Рецензия на фильм Бибинур

   Фильм «Бибинур» - лиричная драма о том, как одной необычной бабушке по имени Бибинур из глухой татарской деревни приснился сон, в котором все ее умершие родственники, восседающие на древе жизни, зовут ее к себе. Стало быть, пришло время умирать. Бабушка эта отвела себе срок чуть меньше недели, но за эту неделю произошли события, изменившие не одну судьбу.
   Фильм получился красивым, гармоничным, с сильной драматической интонацией и глубоким философским посылом. Начало фильма переносит зрителя словно в сказку - цветущие сады, много света и некий приятный, нежный флёр. Оказывается, мы попали в сон, где на древе жизни сидят и разговаривают люди, а вокруг бегает маленькая девочка. Ей-то и предназначаются слова этих людей – всех-всех поколений родных этого ребенка ( который, быть может, олицетворяет человеческую душу),  которые зовут девочку к себе в вечно-цветущую бесконечность. Эти первые кадры, на первый взгляд, вызывают недоумение и непонимание, но вскоре все становится на свои места. Вот перед нами уже не девочка, а старая бабушка - в ней сразу ощущается безграничная доброта и мудрость. У бабушки этой земной сад – яблоневые аллеи. Заслышав велосипед, она собирает фрукты и движется к забору, где ее поджидает резвый и живой мальчишка, юный предприниматель, который торгует мороженым. Мальчишку этого не любят, видимо, чувствуют, что он не такой как все, что есть в нем какая-то внутренняя сила и предназначение, и это не его необычный высокий голос, а нечто более масштабное, что способно изменить что-то вокруг.
Бабушка Бибинур – эдакая славянская юродивая: над ней подшучивают, а она не обижается, ее не понимают и не воспринимают всерьез. На протяжении всего фильма складывается ощущение, что движет этим человеком какая-то исключительная положительная энергия: она собирается послать в Америку яблоки, крупу и сильно удивляется, когда узнает, что яблоки могут испортиться, она , несмотря на все насмешки и порой грубости мальчика, все равно ухаживает за ним, в какой-то степени наставляет и делает его лучше, она , сама не замечая того, меняет сознание и отношение к родным местам молодого богатея, выращенного в Германии, ну и апогей всей ее жизни - она спасает человеческую жизнь, отдавая свою, словно по какому-то пророчеству.
А что люди вокруг? Близкая подруга (сестра) подло увела в молодости жениха, и как ни в чем не бывало, захаживает к старушке, считая себя самым близким человеком, соседи принимают ее за умалишенную , а свита юного наследника богатств и земель попросту издевается над бабушкой. Люди всегда были, есть и будут невосприимчивы к чужой непохожести. Но эта бабушка, словно святая, подставляет другую щеку, делает все вокруг чуть добрее и светлее.
В фильме гармонично расставлены сюжетные и драматические перипетии. Перед зрителем постепенно раскрывается вся жизнь Бибинур, становится понятно, почему она такая, какая есть, какие события привели к тем или иным последствиям. Причем, делается это тонко и по смыслу, не «в лоб», очень важно, что нет элемента «разжевывания». Действие фильма идет своим логическим чередом, с флэшбеками, поясняющими возникающие вопросы. Фильм вышел поэтичный и лиричный. Такое впечатление складывается по деталям повествования, да и вообще отношению режиссера к своим героям - он их действительно любит и переживает за них. Фильм затрагивает и множество философских, «вечных» вопросов, будто то отношения отцов и детей (горький момент с звонком сыну в Америку), и вопрос о том, что никогда не стоит забывать свои корни, свою принадлежность к земле, на который ты родился, свой род и свою семью. Фильм так же затрагивает вопрос милосердия, самопожертвования, веры в человека, в мечту, веру в то, что любой может стать лучше, чем он есть, может измениться сам и изменить ближнего. Это фильм о бескорыстии и корысти, о прощении, что нужно прощать и любить, несмотря ни на что, фильм о фатальной судьбе: то, что должно произойти - все равно произойдет. «Бибинур», конечно же, о вере, о великом предназначении человека, его миссии в земной жизни.
Хочется отметить актерскую игру. Казалось бы, на экране ни одного знакомого и известного лица, но как естественно и профессионально сыграны роли. Нет ощущения театральности, наоборот, кажется, что это не фильм, а реальная история из жизни, которая происходит в близком месте.
Визуально фильм так же не вызывает нареканий. Конечно, там нет захватывающих пейзажей Эммануэля Любецки, но картинку приятно смотреть, она вызывает теплые чувства, как уже было сказано выше, поэтики и аутентичности.
Тем не менее, есть момент, который показался не очень логичным. Произошел он практически в концовке фильма, а именно, в моменте со взрывом, а еще точнее, в ситуации, которая привела к нему: почему снайпер бросил спичку в сарае с соломой? Вряд ли такая аккуратная и требующая пристального внимания к деталям «профессия» может допустить такой оплошности. Концовка тоже вызывает вопросы, что, в общем, хорошо. Неужели для этих людей пресловутые спутниковые тарелки - счастье и главная мечта в жизни? Что же, жертва была напрасной? Неужели вся та драма, что перевернула с ног до головы отношение к жизни и окружающему главных героев, сводится к потребительской материальной мечте?
В заключение хочется сказать, что картина произвела очень приятное впечатление. Было интересно и приятно наблюдать за сюжетными поворотами, а в некоторых моментах подступал комок к горлу, что говорит о насыщенном драматизме. Самое главное, что этот фильм заставил задуматься о некоторых вещах после просмотра. Остается надеяться, что региональное кино как можно чаще будет радовать зрителей своими трогательными посланиями, ведь теперь есть еще один пример качественного и душевного фильма.


Рецензии