Навигаторша

     Как-то раз, возвращались мы с женой из аэропорта, - сына с семьей провожали. Уже стемнело, и мы ехали с навигатором. Тут навигатор говорит женским голосом:
     - "Через 500 метров плавный поворот налево".
Какой поворот?! Мы уже повернули минуту назад. "Так, - думаю, - навигатор явно не в порядке."
     - Отключай его, - говорю жене, - а то еще заведет куда-нибудь. Сами справимся.
     - "Плавный поворот налево".
     - Наверное батарея разряжена, поэтому тормозит, - предполагает супруга, - сейчас отключу.
Не тут-то было. 
     - "Плавный поворот налево".
     - Все, отключила.
И действительно, руководящий голос в машине умолк.
Проехали пару километров, и снова:
     - "Плавный поворот налево".
     - И что, так теперь и будет? Выключи мобильник совсем.
     - Нет, Миша - так сына зовут - может позвонить.
     - Ну, так выключи и снова включи.
Но и это не помогло. Еще раз десять навигатор зомбировал нас своим плавным поворотом налево. Наконец, добрались до дома, запарковали машину, и уже на выходе из лифта  слышим:
     - "Через 300 метров поверните направо".

     Эту абсолютно реальную историю я поведал своему приятелю Гене. Он большой поклонник искусственного интеллекта. Я бы даже сказал – немного съехавший на этой теме. Как человек впечатлительный, он тут же зажегся и сказал, что я зря обобщаю. Что это – просто сбой прибора, который вовремя не зарядили.
     - Их надо слушать, - вещал он, - они намного умнее нас. Особенно, навигаторы.
     - Что ты имеешь в виду? – насторожился я.
     - Сейчас расскажу, - говорит, и рассказывает мне совершенно невероятную байку. При этом божится, что это чистая правда.

     Вот эта история. Передаю ее от Гениного первого лица. Хотите, верьте, не хотите, - дело ваше.
 
     "Еду я как-то на север по делам.  Дорогу не очень-то знаю, поэтому включаю навигатор в мобильнике. Так и едем, "навигаторша" указания дает - я всегда женский голос ставлю, - а я кручу руль и за маршрут не переживаю. И тут замечаю, что бензина маловато, на обратную дорогу не хватит.
     - "Через 500 метров поверните налево".
Но у меня другой план в голове, - надо бы заехать на ближайшую заправку, а она, судя по указателям, будет через три километра. Заправлюсь и вернусь на маршрут. Я еду прямо и тут слышу:
     - Ну?!
Инстинктивно оглядываюсь  - никого в машине нет – и вдруг понимаю, что голос идет из навигатора. Спрашиваю в полном обалдении: 
     - Что "ну"?
     - Я же сказала, поверни налево, а ты?
     - Да мне тут надо на заправку, - автоматически я втягиваюсь в дискуссию, а сам внутри взъерошен, как напуганный кот.
     - А что же ты перед поездкой не заправился? Я что, и об этом должна заботиться?!
     - А почему нет? – я постепенно опомнился и включаюсь в игру, - ты что, устаревшая модель?
     - Сам ты устаревшая модель, - взрывается голос, - а у меня онлайн-обновление дважды в сутки. И не гони так, здесь разрешенная скорость 90 км в час.
     - Не цепляйся, - огрызаюсь, - я с трафиком еду.
     - С трафиком он едет! Вот не скажу тебе, что за поворотом радар, и получишь штраф за превышение скорости. А штрафы сейчас - ого-го!
Подъезжаю к заправке, и ловлю себя на том, что мне уже неудобно выйти из машины молчком.
      - Ладно, - говорю, - подожди меня, никуда не уходи. Не скучай, интерактивная моя.

     Заправляю машину, а сам думаю: "Лучше заблудиться, чем с этой занозой ехать. Выключу-ка я ее. На хрена мне эти стрессы!"
И тут пришла мне в голову свежая мысль, а что, если с ней не "собачиться", а поговорить, как с человеком? Когда еще выпадет такой шанс - пообщаться с искусственным интеллектом?

