Снайпер и гадюка

...В народе ходит много поверий о змеях,этих зловещих и загадочных созданий божьих.В одном из таких поверий говориться,что два раза в году все змеи живущие в одном ареале обитания собираются в одном месте,не зависимо от вида и спутываются в один большой клубок,или для спаривания,или по каким то другим причинам.Это бывает весной,когда почуяв тепло,они выползают из мест зимней спячки и осенью,перед тем как спрятаться и заснуть,пережидая зимние холода.Лично я всегда скептически относился к этим поверьям,потому что ни разу не видел подобного,хотя будучи беспечным подростком,частенько гуляли с друзьями в лесополосе,обрамляющей бескрайние виноградники и ловили там безобидных желтобрюхов и ужей,греющихся на солнышке.Мы  запихивали их себе за пазуху и приносили к себе во двор,чтобы пугать девчонок.Встречались конечно же и гадюки,но мы старались обойти их стороной.Вот сейчас вспоминаю и думаю,что змеи за пазухой это весьма неприятные ощущения,но в то далекое время это был повод выделиться среди других подростков и вызвать,как нам тогда казалось симпатию у девчонок,типа он такой смелый.Хотя чувство брезгливости и тогда присутствовало,к тому же оставался этот стойкий и не очень приятный,специфический запах,от ползающих по твоему телу змей...

 ...Прошли года и мои взгляды на эти поверья изменились,еще бы...я увидел это наяву,как говориться столкнулся носом к носу...Служил я тогда уже на Северном Кавказе,как раз в то время,когда началась эта ни кому не нужная война.Но сетовать на это не приходилось...я солдат,офицер,сам выбирал свою профессию и стало быть и судьбу...Мы проводили разведывательную операцию в горах.По данным разведки ГРУ на нашем участке должно быть перемещение боевиков,с караваном на котором перевозили тяжелые,крупнокалиберные минометы на доминирующую высотку.По их данным боевики должны были подняться на высотку под номером 71 и развернуть там свои огневые позиции,для обстрела рядом проходивших стратегических горных дорог-серпантинов.Эта высотка была самая высокая в этом районе,где располагались разрушенные строения древнего селения и несколько современных хибар,где иногда останавливались пастухи,перегоняющие с места на место отары овец.Наша задача была высадиться с вертолета на близлежащую высотку,под номером 73 и проследить,так ли это на самом деле,верны ли данные полученные из генштаба.
И в случае,если эти данные верны,то радировать в штаб,уже нашей,дивизионной разведки,для вызова вертушек и подавления каравана,в бой вступать категорически запрещено,да еще бы...наша группа состояла из семи человек,а по данным разведки на этом участке должны быль находиться более ста пятидесяти боевиков.Высадка на высотку 71 была однозначно отклонена,потому что там могли находиться пастухи и нам не было известно связаны они с боевиками или нет,тем более уже тогда у них были спутниковые телефоны и портативные рации,а у на,полковой разведки,старые рации с проволочными антеннами,по этому чтобы не рисковать операцией,решено было высадиться на соседней высотке...

...Как сейчас помню.двадцать второго апреля,как раз в день рождения лысого дедушки Ленина,в четыре часа утра мы вылетели на вертушке к месту проведения операции.Так как высотка под номером 73 была поросшая одинокими деревьями и многочисленными кустарниками и груды рассыпанных камней,нас высадили на изгибе горной речушки,на широкой размытой косе,в полной темноте,за пять километров от заданной цели.А что такое пять километров для разведчика,это как два пальца обоссать,хотя сугубо принципиально,разведчики на пальцы не ссут. Посадка с трехметровой высоты была не очень мягкой и не столь приятной,но это уже издержки производства и группа из семи человек,подтянув все ремни и пояски на своем обмундировании,предварительно попрыгав на месте,дабы выявить посторонние звуки и убедившись в обратном,построилась в колонну по одному,с дистанцией в пять метров,потопала вверх по горной тропинке. На высотку поднялись,когда узкий полукруг,желтого солнца стал уже выходить из за гор и его робкие,теплые лучи стали падать на землю,пытаясь согреть ее и испарить серебряные капельки росы,блестящие на молодой,пробивающейся сквозь камни траве и на лепестках,сказочно пахнущих эдельвейсах...

