Пляски с бубном или энтеогены и религия
Первые, хорошо задокументированные мистические практики с массовым употреблением энтеогенов известны еще со времен арийской цивилизации, которая использовала легендарную сому для проведения религиозных и мистических обрядов. Видимо, эти практики были также первыми из известных нам шаманистских культур.
Очевидно, что шаманизм является основой для всех последующих массовых религиозных течений, включая и монотеистические религии, хотя на поверхностный взгляд это утверждение может показаться слишком смелым.
Ограниченные форматом, мы не ставим перед собой цели подробного исследования этих взаимосвязей. Нам представляется более важным показать сам факт использования энтеогенов для изменения состояния сознания (ИСС) в различных религиозных культурах.
Изменение состояния сознания
Состояния при которых изменяется сознание человека не обязательно связано с химическим воздействием. Подобные состояния достижимы многими способами. Хороший шаман впадает в экстатический транс используя только приемы ритмических движений и однообразного гипнотического шумового воздействия. Не то же ли самое происходит на сеансах гипноза и, даже, на шоу различных манипуляторов? И не те же ли процессы в сознании человека идут под воздействием популярной рок-музыки или харизматичного политика?
В той же степени мы можем наблюдать, как меняется сознание людей под воздействием религии, причем не важно какой именно – христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма и т.д.
Мы можем видеть, как меняются характер и взгляды человека только от воздействия слов и внешней атрибутики, от видеоряда на ТВ или продуманной кампании в соцсетях. Приемы такого воздействия хорошо изучены и массово применяются во всех жизненных сферах – в рекламе (коммерческой, «социальной», политической), для формирования в обществе того или иного мировоззрения, в «воспитании» характеров, наклонностей и вкусов людей и т.п.
Путь к Богу
Но не всякое изменение состояния сознания приводит человека к Богу, как высшему духовному ориентиру, дающему смысл существования в этой жизни и надежду на жизнь после смерти.
Но чтоб найти Бога его необходимо искать. Для человека, ищущего Бога, ищущего истину, вся жизнь наполнена этим святым исканием. И, скорее, не мы ищем и находим Бога, а Бог Сам открывается нам. Потому Священное Писание и называется Божественным Откровением, что Господь открывает нам Свои истины.
И часто, как мы будем видеть, это происходит посредством энтеогенного воздействия. Тут очень важно понимать разницу – энтеогены не являются наркотиком, к которым можно отнести и алкоголь! Сам термин был предложен именно для того, чтобы отделить вещества, приводящие в конечном итоге к деградации личности от веществ, которые, напротив, расширяют сознание, сближая и соединяя человека с Богом. Даже, если внешне это воздействие кажется со стороны безумным.
По словам Сократа – «Наши величайшие благословения приходят к нам через безумие, если безумие дается нам посредством божественного дара».
Также, очевидно, нельзя оценивать использование энтеогенов в религиозных и культурных целях негативно, поскольку эти практики не только не приносят вреда человеку, но и дают ему тот положительный опыт, который он не мог бы получить другими средствами. В конце концов любая религия дуалистична, всегда есть противопоставление сакрального и профанного. Хотя где тут сакральное, а где профанное определить достаточно трудно. Но это имеет отношение уже к социологии религии, к проблеме функционирования тех или иных традиций в разных социумах или к процессу социализации и рутинизации религиозного опыта.
Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, таких как переживание обращения, чувство греховности, раскаяние, утешение и т.д. К сфере религиозного опыта относят, таким образом, любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии. В сферу религиозного опыта, что вполне естественно, включается и так называемый мистический опыт, представляющий для настоящего исследования особый интерес.
Я долго искал Бога y христиан,
Но его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме
И древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел я даже следов его.
Я дошел до Герата и Кандагара, искал его повсюду,
Но его не было ни внизу, ни вверху.
