Митрополит Данило Шчепчевич

Митрополит владыко Данило Шчепчевич (Петрович Негош).
В 8-м веке территорию современной Черногории заселили славяне. В 9-м веке здесь утвердилось христианство.
Черногория - официально упоминается с 15 века, до этого была: 11 век - княжество Дукла, позднее Зета, с 12 века - Рашка.
В 1496 году турецкие войска захватили княжество Зета и свергли династию его правителей - Черноевичей.
В 1499 году территория Черногории официально была включена в состав османской империи, но черногорцы упорно не признавали власть османских завоевателей. В стране был низкий уровень развития феодализма, значительная часть земли находилась в руках больших семей - Задруг; Задруги объединялись в братства, а последние в племена. Власть находилась в руках племенных старейшин - Кнезови воеводы.
Основатель династии Петровичей-Негошей происходит из братства Шчепчевичей.
Петрович - фамилия происходит от названия села Петровцев, которым владел Данило Шчепчевич. По обычаю фамилией служили названия земли - родовых вотчин. И отец, часто детям давал разные фамилии - вместе с землёй - сёлами и землями (наделами).
С начала 17 века по 1851 год включительно религиозными и политическими лидерами Черногории являлись митрополиты, сумевшие постепенно сосредоточить в своих руках духовную и в значительной степени светскую власть. В 18 веке Цетинскую митрополию возглавили представители рода Петровичей-Негошей: Данило Шчепчевич, Василий, Савва и Пётр1; Исключая короткий промежуток времени 1782-1784 годов, когда во главе митрополии находился представитель другого рода -  Арсений Пламенац.
В борьбе за независимость черногорцы участвовали на стороне Венеции (Республика Святого Марка) в Венециано-Турецкой войне 1645-1669 и в войне 1683-1699 годов. "Священной лиги" с Османской империей, что призвело к тому, что митрополит (владыко) Данило Петрович Негош (правил в 1697-1735 годах) - основатель династии Негошей; Частью перебил, частью изгнал из Черногории феодалов - потурченцев (черногорские феодалы, принявшие ислам).
К стати годы правления Данило Петровича Негоша преподают на годы царствования в России императора Петра1 Романова. Возможно данило был ставленником России. Известно что Россия была союзником Данилы Негоша и снабжала его средствами и помощью в обмен на доступ к Адриатическому морю. Был заключен военный союз между Россией и Черногорией.
В 1696 году Даниил Петрович Негош соединил в своём лице власть духовную и светскую в Черногории.
При Даниле Негоше произошло сближение Черногории с Россией. С 1711 года черногорцы по призыву Петра1 Романова участвовали в войне против Османской империи.
В 1711 году грамота от императора России Петра1 Романова была зачитана в доме митрополита Данилы Шчепчевича, где одновременно состоялось совещание 24 влиятельнейших черногорских старейшин, и было принято единодушное решение: "С первой вестью о русском наступлении выступить против войск Османской империи". Эту грамоту отобранные люди доставили в самые отдалённые уголки Черногории, Брды и Герцеговины, а так же во все монастыри.
Летом 1711 года Черногория начала военные действия против турок, тем самым поддерживая военную экспансию России в Приазовье. Войско Черногории возглавили - главнокомандующий М.Милорадович и митрополит Данило Шчепчевич. Их нее войско насчитывало около 30000 бойцов. 
Идя по пути укрощения межплеменной вражды, создания более совершенного экономического базиса для развития государства, митрополит Данило Шчепчевич в 1713 году создал общий для Черногории судебный орган - "Суд Владыки Данилы". Обще Черногорский суд состоял из 12 старейшин во главе с В.Вукашиновичем. Этот общегосударственный орган власти проделал полезную работу, которая была направлена на объединение Черногорских племённ и пресечение межплеменной розни.
В ноябре 1713 года митрополит Данило Шчепчевич писал императору России Петру1 Романову, прося у него решительного ответа, что делать черногорцам: "Мы с неприятелями до сих пор ещё верного мира не имеем, так же и венециане озлобляют нас тайным лукавством, сносятся с Турками и к нашему вреду, не пропускают купцов ни своих к нам, ни наших к себе; Торговля остановилась и народ живёт в тесноте и скудности. Премилостивейший государь, царь непобедимый! Призри на озлобление наше, наставь нас, что нам делать! И как от врагов наших спасение получить?" С этого времени Черногорский митрополит окончательно становится приверженцем России. В том же 1713 году в письме к своему брату Раде Данило Шчепчевичи подчёркивал: "Я - Москвы, Москвы, Москвы. Говорю, Говорю, Говорю: Чей я - того и вся земля".
В 1714 году вновь была турками захвачена резиденция митрополита в Цетинском монастыре.
Ферман султана Амета3 Османа предписывал взять митрополита Данилу Шчепчевича живым и доставить в Стамбул для последующей казни. За владыкой была устроена настоящая облава. По этому он был вынужден бежать из Черногории и укрываться в Венецианских владениях (в Бока Которскай), одновременно около 600 черногорцев, не пожелавших покориться туркам, нашли себе убежище в своих неприступных горах.
