Ещё раз о пространственных измерениях

ЕЩЁ РАЗ О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ
(набросок)

Пространство есть лишь тогда, когда оно выразительно. Если оно никак не выказывается, то можно считать его несуществующим, иначе говоря, виртуальным. А чтобы стать проявленным, оно должно оформиться, а то и преодолеть себя.
 
Начнём сразу с плоскости, пространства двухмерного. Чтобы оформиться, ей необходимо определиться с границей, то есть, очертанием. Понятно, что наиболее выразительный абрис это многоугольник, а выразительный и совершенный — круг (эллипс). И вот, чтобы свою выраженность ещё сильнее подчеркнуть, надо сделаться выпуклой. А выпуклый круг — часть объёма, пространства трёхмерного. Так, стремление к выразительности приводит к самопреодолению.
 
Отклоняясь в обратную сторону, то есть к пространству одномерному, линии, увидим то же самое. Чтобы стать выраженной она должна заиметь толщину (ширину). А это означает замещение собственного одномерного пространства собственным двухмерным, что и является преодолением себя.
 
Но метнёмся снова к бывшей плоскости, но ставшей выпуклой, и заметим попутно, что выпуклость подразумевает присутствие некоего радиуса, истекающего из глубины. А вот она вообще приняла вид шара. Плоскости уже и след простыл. Взамен предстал полноценный объём. Что ему теперь понадобится, чтобы показаться заметнее? Наверное, надо начать двигаться. Скажем, туда-сюда или по кругу. Замечательная обретается выраженность, которая опять же достигается путём самопреодоления. Движущийся объём похож на пространство четырёхмерное. То есть, дополнительным измерением выискивается вовсе не время, а собственно движение. Время мы используем лишь для удобства отслеживать ход вещей.

Тут метнёмся опять назад. Ещё дальше назад – к точке, пространству нулевому. Как ей выразить себя? Никакого способа, кроме движения у неё нет. Она вырисовывается только движением, то есть, исключительно преодолением самости, порождая траекторию, линию, да к тому же линию не только одномерную, прямую, но и двухмерную, кривую в плоскости, и ещё трёхмерную, в объёме. Следовательно, движение у нас – некое надизмерение для любого пространства, начиная с нулевого. Для нашего – пусть четвёртое.

 Но надобно заметить, что для хода вещей должно быть присутствие и некого окружения того, что перемещается. Так возникает ещё один вид измерения, обнаруживаемого поверх надизмерения. Оно пятое или сразу шестое, поскольку окружение само по себе должно быть трёхмерным.

 Вот мы и приспеваем к любопытному результату. Наше трёхмерное пространство, оно есть своеобразная среда для выражения точки, пространства нулевого. А окружение для нашего трёхмерного пространства, соответственно, должно быть шестимерным. Чтобы вольно перемещаться, надо иметь среду на три измерения большее себя, как и у точки. Что оно такое? Представилось некое неземное облако. И подумалось: ведь не зря возникло у мыслящих людей представление об ангелах, сидящих на небесном облаке. Им, выходя из своего духовного мира, который вовсе не пространство, наверное, легче воплощаться в пространстве более чем шестимерном…
 
А космос представляется прекрасной моделью многомерности пространства. Здесь есть будто плоскость. Это поверхность земли небольших величин, скажем, озёр. Но мы знаем, что плоскость сия имеет-таки выпуклость, поскольку является частью шара. А шар движется вокруг своей оси и по кругу (эллипсу), он имеет надизмерение в виде полёта в присутствии  некой среды обитания себя. И то, вокруг чего он движется, тоже имеет собственный полёт в присутствии окружения  рукава спирали, а сами спирали в совокупности тоже разбегаются меж себе подобных в присутствии иной среды… Правда, всё это представлено нам в нашем исключительно трёхмерном восприятии, то есть, в наших возможностях. Но на то и модель. Она всегда бывает проекцией чего-то большего.

20.03.2018


Рецензии