Решившись, я дошел до горы Каф,
Но и там я нашел только птицу Анка, а не Бога.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Я спросил о нем Ибн Сину,
Но он был выше суждений философов…
Тогда я заглянул в свое сердце.
И только там я узрел Бога,
Которого не было больше нигде…
Джалал ад-дин Руми
Тайны Царствия Божия
Чрезвычайно важный фактор в механизмах воздействия религии на ум и мышление человека – внутренняя убежденность в необходимости поиска Бога. Это состояние не может возникать из ничего, на пустом месте. Нужна некая степень «погруженности», при которой и возникает эта потребность. Необходимо внешнее воздействие, пусть косвенное, но заставляющее человека задуматься о смыслах жизни.
Вероятно, поэтому Иисус Христос говорит, отвечая своим ученикам на вопрос о том, почему он изъясняется притчами, а не говорит прямо – «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах». В этих словах явно указанно, что ученики имеют ту «степень погруженности», при которой можно изъясняться без иносказаний. Что касается остальных, то нужно понимать, что проповедь Иисуса Христа предназначалась не просто к толпе, а к людям, которые уже были подготовлены принять его учение, но сознание их еще не было изменено настолько, чтобы принять его во всей полноте. Какие же изменения в сознании должны были произойти тогда?
Надо сказать, что довольно-таки радикальные. Не даром же книжники и фарисеи обвиняли Христа в искажении и даже отмене многовековых норм, данных евреям Моисеем. На что сам Мессия отвечал – «Я пришел не нарушить закон, а исполнить (от слова «полнота»)».
Вот в такие моменты, когда сознание общества уже готово воспринять какую-то новую парадигму, но «стандартных» средств для этого не хватает, роль энтеогенов трудно переоценить. Они очень важны в подобные переходные периоды, когда старые социальные, культурные и религиозные устои должны уступить место новым, особенно, когда новое вступает в конфликт со старым. «…Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».
Таким образом – восприятие нового есть удел молодых, в которых старое учение еще не окаменело под гнетом традиций. Очень ярко это проявилось в движении «детей цветов» 60-х годов. Кстати, термин «хиппи» происходит от английского hip – что в разговорном жаргоне означает – «понимающий», что можно понять, как «просвещённый». Не малую роль в этом движении сыграл ЛСД, который в последствии был запрещен в США.
Одним из ярких представителей того поколения, употреблявший ЛСД, по его же словам, всю жизнь, был основатель и гениальный руководитель корпорации Apple – Стив Джобс.
Энтеогены в периоды массового изменения состояния сознания могут решительно ускорить сам переходный процесс, который мог бы растянуться на долгое время без их применения, либо не состоятся вовсе.
На некоторое время оставим тему христианства – вернемся к ней позже.
Тайна или таинство
Во всех религиях без исключения есть некая (некие) тайна, которую знать положено только и исключительно посвященным. В качестве примера рассмотрим события, которые произошли в далекой от нас мексиканской деревушке Huautla de Jimenez, а именно с одной замечательной девушкой, которая там родилась и жила — Марией Сабиной. Она была по рождению mazatec, немногочисленная народность с очень древней историей и традициями. Шаманы mazatec испокон веков используют «святые грибы» в своих практиках.
Использование этих грибов (то есть – сами грибы, способ их сбора и подготовки к обрядам, способы проведения самих обрядов и т.д.) является строжайшей тайной, передающейся, как правило, от одного шамана другому. Нужно сказать, что использование «святых грибов» никогда не выходит за рамки сугубой необходимости, т.е. является чисто прикладным. Чаще всего их использование связано с лечебными целями (или с целью посвящения), либо с целями достижения каких-либо благ для общества. Использовать грибы не по назначению, значит нарушить строжайшее табу.
