Согласование. Согласие. Противоречие

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VI. Социальная  душа (Psyche).

Глава 1. Согласование – Согласие – Противоречие.

[Схема изменилась. Текст необходимо переписать. Лучше пока его не читать.]

Предваряю эту главу выдержкой из статьи моего друга, без которого во мне не появилась бы сама идея иерархической организации психических функций и желание построить теоретическую модель этой иерархии.  Это рефлексия в широком, я бы даже сказал, широчайшем, философском смысле этого слова.

       «Прежде всего, что такое рефлексия? Начнем с некоторого абстрактного объекта А. Пока объект А никак не соотносится с другими объектами, он есть вещь в себе, воплощение абстрактного тождества «А есть А». Но в силу материального единства мира любой объект вплетен в целостную совокупность объективных связей. Выделение объекта А из этой целостности нарушает ее вполне определенным, только объект А характеризующим образом. А значит, весь мир без объекта А эквивалентен тому же объекту А, или, другими словами, А есть не-А. В практике человеческого познания это отвечает известному способу определять некоторый объект, указывая, чем он не является.
       Итак, мы получили, что, с одной стороны, А есть А, то есть в объекте А нет ничего, кроме него самого; с другой стороны, А есть не-А, то есть в объекте А содержится весь мир — а это и есть отражение в философском, всеобщем смысле слова. Оказывается, что всеобщность отражения является лишь другой стороной материального единства мира. Так понимаемое отражение выступает как сущность объекта; в частности, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.»
       Но вернемся теперь к нашему объекту А, который теперь есть одновременно А и не-А. Не вдаваясь в детали процесса реализации этого диалектического противоречия, мы можем сразу заключить, что результатом его будет отрицание отрицания, «не-(не-А)», или, снимая опосредующие отрицания, снова объект А, только на более высоком уровне. Легко видеть, что А как второе отрицание себя есть отражение в объекте А того, как этот объект отражается в окружающем его мире. Другими словами, объект А отражает сам себя посредством взаимодействия со средой, он в каком-то смысле «постигает себя», наблюдая, как относятся к нему другие объекты. Такое опосредованное самоотражение и называется в философии рефлексией. Мы видим, что в результате рефлексии исходный объект поднялся на качественно новую ступень, то есть рефлексия есть всеобщий механизм развития. А поскольку в новом объекте А представлены как его абстрактное бытие в себе, так и его рефлективная сущность, объект становится иерархией, объединяющей оба уровня.
       Разумеется, здесь описана наиболее общая и, следовательно, наиболее абстрактная рефлексия, в которой исходный объект — лишь голая, бескачественная единичность. Конкретная рефлексия затрагивает не только объект как целое, но и все его качественные особенности — то есть рефлексия является всеобщей как в количественном (охватывает все объекты), так и в качественном отношении (охватывает все стороны любого объекта).»
(РЕФЛЕКСИЯ: ПУТИ РАЗВИТИЯ. П. Б. Иванов. Институт спектроскопии АН СССР, 1984).

Чтобы перейти к рефлексии в более узком смысле, надо всего лишь подставить вместо А и не-А фихтеанское Я и не-Я.  Хотя Фихте подразумевал под Я не изолированное Я индивида.

       «Пафос фихтеанства – активность, деятельность, причем деятельность не отдельного, изолированного индивида, а совокупности людей. Термин Я не должен вводить в заблуждение. «Речь идёт  не обо мне – писал Фихте, - если бы вообще дело было в моей личности, я мог бы заняться ею, не говоря об этом ни одному человеку. И вообще для мира не имеет значения и не составляет события вопрос о том, чтО мыслит и чегО не мыслит отдельная личность. Мы как всецело ушедшая в понятие и в абсолютном забвении наших индивидуальностей слившаяся в единое мышление община… вот кто желал мыслить и исследовать, и именно об этом Мы, а отнюдь не о своём Я, думаю я» (Из книги Манфреда Бура «Фихте», издательство «Мысль», Москва, 1965).

С.Л.Рубинштейн, критикуя фихтеанское противопоставление абстрактных Я и не-Я, предлагает противопоставление Я и Мира.
 
Некоторые психологи резко сужают смысл понятия рефлексии, отождествляя её с общением с самим собой, аутокоммуникацией, внутренним диалогом. При этом они не исключают уровней психики, лежащих ниже общения, т.е. непосредственное взаимодействие (деятельность) с природными явлениями (водной гладью, например), отражение (восприятие своего отражения в воде), отношение (оценку своей внешности и желание её изменить, поправить, украсить и приукрасить).
 
       «Восприятие  собственного зеркального отражения является, по всей вероятности, начальным моментом и исходной основой общения человека с собой. … Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Как это сделать, украситься, например, цветными перьями или яркими пятнами глины, или подобрать соответствующий костюм, изменить выражение лица и т.д.?  И для дикаря, и для современного человека «смотрение в зеркало» - это начало перехода «пассивной» составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную её фазу, создание образа «Я»,  соотнесение его с теми представлениями, впечатлениями, что были раньше, и, самое главное, переход к активным действиям «самосовершенствования», затрагивающим пока только внешность».  (Л.П. Гримак. Общение с собой: Начала психологии активности.  М.: Политиздат, 1991, стр.65).

