Только слепой может увидеть в женщине богиню

Когда-то давно я был мучим любовью к женщине, жившей в другом городе. Она, допустим, Лена (на самом деле, конечно, не Лена), тоже писала стихи. И тоже была признана в своем регионе и не только. Нас публиковали центральные и местные литературные издания.

Но то, что она – талантливая поэтесса, для меня не имело абсолютно никакого значения рядом с тем, что она – желанная женщина. О ней я когда-то написал: «Она мне книжки дарит. Не читаю. Но поэтессу все равно люблю».

Сочетание ее внешности, исходившего от ее слов и жестов блеска, непередаваемого словами шарма, делало ее богиней на фоне всех моих бывших до нее шпулек, медичек, воспитательниц детских садов, учительниц, библиотекарш, комсомольских работниц, драматических артисток, филармонических певичек и поэтесс, которые мне никогда богинями не казались. В отличие от Лены.

Мне нравилось в ней все. Как она стояла. Как сидела. Как ходила. Как говорила. От нее исходило сияние красоты. Которая, как известно, страшная сила. Она была фонтаном и фейерверком одновременно.

Собственно, я тоже. Ее монологи и реплики в диалогах со мной – особая тема и главная причина моего безумия. Моей слепоты, позволившей увидеть в ней богиню. Ведь только слепой может увидеть в женщине – богиню.  Я ездил к ней в соседнюю область. И мы фонтанировали душевно-духовно.

А потом Лена приехала в Энск. На какой-то очередной литературный праздник. И я наконец добился от нее того, чего добивался несколько лет. А утром прозрел. Рядом со мной, уютно, устроив свою прелестную и умную головку на моем плече, лежала красивая, но обыкновенная женщина. Такая же, как все мои бывшие шпульки, воспитательницы, комсомольские работницы, драматические артистки и другие поэтессы. Не богиня.

Потом мы встали и пили кофе. Днем предстояло несколько совместных выступлений. В ожидании машины читали стихи. В основном, читал я. И в основном, ее стихи.

У нас на тот момент (и у нее, и у меня уже были изданы книжки, и имелось множество публикаций, как в Москве, так и в провинции). А в поездки мы всегда брали рукописи новых еще нигде не напечатанных стихотворений.

Я листал ее рукопись и почти на каждой странице находил потрясающее стихотворение (или мне в тот момент все ее стихи казались потрясающими?..) и тут же читал его вслух. Читал так, как никогда ничьи стихи до этого не читал.

Она сразу почувствовала, что ее стихи мне нравятся. И было видно, что ее приятно удивляет это обстоятельство. Она спросила:

- Тебе нравятся мои стихи?

- Да.

- С каких пор? Ты ведь не воспринимал меня всерьез.

- Я всегда говорил, что мне нравятся твои стихи.

- Ты всегда вежливо врал, что тебе нравятся мои стихи.

- Почему ты так считаешь?

- Потому что я – не бревно. Фальшь от правды отличаю. Тебе нравилась я. Мои стихи ничего для тебя не значили.

- Ты и сейчас мне нравишься.

- Уже не нравлюсь. Не разыгрывай удивление. Цель интересна только до тех пор, пока не достигнута. Сегодня ты достиг. Можешь записать меня в свой донжуанский список. Вспышка твоего интереса к моим стихам – означает утрату интереса ко мне как к женщине.

- Ты уверена?

- Уверена. Давай собираться. Скоро машина подойдет.

Примерно такой тусклый разговор состоялся у нас в первое и последнее утро, когда мы были вместе. Этот диалог совершенно не был похож на наши цветные фонтаны и фейерверки, которыми мы излучались при встречах еще совсем недавно.

Далее у нас были совместные выступления. А вечером богиня уехала. Из Энска и из моей жизни. Навсегда.

Ну, а вот тот самый стишок, посвященный Лене. Теперь я, наверное, могу его назвать «Памяти Богини»…

Есть в мире молодая поэтесса,
Талантливее многих поэтесс.
Ее недавно разглядела пресса,
А у меня к ней давний интерес.

Она всех лучше в новом поколенье!
Когда стихи читает нараспев,
Испытываю мощное волненье,
Ни в суть, ни в форму вникнуть не успев.

На лбу моем отсутствуют морщины:
Я слушаю ее без всяких дум.
Ведь суть и форма у нее едины —
Прекрасны ручки, ножки и костюм!
 
Из-за нее лишился я извилин.
Ее хоть как одеть или раздеть,
Прямолинейный мозг, увы, бессилен
И малый недостаток разглядеть!..

Душа парит! Я в облаках летаю!
Готов платить за строчку по рублю!
Она мне книжки дарит! Не читаю.
Но поэтессу все равно люблю!


Рецензии
"Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум."

Иосиф, это о Вас!

С улыбкой, Галина

Нико Галина   23.03.2018 00:23     Заявить о нарушении
Да, Галина, Пушкин воспел меня...)) А особенно - себя. У него, кстати, третья и четвертая строка из этого четверостишия выглядят так:

Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Ключевое слово здесь - свободен. Не помню, кто из великих сказал: чтобы освободиться от любви к женщине, надо написать о ней стихотворение, поскольку то, что называется сексуальной связью, от любви не освобождает.

А вот я - не великий, но вполне профессиональный сочинитель, твердо знаю, что освобождение от одного объекта совершенно не гарантирует от попадания в зависимость от другого. И череда этих освобождений и попаданий в новую зависимость длится всю жизнь...

