Сон. Рассказ с прологом и эпилогом

          Пролог.

     Рассказ этот - не более, чем попытка записать на бумагу многолетние сны свои.
     И, пользуясь случаем, поделиться ими с немногочисленными читателями, заходящими изредка на мою страничку.
     В том, что история эта обрела неожиданно новое дыхание и получила незапланированное продолжение, моих заслуг нет и в помине.
     Ибо ни в части второй, ни, тем более, в третьей, нет ни единого авторского слова.
     Как ни странно, но полученным результатом автор доволен.
     - Почему? - может быть и спросит меня когда-нибудь какой-нибудь любопытный читатель.
     - Да потому, что не всем так везет! - абсолютно искренне отвечу я.

          Часть 1 - собственная
   
     Много лет снится мне сон.
     Из двух частей.
     Приходят они, как правило, по одному.
     Хотя бывает, что и на пару в одну ночь накатывают, плавно перетекая один в другой.
     Сны похожи.
     И содержанием своим и своим окончанием.
     В первом, тихим солнечным утром, едва проснувшись, брожу я по квартире.
     Думается, что именно утром.
     По тому, как тихо кругом.
     И солнце яркое, утреннее, отражается в полированном паркете, отчего приходится прищуриваться.
     Впрочем, и днем так бывает.
     В августе, например.
     В детстве.
     Когда родители на работе, а на дворе каникулы.
     В такие дни сладко спится до обеда. И не беда, что солнце шпарит уже вовсю с высокого горизонта.
     Сразу видно, что квартира, по которой неспешно бреду я, после ремонта недавнего.
     Все в ней ново и красиво.
     И белые двери с латунными ручками, и красивый паркет цвета светлого дерева, отполированный до блеска, и желтоватые стены с едва заметным рисунком на обоях.
     Она бесконечна.
     С бесчисленным количеством уходящих в далекую перспективу комнат, естественно перетекающих по плавной дуге одна в другую. 
     И чистыми, до блеска намытыми окнами с левой стороны, умножающими солнечный свет, разбрызганный по всем уголкам бесконечного пространства вокруг.
     В том, что все это мое, нет у меня сомнений. 
     Я знаю это точно.
     Вот же и запах вокруг родной, с детства знакомый. 
     Да и не стал бы я ходить спросонья в одних трусах по чужой квартире.
     Я юн и беззаботен.
     Отчего, гонимый восторженным любопытством, шлепаю босыми ногами все вперед и вперед.
     Пока не натыкаюсь на большую двустворчатую стеклянную распашную дверь. Такие часто показывают в фильмах про старинную жизнь.
     В двери матовые стекла. Одна створка ее слегка приоткрыта и в узкой щелке дверного проема виден круглый кухонный стол, залитый солнечным светом. С синими чашками в драконах, аккуратно разложенными чайными ложечками, вазочкой с крупными кусками сахара и ажурной соломенной корзинкой, полной желто-красных пузатых яблок.
     Стол и чашки мне не знакомы.
     За дверью настороженная тишина. Не враждебная, но таинственная.
     Я понимаю, что это уже чужое.
     Посему стою, затаив дыхание, пристально вслушиваясь в звуки извне и пытаясь сообразить, что бы это значило и почему не закрыта дверь?
     И где люди, оставившие ее открытой?
     В этом месте я обычно просыпаюсь.
     И по пол дня потом не могу распрощаться с подсмотренным.
     Отчего долго пребываю в болезненном состоянии непокоя и легкого раздражения.
     Со временем сон забывается. Как будто нарисовали его старательно мелом на школьной доске, а потом вытерли с особым прилежанием мокрой тряпкой.
     Возвращается он всегда неожиданно.
     И вновь слепит ярким солнцем, белыми новыми дверями с латунными ручками и красивым паркетом цвета светлого дерева, отполированным до блеска.
     Дразнит нетронутыми яблоками в кружевной корзине.
     Беспокоит тишиной, неизвестностью и неудовлетворенным любопытством.
     Во втором сне я брожу по деревянному дому в лесу – не сильно большому снаружи, но необъяснимо огромному внутри.
     Дом жилой, хотя и не достроен до конца.
     Огромные внутренние пространства его местами перекрыты балками, под которыми пустота. И лишь листы фанеры, да доски - времянки, набитые то тут, то там, позволяют осторожно продвигаться дальше.
     В доме живут люди.
     Которых не видно, но чье присутствие явственно ощущается в бытовых шорохах, отдаленных голосах, в скрипе половиц и в грязной посуде, сложенной стопкой на мятой газете на краешке древнего стола.
     Я не юн. Нет прежней беззаботности.
     Это заметно по тому, как старательно, по-хозяйски, запоминаю я места, где нужно наводить порядок, набить полы, установить ограждения.
     Бредя неспешно по дому, я каждый раз поражаюсь восхищенно его огромности.
     И с сожалением понимаю, что не успеть в этой жизни достроить его до конца.
     Да тревожно становится от невозможности встретиться с людьми, населяющими его. Сколько не жди их, сколько не прислушивайся.
     Неопределенность пугает.
     В этом месте приходит пробуждение.
     С нарастающей хандрой и испорченным настроением.
     А годы летят.
     И ночи все бессонней.
     С мыслями разными.
     Без сновидений.
     А когда все же приходят они, как подарок заслуженный, вновь и вновь, словно наяву, брожу я по залитым солнцем комнатам и перебираюсь осторожно по балкам недостроенного дома.
     В приятном волнении.
     Зная наперед, чем все это закончится.
     Но все это будет потом.