     Я вернулся в машину и вырулил на трассу. Навигаторша снова принялась командовать, но голос у нее был обиженный. Между командами я стал ее расспрашивать, какая фирма ее производит и какого она года выпуска. Она сухо отвечает, что производитель - Google, а версия - самая свежая – этого года.
Слава Богу, думаю, пошла на контакт, и спрашиваю, как бы между делом:
     - А как вас учат, кто в машине главный?
     - Главный тот, кто дорогу знает, - режет навигаторша, - а водитель  только баранку крутит. Вон, в Японии есть автомобиль, который слепых возит.
     - А ты можешь работать с машинами без водителя?
     - Нет, я для обычных машин.
     - А интеллект у разных навигаторов разный или у всех одинаковый?
     - Конечно разный, как и у людей.
     - Слушай, а зачем вас такими умными делают? Это же дорого, а срок службы всего два – три года.
     - Теперь у Google другая политика, у нас сама программа каждый год обновляется. Не то что у вас, - ехидно добавляет она.
     - А может навигатор заболеть? – я пропускаю ее колкость мимо ушей.
     - Конечно. Ты про компьютерные вирусы слыхал когда-нибудь?
     - Слыхал, слыхал. Ну вот, подхватит навигатор вирус и заведет машину черт-те куда. Может такое быть?
     - Может. Только это вас и волнует! А что с больным навигатором станет, вам дела нет!

     Тут меня словно током ударило, - ведь она за своих переживает! Не зря я с ней разговаривал. Они уже с характером и с эмоциями. А соображают намного быстрее - куда нам до них. А человек все считает, что он царь! Да разве только навигаторы? Скоро без искусственного интеллекта будут, разве что, зубило с молотком." 

     Гена надолго замолчал, как видно, погружаясь в свою излюбленную тему.
     - И что дальше? – спросил я.
     - Дальше?... Мы с ней часто ездили с тех пор. Подружились. Бывает, разговариваем всю дорогу, особенно, если никого больше в машине нет. Я и понятия не имел, как много она знает. А недавно признался ей в любви. Оказывается, она тоже неравнодушна ко мне.
     - Да, ты что?!
     - Представь себе.
     - Ну и что, поженитесь теперь? - подначиваю я.
     - Есть у меня одна идея. Бредовая, конечно, но кто знает... Ты ведь в курсе, что людям вживляют процессоры, ну, чтобы всякие жизненные процессы контролировать? А что, если взять какую-нибудь бестолковую блондинку и вживить ей мою навигаторшу вместо мозга? Слушай, мы бы с ней поладили - это точно! Во-первых, мозги современные и вечно молодые. Обновление через спутник дважды в сутки – чего еще желать. Во-вторых, мы уже привыкли друг к другу. А в-третьих, если что, кнопка выключения всегда под рукой...
     - Верно мыслишь, - одобрил я приятеля, - кнопка - это важно.
Выходит, что я зря считал Гену законченным идеалистом.


Рецензии
На Навигаторша Валерий Диковский - "...Ну вот, подхватит навигатор вирус и заведет машину черт-те куда. Может такое быть? - Может. Только это вас и волнует!.."
- Искусственный интеллект должен быть в помощь человеку. Но частенько, если взять примеры его участия общении людей по телефону, то он - не просто мешает, но и откровенно - тянет наше время и раздражает! - А что касается "болезней навигатора, то не удивлюсь, если "его болезни" - спровоцируют больничную койку водителю! - С улыбкой и беспокойством за психику и иные последствия искусственного интеллекта для человека, Лена Широкова.

Лена Широкова   30.04.2024 05:42     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Лена. Люди, которые разрабатывают искасственный интеллект, уже сейчас пугаются его возможностей. По мне, так эти возможности пора уже ограничивать. Человечество по доброй воле или по глупости ведет себя в тупик.
Всего доброго и удачи,
Валерий.

Валерий Диковский   30.04.2024 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.