Сразу заметим, что уже в этой цитате рефлексия рассматривается со своей пассивной (сенсорно-перцептивной) и активной (идеомоторной) сторон. Сенсорно-перцептивная сторона рефлексии - это восприятие себя посредством зеркала (или любой другой зеркальной поверхности), т.е. самовосприятие. К ней же можно отнести и восприятие других людей, т.е. социальное, или межличностное восприятие. То, как я выгляжу и каким кажусь, я могу понять по выражению лиц окружающих меня, используя их мышечно-лицевые реакции как зеркало для себя. Удивлённое выражение лица и глаз своего давнего знакомого (да и незнакомого мне встречного) сигналит мне, что в моей внешности или в моём поведении что-то не в порядке, и что это что-то надо исправить. Так же можно "прочитать" и остальные эмоции, выражающие восприятие и оценку другими людьми моей внешности, моего внутреннего мира, и моей личности в целом. Так мы контролируем себя и своё социальное поведение. Это наш самоконтроль, который потом становится сознательным морально-нравственным самоконтролем. Его мы и называем совестью.

Идеомоторная (образно-моторная) сторона рефлексии состоит в создании образа своего «Я» и его коррекции, т.е. изменении себя и своего поведения в том направлении, каком для себя носитель этого «Я» посчитает лучшим из всех других. Создание образа «Я» - это, в принципе, и есть самосозидание, самоформирование, самостроительство, а его коррекция - самоизменение, самосовершенствование, работа над самим собой. Если некий образ своего «Я» становится устоявшимся, привычным, обычным, в общем, нормальным для его носителя, то поправки, вносимые во внешнюю и внутреннюю деятельность личности, мы можем рассматривать как проявления личностной саморегуляции (лат. regula - норма, правило).

В силу взаимозависимости наших действий, саморегуляция оборачивается регуляцией межличностных взаимодействий, взаимовосприятий, взаимоотношений, способов сотрудничества и общения. Создание и коррекция образа своего «Я» - это не только личностная саморегуляция, но и формирование и изменение образа жизни, играние межличностных и социальных ролей, самовыражение, самодемонстрация, самопозиционирование. Перебор с самовыражением является источником таких личностных акцентуаций, как демонстративность и истероидность.

В целом же, самоизменение есть основа сознательной морально-нравственной саморегуляции, которая называется волей. Совесть и Воля составляют пару внутриличностных психических процессов на уровне Социальной Души (Psyche), так же как Сознание и Мышление составляют пару вербально-интеллектуальных процессов на уровне Социального Духа (Logos).   

       «В общении как способе межличностных отношений К.Маркс и Ф.Энгельс усматривали «обработку людей людьми». Если продолжить  эту мысль, то сущность общения с самим собой можно определить как процесс «обработки человеком самого себя». (Там же, стр.11).

Из-за обилия терминов, обозначающих процессы в пассивной и активной сторонах рефлексии, я долгое время испытывал затруднения в выборе подходящих понятий. Могу перечислить некоторые варианты, приходившие мне в голову. Условимся, что первым идёт понятие, соотносимое с тезисом, пассивной, или сенсорно-перцептивной стороной рефлексии, которая сама по себе есть основание в качестве начального звена логической триады. Вторым - понятие, соотносимое с антитезисом, активной, или образно-моторной (идеомоторной) стороной рефлексии.

Итак, это:
самоанализ и самосинтез;
(само)критика и (само)изменение;
(само)контроль и (само)коррекция;
самоотображение и самовыражение;
самоощущение и самовосприятие, т.е. образ «Я»;
самосозерцание и самопреобразование;
интроспекция и экстраспекция;
самочувствие и самовоздействие;
«меня» («себя») и «сам» («Самость»), где основание - «Я».

Вполне возможно, что такие противоположные процессы, как (само)критика и (само)изменение, (само)контроль и (само)коррекция, относятся к третьему уровню Социальной Души (Psyche) - к триаде Выбор - Совесть - Воля, вернее, к двум последним её звеньям, к совести и воле. Но в этом мы сможем убедиться только при углублённом рассмотрении этой триады в третьей главе данной части.

Английский вариант последней связки понятий (Я, себя, сам - I, me, self) фигурирует в таких выражениях, как selfmademan (человек, сделавшийся себя сам) и selfy. "Сам" означает "самостоятельно, без чьей либо помощи". "Самость" - активная сторона рефлексирующего «Я». «Меня» или «себя» («мной», «собой») - пассивная сторона «Я». «Я» - обладатель некоей собственности: тела, духа, души. То, чем я обладаю - Моё, моё имущество, моя собственность.

Я (личность) - Себя (собойность) - Сам (самость). Я Сам Себя сделал и делаю.
 
Наконец я остановился на той триаде, которую вы видите на схеме (над текстом). Понятия самобытия (самобытности) и саморазвития (становления личности), на мой взгляд, вбирают в себя все вышеперечисленные варианты. К тому же, они являются переходными к понятиям, обозначающим социальную регуляцию - дисциплину и самодисциплину, мораль и нравственность, морально-нравственный выбор, совесть и волю, долг и свободу воли. Под самобытием или самобытностью мы понимаем разнообразное своеобразие - отличие каждой личности от любой другой личности, бытие самим собой (собойность), уникальность личности, её оригинальность, или индивидуальность. Естественно, самобытность личности зависит от уникальности условий её существования - быта. Быт у каждого не так уж и уникален. И здесь на индивидуальность каждого накладывается типичность обитания в какой-либо местности и в каком-либо обществе. В результате получается, что личность обладает индивидуально-типическими чертами, характерным только для неё их рисунком (характером). Саморазвитие - это самодвижение, самостоятельность, самостоятельное движение, самоизменение в пространстве и времени, становление личности, её телесно-духовно-душевное созревание, профессиональный рост и личный прогресс (карьера).