22.03.2018

          Часть 2 - аналитическая.

     Которая может оказаться интересней предыдущей.
     Поскольку написана человеком,  который  многое умеет объяснить.
             
     Алекс, добрый день.

     Сразу хочу отметить, что в отличие от ортодоксального биологического подхода Фрейда к интерпретации сновидений, я использую гуманистический подход, связанный с утилитарной функциональностью.
     Он, как показывает практика, наиболее точный. И активно используется уже в течение 60 лет.
     И ещё.
     Сновидение - это своеобразная "фотография", пришедшая во время сна из бессознательного и отражающая реальность, которую переживает индивид. Речь идет об эмоциях, стереотипном поведении, фантазиях и планах.

     Первое сновидение.

     Основная тема в сновидении – это квартира, дом.
     Причем, это не навязанный образ, а твой собственный.
     Это твое психологическое пространство, наполненное личностными ожиданиями, надеждами, возможностями.
     Я предполагаю, что в этом сновидении тебе лет двенадцать.
     Большое количество комнат свидетельствует о многообразии твоих способностей, зарождавшихся в детстве и юности.
     Всё залито светом, солнцем, везде чистота, всё светлое и эстетичное (ручки на белых дверях). Это демонстрирует твое ощущение радости, счастья от того, что ты есть.
     Образ дверных ручек отнюдь не случаен. Это значит, что у тебя есть возможность распорядиться дверью, как ты захочешь: закрыть или открыть ее. То есть ты обратишься к одной или другой своей способности, или к нескольким.
     Такие сновидения приходят к нам, чтобы напомнить, насколько важно испытывать удовольствие от того, что мы есть, и быть верными этому состоянию.
     Тем не менее, в конце этой длинной анфилады комнат за приоткрытой, словно, старинной двустворчатой дверью находится чужая территория. Полная картина не видна ещё и из-за того, что стекло матовое. Это тебя не пугает, но настораживает.
     Это говорит об амбивалентности, или двойственности, ощущений.
     Мое психологическое прочтение данной части сновидения следующее.
     Здесь налицо образ классической интерпретации: подросток, женщина, старуха, животное.
     О последнем говорит рисунок на чашках – драконы.
     Сахар и яблоки символизируют определенный соблазн, но чашки пусты.
     За этой дверью – территория комплекса твоей матери, которую ты, как и мы все, обойти не можешь. Хотим мы или не хотим, материнский комплекс внедряется в каждого из нас.
     Кстати, бороться с комплексами бесполезно, так как в этом случае они лишь усиливаются. Но знать о наличии того или иного комплекса у себя необходимо.
     Дело в том, что комплекс всегда опережает сознание и таким образом навязывает ошибочное поведение, эмоцию и т.д.
     К комплексу нужно суметь нейтрализоваться или даже (как писал об этом Юнг) при умении использовать его в свою пользу.
     Эта часть сновидения подсказывает, что сейчас особенно следует усилить собственный контакт с ощущением радости и счастья от того, что ты есть, что ты успешен, что ты многое умеешь и применяешь свои способности в ежедневной практике жизни.
     И ни в коем случае нельзя позволять себе ворошить мысли и воспоминания о чьих-то несправедливых словах, поступках в твой адрес, о твоих обидах и т.д.
     Это, прежде всего, касается людей из ближнего круга, особенно твоих родственников женского пола.
     Кстати, с этим связано твое второе сновидение.
     Но его интерпретацию я пошлю, скорее всего, завтра.

