Разум и Воображение. Часть1

"Потерянный рай". Примат разума многократно возвышен в поэме Мильтона. Там же автор утверждает, что воображение - способность человека, служащего разуму. Воображение составляет образы, управляемые или отрицаемые разумом.

Иногда, когда разум дремлет, воображение действует самостоятельно, воспроизводя образы...Но! Лишь разум - вождь человеческих способностей - может вместе с воображением создать правдивую картину действительности, так как разум - это выбор!

Итак, выбор сделан: попытаемся создать "правдивую картину" одной из "вечных" тем в мировой литературе - добра и зла, противостояния авторитета Бога и Сатаны.
Кто же Он - "герой" или "архивраг"?

Обратимся к мнению Белинского: "Ничто не может превзойти энергию и величие в характере Сатаны, как он выражен в "Потерянном рае". Данный образ - "апофеоза восстания против авторитета".

Вероятно, всё так и было!
Но время шло, и сегодня позволительно не согласиться с "авторитетом" Белинского в вопросе "апофеозы": поскольку противостояние Добра и Зла в масштабе вселенной продолжается, мы вправе утверждать то, что Мильтон открыл в мировой литературе тему "вечную". Он не был по факту первым, но фактически стал её родоначальником.

Продолжателем и последователем Мильтона мы назовём Гёте, поскольку "Фауст" - более позднее творение. "Старейшина европейской литературы сделал историю доктора Фауста бессмертной, общечеловеческой - мифом нового времени. Этот "миф" обрёл мощную заразительную силу! Получил эту "заразу" и М.Булгаков ("Мастер и Маргарита"). Но у Гёте Мастер переживает трагедию учёного, а у Булгакова - писателя, обезумевшего от переживаний.

В отличие от Мильтона, Гёте лишил Дьявола и героического величия, и человеческих страстей. Мефистофель Гёте - не гордый Дух, восставший против Бога, а умный чёрт, осведомлённый во всех слабостях человека. В этом остроумце и насмешнике нет героического величия , он -"плут"! Даже его вражда с Богом - плутовство, иллюзия, обман, продиктованный новым временем.

И хотя художественный образ Мефистофеля значительно слабее мильтоновского, - однако он является одним из высших достижений искусства. Это уже не традиционный Сатана, он не просто неотделим от Фауста, он - вторая, тёмная, сторона человека...

Это и выводит Мефистофеля за пределы сравнений и сопоставлений с мильтоновским Сатаной, подчёркивает диалектическое единство в человеке Добра и Зла, тайную и явную борьбу между ними - в чём сказывается двойственность человека и мира, единство и борьба противоположностей.

(продолжение следует)


Рецензии