Замечено, что личность успешно развивается тогда, когда развивает свои индивидуальные задатки и способности, а не занимается теми видами деятельности, которые ему кто-то (родители, учителя, начальники) навязал. Несоответствующие её талантам занятия личность может сама себе навязать, подражая авторитетам или следуя их целеуказанию. Иногда человек не знает, чего он хочет, какую дорогу выбрать и каким специалистом стать. Не знает просто потому, что не знает себя. Здесь-то и помогает самопознание, самоосмысление (поиск смысла своей жизни), саморефлексия. Со стороны могут помочь психологи-профориентаторы. Но и они могут ошибиться. Поэтому лучшее, что человек может сделать - это заняться самоиспытанием и самонаблюдением, перебором различных профессий (хотя бы в уме), пробой себя в разных делах. Хорошо, когда человек рано определяет для себя желаемый и доступный род занятий. Плохо, когда он мечется по жизни, меняет профессии, ищет себя и не находит, не чувствуя удовлетворение ни от одного дела. Хотя иногда человек имеет в себе многообразные таланты и долго не может определиться с тем, какой из них он будет счастлив развивать.   

Для наглядности изобразим вышесказанное в форме сопоставления трёх триад:

Рефлексия - Самобытие - Саморазвитие
         Я        -      Себя      -         Сам
      Мир      -     Бытие   -    Становление
 
Лично я  исхожу из того, что рефлексивность (возвратность) заложена ещё в нижних этажах психики, а разум вместе с рассудком обнаруживают её и выявляют как самостоятельную деятельность или деятельностный процесс. Рефлексия есть уже на уровне условных рефлексов, т.е. на уровне отражения, когда живой организм ощущает всего себя, в частности, видит свои грудь, брюхо, конечности, выдающиеся впереди глаз части своей морды, т.е. нос и пасть. Более того, всё поведение животного изначально рефлексивно, ибо каждый организм заботится прежде всего о себе. Если кто-то кусает, животное оборачивается к нему и обороняется, т.е. обороняет себя. Если в каком-то месте зудит, то животное чешется = чешет себя. Если животное ощутило голод, то оно питается = питает себя. И так далее. Вся деятельность, в принципе, есть также и самодеятельность, т.е. деятельность, направленная  на самого деятеля. Животное само себя производит и само себя потребляет, само в себе созревает и растёт, само по себе рождается, само в себе умирает, само в себе сохраняется и само себя воспроизводит в изменённом виде (самосохранение, самоизменение). Это, так сказать, непосредственная биологическая рефлексия в форме образующихся и распадающихся, изменяющихся и наследующихся рефлексов.

Деятельность и деятель находятся в первоначальном, синкретическом единстве, слиты друг с другом. Также совпадают друг с другом  отражение и самоотражение,  отношение и самоотношение, познание и самопознание, сознание и самосознание,  понимание и самопонимание.  И только совместная работа рассудка и разума выводит рефлексию как самостоятельную и относительно независимую рефлексивную деятельность, в которой рефлексирующий деятель отделяется от деятельности в любой своей разновидности: жизненной, отражательной, оценочной, кооперативно-трудовой, общенчески-познавательной, чтобы увидеть её со стороны и исправить недостатки, внеся необходимые усовершенствования. Рассудочная рефлексия способствует выделению деятеля из деятельности, выхода за её пределы и даже выхода за пределы себя, чтобы узреть себя со стороны, с различных точек зрения, глазами других людей, глазами обобщённого другого. Это самодистанцирование, самоудаление, порой доходящее до самоотчуждения. Разумная рефлексия способствует возврату  деятеля к себе и в себя, а также в деятельность. Это самосближение, самоинтеграция, самоотождествление, поддерживающее и развивающее целостность Я.

До выделения рефлексии в самостоятельную деятельность Я и Мир  в психике были слиты в одно синкретическое целое. В психике, скорей всего,  не существовало чёткой границы между внешним миром (Миром) и внутренним миром (Я). С выделением рефлексии в самостоятельную деятельность такая граница возникает. И среди людей появляются экстраверты и интроверты. Для экстравертов больше интересен внешний мир. Интроверты преимущественно обращены своим вниманием на свой внутренний мир.  Но экстраверсия и интроверсия – это крайности, края континуума, в середине которого находятся амбиверты, т.е. те, у которых интересы, внимание и осознание направлены попеременно, по принципу маятника,  то на внешний, то на внутренний мир.  Эта пара противоположностей накладывает определённый отпечаток на психические функции личности. У одного человека, по К.Юнгу, ощущение (или интуиция, или чувство, или мышление) эктравертно, у другого – интровертно, у третьего – амбивертно. 

