Примеры из моей диагностической практики

 
    
   В области функциональной и ультразвуковой диагностики я проработал 55 лет. За это время накопились десятки тысяч уникальных примеров, когда окончательный точный диагноз поставил именно я. Многие коллеги завидовали, что такую аппаратуру, которая "видит все", имею только я. Вскоре ее приобрели столичные и районные больницы, открыта сеть частных диагностических центров, однако по прежнему больные возвращаются ко мне для окончательного вердикта. Были случаи, когда коллеги из республиканских учреждениях пытались дискредитировать меня, говорили, что мои заключения на операционном столе не подтвердились. Только они не знали, чтобы обезопасить себя, выявленная патология, у нуждающихся в хирургическом вмешательстве, записывалась на видеопленку. Одновременно регистрировалась моя беседа с больным во время исследования. После нескольких демонстраций таких видеоматериалов у тех, кто пытался меня дискредитировать, подобных обвинений в мой адрес больше не выдвигалось. Да, иметь хорошую, современную, высокоразрешающую аппаратуру - это большое дело, но для правильной оценки визуальной информации это недостаточно- нужны знания.
    Заключение диагноста, лишенного логического клинического мышления, более вредно чем его отсутствие вообще.
К сожалению на данном этапе диагностическую аппаратуру обслуживают не клиницисты а "фотографы". Хорошим диагностом, может стать лишь врач, глубоко знающий возможности диагностической аппаратуры и обладающий глубоким клиническим мышлением.
    Вначале я собирался издать отдельную книгу, многие из примеров вошли в последние две моих книги: " Профессия-жизнь" и " Книга моей жизни".
Ниже приведу несколько интересных, курьезных и даже конфликтных историй.
***
......" Многие хирурги, в том числе и я, оперирующие после ваших заключений больных со сложной патологией на уровне любого органа, называют вас врожденным диагностом, обладающим сенсорными качествами от Бога. Вы видите даже тогда,когда возможности прибора не позволяют это видеть....."
Зав кафедры хирургии, академик Константин Цыбырнэ
***
    Пример:

    Пациентка24 года,(1982год) страдала циррозом печени в асцитической стадии, лежала в одной из клиник г. Кишинева, где на второй день в который раз собирались выкачивать жидкость из брюшной полости. При ультразвуковом исследовании(в то время в Молдове единственный прибор находился лишь в руководимым мною в Котовском(Хынчештском) диагностическом центре) вся брюшная полость была заполнена жидкостью, но почему- то через нее не было видно ни одного органа. Будучи еще молодым специалистом, я даже растерялся, тем более, что при исследовании на чудо-приборе присутствовали родственники. Но через мгновение я понял, что на пути ультразвуковых вол находится не проникающие стенки т.е. киста огромных размеров. Повернув больную на живот, через спину удалось увидеть все органы и в первую очередь нормальную печень. Я воспрял духом и глубоко удовлетворенный сообщил:
  - У вашей дочки нет цирроза печени, а огромных размеров киста яичника, которая сдавила все органы к задней стенки брюшной стенки.
  - Этого не может быть: она уже три года находится на диспансерном учете и принимает лечение, четыре раза пунктировали, и выкачали большое количество жидкости...
  - Жаль, что врачи не обследовали жидкость, а то бы давно разобрались, что к чему и без этого уникального прибора, но это в прошлом, сейчас больная нуждается в срочном хирургическом вмешательстве, после чего будет здорова..
Прочитав мое заключение, консилиум врачей не поверили. И только по моего настоянию и записи в истории болезни о взятии на себя ответственности за возможную ошибку, больная была прооперирована .
    Из полости кисты извлечено 11,8 л. жидкости. Через месяц с корзиной алых роз она приехала ко мне, своему спасителю, на повторную консультацию, стройная и красивая. А через год родила сына и назвала его Аурел, в мою честь.
                ***
   
