Наурыз или Нур-Орiс

Сегодня – День весеннего равноденствия.
Вечером 20 марта Солнце совершило ингрессию - вошло в Знак Овна.
Точное алматинское время события - 22 часа 15 минут 38 секунд.

Это и считается началом Наурыза – праздника Весны.
Но сейчас я бы хотел поговорить не о самом празднике, а о его названии.

Уже давно у меня вызывала сомнения общепринятая версия о происхождении этого слова от персидского - «новый день».
И когда недавно вновь повстречалась очередная статья на тему празднования Наурыза с набившей оскомину расшифровкой его названия, я решил все-таки прояснить вопрос и подтвердить свою гипотезу, что Наурыз - это тюркское, а не персидское слово.

Откуда такая уверенность?

Дело в том, что у меня уже был подобный опыт, когда я принял на веру предположение (утверждение) т.н. ученых о происхождении иссыкского письма - от письма согдийского.
Впоследствии, более внимательно изучив древнетюркскую и сакскую темы, я понял, насколько сомнительны подобные заявления.
И пришел к выводу, что это не иссыкское письмо происходит от согдийского, а наоборот, согдийское происходит от иссыкского или родственного ему сакского-тюркского письма.

Почему?

Потому что движение – завоевания, шло из наших степей – ВОВНЕ, а не наоборот:

Атилла – оставивший поистине неизгладимый след в памяти народов Европы и Азии, Аспарух – основатель Первого Болгарского царства, Бабур – основатель Империи Великих Моголов, Аршак - основатель Парфянского царства, и множество других воителей–основателей государств - все они выходцы из сакских-тюркских степей, из сакских-тюркских городов.

То есть, это наши предки несли свою культуру и свой уклад народам вокруг: свои традиции, свой язык, свои законы, - а не окружающие народы - нашим предкам.

И если говорят, что иссыкское письмо произошло от согдийского, то скорее всего все наоборот.
Ибо, зная о схожести двух видов письма, и то, что движение было от нас, можно сделать вывод, что и письменность первична также сакская-тюркская, а не согдийская.
А если так, то значит вполне вероятно и то, что Наурыз – это изначально тюркский праздник и тюркское слово.

И я стал целенаправленно искать подтверждение этой версии.
И через некоторое время нашел такое подтверждение.
Практически готовое решение вопроса.
В статье одного независимого исследователя-лингвиста утверждалось, что Наурыз – это видоизмененное Нароріс:

«С иранского языка название праздника переводится как «новый день», поэтому многие считают, что тюрки праздник Наурыз позаимствовали у иранцев. Но так ли это?... Этимология его названия проста. Она от комплексного сложения двух слов НАР и ОРИС, получилось НАОРИС или НАУРЫЗ.
НАР «одногорбый верблюд», а ОРИС «размножься (родись)». Одногорбый верблюд это символ тюркского календаря».

И тут я вспомнил, что у татар и других тюркских народов есть праздник Нартуган - День зимнего солнцестояния 21-22 декабря.
И в татарском (и некоторых других) языке слово «нар» переводится как «солнце».
И тогда общий смысл слова Нартуган – Рождение Солнца.
Причем подобный символизм существует не только у тюркских народов:

«В славянской традиции с днём зимнего солнцестояния связана Коляда, германских народов — Йоль, а в Древнем Риме к этому событию был приурочен «День рождения непобедимого солнца»

А если так, то тогда вполне логично, что Наурыз – это на самом деле Нар-;ріс или скорее Нур-Оріс.
Где Нур - это Солнце (в современном значении - сияние), а Оріс – рост.

Ведь именно День весеннего равноденствия считается днем начала Весны – «времени цветения и торжества жизни».
И если следовать логике предшествующего, зимнего праздника Нартуган, когда Солнце только «родилось» - туган, теперь, празднуя весенний Наурыз (Нур-Оріс), мы можем говорить о том, что Солнце пошло в «полный рост» - Оріс, передав это качество всему живому, ведь весна – это именно рост.

И еще один момент.
Как только я услышал слово «Оріс» в этом контексте, на ум тут же пришло имя египетского бога Осириса:

«…Осирис - Бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам.

…Праздник Осириса проводился в Абидосе в последний месяц ежегодного разлива Нила, совпадающего с наступлением весны.

…в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир…»

Произносилось как Усир, или как Осір, или как Осер.
То есть и здесь мы видим явные следы тюркского языка.
Каким бы удивительным это не казалось.
Хотя я не особо удивляюсь, ведь о родстве тюркского и шумерского говорят уже давно.
А Древний Египет и Древний Шумер – это одни и те же времена, и одни и те же края.

Тем более, что существуют исследования известного тюрколога Ахмед Заки Валиди, который в результате пришел к выводу, что «следы тюрков встречаются за 2000 лет до н.э. в Малой Азии, Древнем Египте, около 2600 лет до н.э. в Шумере, Эламе. На Балканском полуострове, в Западной Европе, на Дальнем Востоке, в языке американских индейцев также сохранились следы тюрков».

Что, я думаю, так же говорит в пользу версии об истинном изначальном наименовании праздника - Нур-Оріс, со временем редуицировавшегося до хорошо известного Наурыз.

Правда открытым остается вопрос, как получилось так, что Н;р-;ріс и Наурыз столь созвучны, и при этом каждое название имеет свое достаточно убедительное логическое обоснование.
Здесь, наверное, мы можем только гадать.

Ну, и, наверное, в качестве еще одного аргумента в защиту своей гипотезы, привести мнение знаменитой исследовательницы персидской культуру вообще и зороастризма в частности, в прямом смысле гуру иранистики (Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии учредило ежегодную премию её памяти) - Норы Элизабет Мэри Бойс:

«Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло.

Исходя из содержания и языка, сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги»

То есть здесь мы видим, что по мнению признанного авторитета в области изучения персидской культуры, даже основатель исконной, казалось бы, персидской религии, выходец из наших степей.

И первое упоминание о Наурызе зафиксировано именно в Авесте – священной книге Зороастризма.
То есть вполне возможно, что сак-Заратуштра принес в Персию не только Знание, данное ему в Откровении, но и сакскую культуру.
И частное ее проявление – праздник Нур-Оріс, который в персидском языке со временем, так же, как и у нас, превратился в Наурыз.

Такова вкратце моя гипотеза.

ПС. кстати, есть версия, что первоначально пожелание ;лысты; ;лы к;ні ;;тты болсын звучало иначе:

В древности у тюрков Наурыз носил название Улы істін Улы куні (Великий день великого явления). Слова в фразе «Улы іс» слились в «улыс», что стало означать административную единицу кочевого государства.

На самом деле «улыс», по мнению Серика Ергали, здесь ни при чем. Наурыз – это, прежде всего, астрономическое явление (по представлениям наших древних предков, все астрономическое обозначалось понятием «великое»)


Рецензии
Красивое и может быть,достоверное обьяснение
Но вы не обратили внимание,что при разделении Наурыэ вы используете Р дважды
Нар УРыз
Это снижает вероятность достоверности
Как например,быть с названием НОВРУЗ у узбеков?
Оно видится чисто по русски Новый Рост

Геннадий Палеолог   19.07.2021 19:33     Заявить о нарушении