...Поднялись,рассредоточились по периметру,с дистанцией примерно десять метров друг от друга.Я занял позицию крайним слева,метров за пять от скальной гряды,с трещинами и нишами в ней. Расстелив поролоновую подстилку между двух,рядом стоящих пушистых кустов можжевельника,я притянул две близ растущие ветки этих кустов и связал их тонкой медной проволокой,сделав так называемую арку,для хорошего обзора ущелья и для своей маскировки. Между груды камней я зафиксировал свою винтовку и в окуляр прицела начал осмотр ущелья.По размытой дождями дороги в ущелье,с большими лужами,проехал старенький "Газ-66",с заляпанными грязью номерами и остановился,съехав с дороги на полянку,возле поваленного дерева у подножия семьдесят первой высотки. Из кузова выпрыгнули четверо мужчин в камуфляжной форме и стали выгружать на землю ящики с боеприпасами...Солнышко стало подниматься все выше и выше,прогревая холодную весеннюю землю и припекая мой затылок.Я оглянулся в сторону на бегающие лучи солнца по земле и по моей камуфляжной форме,еще новенькой и не успевшей выгореть на солнце и по этому весьма заметной среди серых камней и пожухлой прошлогодней травы,не смотря на накинутую на плечи маскировочную сетку в серо-коричневых тонах.Решив замаскироваться по надежней,я покинул свою позицию и пошел в сторону густых зарослей барбариса,куда ветром нанесло большую кучу сухих листьев,увядшей травы и хвороста. Схватив большую охапку травы,я услышал непонятный гул и странную возню неподалеку,как будто я стоял рядом с пчелиным ульем,в котором гудели непоседливые труженицы пчелы.Присмотревшись я увидел большой клубок из разномастных змей,которые ползали друг по другу,изгибались,чуть ли не запутываясь в замысловатые узлы,грозно шипели и издавали странные гудящие и булькающие звуки. Жуткое чувство на секунду сковало мои конечности,пробежавшись по ним холодной дрожью,но опомнившись я сделал несколько шагов назад,не отворачивая взгляд от копошащихся и шипящих соседей,потом резко развернулся и вернулся на свою позицию. Разложив небольшие пучки травы вокруг своей подстилки,снял с головы давящую на нее каску,что по инструкции делать запрещено,сделал из небольшого пучка длинной травы венок и водрузил его на свою голову,получилось нечто похожее на птичье гнездо. Прильнув к окуляру прицела,стал осматривать окрестности ущелья...

 ...Из за поворота,размытой дождем дороги,показался караван из десяти лошадей-тяжеловозов,к бокам которых были закреплены стволы крупнокалиберных минометов и несколько вьючных ослов,с мешками и коробками на спинах. Рядом с ними шли вооруженные люди,в разномастных одеждах.Вот группа в клетчатых и полосатых халатах,скорее всего это афганские или пакистанские моджахеды,идут обособленно от остальных,негромко переговариваясь между собой,а иногда хохоча и жуя,как жвачные животные свою любимую наркоту насвай. Отдельно от них шла группа,в человек двадцать, в черных одеяниях и тюрбанах,скорее всего это арабы.На грациозном арабском скакуне восседал статный горец,в черной папахе,с биноклем на груди и короткой саблей на боку,похоже полевой командир. По данным разведки их должно было быть не более ста пятидесяти человек.По привычке я стал считать и насчитал более чем триста  боевиков...
 Наш радист,сержант Макляков,разворачивал рацию,закинув на одинокое дерево проволочную антенну,чтобы радировать нашим,что данные подтвердились и требуется удар с воздуха.Я на секунду отвлекся от прицела,услышав какие то шорохи.Сзади от меня,по пыльному склону,резво ползла большая кавказская гадюка,направляясь прямо ко мне. От волнения я замер не сводя с нее глаз.Она подползла справа от меня и приподняв голову от земли,глядя на меня негромко прошипела,нервно махая раздвоенным языком в своей пасти.Я вытащил нож из ножен и был готов первым нанести удар.Увидев это она почти наполовину оторвалась от земли и громко зашипела,брызгая слюной.Я притянул свою руку с ножом к своей груди.Гадюка вроде бы успокоилась,вытянулась во всю длину,рядом с моей подстилкой,томно зевнула,моргнув третьим веком и тихонько засопела,выпуская из носа капельки влаги с булькающим звуком,прямо как человек страдающий насморком.Мелкие чешуйки на ее коже искрились и поблескивали на солнце.Настороженный неожиданным соседством я отвлекался от осмотра местности,дабы убедиться что не званная гостья все еще сладко спит,сопя и похрапывая.Она закрыла основные веки,наслаждаясь бегающими по ее телу солнечными лучами и уголки ее пасти приподнялись вверх,изобразив умиленную улыбку...

