Ингвар или Игорь?
А имя, говорят, изменённое. По западным источникам он Inger. А по византийским ';;;;;, что тоже переводится с греческого как Ингор. Но не правильнее ли было бы читать Иггор, потому что в византийском варианте для написания используются две «гаммы» подряд? Просто на древнегреческом эта буква могла передавать как звук «г», так и звук «н». Подумали, глупость говорю? А как же эпитет бога Одина —Ygg (Игг), что означает «страшный»? Почему мы решили, что это не про Игоря?! Вот и пришёл черёд заглянуть в толкование имени.
«По одной из версий, имя Игорь… произошло от скандинавского имени Ingvar. Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия, изобилия Ingvio, а вторая — Varr — «охранять» или «осторожный, внимательный». Считается, что в древнерусском языке имя Игорь имело значение «охраняющий имя Бога». По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard…» Вики. Причём, там же отмечается, что на Руси имена Игорь и Ингвар были самостоятельными и никогда не смешивались. А ещё, что «имя Игорь никак не связано со словом иго…»
Во-первых, если Игорь Рюрикович связан с Ингви-Фрейром, то он из рода ванов и никак не может быть асом-норманном-скандинавом! Во-вторых, есть в русском языке суффикс мужского рода –ар (-арь). Иг-арь. Если Иг не связан с «иго», то кем он может быть? Это только в английском war прочно стало «войной», но ведь и ведический Варуна, и инкский Виракоча — это Боги-Владыки. Так говорите, иго не про Них? Тогда немного этимологии.
Иго. Происходит от праиндоевр. *jugom «соединение», откуда прагерм *jukan, др.-англ. geoc «хомут, ярмо», англ. yoke — то же, праслав. *jъgo, позднее *jьgo, откуда др.-русск., ст.-слав. иго, сербск.-церк.-слав. ижеса, болг. иго, чешск. jho, польск. igo, а также jugо «перекладина у саней», полабск. jеigu.
Кстати, местом, где соединились цивилизации Западной Европы и Америки, стал полуостров Юка-тан. Правда, индейцы майя сказали конкистадорам «я тебя не понимаю!» и поначалу долгожданной дружбе воспротивились.
Итак, «соединение»… А чем можно соединить? Знакомьтесь: иг-ла. Происходит от праслав. *jьgъla, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Игълинъ, русск. игла, иголка, белор. голка и др. Праслав. *jьgъla сравнивают кельт. *joug-. Кимр. gwniо «шить», ирл. conоigim «шью», возм., относится сюда же. Сюда же относят лат. аеgеr «больной». Др.-прусск. аусulо «игла» нельзя отрывать от греч. aichmi «острие», которые связаны с лит. iesmas, др.-прусск. aysmis «вертел». Также сближают слав. jьgъla с нем. Nаgеl «гвоздь».
Вот почему мы говорим пронзительный взор, проницательный взор, острые взгляды? А потому что Око! (Укол, угол, юкка и проч.)
Раз уж разговор зашёл о богах. Придётся рассказать об Укко. Это верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии. Вернее, сначала это имя было всего лишь эпитетом верховного бога Юмалы. Точно так же как Угра (санскр. страшный, жестокий, яростный) — имя-эпитет Шивы в индуизме. Теперь не удивляет, что арабское имя Иклил означает "корона". Это же напрямую связано с Укко! (Так говорите, «охраняющий имя Бога»?) Вот Угра и Игорь на редкость совпадают. И это не русский язык. Но санскрит. А ведь именно наши северные диалекты (из тех земель, куда и призывался княжить Рюрик) наиболее совпадают с санскритом!
Как выяснили учёные, у князей (современных потомков), претендующих на принадлежность к Рюриковичам, обнаружно два гаплотипа: R1a (арийский) и N1с1 (угорский). Конечно, кому-то из них необходима приставка лже-. Поскольку Игорь не Укко, а санскрит привнесён в Индию арьями, я предполагаю что Рюрик принадлежал именно к роду R1a. Считайте, что это моё личное мнение.
Наверняка вы уже задумались по поводу сходного звучания ещё одного слова. Эго (лат. ego от др.-греч. «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Поскольку речь зашла об эпитете Бога, то напрашивается – Иего-ва.
Но если «эго» греческое слово, то почему в некоторых странах Востока (Османская империя, Сефевидское государство и др.) слово Ага (от пратюрк. аka — старший) является формой обращения к старшему по рангу, обозначением племенной знати и титулом? А ещё есть женское имя Агада, которое происходит от тюркского "госпожа, хозяйка". Так что Игорь ещё и «господин».
