Плохая примета

Как известно, рыба идет на нерест при определенной температуре воды. Вот и в этом году после икрометания щуки, которое прошло как-то незаметно, настало время идти на нерест плотве и окуню.
К этому событию Владимир, житель деревни Ольховка, подготовился основательно. За зиму он сплел несколько мордушек, а когда вода после половодья спала, соорудил яз. Основой яза являются жерди, перекинутые через речку; затем русло перегораживают кольями, оставляя место для мордушек, а после окончательно запружают его лапником, направляя рыбу туда, куда нужно. Для яза выбирают удобное место с течением, чтобы рыба не успевала делать маневр. При хорошо поставленной мерёде вода поднимается сантиметров на 10 – 15.
И вот в один из весенних дней Владимир пошел проверять снасть. Всю ночь во сне он ловил рыбу, но рыба ему почему-то не давалась. Едва проснувшись и даже не попив чаю, Владимир направился к реке. Он сделал буквально несколько шагов от калитки, когда увидел, что наперерез ему идет за водой соседка Мария Ивановна.
- Здравствуй, Владимир, - ласково проворковала она. – Небось, за рыбкой отправился? Чай, и меня угостишь!
- Как же соседку не угостить, - бодро ответил Владимир.
А соседка работала в магазине соседней деревни и иногда выручала мужиков, которые, в свою очередь, в знак благодарности вскапывали ей огород, городили забор, да и немало еще чего другого делали.
Нынешняя встреча была некстати. У Владимира мелькнула мысль: «Пожалуй, это плохая примета – встретить женщину с пустыми ведрами. Но что теперь сделаешь – не возвращаться же»…
А весеннее солнышко уже поднималось, и от земли шел пар. «Самое время для рыбалки», - подумал Владимир, тут же забыв про пустые ведра. Он уже подходил к язу, когда из-за кустов вдруг выскочил заяц, но, увидев человека, поспешно скрылся. «Наверное, у них гон», - отметил про себя Владимир. Но и эта мысль, мелькнув, пропала – он уже стоял на берегу.
Будучи опытным рыбаком, Владимир только взглянул на яз – и сразу определил, что ему, пожалуй, повезло: мусора над мордушкой не было, что говорило о наличии рыбы.
Спустившись к воде, он начал снимать снасть. Для этого сначала нужно было снять и разложить на берегу лапник, а затем уже поднимать мерёду. Когда с лапником было покончено, Владимир поднял задний кол, к которому был привязан «хвост» мордушек. И открыл рот от изумления: в мерёде скопилось такое количество рыбы, что позавидует любой рыбак. Да еще какой! Здесь была и шершавая плотва с красными глазами, и окуни с разноцветными полосками.
И у Владимира невольно промелькнула мысль: вот тебе и плохие приметы! В уме он уже прикидывал, что и Мария Ивановна нальет ему «для поправки здоровья», и жена пожарит плотвичек, сварит уху из окуней.
Но, как говорится, загад не бывает богат. Не рассчитывая на такой хороший улов, Владимир вчера положил сухую жердину, так как сырая была тяжеловата. И вот когда он стал поднимать мерёду с ее содержимым, слабая жердь предательски треснула, и он начал погружаться в воду.
Расставаться с таким уловом Владимиру не хотелось. Он изо всех сил старался удержаться, но мешал груз рыбы, а еще течение, которое, развернув мордушку, тянуло его в омут. Силы, конечно, были не равны. Закончилось тем, что Владимир бросил кол мордушки, а сам, стоя по грудь в воде, стал выбираться на берег.
Как известно, в это время, то есть после половодья, все берега заилены, а кое-где еще и приморожены. Так что все попытки неудалого добытчика выбраться на берег долго оставались тщетными. Только он вроде зацепится и начинает подниматься из воды, как - то нога соскользнет в очередной раз, то ветвь, которую нагнул, обломится, не выдержав нагрузки. Наконец, беднягу прибило к завалу из древесного мусора, и он, уже на карачках, пополз на берег, страшась снова свалиться в воду.
Едва выбравшись на берег, Владимир бегом припустил домой, всерьез опасаясь, что после такой «ванны» можно и заболеть. Как на грех, навстречу ему попалась Мария Ивановна. Увидев, что вся его одежда кроме фуражки мокрая, она, хихикнув, спросила:
- Что, Володя, порыбачил?
Ничего не ответив, Владимир припустил домой еще быстрее. Жена, увидев его, всплеснула руками и сказала:
- Уж лучше бы ты сидел дома, чем так рыбачить.
Хорошо хоть, что с вечера была протоплена баня. Сняв с себя мокрую одежду и обмывшись, Владимир пришел в дом, и жена стала растирать его спрятанной когда-то от него же самогонкой.
На следующий день Владимир, вооружившись багром, решил найти свою снасть, думая, что в ней могло остаться хоть сколько-нибудь рыбы. Но мерёда застряла в одном из завалов, и когда он стал тащить ее, вся рыба, находившаяся в ней, высыпалась через образовавшиеся дыры.
Вот так бесславно закончилась для Владимира эта рыбалка. А соседка мало того, что подсмеивалась, так еще и растрезвонила всей деревне о его приключениях. Люди еще долго обсуждали эту историю и улыбались, глядя на него.
Вот, оказывается, какая получилась примета… Конечно, можно винить и Марию Ивановну с ее пустыми ведрами, и не вовремя попавшегося на пути зайца. «Это, конечно, они виноваты, а я-то стал жертвой», - так продолжал думать Владимир. Он не хотел вспоминать о том, что сухую жердь для снасти принес и положил для себя он сам.


Рецензии