Мария Сабина, будучи чистокровной mazatec и потомственной шаманкой прекрасно знала, как выглядят «святые грибы». И однажды (в нарушение запретов, хотя на тот момент она была совсем еще юной) она со своей сестрой играла в лесу и нашла кучку «маленьких святых». Из детского любопытства они с сестрой съели по нескольку пар (их едят парами), что привело их в веселое настроение. Неизвестно, как подействовали грибы на сестру Сабины, но сама она (с ее же слов) почувствовала, что в ней произошло некое перерождение, которое позволяет ей теперь многое из того, чего она не мола делать раньше (не забываем, что Сабина воспитывалась в этих традициях и была в достаточной степени «погружена в тему»).
Это был детский опыт, который определил всю дальнейшую судьбу Марии Сабины. Однажды, несколько лет спустя, серьезно заболела сестра Сабины. Мария обратилась к местным лекарям – травникам за помощью, но они оказались бессильны. Состояние сестры становилось критическим, у нее открылось кровотечение и острые боли в области живота. В этот момент, почти отчаявшись спасти сестру, Сабина вспомнила то прозрение, которое она получила в детстве, наевшись «маленьких святых». И она решается лечить сестру сама (потому что она знала, как это делают шаманы ее племени).
Этой же ночью она подготовила все необходимое – беседка в саду соответственно обставленная, свечи и «маленькие святые». Она дала сестре три пары грибов, сама – «я, должно быть, съела тридцать пар или больше». Потом она прижалась к сестре и, давая ей инструкции, давила ее с разных сторон, все время говоря, говоря… «Вышло много крови и воды, как будто она рожала. Сама я не боялась, зная, что маленькие дают мне знать, что надо делать». Кровотечение остановилось, и сестра выздоровела.
В ту ночь Сабине приснился сон, в котором она видела много людей знакомых и незнакомых, все они были шаманами. На столе перед ними лежала книга. И, хотя, Сабина не умела читать, она знала, что это священная книга, Книга Старших. И она знала, что теперь она достигла совершенства.
Очень скоро mazatec узнали о ее силе и стали приходить лечиться и вылечивались. Это было бы красивой сказкой со счастливым концом не встань на ее жизненном пути Р.Г. Вассон. Но это другая история, история огромной популярности и даже знаменитости Сабины, история полная горя, смертей, нищеты и страданий. Все это обрушилось на простодушную Сабину по вине банкира Вассона, который искал приключений и честолюбивого признания. Но по сути причина всех несчастий Сабины – нарушение ею Тайны, каковы бы ни были обстоятельства.
Прежде, чем расстаться с Марией Сабиной приведем одно интересное ее высказывание – «Когда-то давно я узнала, что грибы похожи на Бога. Потому что они дают мудрость, потому что они вылечивают болезни, и потому что наши люди давным-давно едят их. Они и есть Кровь Христа» (псилоцибиновые грибы ацтеки называют – teonan;catl, teo = Бог и nan;catl=еда, плоть).
История Марины Сабины показывает насколько важно для любой религии или культа хранить в тайне некоторые аспекты этих практик.
Почему этот вопрос, вопрос религиозных таинств важен? Потому, что это дает хороший повод задуматься о том, что нам известно о современных религиях и какие тайны они хранят. Несмотря на то, что множество людей прямо или косвенно имеют дело с религией и культурными традициями, связанными с ней, есть некоторые аспекты о которых либо осведомлены лишь единицы посвященных, либо знания о них утеряны совсем.
Энтеогены и христианство
Наиболее болезненно в последние годы воспринимаются попытки некоторых исследователей связать ранний иудаизм, евангельские времена и время раннего христианства с использованием энтеогенных растений и грибов.
Первым, кто привлек внимание широкой общественности к факту использования энтеогенов в религии был Р.Г. Вассон, исследовавший шаманские традиции в широком временном диапазоне – от Ариев до сегодняшних дней. Вассон не был специалистом в какой-либо сфере знаний, касающейся как религии и религиозного искусства, так и в этноботанике, лингвистике или в других профильных науках. Но этот тот самый случай, когда увлеченный и амбициозный дилетант смог проделать огромную и важную работу на высоком академическом уровне. Его работу признали практически все серьезные специалисты, за исключением ортодоксальных кембриджских научных снобов, хотя и их претензии были в дальнейшем закрыты Вассоном.