Подобно тому, как К.Юнг рассматривал вышеупомянутые психические функции в своей книге «Психологические типы», можно рассмотреть каждую из остальных психических функций. Например, эмоции тоже могут быть эктравертными, интровертными и амбивертными. Экстравертная эмоциональность обладает яркой выразительностью во внешнем плане, демонстративной и сильной. Интровертная эмоциональность менее выразительна, но более глубока («В тихом омуте черти водятся»).  Амбивертная эмоциональность  то затихает и уходит внутрь, то выплёскивается наружу. Причём, также по принципу маятника, чем больше она уходит внутрь, тем ярче и сильней она проявляется вовне («затишье перед бурей»). То же самое происходит и с речью. Поначалу речь возникла как экстравертное явление, как речь, обращённая к другим людям. Её слышно (звучащая речь) и видно (письменная речь). Затем произошла интровертизация речи, в результате чего она стала неслышимой и невидимой для других. Это - внутренняя речь, речь про себя. Она обращена к другому, к собеседнику, который уже удалился из зоны речевого контакта, как бы вдогонку, или/и как предварение разговора с ним в будущем контакте. С развитием рефлексии субъект общения обращается к самому себе и внутренняя речь становится речью-в-себе-про-себя-и-для-себя. Амбивертность речи состоит в динамичности переходов из внешней речи во внутреннюю и обратно.

Таким образом, саморефлексия (внутренняя рефлексия) внутри себя двойственна. С одной стороны она есть  самоуглубление, интроверсия. С другой - самовыражение, эстраверсия. Самоуглубление - погружение внутрь себя, в свои ощущения, образы, в воспоминания о прошлом опыте, представления, переживания, чувства, желания, мысли, рассуждения, т.е. мышление о собственном мышлении.  Самовыражение - самопрезентация, овнешнение внутреннего, проявление внутреннего мира во внешнем мире - в поступках, в поведении как целой серии поступков, имеющей определённую направленность.
 
Личность - это живой рефлектор, не только излучающий свет и тепло, но и получающий (влучающий)  его от других. Излучая, он выходит своим содержимым (веществом, энергией, информацией) за собственные рамки, за границы самого себя. Пока личность не излучает своего содержимого, она есть личность-в-себе, она невидима, неслышима, неощутима для других  людей. (Здесь речь идёт, конечно, об ощутимости, слышимости и видимости внутреннего мира, т.е. о духовно-душевной воспринимаемости личности другими личностями. На близком расстоянии человека видно и слышно физически, но с увеличением расстояния он становится для нас невидим и неслышим, если только не воспользуется средствами связи и не проявит себя вовне.) Становясь ощутимой для других через собственное излучение, личность становится личностью-для-других. Получая от других отсвет своего излучения, личность становится личностью-для-других-и-для-себя, или короче: личностью-для-себя. Другими словами личность через других становится ощутимой, видимой и слышимой самой себе. Излучённое ею содержание, оформленное в ряд поступков (социальное поведение) по отношению к другим, возвращается к нему же и в него же.

Это изменяет старое содержание личности, и делает это содержание новым. Т.е. личность через внешнерефлективную (социальную) деятельность формируется и  изменяется. Если такое изменение делает личность качественно новой, придаёт ей новые возможности, т.е. расширяет границы личностной свободы, то речь идёт уже не о простом изменении её поведения, а о развитии личности, о её переходе на качественно новую ступень. Здесь сразу можно немного развести в стороны понятия изменения и развития, которые в обычно смешиваются и путаются. В философской рефлексии при сохранении между ними некоторого тождества они всё же различаются. 
 
Изменяться личность может как к лучшему (к добру), так и к худшему (ко злу). Изменение - основа воли и свободы воли. Воля - замысел, желание, намерение, стремление что-то изменить. Изменения могут быть нейтральными для человека и окружающих, но могут ухудшать или улучшать ситуацию. Желание изменить ситуацию к лучшему для себя - проявление всякой здоровой воли. Желание изменить ситуацию к лучшему для себя и окружающих - проявление Доброй Воли. Желание изменить ситуацию к лучшему для себя за счёт её ухудшения для других - проявление Злой Воли. Желание изменить ситуацию к лучшему для других (для друзей) даже в случае возможного ухудшения её для себя - основа героизма, смелости, храбрости, самопожертвования, подвига. Желание изменить ситуацию к худшему для себя свидетельствует о нездоровой, сломленной воле, и ведёт к саморазрушению, к самоубийству.

Развивается личность только к лучшему, когда происходит её совершенствование или/и самосовершенствование. Изменение - субстрат развития. Развитие - такое изменение, которое ведёт к возникновению нового устойчивого изменения к лучшему (устойчивого улучшения) для всех. Саморазвитие сказывается на росте свободы воли, которая диалектически связана с новым долгом и новой ответственностью, т.е. с новым ограничением для свободы. Думаю, не будет большой беды, если мы будем иметь в виду саморазвитие, говоря о самоизменении.
 
Вернёмся, однако, к рефлексии. Говоря почти гегелевским языком, личность светится ("светлая личность") своими рассудком и разумом (своим пониманием ситуаций разных масштабов), и через своё излучение впитывается другими личностями, которые в свою очередь также излучают в той или  иной форме  собственное, изменённое под воздействием первой личности, содержание, впитываемое первой личностью, инициатором межличностного взаимодействия и общения. Так происходит взаимное питание, воспитание, передача своего личного опыта и усвоение личного опыта других людей, а также интеграция разных опытов в единый общественный опыт. На уровне отдельной личности, когда она выходит своим содержимым (пониманием смысла различных явлений) за пределы  самого себя, и может посмотреть на себя же со стороны, глазами других личностей, воспитание становится самовоспитанием, поскольку пытаясь изменить других, она изменяет и саму себя.
 
