Без комментариев...

               

    Уже и не вспомню, когда была в церкви, как прихожанка. Как врач, периодически там бываю и, если позволяют обстоятельства,  ставлю свечи, обращаюсь к святым, читаю молитвы. Но это происходит быстро, работа не ждёт. И так проходят годы.…   А раньше в церковь ходила регулярно, правда, только по большим церковным праздникам. И это не потому, что не верю в Бога. Вера и регулярное посещение храмов – разные вещи.

   Почему перестала ходить? Причина в том, что в одном из храмов, на Пасху, люди, ожидающие освящения принесенного добра, устроили скандал из-за места. Ругань, проклёны, перевёрнутые корзины, катающиеся по земле куличи…  Желание посещать такие места пропало на целых долгих десять лет.

    И вдруг одним воскресным утром, проснувшись в 10часов ( пусть вас не удивляет -  понятие «утро», когда работаешь сутками, оно растяжимо), ощутила острое желание пойти в церковь. Те, кто там бывает чаще меня знают, что служба в такое время подходит к концу. Но меня интересовала не служба. Было желание уединиться, расслабиться, попросить у всех святых о своих близких, помедитировать на пламени церковных свечей, вообщем, попасть в другое, спокойное, светлое измерение, так отличающееся от наших серых, порой напряженных будней.

   Удивительным был непонятно откуда, возникший порыв. Может за эти 10 лет грехов набралась выше крыши и высшие силы сами выталкивали меня из квартиры, т.к. им было уже тяжело или надоело спасать меня от разных невзгод жизни, которые последнее время регулярно сыпались на мою голову. Может они хотели, чтобы я наконец-то сама что-то сделала для себя, т.к. многие из нас всю свою жизнь делают что-то для кого-то, напрочь забывая о себе. Мало того, что таким отношением к себе мы  разрушаем самих себя, так мы ещё и вдобавок грузим себя сизифовым трудом.  Мы  часто не понимаем, что это «чтотодлякогото» не может быть эффективным, если неэффективен ты сам. Для начала надо «сделать самого себя»: дерево, которое не цветёт, а сохнет, не может приносить наслаждение другим, а тем более давать советы о том, как надо цвести.

    Второй странностью было то, что в выходные мне вообще трудно вытолкать своё тело за порог квартиры. Хочется спать, сидеть в компьютере, что-то изучать, сочинять, а в перерывах, как и многим из нас, что-то грызть, восполняя с избытком затраченную на всё это энергию.

    Третей странностью было то, что меня тянуло из квартиры, а погода не способствовала зарождению желания куда – то выходить: была сильная вьюга, порывы ветра достигали до 25км.\мин., а градусник застыл  на отметке -16. Учивая эти факты, началась борьба внутри организма, которая продолжалась весь период, пока я принимала душ. Два внутренних голоса, взрываясь внутри меня, спорили между собой.
Первый был более взвинченным и беспокойным:
    - Да посмотри ты в окно: хороший хозяин собаку не выгонит  в такую жуть!
Второй более спокойно, но жестко отвечал: - Я сказал: - Пошла!!!
     Победил второй. Дорога к церкви оказалась нелёгкой. Снег был по колено, забивался в сапоги; в лицо ударяли ледяные осколки, твёрдых, как алмазы, снежинок.

      Но я дошла! Зайдя в церковь, поняла, что там достаточно много прихожан, которые, как и я, из-за устремления к Богу, проигнорировали снежный шторм. На душе было приятно и радостно, знакомый запах,  так любимого мною коктейля из ладана и тающего воска, завораживал.
 
     Подойдя к столу, где продавались всякая церковная утварь, выбрала  около тридцати свечей разных размеров. Пожилая женщина, торговавшая ими в этот день, положила на меня холодный взгляд, полный презрения и сказала:
    - 220 гривень.
    - Ну и ну! – подумала я – Как всё-таки взетели цены за последнии 10лет, церковь не отстаёт! И дала женщине 250гривен.
    После этого она начала перебирать что-то в коробочках, судя по всему, в поисках сдачи.
    - Сдачи не надо, это на церковь – сказала я.
В её глазах почему-то вспыхнули искры раздражения и она спросила:
    - Це для бабки?
    - Я же сказала – для церкви.
    - Шо для церкви?
    - Деньги.
    - Які гроші? Ти про шо?
    - Я о сдаче, которую вы мне собирались отдать.
    - А! Тепер зрозуміла, а я – про свічки.
    - Не поняла – ответила я.
    - Я питаю: - Свічок скільки нагребла, до бабки?
    - О какой бабке вы спрашиваете?
    - Шо непонятно? Сама знаєш до якоі. Кому, як не тобі, про це знати?! Ше й питає!..
И, ели слышно, добавила:
    - Як це відьмовське кодло уже достало, спасу від них нема…  Скоро із церкви всі свічки повиносять, диявольські виродки…
Тут до меня дошло: женщина решила, что свечи я купила для колдовства. К кому были обращены её слова – ко мне или к кому-то ещё, было непонятно, но уточнять я не решилась.
Хотелось быстрее войти в глубь церкви или выйти за её дверь, но что-то дёрнуло меня спросить:
    - Почему вы так говорите? В вашей церкви лимит на покупку свечей?
    - Шо за ліміт? Ви про шо? І шо воно таке – цей ваш лімит?
    - Это ограничение на покупку свечей.
    -Та ви шо? Хто скільки хоче, стільки і бере. И добавила шепотом: - Хоч наїжтеся їх…
    - Так почему же вы так отреагировали?
    - Бо рідко хто  так багато бере, як ви. Це чаще неправославні так роблять!
    - Как это понимать?
    - Та шо ж тут сложного? От скажіть, для чого вам так багато свічок?
    - У меня есть родные, друзья, знакомые, хочу поставить за них. ( не рискнула сказать, что ещё ставлю за своих пациентов, особенно с тяжелыми заболеваниями, и за тех,кто обратится ко мне за помощью, чтобы у меня хватило сил, времени, знаний, опыта оказать им эту помощь эффективно).
    - Ясно. То для чого ж так багато?
    -Потому что их много.
    - І шо ви за каждого по свічці ставите?
    -Да.
    - Та можно ж одну за всіх!
    - А по одной за каждого воспрещается?
    - Та ні! Церква розрішає. Церква прощає все!.. – сказала женщина и отвела взгляд в другую сторону от меня.
К чему это было сказано, я так и не поняла. Жаль было, что убила массу времени на ненужную пустую болтовню. А особенно неприятным было то, что вместо ожидаемого расслабления, этот разговор отбросил меня куда-то далеко, за пределы Господнего храма.