Митрополит Данило Шчепчевич из Боки Которской отправился в Вену, а затем в Петербург, куда он прибыл в апреле 1715 года. Черногорский владыка получил аудиенцию у императора России Петра1 Романова и подал прошение царю.
Стоило только Черногорскому митрополиту Даниле Петровичу-Негошу, заведомому противнику турецкого господства, скрыться от преследований турецких карательных отрядов, на принадлежащем Венеции Далматинском побережье - и Высокая Порта воспользовалась этим для объявления войны республике Святого Марка.
По Пожаревацкому мирному договору 1718 года завершившему войну 1714-1718 годов Османской империи с Австрией и Венецией, последняя получила ряд приморских общин и лишила Черногорию доступа к морю.
В 1715 году в Петербург прибыл митрополит Данило Петрович-Негош; - Который являлся не только духовным, но и светским главой Черногории; - С ходатайством об установлении протектората над страной и предоставление ей денежной субсидии. И на то и на другое он получил согласие. Отправляя деньги и медали для раздачи старейшинам император России Пётр1 Романов советовал черногорцам сохранять мир. Субсидия стала постоянной; Причём не только по светской, но и по духовной линии. Предметом особой заботя являлся Цетинский монастырь.
В своём ходатайстве митрополит Данило Шчепчевич к императору России Петру1 Романову, митрополит ходатайствовал об установлении покровительства России над Черногорией, выделение денежной помощи пострадавшим от турецкого нашествия Черногорским монастырям, богослужебных книг и церковного облачения, а так же награждения особо отличившихся черногорцев, участников антитурецкого восстания. В ответ на просьбу Черногорского владыки в июле 1715 года царь издал жалованную грамоту, в которой Пётр1 Романов благодарил своих южно-славянских союзников за помощь в войне с Османской империей. Черногорцы в награду от императора России Петра1 Романова получили: 160 золотых медалей с портретом императора России Петра1 Романова, 5000 рублей "на воспоможение разорённым людям". Коме того митрополит Данило Шчепчевич получил 5000 рублей на восстановление монастырей и оплату военных долгов. Так же император Пётр1 Романов специальной грамотой установил постоянную субсидию Цетинскому монастырю - 500 рублей каждые 3-и года. Из России Данило Шчепчевич увозил не только официальные награды и подношения, но и приобретённые им лично в Москве, где он остановился по пути на родину, книги.
Это были: антираскольническая "Скрижаль" 1655 года издания, "О священстве" Иоанна Златауста 1664 года издания, а так же такое раритетное издание, как оформленная гравюрами на меди по рисункам Симона Ушакова "История о Валааме и Иосафе" Симеона Полоцкого 1680 года издания.
Современники поездки Данилы Шчепчевича в Россию и Черногорцы, и их владыки стали считать, что Черногория находится под покровительством единоверной и единокровной России.
Установление политических связей между Россией и Черногорией оживило и церковные взаимоотношения между Цетинской митрополией и Русским Синодом. Черногорская церковь стала получать из России церковное облачение для священников, в том числе и владык, церковные книги и прочую утварь. Россию стали посещать не только митрополиты, но и другие священнослужители. Черногорскому духовенству разрешалось собирать пожертвования в русских храмах.
Возвращаясь на родину через Вену, митрополит Данило Шчепчевич встретился с принцем Евгением Савойским. Во время их беседы обсуждался план привлечения Черногории к антитурецкой борьбе в условиях уже начавшейся войны Австрии и Венеции против Османской империи. Эта встреча митрополита со знаменитым австрийским полководцем положила начало установлению связей Черногории и Австрии.
В 18 веке борьба черногорцев против турок вступает в новую фазу. Теперь она ведётся за полное освобождение из-под власти Порты и создание самостоятельного государства. Руководящая роль в этом длительном процессе принадлежала Цетинским митрополитам, и в частности Даниле Шчепчевичу, - первому представителю рода Петровичей-Негошей на митрополичьем престоле. Это был решительный, мудрый политический и религиозный деятель, который много сделал для решения внутренних и внешних проблем Черногории.
Государственная деятельность Данилы Шчепчевича была многогранной, особенно во внешней политики.
Митрополит Данило Шчепчевич никогда не испытывал каких-либо особых симпатий к Венеции, но под влиянием обстоятельств вынужден был сотрудничать с сеньорией. Ещё в 1707 году генеральный провидур Далмации сообщал сенату, что владыка Данило Шчепчевич является "большим недругом Венецианской республики". При Даниле Шчепчевиче отношения между Черногорией и Венецией не были искренними с обеих сторон: каждая сторона преследовала свои цели.
В июле 1729 года власти Далмации предупреждали Венецианского дожа, что митрополит Данило Шчепчевич "поощряемый русским золотом, внушил черногорцам преданность царю в ущерб Венеции!
После смерти Данилы Шчепчевича в 1735 году его приемником на митрополичьем престоле стал Савва Негои-Петрович (правил в 1735-1781 году), который проявил себя безвольным и слабым политиком.
Митрополит Данило Шчепчевич пытался искоренить межплеменную рознь и кровную вражду.


Рецензии