...Вдруг раздался легкий свист,справа от меня,где в десяти метрах от меня находился мой командир.Я повернулся в его сторону,одним глазом поглядывая на мирно спящую гадюку.Командир провел ребром руки себе по горлу,а потом поднял вверх обе свои руки с расставленными пальцами.На левой руке их было три,а на правой два.Это означало что он увидел цель номер тридцать два...
...Перед каждым заданием нам показывали стопку с фотографиями боевиков,успевших отличиться и находящихся в федеральном розыске и приговорены к ликвидации. В моем мозгу,как колода карт разложились фотографии и из них выскочила одна с изображением молодого лысого человека с козлиной бородкой.,под номером тридцать два.Это был арабский эмиссар Хаттаба, Аббу аль ля Шариф.Я протер оптику и стал вглядываться в лица,находящихся в ущелье боевиков....
Вот рядом с гнедым тяжеловозом идут трое людей,двое из них в натовской форме без опознавательных знаков,один белобрысый с множеством оспин на бледном лице,а другой чернокожий со снайперской винтовкой за спиной,видно американские или британские советники-инструкторы.Рядом с ними,в светлом халате и тюрбане,расшитым золотом,шел человек с фотографии,с широкой улыбкой на лице,что то рассказывающий своим спутникам,которые в ответ негромко смеялись.Поймав в перекрестье прицела,лысого бородача я плавно спустил курок.Горячая пуля вырвалась из ствола и полетела к выбранной цели. Я оторвал свой взгляд от прицела,чтобы глянуть на спящую рядом соседку и убедиться не разбудил ли ее мой внезапный выстрел.Но она безмятежно спала,вытянувшись и греясь на солнышке. Командир присвистнул и показал мне на правой руке согнутый большой и указательный палец,что означало ноль,то есть цель поражена.Я снова упер приклад СВД-шки в плечо и стал осматривать ущелье.Эмиссар лежал на земле,возле ног тяжело нагруженного коня,его недавних собеседников не было на месте,видно где то залегли неподалеку.Остальные боевики тоже разбрелись по ущелью и начали беспорядочно стрелять в разные стороны. Моя,до этого мирно спящая соседка вдруг оживилась,открыла глаза и встав в боевую стойку,сделала резкий выпад вперед,больно ударив меня в правый локоть.От неожиданности я оставил свою винтовку на месте и отпрянув о агрессивной гадюки в сторону,несколько раз перекатился и уселся возле скалы,прислонившись к ней спиной и стал осматривать свой локоть.Не заметив никаких следов на рукаве,я расстегнул пуговицы и задрал его вверх,оголив руку и рассматривая свой локоть.Там были лишь две бледно-розовые точки,кожа не была прокусана и не было никакой влаги от впрыскиваемого яда.Зная что гадюка при ударе всегда откидывает вперед два верхних зуба,как нож с откидным лезвием и впрыскивает свой яд.В это время года их укусы наиболее опасны,если в течение двадцати минут не ввести сыворотку,то все закончится мучительной смертью.Странно,подумал я,почему же она меня не укусила,а лишь больно стукнула своей мордой,попав в болевую точку или в нервное окончание.Обозленный неожиданной выходкой гадюки,я подобрал с земли кусок сухой ветки и запустил в нее.Палка до нее не долетела и упала на мою подстилку.Обиженная змея злобно зашипела и приподнявшись сделала мощный удар,вонзив в палку свои зубы.Резко подавшись назад,она подкинула палку над головой,широко открыла свою пасть,с торчащими зубами и вытекающей слюной,нервно шевеля своим языком,потом вдруг развернулась и поползла в сторону собравшихся в один клубок собратьев.Я вернулся на свое место в смятенных чувствах,потирая свой оголенный локоть.Осмотрев кусочек брошенной мной ветки я заметил в ней две свежие дырки от змеиного укуса,глубиной более сантиметра и мокрый след от впрыснутого яда.Отбросив палку вслед отползающей гадюки и высказав то что я о ней думаю,я обратил внимание,что винтовка оставленная мной вдруг изменила свое местоположение и сместилась в сторону.Я вернул винтовку в прежнее положение и глянув на прицел я обомлел...оптика была разбита точным снайперским выстрелом,видать чернокожий снайпер был профессионалом своего дела,быстро среагировал на мой выстрел в эмиссара и тут же выстрелил в блеснувшую от солнца оптику.