Единственный, но очень серьезный вопрос, который Вассон предпочел обойти молчанием, вопрос об использовании энтеогенов в иудаизме и последующем христианстве. Почему? Об этом чуть позже.
С гораздо более смелыми гипотезами «в бой» с ортодоксальной теологией вступил блестящий филолог, историк культуры и богослов Джон М. Аллегро. Основываясь на текстах Свитков Мертвого моря и связав их с другими источниками он в своей книге «Священный гриб и Крест» полностью переосмысливает историю христианства, в частности, связывая ее с энтеогенными грибами, как источником всей религии. Публикация книги была воспринята научным и теологическим сообщество крайне негативно. Фактически эта книга уничтожила немалый авторитет Аллегро, которым он до этого обладал.
Как ни покажется странным, но главным оппонентом Аллегро в части связей христианства с галлюциногенами, стал Р.Г. Вассон. Он категорически отказался принять какую-либо связь христианства с энтеогенами. Причина этого раскрылась позже. Оказалось, что Вассон, будучи вице-президентом J.P. Morgan Bank, имел тесные приватные контакты с Ватиканом и, конечно, не мог поддержать чрезмерно смелые теории Аллегро, не потеряв своих ватиканских связей.
Итак, что же все-таки нам известно о связи иудейства и раннего христианства с энтеогенами?
На наш взгляд наиболее взвешенно на этот вопрос ответили Джери и Джули Брауны в своей легкой, повествовательной книге «Психоделические Евангелия». Проделав большой вояж по святым местам католической церкви они, легко и непринужденно, основываясь на дошедших до нас образцах раннехристианского искусства, доказывают прямую связь Ветхого и Нового Заветов с психоделическими растениями, главным образом – с красным мухомором и псилоцибиновыми грибами, которые использовались в таинстве евхаристии. Очевидной заслугой четы Браунов явилось то, что они дали новый взгляд на, казалось бы, хорошо известные вещи, ведь многие столетия все это было на поверхности, но никто (или почти никто) не удосужился взглянуть на эти факты под таким углом зрения.
Брауны объясняют такое невнимание двумя главными факторами.
Во-первых, стремлением церкви скрыть эти факты от непосвященных, оставив, однако возможность однозначного прочтения темы, тем кому это дано было знать. Как писал Марсель Пруст – «истинный путь открытия предполагает не поиск неизведанных горизонтов, а новый взгляд на уже известное».
Во-вторых, начиная с 13-го века, огромную роль в сокрытии этих фактов сыграла инквизиция, которая практически полностью уничтожила как носителей этих знаний, так и почти все культурные исторические памятники той эпохи (тогда же свой «классический» рогатый образ приобретает сатана, как калька с шаманских рогатых головных уборов). В эти же времена (совпадение?) начались серьезные гонения на иудеев.
Особый разгар охоты на ведьм приходится на столетний период с 1550 по 1650 годы. Тогда же энтеогены полностью исчезают из христианского искусства.
Времена первых христиан также не отмечены никакими документами. Для этого есть простое объяснение – первые три века для них были временем жестоких гонений. Конечно, в таких условиях было не до искусства.
Некоторый свет на эти времена проливают т.н. гностические евангелия. Кроме всего прочего в них есть прямые отсылки на применение энтеогенных растений (очевидно, красного мухомора) в различные моменты апостольского ученичества. Особенно ясно это обозначено в сцене тайной вечери. Справедливости ради, нужно сказать, что и в канонических Евангелиях тайная вечеря связана с первой христианской евхаристией.
Евангелие от Фомы: «Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему».