Итак, одну, активную, моторную сторону рефлексии мы определили как саморазвитие - способность менять самого себя и своё внутреннее содержание, а через него менять ход событий и других людей, - в лучшую сторону, к лучшему. Другую, пассивную, сенсорную сторону рефлексии - как самобытие, самобытность, отличие личности от других личностей, индивидуальность. 

Предварительно надо сделать ещё несколько делений:

I. По пространственному параметру рефлексию можно разделить на синкретическую, внешнюю, внутреннюю, и синтетическую рефлексию. Аналитическая рефлексия состоит в дифференциации синкретической рефлексии и выделения из неё внешней (тезис) и внутренней (антитезис) рефлексии. Синтетическая рефлексия - объединение внешней и внутренней рефлексии с чётким разграничением между ними и пониманием переходов между ними (граница - внешнее - внутреннее - переход).
 
1). Синкретическая рефлексия - первоначальная форма рефлексии, когда внешний мир был слит с внутренним миром, и внутренний мир, таким образом, ещё не выделялся из внешнего, т.е. человек в своём детском состоянии ещё не видел границ между окружающим миром и самим собой. Здесь рефлексия присутствует в качестве биологической: в виде унаследованных от родителей безусловных и благоприобретённых условных рефлексов.   

2). Внешняя рефлексия - это межличностная рефлексия, имеющая в себе целую иерархию уровней: а) взаимодействия, б) взаимоотражение (межличностное взаимовосприятие), в) взаимоотношения, г) взаимосвязь, сотрудничество, д) межличностное общение. На уровне д) внешняя рефлексия состоит в познании других людей и того, как они понимают меня не только как коммуникатора, а как личность, как относятся ко мне, что говорят и думают обо мне, и как со мною поступают. От того, как я воспринимаюсь и оцениваюсь другими, зависит и моё самовосприятие и самооценка (прямой переход к внутренней рефлексии, в пункт 3).   

3). Внутренняя рефлексия - внутриличностная рефлексия, саморефлексия, стимулирующая возникновение интереса к себе, строящая Образ Я, конституирующая  самооценку (самоотношение), активизирующая самопознание и самоосознание, развивающая самосознание и самоосмысление (самопонимание, Я-концепцию). От того, как я воспринимаю и оцениваю себя, как понимаю себя и объясняю свои поступки окружающим, зависит восприятие и оценка меня другими людьми (обратный переход к внешней рефлексии, к пункту 2).

[Внешняя рефлексия порождает внутреннюю рефлексию. То есть, всякое "САМО" возникает из "ВЗАИМО". Так из взаимодействия рождается самовоздействие, воздействие на себя. Из взаимоотношений с другими - самоотношение, самомнение, самоуверенность, самонадеянность, самолюбие.] 

4). Синтетическая рефлексия - Я, единство всех сторон и проявлений человека.  Здесь возникает чёткое разграничение между внешним миром и внутренним миром.


II. По временному параметру рефлексия делится на:
 
1). ситуативную - рефлексию-здесь-и-теперь (слежение за собой в ситуации);
2). ретроспективную рефлексию (анализ себя и своего поведения в прошлом);
3). перспективную рефлексию (синтез себя в будущем, планирование своего развития);
4). вневременную рефлексию, охватывающую рефлексии в настоящем, в прошедшем и в будущем времени. Возможно, это и есть Трансцендентная Рефлексия (саморефлексия), Трансцендентное Я, постоянно выходящее за пределы себя, постоянно возвышающееся над собой. 

Смысл рефлексии субъекта состоит в том, чтобы он, наблюдая за результатами своей деятельности, за своими действиями, за их внутренними коррелятами (влечениями, желаниями, образами, представлениями, понятиями, и т.д.), оценивал их по различным критериям и менял их к лучшему.

С сенсорной стороны саморефлексия представляет собой САМОАНАЛИЗ своей деятельности, своего поведения, своих поступков, и процессов и состояний своего внутреннего мира: влечений, желаний, чувств,  переживаний, мыслей, понимания, и т.д. В большей степени самоанализ является ретроспективной рефлексией - анализ того, что уже сделано, было задумано, пережито, и т.п. Хотя он может работать и в отношении того, что задумывается,  планируется, ожидается. Но это уже в меньшей степени, потому что анализировать вероятное будущее в силу его большой непредсказуемости намного труднее, чем уже ставшее прошлое.

Самоанализ переходит в САМОСИНТЕЗ - в синтез нового образа самого себя и своего образа жизни, т.е. в самоизменение через изменение чего-то в себе или вовне себя, в окружающей среде. Это то, что называется преобразованием и самопреобразованием, личностной трансформацией и самотрансформацией. Процесс самоизменения сложен и вбирает в себя много других процессов. Таких, например, как самостимуляция, самодетерминация, самопрограммирование, самокоррекция, самостроительство, самоиспытание, самопроверка, работа над собой, самоформирование, самоубеждение, самовнушение, самонастройка, самоприказ, самоподбадривание, самобичевание, самоорганизация, самоактуализация, самоутверждение, и др.. Понятие самоизменения является общим для них. Перечисленные процессы, конечно, чем-то различаются между собой, и их можно распределить по слоям психосферы, называемой здесь Социальной Душой (Psyche). Этим мы и займёмся в следующих главах этой части Психоархитектоники. Но все они реализуются через самоизменение, изменение субъектом своих физиологических и психических состояний и процессов, изменение своего социального поведения. 