    Пациентка Е.21 год. Невысокая, с хорошей фигурой. После осмотра академика акушер-гинеколога. Г. Палади с диагнозом рак тела матки, была направлена к нам для уточнения диагноза. При ультразвуком исследовании установлена нормально протекающая беременность в сроке 22 недели. После моего сообщения, что ей повезло - опухоли нет, а просто беременность, она, как ошпаренная, вскочила с кушетки, выбив и моих рук зонд и сказала:
  - Вы меня оскорбили, я девственница,я на вас подам в суд.
  - Ну что ж, это ваше право, но вы будьте второй беременной девственницей после Девы Марии(хотя такие случаи я еще встречал).
Я попросил повторно лечь на кушетку, Развернул монитор и стал показывать плод, который как раз в ту минуту делал различные движения и повороты, и сказал:
  - Вот посмотрите, как он красуется перед вами и просит не лишать его жизни.
Успокоившаяся, пациентка спросила:
  - Как это могло случится? Ведь мы только баловались!
Я был вынужден прочитать целую лекцию, как можно забеременеть, оставаясь девственницей. Женщина попросила не писать в медицинской карточке результат обследования. Я ответил:
  - В медицинской карточке не напишу, но в журнале обязан, ибо вас направили ко мне официально. И если вдруг надумаете пойти к какой-нибудь бабке да еще, не дай бог, умрете, то запись в журнале и приписка об отказе взять заключение, для меня будут оправданием. Тогда придется выйти замуж- сказала она и ушла.
Месяцев через девять мы с младшей дочкой Каролиной шли мимо Арки Победы в Кишиневе в сторону "Детского мира", а нам на встречу идут молодая мамаша с красивой коляской, а рядом высокий офицер. Мы прошли мимо, но через несколько метров я оглянулся- мамаша показалось мне знакомой.В это время женщина тоже развернула коляску и окликнула меня:
  - Это вы, Аурел Юрьевич? Вот посмотрите на моего сына, которого назвали Аурелом в вашу честь. А это его отец.
Взял я на руки это чудное создание и поздравил родителей. Кстати, этот мальчик 51-й Аурел, названный в мою честь.
                ***
   
     Пациентка М 44 года. Высокая, полная с большим торчащий вперед животом. Обратилась к врачу с жалобами, что растет живот и стало трудно дышать. Был выставлен диагноз-цирроз печени, асцит(жидкость). При ультразвуком исследовании - нормальная беременность, двойня(оба мальчики) в сроке 36 недель. Кстати, она не менструирует уже 8 лет.На мой вопрос, есть ли дети, женщина ответила что четыре дочки. Узнав диагноз женщина побледнела и сказала:
   - Боже, что ты делаешь со мной, ведь у дочки грудной ребенок. А муж просто скажет: " Ну какая же ты "корова" , если не почувствовала "телят." Я просто боюсь пойти домой-сказала женщина.
   Я стал переживать за эту женщину, представил встречу с ее суровым мужем. Предложил дома ничего не говорить, а привести мужа ко мне. После моей с ним беседы мужчина настолько обрадовался, что наконец будут сразу два сына и перестанут друзья называть "бракоделом". Через две недели Мария родила двух здоровых мальчиков а 55 - летний отец был восторге и все хвалился.
             
    Больная И., 9 лет, внучка уважаемого мною профессора, стала быстро полнеть, началось сильное оволосение по мужскому типу. При обследовании в клиниках Кишинева причину не установили. В Институте эндокринологии г. Москвы определили аденому надпочечника, возможно, и гипофиза, назначена компьютерная томограмма мозга, на которой аденома гипофиза была исключена. Девочке назначили лечение и специальную диету. Положительных сдвигов не наблюдалось. И однажды в разговоре профессор сказал:
  - Аурел, может, посмотришь и ты мою внучку?

  - Почему бы и нет, - ответил я.
При эхографическом исследовании все органы брюшной полости и ретроперитонеальной области оказались без видимой патологии. Матка соответствовала возрасту. Яичники больших размеров, поликистозные (картина идентична классическим поликистозным почкам). Я посоветовал сделать девочке клиновидное иссечение яичников. Но предварительно посоветовал показать мои заключение и снимки в Институте эндокринологии - пусть исследуют гормоны. После операции девочка выздоровела (сейчас сама мать).

