Какие цветы дарить

                Я буду долго гнать велосипед… Нарву цветов и подарю букет той девушке, которую люблю.*


        Хорошо ли дарить цветы? Конечно, особенно любимым женщинам, им так это нравится. Кто же не любит цветы! Но теперь у меня появились сомнения. Хочу ими поделиться. 
        Мы с внучкой Тамарой принесли красивый букет роз на 8-е марта ее учительнице по скрипке. Диана поблагодарила, но сказала, что оставит их на работе. Дома она срезанные цветы не держит, не может смотреть, как цветы умирают. Вот ведь какие чувствительные люди бывают! Я задумался, рассказал жене и дочери.  Их это тоже удивило, они любят цветы в любом виде, и в букетах, и в горшках, рады и цветам на садовом участке.
        Я стал расспрашивать, интересоваться мнением других. Оказалось, Диана не одна такая. Одна из подруг жены сказала:
        - Я тоже с детства не могу видеть умирающие цветы! Дома стоят букеты, но они искусственные. Зато это не ранит.
        Другая подруга высказалась еще более жестко:
        - И я жалею срезанные цветы и прошу друзей их мне не дарить. Не могу видеть их агонию, а реанимация - это ужасно!
        Я вспомнил, как моя жена на ночь обычно кладет розы в холодную воду, чтоб подольше сохранились. Она по-своему жалеет цветы, говорит, что укладывает их спать. Хоть это и продлевает их жизнь не больше, чем на неделю. А вид увядших цветов, что может быть более грустным и унылым!?  Так что же, мы дарим цветы для радости или для заботы и печали?
        Если честно, мне тоже больше нравится, когда они растут, цветут и живут столько, как природа захотела. Но все же я не столь чувствительный, как Диана и эти дамы, ведь ловлю же я рыбу, а чувствительные натуры так не делают, или ловят и сразу отпускают. Я же жарю, ем...  И мясо тоже ем, не задумываясь о его происхождении. Но есть люди, которые задумываются, и мясо не едят. Можно себя успокаивать, что свинок и курочек выращивают, чтоб их ели. Вероятно, иначе они бы и на свет не появились. Они звенья в пищевой цепочке. И жизнь, к примеру, у цыплят не такая уж плохая, хоть и недолгая**. То же можно сказать и о цветах. Их для того и выращивают, заботятся, лелеют, чтоб мы купили и доставили кому-то радость. Себе – это точно на радость! Подарил, поздравил с праздником, обнял, поцеловал даму (или кавалера) –  приятно. А то, что потом им придется заботиться о цветах – это их проблемы.
        Вспоминаю, как в молодости в поездках на велосипеде я рвал полевые и лесные цветы, привозил девушке, которой был увлечен. Даже помню, как возвращался в город с большим букетом ландышей и по пути громко пел песню про велосипед на слова Н. Рубцова*. Молодость, любовь, эмоции…, но причем тут цветы, природа? Про Красную книгу тогда даже не слыхали. Да и в школе тогда нас учили «не ждать милостей от природы, а взять их от нее...» (И. Мичурин). 
        И все же, как приятно видеть поляны лесных или полевых цветов! Нетронутая природа, красота, гармония, поднимают настроение. Так пусть эти цветы растут, радуют, дают семена! Пусть засеивают землю вокруг себя и дают корм маленьким птичкам, весело щебечущим в небе над ними! Конечно, иногда хочется кого-то из близких порадовать букетом, но ведь жалко цветы рвать, простоят они недолго. Радость будет короткой, но потом букет увянет и пробудит печаль. Эти лесные и полевые цветы: ландыши, колокольчики, ромашки…, они же такие нежные, беззащитные... Не лучше ли запомнить их живыми, послать фото по телефону, интернету, поделиться красотой со своими друзьями, любимыми?...  А невдалеке увидел, как на опушке леса чертополох выпустил красивый цветок, но он же такой колючий! Листья, да и цветы в острых иголках, они говорят: не тронь, я опасен! Неслучайно этот цветок стал символом Шотландии. Ни у кого не появится желание его безнаказанно сорвать.
        Вообще-то слова песни про велосипед не столь радостны и оптимистичны, как кажутся на первый взгляд.  Там луговые цветы дарятся на память любимой девушке без взаимности с ее стороны.  Добрый прощальный жест или надежда? И сколько проживет букет, даже если девушка его не выбросит, а поставит в воду? Такие цветы – память ненадолго.
        Вот подарить или посадить живой куст цветов на память – другое дело. Хочешь-не хочешь, но иногда вспомнят. Пусть не столь романтично. Одна подруга подарила нам маленький кустик сирени, когда уезжала на ПМЖ за границу. Сегодня это огромный красивый куст, каждой весной, когда сирень цветет, её вспоминаем добрым словом. Или тюльпаны, которые вылезают из-под земли, как только снег растает. Их луковицы подарили мои друзья еще студенческих времен.
        Прошлым летом и осенью у нас на участке постоянно цвел куст прекрасных роз. Я фотографировал цветы, посылал фото друзьям, с женой мы наслаждались изяществом форм, запахами… Но как-то ночью случились ранние заморозки и все цветы погибли.  И у соседей кусты подмерзли и увяли. Вот и задумаешься. Так природа захотела? Может, если бы мы срезали эти розы пораньше и поставили букет в воду, цветы бы нас еще немного порадовали? А сам розовый куст? Он и на следующий год будет расти, цвести, давать нам возможность наблюдать за жизнью каждого бутона, отдельного цветка,  наслаждаться ароматом и причудливыми узорами лепестков.