Это ещё не личностная саморегуляция (самодисциплина), а пока ещё только основа саморегуляционного процесса. Поскольку regula (лат.) - это правило, норма, то и регуляция - это управляемая нормализация. Но на этом уровне ещё не идёт речь о нормах и правилах, которые формируются на том уровне, который надстраивается над рефлексией, - на уровне дисциплины и самодисциплины, нравственности и морали. Волевая саморегуляция, происходящая по личному замыслу (цели, намерению, плану), осуществляется через самоизменение, но самоизменение ещё не является волевой саморегуляцией. Таким образом, самоизменение и саморазвитие является моторной стороной рефлексии, её действенным компонентом, противоположностью её сенсорной стороны - самобытности и самоанализа. 

Самоанализ помогает рефлексирующему субъекту РАЗОБРАТЬСЯ в себе. Если он не застревает на этой стадии работы над собой, то на следующей стадии он старается СОБРАТЬСЯ в новом образе. О преобразовании себя, изменении своего способа действий и образа жизни, поиске нового образа своего Я, придании своему поведению новой направленности (нового смысла) или коррекции (поправкам, уточнении, обогащению новыми способами и средствами) старого направления, и говорит Гримак, называя этот процесс общением с собой.

Самоосмысление - Самоанализ - Самосинтез.
   
Иногда процесс поиска себя, своего нового образа Я, процесс самосинтеза, самостроительства, самосовершенствования происходит без достаточного самоанализа, без анализа своих потребностей и способностей, без анализа уже наделанных ошибок. В этом случае образуется перекос самоизменения (развития) над самоанализом, когда человек хватается за предлагаемые методики самосовершенствования, пробуя их без всякого знания себя и своих склонностей.

Собственно, многие психотерапевтические подходы грешат перекосами в ту или иную сторону. Фрейдовский психоанализ, аналитическая психология К.Юнга, и т.п., зацикливаются на анализе и на вопросе "что виновато?". Ассаджиолиевский психосинтез, гештальтерапия Ф.Пёрлза, НЛП, и т.п., - на синтезе и психотехниках личностной трансформации, т.е. на вопросе "что делать?".

Если между процессами самоанализа и самосинтеза возникает гармоничное  взаимосодействие, то они образуют синтетический процесс - процесс саморегуляции - самодисциплину, включающей в себя самобучение, самовоспитание и самообразование. Необходимость самовоспитания осознаётся теми естественными (родители) и профессиональными (педагоги) воспитателями, которые понимают, что дети воспитываются не столько словами, сколько личным примером, т.е. поведенческими образцами. Если дети слышат от родителей и педагогов одно, а видят другое, то копируют (подсознательное подражание) демонстрируемые ими способы поведения (примеры, образцы), а их словесно оформленные ценные указания игнорируют. Здесь возможны разные варианты противоречий, например, когда старшие ругают младших за то, что сами и совершают, возмущаясь при этом трудновоспитуемостью своих чад.
    
Рефлексия (как писалось во многих статьях, посвящённых ей) связана с саморегуляцией, которая состоит из самопрограммирования,  самоконтроля - контроля за своими действиями, самокритики,  самокоррекции, самопрограммирования (планирования своей деятельности) и исполнительских действий. В сущности, осознанный самоанализ и есть самоконтроль, самокритика и самокоррекция - сенсорная сторона саморефлексии и саморегуляции. А осознанный самосинтез - это самопрограммирование - моторная сторона этих процессов. Так что основную тетраду на этом уровне можно представить в следующей форме:

Саморефлексия - Самоанализ - Самосинтез - Саморегуляция.

Самоанализ является основой для самоконтроля, самокритики и самокоррекции, а самосинтез - основой для самопрограммирования, самоподготовки, инициации действий и волевого усилия. Самоконтроль можно также понимать как самомониторинг, самослежение. Особенно, когда речь идёт о ситуативной рефлексии и, соответственно, ситуативной саморегуляции. Иногда человек, делая что-то одно, отвлекается на что-то другое (чувства, образы, мысли), и не рефлексирует того, что он делает, машинально оперируя предметами. В результате его действия теряют точность, ловкость, тонкую ситуативную приспособляемость, поскольку звено самокоррекции выпадает из саморефлексируемой деятельности. В лучшем случае этот человек делает не то, что он хотел, в худшем - занимается членовредительством, в нейтральном - не может вспомнить потом, сделал ли он то, что намеревался, впадает в сомнения и вынужден себя проверять и перепроверять, теряя на этом время и уверенность в себе. Вылечиться от сомнений по поводу себя можно с помощью практики динамической медитации, пришедшей к нам с Востока, т.е. тренировки навыка быть сосредоточенным длительное время на том, где человек сейчас находится. Умение быть "здесь-и-сейчас", быть в текущей ситуации, "в потоке" очень полезно в разных социальных взаимодействиях, особенно в конфликтных. На этом основаны многие техники психологической саморегуляции в восточных единоборствах. 

За воздействием на других и на самого себя стоит самовыражение - выражение себя теми или иными средствами в каком-либо определённом образе. Вспоминая,  как дело было с ощущениями и образами (глава "Отражение - Ощущение - Образ"), мы понимаем, что имеем дело с искусством, в частности искусством самодемонстрации и самопрезентации. Быть самим собой - быть в том образе самого себя, который соответствует своей Я-концепции  (самопониманию), т.е. играть роль самого себя, что вполне можно назвать отсутствием наигрыша и присутствием естественности в поведении. Играть роль другого человека, нежели ты есть, это уже надевание маски, играние чужой роли, пение не своим голосом. Здесь как раз чувствуется наигрыш и неестественность.