     Мать этой девочки, после ее рождения, девять лет лечилась от вторичного бесплодия. При эхографическом исследовании выявлено: матка нормальных размеров, яичники значительно увеличены и кистозно изменены. Была предложена такая же операция - клиновидное иссечение яичников, которую осуществил профессор Е. Гладун. Через три месяца после назначенных мною препаратов, стимулирующих яичники, женщина забеременела.

   Однажды меня пригласили к министру К. Драганюку для консультации по поводу новой партии диагностической аппаратуры. В его приемной было много ожидающих, я поздоровался и присматривал свободное место. Вдруг вижу: выходит уважаемый профессор, идет ко мне и громко говорит:

  - Знаешь, Аурел, после того, как моя дочь побывала у тебя, она забеременела, у меня будет внук.

  В приемной министра раздался громкий смех. Оказывается, мою причастность к радости профессора поняли превратно. Мне пришлось объяснить, однако смех утих только тогда, когда в дверях появился министр, который пригласил меня к себе.


  Пациентка Г., 25 лет. Стройная, с красивым бюстом, симпатичная молодая женщина, приехала на консультацию из военного городка из-под Кишинева после случайного просмотра по Центральному телевидению передачи о моей врачебной деятельности. Оказалось, пять лет как замужем, а детей завести никак не получается. Муж обследовался, все нормально. Она лечилась где только могла, но безрезультатно. При опросе я узнал, что менструальный цикл нарушен, страдает обильными выделениями. При эхографическом исследовании матка нормальных размеров, в полости значительное количество жидкости. Яичники увеличены, поликистозны, маточные трубы неравномерно расширены, больше в ампулярной части и содержат жидкость.

   И я сказал: «То, что я вижу, - это расплата за бурную молодость и не леченную гонорею. Но не надо терять надежду». Больной было предложено сделать рентгенологическое исследование матки и труб и приехать на повторную консультацию. Трубы были частично непроходимы. Было назначено лечение. Через полтора месяца трубы стали проходимы, наступила долгожданная беременность. Родился сын, которого по настоянию мужа назвали Аурелом, в мою честь. А отца зовут Юрий. Так что появился еще один Аурел Юрьевич. Кстати, за мою практику это третий Аурел Юрьевич.



   Больная 3., 32 года. Замужем восемь лет и ни разу не беременела, менструации скудные. Обследовалась во многих клиниках Кишинева, Киева, Харькова, Ленинграда и Москвы, и везде выставляли диагноз: вторичное бесплодие. На лечение было затрачено целое состояние, а результатов не было. При обследовании мы выявили зародышевую матку длиной 2,8 х 1,5 см. Яичники склерозированы. Было предложено находиться на учете у гинеколога для коррекции нарушения генитальной функции и подумать об усыновлении ребенка.



   Больная М., 26 лет. Направлена на консультацию моей сокурсницей, акушером    - гинекологом Галиной Ивановной Хайло, работавшей в Чимишлийской районной больнице. В сопроводительной записке было написано: «Уважаемый Аурел! Пациентка была обследована в Кишиневе и осмотрена всеми профессорами. Дорогой Аурел, ученые мужи говорят, что у нее опухоль матки и надо делать экстирпацию. А я думаю, что она просто беременна. Рассуди нас, ведь ты у нас самый мудрый». На эхограмме матка увеличена, округлой формы и содержит пять плодных яиц с наличием плодиков и сердцебиения в сроке 9-10 недель.
- Мария! Галина Ивановна права, ты беременна, и у тебя, если сохранятся, родятся пятеро детей. Оставь их, ты будешь первой, а может и единственной женщиной в Молдавии, которая родит сразу пятерых детей, и по закону государство полностью обеспечит твою семью.
- Я очень вам благодарна, что это не опухоль, а рожать не придется, так как муж на заработках в Португалии.
- А жаль, - сказал я, - ведь это уникальный, может быть, единственный в истории Молдавии случай.



