Что творится на Украине
*
Автор: Игорь Гарин
*
Наряду с расширенным сознанием, природу которого я описал в работе
http://www.proza.ru/2016/02/02/1995, существует гораздо менее изученный феномен поврежденного (деформированного, травмированного, перекодированного, мракобесного, истерического) сознания, возникающего в процессе его массированной обработки светской или духовной властью. Ярким примером поврежденного или мракобесного сознания является сознание инквизиционное: разделяя идеи Иисуса Христа о любви, братстве, прощении, самопожертвовании, как бы действуя в русле этих идей, служа им, средневековые инквизиторы создали изощренные пыточные инструменты и сжигали на кострах «еретиков» — носителей передовых идей, продвинутых ученых или людей, подозреваемых в колдовстве или ведовстве. Общее число казненных за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм оценивают в 40-50 тысяч человек.
Урок, иллюстрирующий ту непостижимую легкость, с которой идеалы Христа на практике трансформировались в гаротту, «испанские сапоги», или «огненные палаты», не пошел человечеству впрок. Но поскольку за все исторические непотребства помутненного или поврежденного сознания приходится расплачиваться, то «великие идеалы» ленинизма-стлинизма обошлись человечеству уже не десятками тысяч, а десятками миллионов человеческих жизней, да и поныне мракобесное сознание продолжает собирать своих бессчетных жертв в виде исламского и иного терроризма, северокорейского чучхизма или сохранившихся диктатор и тираний.
В отличие от соматических психических расстройств (соматогенных психозов и психиатрических расстройств), поврежденность сознания — феномен массовый, а не персональный и поэтому ему способствуют тоталитарные доктрины, религиозная или национальная истерия, этатизм и иные формы коммунитарного «Мы-сознания». Говоря иными словами, повреждениям сознания способствует обезличивание, омассовление, национальные травмы и катастрофы, сакрализация социума, то есть феномены, присущие всем видам тоталитаризма или религиозного экстремизма. Я бы усилил мысль: тоталитаризм и экстремизм — прямые пути и действенные средства повреждения сознания масс, результаты длительного манипулирования сознанием народных масс — манипулирования, граничащего с зомбированием. Отсюда растут ноги многих феноменов массового сознания: имперского сознания, комплекса державности, нацистских идеей провиденциалистской избранности и мировой миссии страны.
Травмированное или поврежденное сознание живится не реальностью, а мифами, конспирологией, национальными маниями и комплексами, фрустрациями и стрессами, негативными чертами человеческой природы. Собственно, главная цель тоталитарной власти и заключается в том, чтобы достать из людей всю мразь, всю ненависть, всю агрессию — самый мерзкие, низменные, черные черты человеческой природы.
Поврежденное сознание — это адская тьма в душах людей, абсолютная несвобода и смыслоутрата, подмена понятий, дезориентация, закомплексованность, резкое снижение уровня личностного и общественного самоуважения, бегство в мифологизированное прошлое. В состоянии поврежденности сознания прошлое одерживает сокрушительную победу над будущим и начинает восприниматься как нечто более привлекательное и искомое. Поэтому одна из черт поврежденного сознания — архаика, фундаментализм, неспособность или нежелание интегрироваться в развивающийся мир.
Поврежденное сознание не просто архаично, но содержит многие элементы пещерности, первобытности, враждебности внешнего окружения, вождизма как о единственной гарантии выживаемости сообщества, священства власти, восприятия особой священной реальности — «мировой души», а государственной власти — как «души страны». Именно рабское сознание и стадное чувство, волчье чувство подчинения вожаку стаи, не дают поврежденному сознанию возможности осознать всю глубину провала в первобытность, в преступность тоталитарного режима и его главарей… Это больное, маргинализованное сознание, отметающее в дальний угол позицию человека, как гражданина.
Поврежденному сознанию чужды понятия личной ответственности, человеческого достоинства, прав и свобод. Чужды стремление к автономности, ощущение превосходства индивидуальных целей над государственными задачами. Человек с поврежденным сознанием не чувствует глубинной связи между правами и обязанностями, у него затемнено как сознание прав, так и сознание обязанностей, ему хорошо купаться в безответственном коллективизме.
Поврежденное сознание — форма невменяемости, разрыва с действительностью, при котором коллективный разум извращен, затуманен или погружен в тяжкий, болезненный сон. Когда надо всем довлеет равнодушие и безучастность, нет места движению и свету. Люди готовы принимать ложь и насилие, лицемерить, клясться на крови против собственных близких, чтобы не лишиться огрызка стабильности с барского стола.
Яды, повреждающие сознание, разлагают душу, совесть и ум человека. Индивиды с поврежденным сознанием теряют личностное начало, становятся рабами, фанатично следующими за безумными идеями своих духовных гуру.
Поврежденное сознание культивирует злобу и ненависть. Злобу и ненависть к врагам и ко всем тем, кто как-нибудь от него отличается. Все идеологи тоталитаризма исходят из того, что ненависть — природная страсть, а вот аномальна как раз любовь: «Никого не пролюбишь всю жизнь. А проненавидеть всю жизнь очень даже можно». Поврежденное сознание часто воинственно и милитаризировано, приучено к тому, что его постоянно готовят к войне, к готовности пойти на ритуальное заклание. Во имя величия страны и ее вождей ничего не жалко, война это тоже не страшно… Во многом это угнетенное и развращенное сознание, клюющее на самые примитивные уловки…
Поврежденное национальное сознание часто связано с комплексом неполноценности, с отравлением или соблазнением идеей государственного величия, сколь бы порочным не было само это государство. В таком виде оно обретает черты настоящей психической патологии, ибо оно, это сознание, полностью иррационально, искажено, «соблазнено»: «Оно становится формой национального безумия, национального психоза, извращающего всю иерархию ценностей, делающего очевидное зло (порочное, бесчеловечное государство) добром, а добро (гуманность, уважение национальных прав, добрососедство) — злом. Такая подмена ценностей, как форма безумия, есть сатанизм в наиболее привычным его проявлении».
Свидетельство о публикации №218032201863
Николай Сыромятников 22.03.2018 22:30 Заявить о нарушении