В определённых ситуациях, когда личность желает скрывать свои истинные ценности, чувства и желания,  и маскироваться другими, более приемлемыми в обществе, это в пределе доходит до лицемерия и фальши - внешне дружественного поведения с внутренней враждебностью.  Это как  раз то, что называют дилеммой "быть или казаться". Но это дилемма лишь в глазах рассудка. В глазах разума эти противоположности совмещаются и различается целая гамма переходных состояний, называемая игранием социальных ролей. В определённой степени социальное лицемерие свойственно каждому, поскольку всякий человек вынужденно или добровольно играет множество ролей, соответствующих определённым статусам в разных группах и сообществах, в которых он живёт.  Кто-то хорошо справляется с ролью отца или матери, послушного ребёнка, прилежного ученика, остроумного собеседника, демократичного начальника, верного товарища и друга, а кто-то - плохо. Кто-то вообще не принимает на себя те роли, которые ему не по душе, не по вкусу, не по нраву, а кто-то кривит душой и согласен сыграть хотя бы внешне ту или иную противную для себя роль. Ну а кому-то вообще нравится играть самые противные и мерзопакостные роли.

Сопоставим одноуровневые триады из разных сфер психики:

  РефлексиЯ   -  Самосознание - Самовыражение        (Psyche)
   Общение     -       Язык      -         Речь                (Logos)
      Связь        -        Быт       -      Техника       (Corpus socialis)
  Отношение   -   Чувство     -     Эмоция              (Anima)
  Отражение   -  Ощущение   -   Движение          (Animus)
Деятельность -  Отражение   -   Поведение       (Corpus animalis)
       Мир        -       Бытие     -   Становление         (System)

Рефлексия (саморефлексия) есть и Деятельность (самодеятельность), и Отражение (взаимоотражение и самоотражение), и Отношение (взаимоотношения и самоотношение), и Связь (сотрудничество), и Общение (самопознание и самопонимание).  Другими словами, Рефлексия использует ресурсы всех нижележащих этажей (макроуровней), психических сфер, засылая в них своих агентов, полномочных представителей самой себя.
 
А). Самодеятельное Я - это деятельность по улучшению первоначальной деятельности и того, кто её осуществляет - деятеля = действующего тела. Соответственно, рефлексирующий субъект воздействует на самого себя с тем, чтобы усовершенствовать свои качества, которые закономерно  сказываются на улучшении деятельности. Для этого деятель переносит свой интерес на самого себя, становится интересен самому себе. Деятель становится мотивом своей деятельности! А раз так, то он, работая над собой, например, тренируя себя перед охотой, схваткой с врагом, делая различные физические упражнения и т.п., развивает свои способности, увеличивает свою физическую силу и ловкость, укрепляет своё здоровье, повышает работоспособность и способность противостоять физическим тяготам, т.е. физическую выносливость.
 
Б). Самоотображающееся и самовыражающееся Я - это Отражение самого себя (самоотражение), т.е. самоощущение и создание своих образов, образов Я (Я-образов, рабочих, оперативных, ситуативных). Саморефлексия на этом уровне - это приобретение опыта обращения с собой через самоиспытание и самонаблюдение (интроспекцию). Саморефлексия здесь - это память о себе (самопамятование, по терминологии Гюрджиева), личностная история. Саморефлексия - это создание более-менее устойчивых представлений о себе, устойчивых внутренних Я-образов, которые несут в  себе первичный прогноз (образ ожидаемого от себя поведения)  и установку (готовность действовать по отношению к себе определённым образом). Рефлексия - это внимание к своему внутреннему миру, самосозерцание (Я-созерцаемое) и самовоображение (Я-воображаемое). Самосозерцание результируется в определённом видении самого себя, в интегральном Я-образе, а мысленные эксперименты над своими представлениями о себе результируются в стратегических и тактических (дальних и ближних) планах насчёт себя, собственной жизни, жизненного пути. Последнее можно назвать самопроектированием и самостроительством.

В). Самооценивающее Я - это отношение к себе, самоотношение, самооценка. Это и собственное впечатление о самом себе, самоприятие или отвращение к самому себе в разных ситуациях. Это и волнения по поводу самого себя и за себя. Саморефлексия - это Я-переживающее, Я-мнение (самомнение) и Я-настроение (самонастрой). Самоотносящееся Я - это самосомнение (мнительность), самоуверенность (вера в себя) и самонадеянность (склонность полагаться на самого себя), самолюбие, продукт взаимодействия Я-реального и  Я-идеального (Я-желаемого). К тому же, саморефлексия здесь - это  аутоэмпатия, чуткость к своим переживаниям, а также самосочувствие и доброта по отношению к себе, готовность прийти к самому себе на помощь.