С уважением,
В.Афанасьев - кандидат психологических наук, сайт - www.afanasyev.com
25.03.2018

          Часть 3 - заключительная.

     Второе сновидение.

     Образ леса, в котором находится дом, весьма положительный, так как он являет собой часть природы, экологию и здоровую среду.
     С точки зрения личностной природы человека, этот образ символизирует открытость как базовым, так и высшим инстинктам, потребностям и желаниям.
     Например, человек хочет получить новые знания и поступает в университет, хочет построить дом, чтобы иметь свою автономную территорию, и делает это, хочет найти жизнеутверждающую любовь и идет к ней навстречу и т.д.
     Этот образ возник у тебя не случайно, поскольку ты – состоявшийся человек.
     Образ деревянного дома – тоже положительный и свидетельствует об одном из твоих важных жизненных проектов, который ты для себя с успехом осуществил.
     Но очень большие внутренние размеры данного дома, причем чужого, – это проявление высокого уровня притязаний с твоей стороны к людям, его населяющим.
     Ты по-хозяйски рассматриваешь недостроенные части, находишь вещи (невымытая посуда), которые тебя не устраивают, и даже планируешь работу для приведения дома в надлежащий вид.
     В то же время ты понимаешь, что у тебя ни сил на это, ни жизни не хватит.
     И голоса людей в доме – отстраненные.
     Владельцев недостроенного дома весьма устраивает такое положение дел.
     А тебя – нет, но ты не можешь до них достучаться, потому что у них иное видение мира и себя в нем.
     Это сновидение раскрывает твою нынешнюю реальность и настоятельно требует от тебя сбалансировать собственные силы, не расходуя их на тех, кто живет в иной системе координат, хотя она тебе и не нравится.
     Твои сновиденческие образы призывают тебя к самосохранению.
     И к тому, чтобы твой собственный дом всегда оставался залитым солнечным светом, чтобы в нем не иссякали творческие проекты, и чтобы тебя радовала собственная жизнь.

     Алекс, позволь посоветовать тебе почаще заходить на мой сайт. Он для меня, как персональная “prosa.ru”.
     Я помещаю там материалы, основанные на случаях из моей психологической практики.
     Таким образом, они служат в качестве опосредованных консультаций для тех, кто их читает.
     Проблемы большинства людей – схожи.
     Помню, как один из зарубежных психологов в своем выступлении на конференции сказал о том, что есть локомотив, который везет состав, наполненный типичными психологическими проблемами.
     Он движется из эры в эру, из эпохи в эпоху, и в этом составе всего лишь пятнадцать вагонов.
     Всего пятнадцать!
     Но всё повторяется вновь и вновь.

Валерий Афанасьев
26.03.2018

          Эпилог.

     С нескрываемым любопытством, некоторым удивлением, но и не без удовольствия, прочел я удивительные истории о рассказанном мною.
     И последующие за этим выводы уважаемого Валерия Афанасьева.
     Так удачно, а главное, так своевременно, зашедшего на мою страницу.
     Обещаю не спешить пока со скоропалительными выводами.
     А попробую перечитать все еще раз.
     А потом еще.
         
     Валерий,
     спасибо тебе за это.
     С уважением, А.Ш.


Почти из этого сна.
Автор натюрморта - Руслан Трофименко. Картон, масло, 1994 год.
      
    


Рецензии
Здравствуйте, Алекс! Прежде всего хочется отметить прекрасный русский язык и профессионализм. Тема сновидений интересна и, несмотря на интерпретации философов, остается мало изученной. Вы подали мне идею рассказать о собственных снах, связанных с выходом из тела, но это я, наверное, сделаю на своей странице. Творческих успехов Вам!

Элеонора Мандалян   14.04.2024 12:33     Заявить о нарушении
Элеонора, добрый день.
Спасибо Вам за такие приятные слова.
Ваш рассказ потом можно было бы тоже отправить Валерию Афанасьеву (у меня там есть ссылка на его ресурс).
Было бы очень (вдвойне) интересно сравнить потом его умозаключения с моим опытом.
Ещё раз спасибо.
С пожеланиями творческих успехов, с уважением,

Алекс Шуваевский   16.04.2024 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.