Неужели греющаяся возле меня гадюка почувствовала выстрел в мою сторону и своим ударом предупредила меня об опасности и спасла меня от неминуемой смерти. Я до сих пор думаю случайность это или нет.Я послал воздушный поцелуй и сказал "Мерси" отползающей назад моей спасительнице и сняв разбитую оптику,приподнял немного вверх прицельную планку для лучшей стрельбы на большие расстояния.Оглянувшись на тихий свист командира я увидел как он махнул рукой в сторону ущелья и на правой руке показал пять пальцев,а затем подняв вверх обе руки с тремя растопыренными пальцами на левой руке и сжатым кулаком на правой.Это означало,что наш пятый разведчик,сержант Кулешов,трехсотый,то есть ранен вражеским снайпером.Я расчехлил свой бинокль и стал осматривать ущелье,ища темнокожего снайпера и заметив его за поваленным деревом,я отодвинул затворную раму и вложил туда патрон с разрывной пулей,чтобы выстрелить наверняка и без оптики,ведь расстояние о него было большое,около четырехсот метров.Совместив го голову с мушкой и прицельной планкой,я нажал на спуск.Отложив в сторону винтовку я глянул в бинокль на результат своей стрельбы.Снайпер лежал на боку с окровавленным и перекошенным лицом.Озверевшие боевики,бросили стоящих в ущелье лошадей,стали быстро взбираться на нашу высотку,беспорядочно стреляя.Я успел выстрелить еще пару раз пока не услышал гул,пролетающих над нами вертушек.Острые стрелы их ракет и пулеметные очереди полетели на головы врага.Ущелье запылало и заклубилось черными клубами дыма,послышались разрывы сдетонированых мин и боеприпасов,находившихся в деревянных ящиках и мешках.Их осколки со свистом пролетали над нашими головами и падали позади нас Когда все немного стихло и вертушки пошли на второй круг,командир скомандовал "Сбор". Я смотал свою подстилку и закрепив ее на рюкзаке,подошел к месту сбора.На изготовленных наспех носилках из плащ-палатки и двух толстых жердей,лежал раненый сержант,которому оказывали первую помощь.В прострелянную дырку в груди,ближе к левому плечу,прапорщик Антипов запихал женскую прокладку "Тампакс" и приложив сверху мед пакет,приказав раненому придерживать его рукой,сделал ему укол обезболивающего в плечо из шприц-тюбика.Командир,глядя на меня,грозно спросил:-Ты почему,Санек так медлил? Я показал ему разбитый выстрелом прицел и рассказал о случае с гадюкой. Он.ухмыльнувшись,пристально глянул на мое лицо и на мою бороду.(Разведчикам разрешалось ношение бороды и неуставной формы одежды,ведь во время развед операций бывали визуальные встречи на расстоянии с местным,мирным и не очень мирным населением,достаточно было просто махнуть рукой,чтобы они приняли нас за своих) -Да ты никак поседел,старлей,у тебя пучок седых волос в бороде:-удивленно сказал капитан.Я достал из кармана маленькое зеркальце в кожаном футляре и глянул на свою физиономию и бороду с большим пучком седых волос. -Вот тебе фортель!-подумал я:-И это в двадцать семь лет! -Хватит прихорашиваться,пора в путь,летуны нас ждать не будут,вертушка будет ждать нас внизу через пятьдесят минут,так что давайте шевелите булками,сержанта будем нести по очереди,первыми несут прапорщик Антипов и старлей Костакис...змеелов хренов...так пошли..пошли...
...До вертушки и обратно в расположение части добрались без эксцессов.После,перед зеркалом я состриг седые волосы из бороды,а потом и вовсе сбрил,так как седина все равно продолжала расти на одном и том же месте...
Прошли года...закончилась моя служба...и частенько сидя а столом с чекушкой водки перед сном,чтобы не снились кошмары с пересчитыванием патронов и проверкой ручных гранат в своей сбруе,не разогнулись ли усики на кольцах и аккуратно,мысленно их загибать...Вот и недавно,сидя за столом и смотря по телевизору передачу про змей,мне вдруг вспомнился тот странный случай с кавказской гадюкой,моей спасительницы,которой я обязан по гроб жизни...
 март-апрель 2002 г.


Рецензии
Здравствуйте, спасибо. Любопытный рассказ. На войне как на войне - никогда не знаешь, что происходит к лучшему, а что - нет. Будьте здоровы, с уважением.

Дмитрий Спиридонов 3   25.09.2023 08:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.