Последнюю фразу надо пояснить. Аутоэмпатия - это когда Я как социальный субъект, личность, сопереживаю самому себе как природному, биологическому субъекту, индивиду. Доброта по отношению к самому себе? А почему бы и нет! Ведь известна аутоагрессия и её крайнее выражение - суицид, самоубийство. Сопереживание и его составляющая - сострадание, жалость к живому, лишившемуся чего-либо важного для себя, в самоотношении становится самосостраданием, т.е. жалостью к себе. В последнее время стало обычным к жалости к себе относиться негативно, с презрением. Хотя именно из жалости по отношении к себе вырастает бережное отношение к себе. Ведь никого не коробит пожелание беречь себя. А как можно беречь себя не сострадая самому себе в какой-нибудь возможной воображаемой ситуации, в которой ты что-то из ценного для себя потерял? Если не беречь себя на дорогах, то можно потерять руку, ногу, или вообще жизнь. Почему-то думают, что жалость унижает того, кого жалеют. А что, безжалостное отношение к другому и к себе возвышает кого-либо? Жалость к себе не значит впадение в слёзоточение из-за какой-либо неудачи. Не жалеть "живота своего" можно ради отчизны или ещё чего-либо высокого и ценного в жизни человека. Но не жалеть себя постоянно и по пустякам глупо. Естественно, самоотношение и самооценка формируется и изменяется во взаимодействии с отношением к другим людям, на основе взаимоотношений (межличностных отношений) и взаимооценок.

Г). Групповое (семейное, коллективное) Я - групповая рефлексия над предметом совместной трудовой деятельности и её течением. Групповая рефлексия происходит в производственной и учебной практике. Это то, что в психологии называется предметно-рефлексивными отношениями. Восприятие и усвоение позиций других участников совместной трудовой деятельности, учёт этих позиций (мнений, сомнений, убеждений) и конструирование своей собственной позиции, её проявление в общении с другими, демонстрация и объяснение.

"Важнейшими характеристиками предметно-рефлексивных отношений являются:
1) адекватность - уровень точности воспроизведения "точки зрения" другого относительно предмета рефлексии;
2) глубина, определяемая как число одновременно воспроизводимых и соотнесённых друг с другом предметных позиций;
3) направленность, представляющая доминирующие референтные группы, чьи предметные позиции становятся основным объектом рефлексии в данной ситуации." (Психология. Словарь под общей редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990). Саморефлексия на этом уровне выражается примерно в такой форме: "Эту вещь мы сделали плохо (недостаточно хорошо), надо её переделать, улучшить, усовершенствовать".

Д) Диалогическое Я - Я в общении с другими и Я в общении с самим собой (Гримак, "Общение с самим собой"), аутокоммуникация, внутренний диалог, в котором собеседником может быть любой вспоминаемо-воображаемый человек, литературный герой, киногерой, авторитетная личность или какая-нибудь субличность во внутреннем мире. Это та самая внутренняя болтовня, от которой пытаются избавиться при попытках интуитивного проникновения в суть вещей - "остановка мира" в книгах Карлоса Кастанеды, внутреннее молчание. Рефлексия на этом уровне - это самопознание, которое результируется в знании себя. На основе знания себя формируется Я-понятие (Я-концепт) или Я-понятия - система иерархически организованного знания о себе. Саморефлексия здесь - это самоосознание, самосознание и  размышление о себе (поиск ответов на вопросы: "Кто я?", "Какой я?", "Почему я что-то должен и кому?", "Куда мне стремиться и зачем?", и ещё много-много вопросов о себе). Рефлексия - это, наконец, самоосмысление как  самопонимание и самораскрытие (саморазъяснение) себя другому или себя самому себе, Я-концепция.

Две стороны  самоосмысления: рассудочное Я (дискретное Я) и разумное Я (континуальное Я). Рассудочное Я занято саморазличением, выделением себя из окружающей природной и социальной  среды, саморазграничением, укреплением границы между Я и не-Я, между Я и Ты, между Я и Другие, между Я и Мир. Оно утверждает: "Я прав, а ты виноват"; "Кто не со мной, тот против меня"; "Мы - хорошие, а вы - плохие". Именно рассудочное Я используется в практике саморастождествления: "Я - это не моё тело, Я - это не мои образы и представления, Я - это не мои эмоции, настроения  и желания, Я - это не мои знания, и не моё понимание, ..." Рассудочное Я разделяет даже самоё себя: "Я сегодня не такой, как вчера", "Это сделал не я, я был пьян", и т.п..

Разумное Я занято самоотождествлением и самотождественностью, объединением своих частичных Я (субличностей): "Я просыпаюсь утром и понимаю, что Я - тот же самый, кто засыпал вечером"; "Да, Я в прошлом совершил ошибку и готов понести наказание", и т.п. Разумное Я мыслит своё тождество с другими, разрешая противоречие между Я (Моё) и Ты (Твоё), находя нечто, объединяющее противоположности - Мы (Наше). Разумное Я понимает всю относительность и условность границ, которые понастроило Рассудочное Я. Равновесные и гармоничные отношения между Рассудочным Я и Разумным Я делают самопонимание, Я-концепцию сохраняющей свои очертания, т.е. довольно жёсткой конструкцией, и в то же время динамичной и пластичной, развивающейся. Перекосы между рассудочной саморефлексией и разумной саморефлексией приводят к тому, что Я-концепция либо разваливается на множество я-концепций, как в случае с множественной личностью, либо она становится настолько пластичной и изменяемой, что любое воздействие на неё со стороны других людей сразу изменяет её коренным образом, как в случае с конформностью и гипервнушаемостью некоторых людей.

***

Рекомендуемая литература:
1. И.Н.Семёнов. Методологические проблемы этимологии и типологии рефлексии в психологии и смежных науках.
2. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции.


Рецензии