама хоть раз ходила?- пошёл в атаку Олег.
- Не ходила, верно, - ответила Лена, блестя глазами. - Это было выше её сил. А вообще, она лучшая мать в мире!
- Ну, о своей я так же могу сказать, - усмехнулся Олег.
- Не можете, - твёрдо сказала Лена. - Я её приёмная дочь.
Олег посмотрел на  левое плечо спутницы, за которым был горб.
Лена поймала его взгляд:
- Да, мама взяла меня из детского дома, такую...
Олег смутился. Кажется, даже покраснел.
А Лена продолжала:
- Да, она не ходила на кладбище, но всю свою жизнь  доказывала имени своей мамы, что живёт не роняя достоинства. Бабушка учила её музыке. Знаешь, как мама развивала свой талант и после её смерти! Знаешь, как она играла в народном театре! Она книги на английском читает, без словаря.
Олег,опустив голову, кивал. Вдруг он услышал, что Лена обращается к нему на ты, поднял голову и спросил:
- Ты мне поможешь встретиться с твоей мамой?
  - Мама! -  тут же громко и удивлённо произнесла  Лена.
Это не был ответ на вопрос Олега. Лена смотрела в сторону входной двери.
 Олег обернулся: к их столику бежали мальчик с девочкой, лет шести-семи, а за ними шла невысокая широкобёдрая женщина, лет шестидесяти.
- Нас сегодня очень хвалили! - наперебой выпалили дети. - Мама, мы играли лучше всех!
Глаза Лены заблестели гордостью. Она обняла детей и снова сказала:
- Мама!
И, очевидно, хотела представить женщине Олега, но та опередила её.
- Я  Любовь Львовна. Присядем, - сказано было ему, а дочери:
- Займись детьми.
Когда сели за стол, у Олега возникло желание спрятаться за букет, но Любовь Львовна решительно отодвинула вазу. Достала из сумочки тоненькую   сигарету.
- Вы очень похожи на свою мать, - усмехнулась она, затягиваясь. - Никогда не забуду розовые тапочки, которые она мне подарила, и килограмм печенья курабье.
Олег посмотрел на её запястье с острым бугорком косточки. Перевёл глаза на высокие брови, серые большие глаза с гордым разрезом, красивый прямой нос с тонкими ноздрями.
Любовь Львовна усмехнулась, снова затягиваясь сигаретой, и он будто услышал её мысли: "Другой я породы, отличной от вашей."
- Отец возвращает Вам все фотографии до одной, - сказал Олег.
- Никогда ничего не проси. Сами принесут, - произнесла женщина.
И, посмотрев прямо в глаза собеседнику, спросила:
- Когда приехали?
- Утром, - ответил Олег и запнулся, вспомнив какой заказ сделал Николаю.
- А уезжаете?
- Завтра утром, - вздохнул Олег. - Устал на вашей жаре, надо гостиницу найти для ночлега.
В уголках рта женщины снова мелькнула усмешка:
- Обычно приезжие первым делом устраиваются в гостинице, а уж потом осматривают достопримечательности...
- Для меня было важнее второе, - ответил Олег и попытался улыбнуться.
- Это секрет? - спросила Любовь Львовна, не отрывая взгляд от лица собеседника.
В это время к ней подошла Лена, что-то сказала ей на ухо.
Любовь Львовна, слегка изменившись в лице, согласно кивнула дочери.
- До свидания, - сказала Лена Олегу и, взяв детей за руки, быстро пошла к выходу.
- Папа, папа, привет! - раздался звонкий голосок Лениной дочки.
Олег оглянулся: Лена торопливо проводила детей через двери кафе на улицу, и было заметно, что она торопится, намеренно заслоняя их от уже вошедшего в помещение мужчины.
Это был Николай. Он, дружески улыбаясь, направлялся к их столику.
- Здравствуйте, Любовь Львовна! - сказал подобострастно. Протянул было руку Олегу, но на полпути опустил её, а потом засунул в карман пиджака.
Олег удивлённо смотрел на обоих, почти не знакомых ему людей.
Не предлагая Николаю присесть, женщина сказала ему сухо:
- Выкладывай!
- Вот, - положил он перед ней на стол небольшой жестяной лист.
Любовь Львовна, не прикасаясь к вещи, пристально вгляделась в выбитые цифры и слова.
Перевела взгляд на Олега:
- Если хотите знать...- Она на секунду замолчала, сглотнув комок в горле, - если хотите знать, моя мама родилась в марте... умерла в июле.  А у Вас тут наоборот!

"Откуда ей всё известно?"- подумал Олег, имея в виду сегодняшний день и его знакомство с Николаем.
Любовь Львовна в это время открыла сумочку, достала голубую тысячную купюру и положила на стол, сказав Николаю:
- Ещё раз позволишь себе такое, - она кивнула на жестянку, - не платить буду, а сдам в полицию. И роман своей жизни не допишешь!
Николай взял жестянку и деньги. Любовь Львовна, не позволив ему открыть рот для благодарности, произнесла каменное:
- Гоу!
И он быстро ушёл.
Женщина снова посмотрела на Олега:
- Это второй случай, когда на памятник пытаются повесить табличку. Недостоверную.
Первую попытку сделал мой родной отец. Два года назад. Выручил этот, - кивнула вслед ушедшему.
"Этот - бывший зять", - подумал Олег.
Любовь Львовна сунула в сумочку сигареты и зажигалку, явно собираясь уходить. Она положила свои красивые руки на стол, и Олег снова взглянул на острые бугорки на  их запястьях.
- Мама чувствовала, что смерть близка. Хотя была совсем молодой, едва за сорок. Она смеялась, представляя свои похороны: чтобы играли марш Мендельсона и бросали до самого кладбища гвоздики...
Олег смотрел на говорящую вопросительно:" И играли марш Мендельсона?"
Любовь Львовна поняла вопрос в его глазах и грустно вздохнула:
- Всё было, как у всех. А я осталась одна, в неполных пятнадцать, выживать.
Она встала, взяла  синий фотоальбом и сумочку. Олег понял, что пожать ей руку, а ещё лучше, поцеловать - не удастся. Возможно, она специально заняла обе руки.
- Прощайте, - сказала Любовь Львовна.

Олег встал и посмотрел вслед её  широкобёдрой фигуре. Ему вдруг показалось, что она стала выше.
У самой двери Любовь Львовна обернулась и легко произнесла:
- Я хорошо теперь живу! Так и передайте ...своим.







               


               


-


Рецензии
Замечательный рассказ. Что-то в нем мистическое. Неисповедимы пути Господни. Грусть навивает! Успехов!

Соломон Дубровский   26.04.2021 09:01     Заявить о нарушении