И если бы не было этой череды, жизнь была бы скучным серым пятном...))

С благодарностью за Ваши побуждающие размышлять комментарии,

Иосиф Куралов   23.03.2018 15:44   Заявить о нарушении
Иосиф, последний вопрос!
У Вас "поставленное перо". Вы получили литературное образование? Где Вы учились писать? Говорят, что Литературный институт не учит языку, кто умеет - пишет. Как Вам удаются такие легкие, звучные тексты? Или это природный дар? Или все-таки можно научиться?
Если не секрет, поделитесь с бедной графоманкой!

С улыбкой, Галина

Нико Галина   23.03.2018 17:54   Заявить о нарушении
Галина, не пугайте меня словом "последний"...))

Я три года учился в Литинституте. Но это почти не в счет. Учился заочно. При этом заочно же учился в другом вузе. Его и закончил, на Литинститут сил не хватило. В общаге Литинститута мы устраивал друг другу беспощадные разборки текстов. И, возможно, эти разборки помогли больше, чем занятия и официальные четверговые семинары. Хотя и они тоже были небесполезны. Но заочники говорили друг другу: мы поступили не в Литинститут, а в общагу Литинститута.

Учит среда обитания. И ежедневная борьба с собственными текстами. И, конечно, необходимо постоянное живое, не сетевое, а именно живое, общение с себе подобными, пишущими. Сегодня в каждом городе есть две-три-четыре-пять студий, в которых пишущие общаются друг с другом. Правда, иногда эти студии более, чем на 100 процентов состоят из графоманов. Найти хорошую студию и особенно - хорошего руководителя иной раз бывает непросто. Но это возможно.

Научиться можно. Было бы желание. И еще раз: очень важно - учиться в живом общении с пишущими. Наверняка в городе, где вы живете, таких пишущих - немало.

И еще. Вы - не графоманка. Умение видеть недостатки собственных текстов - признак хорошего вкуса и движения к мастерству.

Иосиф Куралов   23.03.2018 18:35   Заявить о нарушении
Иосиф, какие учебники читать?
Большинство писателей дают советы по структуре произведения, а меня интересует именно язык, стилистика, выразительность. Есть законы построения фразы, например, ритм, благозвучность и т.д.
Подскажите!

Нико Галина   23.03.2018 20:17   Заявить о нарушении
Галина, мне кажется, Вы несколько преувеличиваете Ваше неумение писать. Сейчас по диагонали пробежал несколько Ваших текстов "Тень в океане", "Ночь ведьмы", "Гостья из будущего", "Капкан", "Ухмылка Немезиды", "Черный ручей". Конечно, не прочитал настолько внимательно, чтобы оставить отзыв: ограничен во времени и читать с монитора большой текст - мне не по глазам. Ни в одном тексте не увидел грубого изъяна, к которому можно было бы придраться. Такие изъяны заметны с первого взгляда, даже при диагональном чтении. Ничего не заметил.

Конечно, пределов совершенству нет. И каждый хочет писать лучше и лучше. Но учебниками тут не поможешь. Я не помню, чтобы хоть что-то почерпнул из книг. Во времена моей молодости была суперпопулярен поэтический словарь Квятковского (сейчас он полностью есть в сети), его имели далеко не все, порой выменивали на хорошую художественную книгу. Словарь состоял из словарный статей, кратко и исчерпывающе раскрывающих суть практически любого литературоведческого термина. Этот словарь - единственная книга, которая лично мне в те времена серьезно помогала.

А то что вас интересует - язык, стилистика, выразительность - вряд ли можно усовершенствовать с помощью книг. Тут хорошо бы найти в реальном мире педагога в лице более или менее опытного литератора. Естественно, желательно предварительно почитать его тексты, чтобы понять - тот ли это человек и писатель, которому стоит доверять.

Сходите в областную организацию Союза писателей России (не Союза Российских писателей - хотя и в нем можно встретить серьезных авторов, и уж тем более не Российского СП - это графоманская контора создана на основе Прозы.ру и Стихи.ру, с целью раскручивать доверчивых графоманов на деньги), познакомьтесь с руководителем. В большинстве случаев - это доступные и общительные люди. Покажите свои тексты. Попросите сделать рецензию. Она может быть платной. А где-то все еще делают бесплатные рецензии. Бесплатная лучше, правдивее, а за деньги могут написать, чего изволит автор, польза от такой рецензии - нулевая.

Независимо от того, что Вам напишут в рецензии - не отставайте от организации. Дайте им понять, что Вы заинтересованы в совершенствовании мастерства, хотите научиться писать лучше. Если кто-то нагрубит или попытается обидеть - это будет скорее исключением. В норме профессиональные писатели - хорошие люди. Правда, некоторые сильно выпивают, но это издержки профессии...))

Повторю мысль из предыдущего комментария: надо внедряться в писательское сообщество, в литературную студию. Возможно, Вы и в одиночестве сможете овладеть литературным мастерством и усовершенствовать то, что Вас интересует особо - язык, стилистику, выразительность. Но в живом общении этот путь можно пройти значительно быстрее и с более высоким результатом.

С уважением,

Иосиф Куралов   24.03.2018 11:44   Заявить о нарушении
Большое спасибо!

С уважением, Галина

Нико Галина   24.03.2018 12:52   Заявить о нарушении