Ингвар или Игорь?

    Конечно. Рюриковичем он был. Из варягов. Соответственно, имя тоже нерусское. Вот только среди скандинавов Игоря нет. Он есть только на Руси. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!..» (К сожалению, про Старого Игоря в оригинале не нашла).

    А имя, говорят, изменённое. По западным источникам он Inger. А  по византийским ';;;;;, что тоже переводится с греческого как Ингор. Но не правильнее ли было бы читать Иггор, потому что в византийском варианте для написания используются две «гаммы» подряд?  Просто на древнегреческом эта буква могла передавать как звук «г», так и звук «н».  Подумали, глупость говорю? А как же эпитет бога Одина —Ygg (Игг), что означает «страшный»? Почему мы решили, что это не про Игоря?! Вот и пришёл черёд заглянуть в толкование имени.

    «По одной из версий, имя Игорь… произошло от скандинавского имени Ingvar. Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия, изобилия Ingvio, а вторая — Varr — «охранять» или «осторожный, внимательный». Считается, что в древнерусском языке имя Игорь имело значение «охраняющий имя Бога». По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard…» Вики. Причём, там же отмечается, что на Руси имена Игорь и Ингвар были самостоятельными и никогда не смешивались. А ещё, что «имя Игорь никак не связано со словом иго…»

    Во-первых, если Игорь Рюрикович связан с Ингви-Фрейром, то он из рода ванов и никак не может быть асом-норманном-скандинавом! Во-вторых, есть в русском языке суффикс мужского рода –ар (-арь). Иг-арь. Если Иг не связан с «иго», то кем он может быть? Это только в английском war прочно стало «войной», но ведь и ведический Варуна, и инкский Виракоча — это Боги-Владыки. Так говорите, иго не про Них? Тогда немного этимологии.

    Иго. Происходит от праиндоевр. *jugom «соединение», откуда прагерм *jukan, др.-англ. geoc «хомут, ярмо», англ. yoke — то же, праслав. *jъgo, позднее *jьgo, откуда др.-русск., ст.-слав. иго, сербск.-церк.-слав. ижеса, болг. иго, чешск. jho, польск. igo, а также jugо «перекладина у саней», полабск. jеigu.

    Кстати, местом, где соединились цивилизации Западной Европы и Америки, стал полуостров Юка-тан. Правда, индейцы майя сказали конкистадорам «я тебя не понимаю!» и поначалу долгожданной дружбе воспротивились.

    Итак, «соединение»… А чем можно соединить? Знакомьтесь: иг-ла. Происходит от праслав. *jьgъla, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Игълинъ, русск. игла, иголка, белор. голка и др. Праслав. *jьgъla сравнивают кельт. *joug-. Кимр. gwniо «шить», ирл. conоigim «шью», возм., относится сюда же. Сюда же относят лат. аеgеr «больной». Др.-прусск. аусulо «игла» нельзя отрывать от греч. aichmi «острие», которые связаны с лит. iesmas, др.-прусск. aysmis «вертел». Также сближают слав. jьgъla с нем. Nаgеl «гвоздь».

    Вот почему мы говорим пронзительный взор, проницательный взор, острые взгляды? А потому что Око! (Укол, угол, юкка и проч.)

    Раз уж разговор зашёл о богах. Придётся рассказать об Укко. Это верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии. Вернее, сначала это имя было всего лишь эпитетом верховного бога Юмалы. Точно так же как Угра (санскр. страшный, жестокий, яростный) — имя-эпитет Шивы в индуизме. Теперь не удивляет, что арабское имя Иклил означает "корона".  Это же напрямую связано с Укко! (Так говорите, «охраняющий имя Бога»?) Вот Угра и Игорь на редкость совпадают. И это не русский язык. Но санскрит. А ведь именно наши северные диалекты (из тех земель, куда и призывался княжить Рюрик) наиболее совпадают с санскритом!

    Как выяснили учёные, у князей (современных потомков), претендующих на принадлежность к Рюриковичам, обнаружно два гаплотипа: R1a (арийский) и N1с1 (угорский). Конечно, кому-то из них необходима приставка лже-. Поскольку Игорь не Укко, а санскрит привнесён в Индию арьями, я предполагаю что Рюрик принадлежал именно к роду R1a. Считайте, что это моё личное мнение.

    Наверняка вы уже задумались по поводу сходного звучания ещё одного слова. Эго (лат. ego от др.-греч. «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Поскольку речь зашла об эпитете Бога, то напрашивается – Иего-ва.

    Но если «эго» греческое слово, то почему в некоторых странах Востока (Османская империя, Сефевидское государство и др.) слово Ага (от пратюрк. аka — старший) является формой обращения к старшему по рангу, обозначением племенной знати и титулом? А ещё есть женское имя Агада, которое происходит от тюркского "госпожа, хозяйка". Так что Игорь ещё и «господин».

