Рецензия на фильм Дурак

Фильм «Дурак» - мрачная социальная драма режиссера новой волны  Юрия Быкова о российских реалиях. Молодой сантехник , но уже руководящий бригадой,  Никитин (Артем Быстров) живет в небольшой квартире с родителями (Александр Коршунов и Ольга Самошина),  женой (Дарья Мороз) и сыном (Иван Брэд),  готовится на допотопном компьютере к экзаменам, чтобы стать архитектором, и вместе с отцом раз в несколько дней ремонтирует скамейку перед домом, которую целенаправленно ломают местные детишки. Ночной вызов в ветхую коммуналку на чужом участке нарушает привычный уклад жизни главного героя - Дмитрий осматривает дом и приходит в ужас после обнаружения двух трещин в несущих стенах. Сантехник понимает, что всех жильцов дома необходимо срочно эвакуировать, но никто не торопится этого делать. Чтобы донести «верхушке», что в аварийном общежитии около 800 человек могут погибнуть в любую минуту, ночью он едет в ресторан, где отмечает юбилей администрация города и мэр по прозвищу «мама» (Наталья Суркова, Борис Невзоров, Кирилл Полухин ). Ну не дурак ли? И это слово фигурирует в фильме постоянно, называют его так все, кому не лень: мать, жена Маша и остальные. Сам же Артем Быстров в одном из интервью заявляет, что «на таких дураках мир держится».         
   Накаченные алкоголем чиновники сбиваются в кабинет начальницы, начинают сначала ругаться, а потом каяться. И вот тут-то возникает доселе не встававший вопрос: в каком еще фильме за последнее время можно увидеть кающегося, понимающего и принимающего свои грешки чиновника? Ан нет, через какое-то время такая мысль улетучивается, и перед нами предстают все те же циничные и бессовестные персонажи, что и в десятке подобных фильмов. Дому между тем по-прежнему грозит обрушение. Дальнейшие события повергают, если не в шок, так точно удивляют.
   После просмотра картины, в первую очередь восхищает актерская игра, драматизм и нетривиальный сюжет. Сразу же напрашивается аналогия с нашумевшим «Левиафаном» , у этих 2 фильмов действительно много общего, но «Дурак» не дотягивает по масштабности и попросту не столь визуально красив и монументален. Однако наблюдать за поворотами сюжета и действиями главных героев занимательно.
   Отличительной чертой фильмов «новой русской волны» стало использование «чернухи» из 90-ых, когда каждый режиссер стремился посильнее плюнуть в сторону власти, народа и проч., не исключением стал и фильм Юрия Быкова «Дурак». Действительно, человек, который противостоит пагубной системе и пытается что-то изменить или кого-то спасти априори в современной жизни считается, если не дураком, то безнадежным романтиком и утопистом. Но таким кино (упадническим, безнадежным, мрачным, апатичным, депрессивным) мы уже сыты по горло. В этом главная беда картины. Да, есть герой, есть его благие цели, есть антагонисты , но побеждает снова зло , причем довольно нелицеприятное. Режиссер в лицо говорит , что народ- серая беспомощная масса, неотесанное быдло и невежды. Возможно, культурный уровень страны действительно падает, но быть настолько категоричным и однобоким тоже не совсем правильно. Идея и посыл этого фильма понятен - благой поступок считается дуростью, «один в поле не воин» и т.д. , но снова не даны пути решения этой ,безусловно, остросоциальной проблемы. Как и в «Левиафане», представлена проблема и полное отсутствие ее решения.
    Тем не менее, фильм достоин внимания. Здесь и драматизм, и актуальный посыл, и замечательная актерская игра, и оригинальный сюжет, но с другой стороны, здесь и «чернуха», и полная депрессивная безнадега, и даже напыщенность вместе с гротеском. Посмотреть фильм стоит, он действительно может заставить задуматься , но куда и как воплощать все эти задумки, если нас окружает такая мрачность ?


Рецензии