Охотничьи собаки в метафизическом дискурсе- 3

Объективный мир не способен отобразить верно феномен времени, прошлое и будущее соединяются в настоящем, и наши самые близкие четвероногие друзья живут в настоящем. Метафизика, по М. Хайдеггеру, - это ностальгия, это тяга повсюду быть дома. Мы на охоте, с собакой всегда не одни, и не важно сколько и какое время, с собакой мы везде, всегда и мы - дома! А стремление везде быть дома, - это и есть метафизика.
Пространство. Пространство и время образуют неразделимую протяженность - континуум, и также многообразно для нас представления о пространстве. Территория и место, локус и район, точка и ареал, и еще много различных навигационных понятий важны для человека. Свойство сакральности, святости, особости пространство не потеряло и сейчас, но почти целиком передано в хранение культуры.
Совсем по-иному обстоит дело с территориальностью, по мере развития теперешней цивилизации мы все больше ценим и боремся за свое пространство. Агрессия сопровождает постоянно этот процесс, войны и конфликты, следствие нарушение пространства. Мы можем заглянуть в самую глубину пространственного, если способны и желаем обращаться к своей душе, к тем переживаниям как мы воспринимаем объем мира, в котором живем. И мы способны найти многое, воспринимая как управляются и позиционируют себя в пространстве собаки.
"В литературе, посвященной Китаю, мне удалось найти лишь скупое упоминание того, что в древности китайцы применяли собак на охоте... я наткнулся на две любопытные китайские поговорки: "Увидев зайца, выпустить сокола" и "Увидев зайца, оглянуться на собаку"... Обе эти поговорки относятся, очевидно, к охоте на зайцев: первая - к соколиной охоте, вторая - ... Скажу честно: анализ этих поговорок привел меня к совершенно неожиданному выводу...
В самом деле, когда охотник может, оглянувшись, посмотреть на свою собаку? Очевидно, что только при охоте на открытой местности -  в поле или степи. Ведь если бы охота проводилась в лесу, то вряд ли его собака находилась бы рядом с ним... Соколиный охотник, заметив зайца, выпускает ловчего сокола. Для чего? Естественно, для того, чтобы сокол самостоятельно догнал и заловил зайца...
Строфа, в которой говорится об охотничьей собаке, находится в середине стихотворения:
Хитрого зайца
поймала борзая собака.

Приведем дословный перевод интересующей нас строки: "Жухуан уничтожила хитрого зайца"... Лю Вэньчжун, комментировавший это стихотворение, поясняет, что жухуан - это название /охотничьей/ собаки...
Охотничья собака, которая на открытой местности (а именно в таких условиях и проходила описанная в стихотворении охота) способна догнать и заловить зверя (в данном случае - зайца), - это борзая собака. Так значит, жухуан - это древняя китайская борзая?" .
Приведенный отрывок, демонстрирует наше взаимоотношение с пространственно-временным континуумом, тот который мы не можем найтив в науке. Бытие - - это то, что требует внимания и понимания, но не разновидность предмета или форма вещи, бытие - это то, что ожидает видение бытия или понимание его. И если предметом науки является универсум, всеохватывающее целое, которому принадлежит все, что имеет пространственное или временное расположение, и наши знания об универсуме постоянно увеличиваются, то этого нельзя сказать о бытии.
Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на что способно откликнуться только человеческое существо. "О том, что в лесу вдруг появилась ходовая белка, догадался я сразу по частым выстрелам охотников, что первыми обнаружили шустрых путешественников.... И здесь, под елками, мой Буран довольно легко находил желанных зверьков...
Стронутая с места, от корма, потревоженная собакой белка, конечно, тут же забиралась на дерево, но, наверное не видя пока никакой особой опасности, не поднималась в самую вершину, а останавливалась, чаще в полдерева и на виду, другой раз совершенно не таясь, начинала еще и сердито цокать, ругать моего Бурана. И добывать таких зверьков не составляло большого труда. < >
Целую неделю ходили мы тогда за белкой, но на восьмой день явно почувствовали, что наша "веселая" охота подходит к концу... Еще три дня искали мы с Бураном миновавших наш лес зверьков...
Но у собаки великолепные способности к навигации, и мы им удивляемся, не позволяя заглянуть глубже в эти характеристики, ведь человек тоже биологическое существо, следовательно, наши эти свойства, оказались лишь потерянными в параллельном процессе с совершенствованием общества, техники и технологий" .
У первобытного человека не было таких проблем, в то далекое время преобладал качественный подход, важна была конкретика вещи и результативность действия.

Фото Константина Клокова


Рецензии