    А ведь ещё у шумеров слово «уг» означало – люди, иги – глаз, ге – местоимение «я». Получается, греческая Гея, наша Земля – это тоже живое мыслящее «Я»?

    Вот от Геи и греческий Егор означает  «Земледелец, пахарь». У арабов звучит немного иначе. У них есть женская форма имени Иглима и мужская форма Иклим, что означает «страна, область».

    В связи с землёй интересно, кем был Кий? Ведь опять же, ещё у шумеров была богиня земли Ки (сравните с нашим «край»)? Греческое имя Кир (kyrios) означает "господин, владыка" или произошло от (;;;) "солнце".  На самом деле, это персидское имя Куруш. Интересно, кем являлись персы? Вот в Индии есть город Курукшетра (буквально «земля Кауравов»). Ещё в Махабхарате рассказывается о битве Кауравов («потомки Куру») с благородными Пандавами. Не потому ли мы до сих пор не очень контактируем с персами?

    Поскольку Кир может оказаться связанным с огнём, привожу ещё одно имя: Киран. Это либо ирландское "смуглый малыш", либо на санскрите "солнечный свет, лунный свет". Не случайно в русском языке Г и К являются парными согласными.  Поэтому свет-Киран перекликается с Игнатием (от латинского «Огонь»). Сюда же относится Игуляния (форма имени Ульяна; Ульяна - от латинского «Из рода Юлиев»; июль – самый жаркий месяц; а Йоль (др.-сканд. jоl, др.-англ. geol) — языческий праздник середины зимы у германских народов, связанный с йольским поленом).

    К тематике огня следует отнести и такие имена как Ягори (цыганское "огонёк"), Якут или Ягут (арабское и азербайджанское «рубин»).  А у славян с огнём связан такой персонаж как Яга. Поэтому у нас таких имён немного (Иголка, Яглика и что-то в этом роде).

    И ещё раз поскольку. Поскольку Игоря упорно связывают с Ингваром, происходящим от имени бога плодородия Ингви, может ли он быть «страшным»? Вот имя Агав происходит либо от «любовь» на иврите, либо от армянского "голубь" (почему-то припомнился образ Духа Святого). Да и греческий Агапий тоже — от агапи-любви.

    Предлагаю вернутся к Эго. Поскольку это «Я», то давайте ещё немного посмотрим языки. Итак, «Я». Немецкое Ich, нидерландское Ik. Как ни вспомнить об Айке? Айк (Гайк, Хайк, Гаос) — мифический прародитель армян. Норвежское jeg, швед. Jag. Напоминает об Яхве, правда? Датский jeg «йа», испанский Yo, ит io. Очень близко к славянскому Яриле. Поэтому Ярослав – славянское имя, а Игорь всё-таки нет. Арабское 'ana, иврит — анИ. Это опять же отсылает нас к шумерскому Богу-Отцу Ану.  Венгерское «ин» (даром что гунны), корейское naneun и бирманский ngar (вот вам и Ингвар). Следующий ряд: бенгальское аmi (близко по звучанию к Ом), грузинское me, ирландское Mе (напомню, что в Египте Ра часто имел голову барана; хотя «ме-е» говорят всё-таки козы), эстонское Ma, казахское Мен, таджикское ман, финское minа (это как притягательная форма от «я» в русском языке — мне, меня). Монгольское Би (бог?) и турецкое ben (даром что тюрки; а Бен-Бен  — это холм у древних египтян, появившийся из вод океана Нуна, на котором обосновался Бог-Атум). Болгарское аз, армянское Yes, македонское Jas, латышское Es и литовское  Aш (как ни вспомнить «аз есмь»). Интересная параллель: праславянское «ясень», он же германо-скандинавский Иггдрасиль…

    С ясенем понятно: асуа – жизненная сила (отсюда Асаны в йоге). А вот Игг? Случайно ли шумерских младших богов называли «игиги»? Уже после того, как начала писать, зашёл разговор о природе зла. И с чем я его связала? Я сказала, что ведь в каждом из нас сидит Эго! Эгоизм (индивидуализм) разве плохо? Удивительно, но примерно также звучало и совсем другое понятие.

    Агора. Народное собрание в Древней Греции, а также площадь, где оно происходило. Сравните с английским «согласен» agree.

    В общем, я не уверена, что имя Игорь произошло от Ингвар. Достаточно и других примеров без предполагаемой редукции. Вот поискала информацию по мастям лошадей и нашла: игреневая, игрений - светло-рыжий, из тюркских. Ладно, ладно! Если Игорь никак не связан с «иго», то, быть может, связан с праславянским «игра»?


Рецензии