           На фото: Цветы полевые и садовые, слева – чертополох, он может сам себя защитить, справа – цветок розы, о которой я рассказал

           *Песня А. Барыкина на стихи Н. Рубцова: https://www.youtube.com/watch?v=G5iAcFKvXQA
   

           ** http://www.proza.ru/2015/05/11/1323


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
У моей мамы около дома был палисадник с разными цветами. Когда я приходила к родителям, мама всегда пыталась мне дать с собой домой букет цветов. А мне так жаль было, что она их срезала! Хоть и было их много - разных-разных! Вот зайти в палисадник, по всем розам носом поводить - кайф! А дарить цветы очень нравилось - я в свою школу, а потом и домой к многим своим учителям бегала много лет, и мамины букеты были пристроены.
А когда в молодости встречались с будущим мужем, он мне дарил ежедневно букеты то на работе, то вечером - дома, которые стояли подолгу, и ставить их было некуда. Мне было жаль и его денег, но как об этом скажешь? Я сказала, что мне очень жаль срезанные цветы, хотя я их люблю, но в небольшом количестве - не снопами. И тогда он крупные цветы дарил по одному, ну а ландыши или первые лесные фиалки - букетиками.
А последние лет 15 прошу всех не дарить мне цветы вообще - аллергия на запахи до головной боли. И если кто-то все же подарит, вся красота стоит на балконе до увядания. Так что я понимаю Диану.
Спасибо за эссе о цветах.
С уважением.

Татьяна Хожан   09.03.2023 02:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна! Рад Вас услышать. Спасибо за развернутый отзыв. Я, конечно, менее чувствительный и аллергии нет на цветы, дарил жене на 8 марта, букеты стоят еще. Дарить приятнее, несомненно.
Сам я мало читаю и пишу последнее время, причины субъективные и объективные. К последним относятся проблемы со зрением, неудачно сделали операцию. Поэтому на Прозе сейчас малоактивный.
Вам желаю доброго здоровья и всяческих успехов в жизни и творчестве, с уважением,

Владимир Кожин 3   09.03.2023 19:48   Заявить о нарушении
Владимир, поправляйте свое здоровье! У меня несколько знакомых с первого раза сделали неудачные операции, но после повторной все было хорошо, а одна подруга из России сетовала на неудачную операцию, я ее попросила оценить через пару месяцев, раз нет болей. И правда - месяца через три она стала лучше видеть, а через полгода совсем хорошо. Может, и у вас еще все обойдется.
Добра и радости!

Татьяна Хожан   09.03.2023 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.