   Больная В., 23 года. Зашла в мой кабинет с 2-3-летней девочкой на руках. Рассказала, что страдает врожденным нарушением ритма (синдром WPW с частыми сердцебиениями), установленным в Кишиневе и Киеве, врачи запретили ей рожать второго ребенка. После досконального исследования сердечно-сосудистой системы с применением спироэргометрической нагрузки (тогда я единственный в республике делал это исследование) и предложенной мною поликардиографической методики изучения ранних признаков активации ревматического процесса и сократительной способности миокарда пришел к выводу, что больная страдает вялотекущим ревматизмом, т.е. миокардитом. И после соответствующей коррекции противовоспалительными, десенсибилизирующими, калиевыми, метаболическими и повышающими иммунологический статус организма препаратами, а также препаратами, улучшающими сократительную способность миокарда, через три недели синдром WPW с частым сердцебиениями исчез. Как оказалось, навсегда, ибо родившийся сын, также названный Аурелом в мою честь, - уже мужчина и эта женщина больше не обращалась за моей помощью.
Рассказал об этом случае еще и потому, что та маленькая сопливая девочка, с которой больная зашла в мой кабинет и которая, пока я обследовал мать, ползала по моему кабинету, потом стала врачом. Разговаривая со мной по телефону, она часто бросает трубку и делала мне больно. Как-то раз я сказал, что появление на свет ее брата и улучшение здоровья матери - это моя врачебная заслуга, а вот она никогда не станет хорошим врачом.


   Был у меня и такой случай. Наша коллега во второй половине беременности стала задыхаться при малейшей нагрузке, ЧСС постоянно 110-115 ударов в минуту, А/Д 110/70 мм р.с., появились отеки и боли в голеностопных суставах, температура тела 37-37,2°. Эхографическое исследование плода - без отклонений. В клиниках Кишинева так и не смогли установить причину и свели к какой-то аутоиммунной интоксикации, было предложено прервать беременность (вызвать искусственные роды). Со слезами на глазах, задыхаясь, она зашла в мой кабинет и умоляла помочь, так как знала, что я помог многим беременным. Изучив все исследования, проведенные в Кишиневе, и анамнез, я пришел к выводу, что у беременной активный миокардит. Отоларинголог определил хронический тонзиллит с гнойными пробками. Изучив состояние миокарда методом поликардиографии по предложенной когда-то мною методике для выявления минимальной активности процесса в миокарде у ревматических больных без порока сердца, выявил значительное снижение сократительной функции миокарда. После санации миндалин и лечения миокардита современными средствами, а также стимуляции эндокринной и других систем организма, через три недели здоровье нормализовалось, и женщина родила в срок здорового ребенка. После родов она звала меня своим спасителем, чуть ли не своим богом. А спустя несколько лет на одном из собраний коллектива по обсуждению кандидатур на Государственную премию она выступила против моей кандидатуры, сказав обидные, необъек¬тивные слова. Человек по своей природе непредсказуем. Свой поступок я расценил так: «Я делал добро не ради добра, а во имя добра».


   Больная С., 33 года. Полная, страдает приступами стенокардии. Из Кишинева ее привезла ко мне на консультацию моя старшая дочь, они были близкими подругами. Оказалось, что три дня назад ее выписали из Кардиологической клиники, а загрудинные боли и одышка остались. При осмотре А/Д было 160/95 мм р.с., электрокардиограммы в Кардиологической клинике неправильно трактованы. На ЭКГ был выявлен задний очаговый инфаркт. Мы повторили компьютерную ЭКГ и определили динамику развития инфаркта миокарда. Да, никто не застрахован от ошибок, но удивило меня то, что под «выписным эпикризом» стояла подпись заведующего отделением профессора (одного из моих «доброжелателей»), который, то ли по халатности, то ли будучи настолько уверен в лечащем враче, подписал некачественный документ, тем самым взяв на себя юридическую ответственность за жизнь пациентки. Я был вынужден отправить больную обратно в Кардиологическую клинику в инфарктное отделение.