А ведь ещё у шумеров слово «уг» означало – люди, иги – глаз, ге – местоимение «я». Получается, греческая Гея, наша Земля – это тоже живое мыслящее «Я»?
Вот от Геи и греческий Егор означает «Земледелец, пахарь». У арабов звучит немного иначе. У них есть женская форма имени Иглима и мужская форма Иклим, что означает «страна, область».
В связи с землёй интересно, кем был Кий? Ведь опять же, ещё у шумеров была богиня земли Ки (сравните с нашим «край»)? Греческое имя Кир (kyrios) означает "господин, владыка" или произошло от (;;;) "солнце". На самом деле, это персидское имя Куруш. Интересно, кем являлись персы? Вот в Индии есть город Курукшетра (буквально «земля Кауравов»). Ещё в Махабхарате рассказывается о битве Кауравов («потомки Куру») с благородными Пандавами. Не потому ли мы до сих пор не очень контактируем с персами?
Поскольку Кир может оказаться связанным с огнём, привожу ещё одно имя: Киран. Это либо ирландское "смуглый малыш", либо на санскрите "солнечный свет, лунный свет". Не случайно в русском языке Г и К являются парными согласными. Поэтому свет-Киран перекликается с Игнатием (от латинского «Огонь»). Сюда же относится Игуляния (форма имени Ульяна; Ульяна - от латинского «Из рода Юлиев»; июль – самый жаркий месяц; а Йоль (др.-сканд. jоl, др.-англ. geol) — языческий праздник середины зимы у германских народов, связанный с йольским поленом).
К тематике огня следует отнести и такие имена как Ягори (цыганское "огонёк"), Якут или Ягут (арабское и азербайджанское «рубин»). А у славян с огнём связан такой персонаж как Яга. Поэтому у нас таких имён немного (Иголка, Яглика и что-то в этом роде).
И ещё раз поскольку. Поскольку Игоря упорно связывают с Ингваром, происходящим от имени бога плодородия Ингви, может ли он быть «страшным»? Вот имя Агав происходит либо от «любовь» на иврите, либо от армянского "голубь" (почему-то припомнился образ Духа Святого). Да и греческий Агапий тоже — от агапи-любви.
Предлагаю вернутся к Эго. Поскольку это «Я», то давайте ещё немного посмотрим языки. Итак, «Я». Немецкое Ich, нидерландское Ik. Как ни вспомнить об Айке? Айк (Гайк, Хайк, Гаос) — мифический прародитель армян. Норвежское jeg, швед. Jag. Напоминает об Яхве, правда? Датский jeg «йа», испанский Yo, ит io. Очень близко к славянскому Яриле. Поэтому Ярослав – славянское имя, а Игорь всё-таки нет. Арабское 'ana, иврит — анИ. Это опять же отсылает нас к шумерскому Богу-Отцу Ану. Венгерское «ин» (даром что гунны), корейское naneun и бирманский ngar (вот вам и Ингвар). Следующий ряд: бенгальское аmi (близко по звучанию к Ом), грузинское me, ирландское Mе (напомню, что в Египте Ра часто имел голову барана; хотя «ме-е» говорят всё-таки козы), эстонское Ma, казахское Мен, таджикское ман, финское minа (это как притягательная форма от «я» в русском языке — мне, меня). Монгольское Би (бог?) и турецкое ben (даром что тюрки; а Бен-Бен — это холм у древних египтян, появившийся из вод океана Нуна, на котором обосновался Бог-Атум). Болгарское аз, армянское Yes, македонское Jas, латышское Es и литовское Aш (как ни вспомнить «аз есмь»). Интересная параллель: праславянское «ясень», он же германо-скандинавский Иггдрасиль…
С ясенем понятно: асуа – жизненная сила (отсюда Асаны в йоге). А вот Игг? Случайно ли шумерских младших богов называли «игиги»? Уже после того, как начала писать, зашёл разговор о природе зла. И с чем я его связала? Я сказала, что ведь в каждом из нас сидит Эго! Эгоизм (индивидуализм) разве плохо? Удивительно, но примерно также звучало и совсем другое понятие.
Агора. Народное собрание в Древней Греции, а также площадь, где оно происходило. Сравните с английским «согласен» agree.
В общем, я не уверена, что имя Игорь произошло от Ингвар. Достаточно и других примеров без предполагаемой редукции. Вот поискала информацию по мастям лошадей и нашла: игреневая, игрений - светло-рыжий, из тюркских. Ладно, ладно! Если Игорь никак не связан с «иго», то, быть может, связан с праславянским «игра»?
Свидетельство о публикации №218032200129