     Но я решила собраться, отстраниться, тем более, что научилась этому ещё на первом курск медицинского института. В то время я и ещё одна девочка с моего курса, жили в четырехместной комнате, в одном из общежитий. Нашими соседками были две девушки из 4 курса, которые постоянно подкалывали нас за то, что мы зубрим. К ним часто приходили всякие знакомые – беседы, посиделки, смех, музыка… Учиться было невозможно. Мы уходили в читальный зал, где тоже не всегда было тихо, да и очень холодно в осенне-зимний период. Чтобы делать домашние задания, необходимо было научиться отстраняться, в чём я очень преуспела – на обращение к себе реагировала после 3-5раз, что их очень удивляло.

     И вот я уже выбросила всё из головы и пошла к иконам молиться и ставить свечи. Я полностью отстранилась от всего, что происходило вокруг. Приятное ощущение, что я одна в этом хране, в окружении святых на иконах. Я обращалась к ним своими словами, читала молитвы, которые знала и те, которые были расположены рядом с иконами святых, погрузившись в тихий, спокойный сказочный мир, в котором тепло, как в детстве, где ничто не вызывает беспокойства, тревоги, дискомфорта.  Была какая-то уверенность, что они меня слышат, и помогут мне и моим близким в решении многих проблем. Так хорошо, приятно, комфортно мне давно не было. Я ощущала себя счастливой, защищённой, наполненной Божественной єнергией. Мне было радостно находится в этом состоянии, а еще согревала уверенность в том, что всем, о ком я молюсь и за кого ставлю свечи, сейчас тоже комфортно и что они защищены Божественным потоком от всех неприятностей. И, что самое главное, никто не мешал мне находиться в этом состоянии!..
     Я подошла к последней иконе, поставила свечи и начала мысленно читать молитвы. Я была в состоянии полного расслабления.  Казалось – душа моя парила под куполом храма, после чего взлетела к небесам, где я чётко увидела лики всех святых. Это было блаженство!..
   И вдруг, из Земли, услышала:
   - Шо вы робите?!!
Моя душа, как испуганный зверёк, сгруппировавшись, на бешеной скорости упала с неба в ту часть брюшной полости, где ей было отведено постоянное место. Я сначала не осознала откуда доносится крик, чей он, а, тем более, к кому обращён. Открыв глаза и, осмотревшись по сторонам, увидела рядом с собой искаженное от негодования лицо старушки. Её глаза сверлили меня, как сверлили меня когда-то глаза учительницы украинской литературы, когда я, ещё школьницей, прикалываясь, читала так нелюбимый мною стих Тичини: « Трактор в полі –«дир-дир-дир», ми за мир, ми за мир…»  Урок был сорван. Ох, и попало мне тогда!.. Ругали все, кому не лень: учительница, директор школы, моя мама, которая преподавала в школе физику и математику. Не ругал только папа. Ему, наверное, тоже не нравился этот стих или сам Тичина.
      -Як ви так можете?!! – повторный крик женщины вернул меня в храм, полностью рассеяв детские воспоминания.
   Я, не на шутку, испугалась! Как пчёлы в улье, в голове зароились мысли: что я сделала не так? Что такое, незамеченное мною, произошло во время моего контакта со святыми?!! Очередная мысль, догоняя предыдущие, гласила:
   -Зачем ты сюда пошла? Не ходила же 10 лет, вот и надо бы было и дальше не ходить!..

   - Что я сделала не так? – спросила я у возмущенной женщины.
   - Гляньте на свої руки!
Я посмотрела на свои руки. Они были сложены ладонь к ладони. Пальцы упирались в подбородок.
   - И что? – спросила я.
   - Ви не розумієте де ви?
   - Понимаю. В храме.
   - В якому?
   - В Божому. Що я зробила не так? – перейшла я на українську мову.
   - Це православний храм, а ви молитесь, як католичка!
   - Я молилась за поляков – выпалила я на одном дыхании.
   - Це недопустимо у православному храмі! Більше ніколи так не робіть!
 Я подумала, что , наверное, больше так не сделаю потому, что скоро вряд ли сюда прийду.
Хотя, как говорят -  никогда не говорите  "никогда"!
Пройдёт ещё каких-то 10лет и всё опять может повториться...


Рецензии