Евангелие от Луки: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Вино ли было в той чаше? Какой хлеб Он преломлял? Очень многие сегодня сходятся на том, что в этом обряде и через прием энтеогенных продуктов Христос сравнял своих апостолов с собой – «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».
Итак – единение с Богом, энтеогенез.
А как обстояло дело в дохристианскую эпоху?
Древняя Греция
Весь религиозный и мифологический символизм древней Греции (и Рима) будто соткан из событий хотя и совершенно разных по времени и пространству, но совершенно одинаковых по своему генезису. Честное слово, складывается впечатление, что ЛСД был открыт именно тогда.
Например, Элевсинские мистерии
Слово «мистика» греческого происхождения и имеет значение тайного, сокровенного, соответствуя таким образом слову латинского происхождения – «оккультный». В Древней Греции существовало и существительное мист, переводившееся в древнерусских текстах как «тайник» и означавшее участника мистерий, посвященного в таинства (слово «мистерия» и означает «таинство»), например, в Элевсинские мистерии.
Тайны Eleusinian были обрядами посвящения, проводимыми каждый год служителями культа Деметеры, богини плодородия и Персефоны, ее дочери, в Элевсине, недалеко от Афин. Эти обряды были «самыми известными из секретных религиозных обрядов древней Греции». Считается, что история этих обрядов начинается с микенского периода (c. 1600 – 1100 до н.э.). Также есть мнение, что первые проявления культа Деметеры датируются 1500 годом до н.э. Мистерии воспроизводили миф похищения Персефоны у ее матери Деметеры богом царства мертвых Hades (Аидом), и состояли из трех фаз, «спуск» (потеря), «поиск» и «подъем», с доминантной темой «подъем» Персефоны и воссоединения ее с матерью. Элевсинские мистерии были главным культурным событием греческой эры, и позже — Рима. Название города, Eleus;s, древнегреческое, и от него, вероятно, произошло слово иллюзия.
Обряды, церемонии и верования этого культа держались в секрете и передавались по наследству. Инициация этими обрядами предполагала воскрешение после смерти. Найдено много произведений искусства, которые изображают различные аспекты Тайн. Так как Тайны включали в том числе видения загробной жизни, некоторые ученые полагают, что популярность и долговечность Тайн Eleusinian обусловлены психоделиками, применяемыми в обрядах.
Как пишет Станислав Гров:
Религиозный и мифологический символизм богат и разнообразен. Переживание смерти «эго» связывается с образами ужасных божеств, упомянутых выше. Возможно отождествление себя с жертвой богини Кали или с ребенком, брошенным в пламя, пылающее в гигантской статуе Молоха. Сцена возрождения часто связана с отождествлением себя с такими божествами, как Кетцалькоатль или Осирис, а также с другими персонажами, символизирующими смерть и воскресение, – Дионисом, Орфеем, Персефоной и Адонисом. Из библейских тем это смерть и воскресение Христа.
Индивидуум, прошедший через муки родов и переживающий возрождение, преисполнен чувств торжества и триумфа, выражающихся в видениях победы над разными мифологическими монстрами (св. Георгий, побеждающий дракона, Тезей, побеждающий Минотавра, Митра, убивающий быка в священной пещере, и т.п.).
Характерны видения сияющего света, исходящего из божественного источника. С этим связана и суперпозиция перинатальных и трансперсональных переживаний (переживание слияния с Богом или Абсолютом, растворение «я» в бесконечном сознании, единство с архетипической Великой Матерью (иногда в виде Исиды или других великих богинь) или присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии).
Об этом можно много написать, но это не входит в наши задачи. Нас интересует только факт использования психотропных веществ в религиозных и культовых традициях.
Такие факты находятся повсеместно. Так в древнееврейских традициях использовалась конопля. Согласно тому, что написано в Живой Торе, каннабис являлся компонентом миры для выполнения священного помазания. Это растение более известно в священных иудейских писаниях, называемых kaneh-bosm. Кроме того, существуют свидетельства применения белены.