   Больной О., 37 лет. Высокий полный мужчина. Больше месяца, как почувствовал аритмию и одышку при нагрузке. Полностью обследован в Кардиологической клинике, после чего было предложено восстановить ритм при помощи дефибрилляции. После двух неэффективных попыток больной выписан домой с диагнозом - кардиосклероз миокардитический, мерцательная аритмия. Н 1-2; рекомендации: аспирин полтаблетки в день, кордарон 200 мг в день, постоянно. Больной обратился ко мне. При обследовании установлено наличие синдрома слабости синусового узла на фоне выявленного сахарного диабета. После соответствующей коррекции сахара до нормальных величин было начато лечение. Через две недели при повторной консультации на ЭКГ ритм синусовый, 75 ударов в минуту. И правильный ритм держится вот уже несколько лет.

 
  Я удивлен глубокими познаниями в кардиологии доктора Пену, который ухитряется по простой ЭКГ установить дополнительные проводящие пути сердца. После его заключения я прооперировал трех больных с дополнительными проводящими путями.» академик Ю.Ю. Бредикис(Каунас)


   Больная В, 6 лет
   Как-то мне показали большое количество пленок ЭКГ шестилетней девочки, собранных за несколько лет, вне и во время приступов пароксизмальной тахикардии. Девочку неоднократно консультировали в детских клиниках Кишинева и Киева. В карточке фигурировали различные диагнозы, на которых не хочется останавливаться. Изучая внимательно пленки, я высказал предположение о врожденной патологии проводящей системы сердца, то есть о наличии дополнительного пути, который находится ближе к синусовому узлу и провоцирует приступы пароксизмальной тахикардии. Из этого следовал вывод: необходимо специальное исследование проводящих путей сердца для выявления этого дополнительного пути и оперативного его рассечения. Родителям девочки сказал, что такие исследования и операции проводят в Москве и Каунасе - академик Ю. Бредикис. При согласии родителей могу поговорить с ним, так как знаком лично, и он примет ребенка на обследование и, если понадобится, - на операцию. Наш разговор остался разговором и больше ко мне не обращались.

   Как-то ночью, у девочки начался приступ пароксизмальной тахикардии с очень высокой частотой сокращения. У ее постели собрались опытные педиатры, однако принятые меры были неэффективны. Поздно ночью решили позвонить и посоветоваться со мной, что делать, так как девочка погибает.

   У меня самого было очень плохо с сердцем, и я попросил прислать за мной машину скорой помощи. Пока машина приехала, думал, как остановить приступ. Взял с собой таблетки индерала и поехал. Девочка была в бессознательном состоянии, присутствовало самопроизвольное мочеиспускание. Я попросил оголить грудную клетку и дважды резкими короткими движениями ударил ребром ладони по поперечнику сердца. Через несколько секунд начались вздохи, появился кашель, девочка открыла глаза. Приступ прекратился. Я размягчил таблетку индерала, размешал с чаем и дал ребенку выпить. А на ночь оставил пакетик с корнем валерианы, велел заваривать чай и давать пить. Попросил, чтобы скорая отвезла меня домой. Коллеги и родители девочки благодарили и изумленно смотрели на меня, как мне удалось прервать приступ (они не знали, что этим способом я трижды спасал себе жизнь при фибрилляции желудочков). На второй день я сам позвонил в Каунас академику Ю. Бредикису и попросил принять девочку. Ее обследовали и прооперировали. Операция была одной из самых сложных для того времени - на дополнительных нервных путях сердца.      
  Прошли годы.

    Та девочка уже сама врач, имеет ребенка, правда иногда грубит по телефону. А может, она и забыла, что в детстве у нее были частые сердечные приступы и что спасли ее от верной смерти врач Аурел Пену и академик Юргис Бредикис.


Рецензии