Мы взяли древнюю Грецию только из соображений наглядности и очевидности. Примерно тоже самое можно найти и в истории любого народа.
Энтеогены в мусульманстве
Кратко коснемся этой темы, поскольку мусульманство – религия относительно молодая, хотя и уходящая корнями в иудаизм.
Мусульмане, в отличии от современных христиан не стесняются использовать энтеогенные растения как в религиозных, так и в оздоровительных или рекреационных целях.
Вот, например, что пишут про растение, называемое Гармала обыкновенная (Сирийская рута):
В Турции, высушенные капсулы из этого растения нанизывают на нить и вывешивают в домах или транспортных средствах для защиты от «дурного глаза». Растение широко используется для защиты от джиннов в Марокко (см L;gey «Essai de Folklore marocain», 1926).
В Иране и некоторых странах арабского мира, таких как Сирия, Ирак, Саудовская Аравия и Иордания, высушенные капсулы растения смешивают с другими ингредиентами, которые помещают на красный горячий уголь, где они взрываются с небольшим шумом, по аналогии с американским попкорном. Когда они лопаются, выделяется ароматный дым. Этот дым развеивают вокруг головы тех, кто страдает от или подвергается воздействию взгляда посторонних, при этом одновременно читается конкретная молитва.
Эта традиция до сих пор сохраняется во многих религиях, в том числе в христианской, мусульманской и у некоторых евреев. Используется несколько вариантов молитвы, сопровождающей ритуал, который носит имя зороастрийского персидского царя, Naqshaband.
В Йемене, по древнему еврейскому обычаю, пшеничную муку отбеливали на Песах, чтобы выпечь из нее чистый и белый пресный хлеб. Это делалось путем высыпания целых зёрен пшеницы на пол, а затем высыпания слоистых слоёв листьев африканской руты (гармала обыкновенная) на зёрна пшеницы; слой пшеницы, затем слой дикой руты, и этот процесс повторялся до тех пор, вся пшеница не была покрыта вяжущими листьями этого растения.
Пшеницу оставляли в таком состоянии на несколько дней, пока внешние ядра пшеницы не обесцвечивались вяжущими парами, испускаемыми дикой рутой. Впоследствии, пшеницу вынимали и просеивали, чтобы избавиться от остатков листьев. Затем пшеницу измельчали в муку, которая получалась чистой и белой.
Некоторые исследователи отождествляют гармалу с энтеогенной хаомой из презороастрийской персидской религии (хотя, конечно, религия арийская).
А вот свежие новости
В середине марта 2014 года Сайед Мохаммад Садек Хусаини Рохани, который является великим аятоллой (высший авторитет в шиитском исламе, эквивалент Папы), объявил, что допустимы энтеогенные наркотики (халяль) для мусульман в традиционном Исламском праве. Это означает, что до тех пор, пока психоделики используются под наблюдением обученного специалиста, это не грешно или запрещено (харам).
Как видим у мусульман с этим делом все в порядке.
Энтеогены занимали и занимают прочные позиции в различных религиях и искусствах. Их влияние совершенно недооценено ни ученым сообществом, ни обществом в целом.
Но как писал наш выдающийся соотечественник Владимир Сергеевич Соловьев – «Наша уверенность в действительном существовании божества нераздельно связана с теми явлениями, которые даны в религиозном опыте и которые мы относим к действию божества на нас. Это верно относительно всех религий. Древний эллин не верил бы в существование Диониса, если бы не испытывал его душевно-телесного действия в опьянении».
Очевидно, нам всем еще предстоит вспомнить и переосмыслить роль энтеогенов на всем протяжении человеческой цивилизации.
Оригинал: https://scrutor.ru/plyaski-s-bubnom-ili-enteogenyi-i-religiya/
Свидетельство о публикации №218032101685